Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста

«Чтобы дети были счастливы»

 

Представьте, что к вам прилетела добрая фея и спросила вас: «Что бы вы пожелали своим детям?» Возможно, первым, что придет вам в голову, будет извечное желание: «Чтобы дети были счастливы».

Сегодня все знают, что родители и учителя могут помочь детям стать счастливыми и ответственными взрослыми. Для этого нужно поддерживать интерес ребят к игре и чувство общности, развивать в детях определенные качества, значение которых порой недооценивается — оптимизм, веру в собственные силы.

Мы нередко думаем, что счастье это дар судьбы. Американский психолог Михай Чиксентмихали, исследовавший этот вопрос, пришел к другому выводу: «Счастье — во многом подарок случая, но мы можем сделать многое, чтобы получить этот подарок». Он обнаружил, что люди чувствуют себя наиболее счастливыми, когда входят в состояние, названное им состоянием потока (flow). В этом состоянии они полностью открываются тому, что происходит «здесь и теперь». Дети достигают подобного состояния, погружаясь в игру. Игра становится фундаментом, на котором может быть построено счастье и детей, и взрослых.

Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка — это эмоциональная безопасность. Если у ребенка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растет счастливым. Попытайтесь вспомнить, чего вы хотели больше всего, когда были маленькими? Скорее всего, это безопасность и уверенность в том, что вас любят. Конечно, этим ваши желания не исчерпывались, но без любви не было ощущения счастья.

            Сегодня многие родители и педагоги озабочены поиском оптимальных методов воспитания. Но не забывайте: нужно доверять важному помощнику — природе ребенка. Если вы любите своих детей, они будут расти сами, шаг за шагом, постоянно овладевая новыми навыками.

 

Пять шагов к счастью

 

Шаг 1. Связь с другими людьми

Ощущение связи с другими, вероятно, самая важная предпосылка счастья взрослых людей. Это чувство передается нам через безусловную любовь и уважение наших родителей и учителей и создает непоколебимый фундамент на всю жизнь. Эрик Эриксон назвал это чувство базовым доверием к миру. Оно позволяет детям смело действовать и делает их готовыми идти на риск. Оно делает их способными принять вызов с позиции «я это сделаю» и вселяет в них глубокий оптимизм. Мартин Селигман и другие психологи указывали на то, что оптимистическое восприятие является самой действенной защитой от депрессии и отчаяния.

 

Шаг 2. Игра

            Игра — это «работа» детей. В наши дни дети следуют установленной родителями и школой программе обучения, которая не включает такую важную для детей деятельность, как игра. Однако учителя и родители не должны забывать, что игра ребенка — это его труд. В игре развивается его фантазия, даже если он играет сам с собой. Играя с другими детьми, он обучается навыкам сотрудничества и решения проблем. Любая форма игры учит нас сопротивляться фрустрации. Если что-то не получается в первый раз, мы пробуем еще и еще. Дети должны быть готовы совершать ошибки и рассматривать их как необходимый шаг на пути к успеху.

            В большинстве случаев игра связана с нашими повседневными мечтами. Многие дети обладают способностью так мечтать, что имеет важное значение. В наших грезах и желаниях мы открываем направление, которое можем придать нашей жизни. Так формируется наша внутренняя система ценностей и знаний о мире.

            Но у игры есть и эмоциональная сторона: она дает радость. Самозабвенно играющий ребенок достигает состояния потока, описанного М. Чиксентмихали. Погружаясь в деятельность и переживая состояние потока, мы чувствуем себя счастливыми. Получив такой опыт в детстве, взрослые будут стремиться к деятельности, которая позволит им ощутить это состояние.

Шаг 3. Терпение и труд все перетрут

            Взрослым людям известно, как важна практика. Дети, которые учатся, играя, тоже знают об этом. Если мне нравится кататься на велосипеде, то я вынесу все неизбежные поначалу падения и неудачи. Ошибки становятся важным шагом на пути к умению и успеху.

            Любая форма обучения в какой-то степени нарушает наше равновесие, так как на начальной стадии мы переживаем свою неумелость. Мы видим свою неловкость, и достижение успеха кажется нам утомительным и занимающим слишком много времени. Однако если мы получаем одобрение со стороны взрослых или товарищей, нам легче «падать», чтобы выдержать до конца и достичь четвертой стадии — умения.

            Упорно занимаясь, мы развиваем самодисциплину. Связанные друг с другом строгость и ограничения становятся легче, если у ребенка есть стабильная связь со взрослыми — родителями и учителями. Дети, получающие от взрослых помощь, учатся еще одному важному навыку — просить о помощи и принимать ее. Если помощь оказывается правильно, дети начинают понимать, что учительница предлагает им нечто весьма ценное.

 

Шаг 4. Умение

            Если ребенок достаточно долго упражнялся, у него появляется чувство овладения навыком: «Я могу это сделать», «Я справлюсь», «Здорово!» Это чувство несравнимо ни с чем, и большинство детей хотят переживать его снова и снова. Отсюда берет корни наше самоуважение. Оно возникает не от похвалы, а от осознания, что я что-то могу сам. Если ребенок делает то, чего не умел раньше (спускаться по лестнице, кататься на роликовых коньках, играть на музыкальном инструменте, писать письмо на английском языке), у него возрастает самооценка, независимо от того, получает ли он оценку извне или нет. Задача родителей и учителей — заботиться о том, чтобы дети развивали разнообразные навыки. Ощущение собственных усилий помогает ребенку формировать сильные черты характера — уверенность, готовность к риску, инициативность и невозмутимость перед трудностями. Став взрослым, он будет работать не только ради денег или ради того, что от него ожидают, но и ради удовольствие, которое он будет испытывать от работы.

 

Шаг 5. Признание

Умение что-либо делать, как правило, становится предметом одобрения и восхищения группы. Когда малыш учится бегать, родители и родственники реагируют с воодушевлением, и ребенок заново ощущает свою эмоциональную связь с ними. Чем более сложным является умение, тем шире круг людей, способных оценить наши достижения. Удовольствие от успеха получает новое измерение, когда мы чувствуем, что другие люди разделяют нашу радость.

            Но и здесь нас подстерегают опасности. Если дети стараются изо всех сил завоевать одобрение важных для них людей, они теряют контакт с собственными желаниями и способностями. Поэтому важно выражать признание самой личности ребенка и ее своеобразию.

 

Игра — источник нашего счастья. Педагоги и родители не всегда могут в полной мере оценить значение игры. Особенно важны те игры, которые ребенок придумывает сам или с группой друзей. Игра — самый важный труд для ребенка. Под игрой подразумевается любая активность, в которой есть место спонтанным открытиям и превращениям. Мы можем играть практически в любой ситуации, и большинство детей делает это при выполнении повседневных дел. Если мы занимаемся зубрежкой — мы совершаем действие, противоположное игре. Но если мы выдумываем разнообразные приемы для лучшего запоминания материала, то наша  деятельность может стать игрой.

Дети играют спонтанно, если им в этом не мешать. Они просто следуют своей «генетической программе». И до сегодняшнего дня не придумано лучшей возможности для развития интеллекта и формирования характера.

Самые большие препятствия в обучении детей — это не их гиперактивность и специфические «слабые места», а страх, смущение и стыд. Эти чувства препятствуют радости от обучения и экспериментирования. Поэтому важно, чтобы, играя, дети чувствовали себя в безопасности. Незаменима в этом отношении спонтанная игра.

Взрослые, испытывающие удовлетворение от своей профессиональной деятельности, часто описывают свою работу как игру, потому что им приходится импровизировать, решать интересные задачи и находить новые пути. Подобное происходит с учеными. Многие дети, не имевшие богатого опыта спонтанной игры, которые выросли и стали студентами, испытывают затруднения в условиях относительной свободы обучения. Они не могут сами развить существенные тезисы и вопросы, не знают, как провести эксперимент. Такие студенты не могут «примерить на себя одежду ученого» (не сформировалась склонность к научной деятельности).   

«Живая» игра имеет еще одно преимущество перед контролируемыми играми с заранее подготовленными игрушками или компьютерными играми. В ней всегда есть элемент несовершенства, хаотичности и недисциплинированности; поэтому она требует от детей увлеченности, призывает к их творческому потенциалу и способности самостоятельно находить решения и принимать на себя ответственность.

 

Игра «Смеяться запрещено!»

(для детей от 6 лет)

 

Это парадоксальная игра, которая быстро меняет настроение в группе. Хотя игра вызывает много веселья, каждый участник должен пытаться сдерживать смех перед ужимками Мука.

 

Инструкция. Участники садятся в круг (другой вариант – они остаются на своих местах, а Мук ходит вокруг них).

Ведущий объясняет правила. На роль Мука выбирается доброволец. Мук – это гном, который пытается разговорить и рассмешить всех встречных. Он выходит в центр и называет свое имя громко и отчетливо: «Мук». После этого не разрешается разговаривать и смеяться. Задача Мука – рассмешить кого-то из участников или ведущего. Он может делать все что захочет: говорить, строить гримасы, скакать, но не должен никого трогать. Ребенок, который не выдерживает и начинает смеяться, становится Муком (10 минут). Муком может стать и ведущий.

 

Обсуждение

·          Понравилась ли мне игра?

·          Удалось ли мне сдержаться или меня очень легко рассмешить?

·          Что было самым смешным для меня?

·          Удается ли мне в повседневной жизни смешить других?

·          Способен ли я посмеяться над собой?

·          Когда смех является здоровым?

·          Почему злорадствовать нехорошо?

 

 

Игра «Врастаем корнями в землю»

            (для детей от 9 лет)

 

Это - «волшебная» игра, оно требует концентрации, и в нем важна фантазия. Если все придерживаются правил, результаты могут быть удивительные.

 

Инструкция. Дети разбиваются на тройки таким образом, чтобы у всех участников тройки дни рождения были в разные месяцы и все они были примерно одного роста. Тройки распределяются по комнате и встают так, чтобы один участник был в середине, а два других — по бокам от него. Тот, кто находится в середине, встает навытяжку и сжимает кулаки.

Задача обоих партнеров — по сигналу «Раз, два, три!» поднять стоящего в середине ребенка вверх и подержать его несколько секунд. Для этого нужно сжать его кулаки и, крепко держа их, попытаться поднять его вверх. Как правило, это не вызывает особых затруднений, и участникам удается поднять своего товарища на пару сантиметров от пола.

Затем начинается «волшебная» часть. Ребенок, стоящий в центре, должен «изменить свое состояние сознания», чтобы почувствовать себя деревом. Остальные молчат, чтобы их партнер смог сконцентрироваться. Он закрывает глаза и представляет, что его ноги глубоко вросли в землю. Ведущий обращается к нему: «Почувствуй, что вес твоего тела как бы опустился вниз, в область таза, и ты словно врос в землю, как сильное, крепкое дерево…» Когда ребенок почувствует такое состояние, он должен кивнуть, и это будет знаком для остальных, чтобы попытаться его поднять.

Если все идет по плану, детям не удастся поднять своего товарища (на этот раз он крепко врос в землю) или же это получится со значительными усилиями.

Затем происходит смена ролей. Каждый из участников тройки оказывается в роли того, кого поднимают, дважды: один раз обычно и один раз в состоянии глубокой концентрации.

Участникам троек дается пять минут для обсуждения.

 

Все самые красивые животные

(для детей от 6 лет)

 

В этой игре дети развивают способность к концентрации, психическую гибкость, спонтанность движений и координацию. Возможность сюрпризов вносит в игру элемент неожиданности. Дети изображают животных и птиц, по сигналу ведущего меняя позы и мимику. Можно изображать деревья, цветы или персонажей какой-нибудь истории.

Позаботьтесь о наличии свободного места в комнате для занятий.

 

Материалы: колокольчик, барабан или бубен для ведущего.

Инструкция. Дети ходят по комнате, а когда ведущий подает сигнал (например, звон колокольчика) и называет какое-нибудь животное (например, «Жираф!»), как можно быстрее принимают типичную позу этого животного и замирают в ней.

Ведущий дает другой сигнал (например, удар в барабан или бубен), дети снова ходят по комнате, пока не раздастся сигнал замереть на месте и не прозвучит название нового животного или птицы (например, «Чайка!») и т.д.

Предложите детям, наряду с позой, передавать выражение «лица» выбранного животного.

Если достаточно места, можно выбрать животных, которых изображают на полу (ящерица, лягушка, змея и т.п.).

Продолжительность игры — 10—15 минут.

 

Обсуждение

·          Понравилась ли мне игра?

·          Легко ли мне было быстро принимать позу каждого животного или птицы?

·          Получалось ли у меня принять соответствующее выражение лица?

·          Какое животное мне понравилось изображать больше всего?

 

Станут ли наши дети счастливыми взрослыми? Это во многом зависит от окружающих - родителей, учителей, психологов. Именно они могут развивать в детях оптимизм, веру в собственные силы и чувство общности с другими. В этой книге вы найдете множество интерактивных упражнений, которые помогут детям ощущать радость жизни. Особое внимание уделяется упражнениям, способствующим созданию в группе ощущения безопасности и доверия, развитию у детей чувства принадлежности коллективу. Участие в предлагаемых упражнениях требует от детей силы воли, смелости, творчества - то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни. Книга адресована психологам и педагогам, однако она может быть интересна и родителям.