ПРИВЕТ, РУЧКИ!
Родителям и воспитателям хочется видеть детей ласковыми, отзывчивыми и ответственными. Мы можем развить это «социально желательное» поведение с помощью подвижных игр, собранных в этой главе.
В возрасте от трех до шести лет развивается социальная и нравственная компетентность детей. Дети дошкольного возраста стремятся к самостоятельности, ослабляя при этом тесную эмоциональную связь с родителями. Вместе с этим они учатся поддерживать контакт с ровесниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода. Другими словами, ребята должны научиться налаживать дружеские отношения, отношения сотрудничества.
Это важное обучение, в процессе которого дети получают противоречивые послания: во многих ситуациях вознаграждаются их конкурентное поведение и стремление к превосходству, в то же время взрослые снова и снова подчеркивают, что важно быть понимающим, приветливым, готовым помочь. Дети растут в обществе, где происходит постоянная борьба альтруистических и эгоистических ценностей и мотивов. Причиной трудностей в обучении ребят «социально желательному» поведению также становится и известная каждому из нас теневая сторона личности, проявляющая себя в гневе и ярости, зависти и ревности, мести и возмездии, готовности отстаивать свои интересы агрессивными способами.
Предписаниями и санкциями научить детей ответственному социальному поведению нельзя. Если мы хотим достичь результата, необходимо применять иные средства. В первую очередь к ним относится поведение взрослых, служащее примером для детей. Если дети чувствуют, что мы готовы серьезно воспринимать их заботы и страхи, что наши требования обоснованны, что мы способны им помочь, когда они находятся в трудном положении, они получают правдивую модель, в соответствии с которой могут строить свое поведение. К таким средствам относится и создание игровых ситуаций, в которых ребята могут научиться (в свободной или структурированной игре) проявлять в отношениях с другими детьми эмпатию, отзывчивость, заботу и способность к сотрудничеству.
Маленькие дети лучше всего учатся тому, что могут сделать сами. Благодаря этому они быстрее интегрируют части своей личности, свое тело и свои чувства. Поэтому здесь представлены игры, которые обеспечивают хороший контакт между детьми, когда они касаются друг друга и могут что-то сделать друг для друга своими руками. В то же время игры составлены таким образом, что дети получают удовольствие, знакомое всем нам, когда мы с кем-то близки, когда нас ценят, когда мы можем довериться.
Игра «Скульпторы»
Описание. Эта игра дает детям возможность оценить важность сотрудничества и доверия в маленькой команде. Здесь два скульптора работают вместе над одной статуей. Они должны попытаться согласовать свои представления о том, какая она будет.
Возраст участников: с 6 лет.
Инструкция детям. Разделитесь, пожалуйста, на тройки. Представьте, что каждая команда находится в мастерской скульптора. Один из вас – большой кусок глины, которая лежит на полу. Двое остальных – скульпторы. Скульпторы будут делать из глины красивую статую. Аккуратно прикасайтесь к глине и придавайте ей такую форму, которая приятна для этого ребенка. Когда скульпторы закончат работу, необходимо поставить статую на ноги. Ребенок-статуя должен напрячь свое тело так, как будто глину уже обожгли в печи и она затвердела и сохраняет свою форму. Я буду ходить вокруг и восхищаться готовыми статуями.
(Затем дайте детям возможность поменяться ролями в команде. Предлагайте им делать разные статуи. В третий раз пусть команды работают не одновременно, а последовательно, так чтобы другие дети смотрели на их работу. Внимание других участников группы здесь особенно важно: благодаря этому дети получают дополнительную возможность порадоваться своему успеху.)