Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет

Предисловие к серии

 

Предлагаемые вашему вниманию книги под общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3–6 лет» – сборники разнообразных игр для дошкольников. Игры направлены на развитие как познавательных способностей детей, так и их двигательных умений. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие, чувство пространства и чувство ритма.

Задания стимулируют детское любопытство, развивают готовность к обучению и позволяют обнаружить степень их выраженности, дают возможность задействовать в игре ребятам все свое тело и творчески невербально выразить себя, облегчают процесс интеграции в группу трудным, замкнутым и гиперактивным детям, включая их в участие в совместной деятельности со всеми.

Как ведущий группы вы найдете более 400 веселых и оригинальных игр, которые облегчат вашу работу и помогут детям лучше узнать свое тело и сформировать положительный образ себя.

В центре внимания стоит не вопрос об успехе и неуспехе, а о готовности маленького человечка принять новые вызовы (ответить новым требованиям). Каждый ребенок вправе совершить ошибку, которую может сам определить и исправить. Игры учат выдержке и обращению с сиюминутными жизненными фрустрациями, с которыми сталкивается дошкольник. Участвуя в этих играх, дети смогут прочувствовать, что их способность к самоконтролю имеет решающую роль в том, чтобы они стали успешнее.

Также важно, что упражнения дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий. Ни один ребенок не игнорируется и не исключается из игры, прямо или косвенно. Личностное удовлетворение, достигаемое тем сильнее, чем лучше удалось что-то сделать своим телом, чем успешнее получилось справиться с новым заданием, помогает ребенку развить положительную я-концепцию. Способность умело и красиво двигаться – важное условие всех позднейших социальных достижений. Ребенок учится воспринимать «интеллект» и эстетику своего тела – важные факторы положительной я-концепции.

 

Клаус Фопель

Зальцхаузен, апрель 1996

 

Привет, ушки! 

 

Для социальной успешности детей важно, чтобы они учились быть хорошими слушателями. В дошкольном возрасте большое значение приобретают приятели по игре. У ребенка, который умеет внимательно слушать своих друзей и который чувствителен к невербальным сигналам, больше шансов наладить отношения со сверстниками и быть желанным партнером по игре.

Так же важно быть хорошим слушателем, чтобы общаться со старшими. Ребенок должен научиться усваивать пожелания и распоряжения родителей, воспитателей и учителей.

Однако способность слышать важна не только для межчеловеческой коммуникации: тембр голоса, интонация и музыка затрагивают сердце ребенка. На уровне эмоций вы можете поговорить с малышом о высоких материях. Поэтому важно, чтобы мы как можно раньше открыли детям путь к музыке. Музыка может помочь детям развить позитивное отношение к жизни, испытать желание что-то сделать или ощутить умиротворенность, открыв мир, наполненный разными ритмами. В следующих главах мы поговорим об этом подробнее.

 

Игра «Труба, колокол, барабан»

 

Описание. В этой игре дети должны быть хорошими слушателями, отмечать для себя «значения» различных звуков и, наконец, «переводить» услышанные сигналы.

 

Материалы: дудочка, колокольчик и тамбурин. (Вы можете вызывать различные шумы и без реквизита, просто хлопая руками, посвистывая или щелкая пальцами.) Кроме того, для каждого ребенка вам потребуется обруч.

 

Возраст участников: от 4 лет.

 

Инструкция детям. Представьте, что вы – мои электронные куклы. Когда игрушка слышит шум, она начинает двигаться. А чтобы ее выключить, нам нужен совершенно особенный сигнал. Когда кукла слышит один громкий удар в барабан, она тихо останавливается и больше не двигается с места.

Какие сигналы приводят кукол в движение? Когда электронная кукла слышит трубу, она начинает бежать так, как бегут на длинную дистанцию. Давайте попробуем, сможете ли вы это сделать…

(Коротко протрубите и дайте детям 10 секунд, чтобы добежать до места; наконец, подайте при помощи барабана сигнал «стоп».)

Когда электронная кукла слышит колокол, она останавливается и обеими руками совершает большой круг назад. Покажите мне, можете ли вы это сделать. (Подайте короткий сигнал колокольчиком и примерно через 10 секунд ударьте в барабан.) Хорошо у вас получилось.

Теперь я хочу увидеть, все ли вы запомнили сигнал «стоп», сигнал для бега и сигнал для рук.

(Играйте только с тремя сигналами, с короткими и длинными интервалами, так чтобы дети успевали за вами. Пусть ритм сигналов постепенно усложняется. Когда дети справятся с тремя сигналами, вы можете обратиться к ним.) Готовы ли вы услышать и выучить четвертый сигнал?... Четвертый сигнал таков: когда в барабан тихо ударили, электронные куклы начинают двигаться, как игрушечные солдатики на службе. Они поднимают по очереди левую и правую ногу в такт с барабаном и подтягивают колени вверх. Теперь давайте потренируемся. (Легко отбивайте в барабан ритм две четверти, так чтобы дети могли двигаться в этом ритме.)

Теперь покажите мне, могут ли электронные куклы использовать уже все четыре сигнала… (Пусть дети потренируются 12 минуты. Когда они продемонстрируют достаточную уверенность, вы можете добавить еще одно задание, в котором дети закрывают глаза и полагаются только на слух.)

 

Об авторе

Предлагаем вниманию читателей новое издание К.Фопеля - пять книг с общим подзаголовком "Подвижные игры для детей 3-6 лет". В этих книгах представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела. В книге "Привет, ушки!" собраны игры и упражнения, способствующие развитию слухового восприятия, музыкального слуха и чувства ритма. Они помогут детям научиться внимательно слушать, тонко различать звуки, выполнять движения по образцу, спонтанно двигаться под музыку. Книга адресована психологам, воспитателям, родителям. 2-е издание.