PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Содержание

 

Введение | 13

PEKiP: Пражская программа «Родители и дети» | 16

 

19       Первая глава. Новая жизненная ситуация

Работающая мама | 24

Роль отца | 26

Потребности младенцев | 27

Поиск гармонии | 33

 

37       Вторая глава. Поддерживайте развитие ребенка

Развитие младенца | 39

Ребенок познает окружающий мир | 44

Мы наблюдаем за младенцем и учимся общаться с ним | 50

Жизнь — это движение с самого начала. Первые игры с младенцем | 56

Детям хорошо, когда их носят | 62

Платок для ношения ребенка | 73

Ребенок может полежать на полу рядом с мамой или папой | 77

 

89       Третья глава. Побуждение ребенка к движению и игре

Основы PEKiP | 91

Что надо учитывать при игре с ребенком | 96

Другие развивающие игры для первой четверти года | 99

Развивающие игры для второй четверти года | 120

Развивающие игры для третьей четверти года | 144

Как ребенок учится садиться | 160

Как младенцы учатся передвигаться | 170

Нужны ли ходунки? | 176

Четвертая четверть года жизни ребенка | 178

Игры, побуждающие к передвижению и вставанию | 183

Заглянем во второй год жизни ребенка | 214

 

217     Четвертая глава. Занятия в группах PEKiP

Что дает группа родителям | 219

Что дает группа детям | 225

Что такое PEKiP-курс? | 228

Если поблизости нет группы PEKiP | 229

История развития программы PEKiP | 231

Начало PEKiP в ФРГ | 234

Литература | 237

 

 

Игры и занятия с ребенком

 

Лежа на животе, младенец отталкивается стопами 58

Младенец хватает протянутый ему палец 59

Младенец упирается ногами, лежа на спине 61

Поднимайте ребенка из положения на боку 63

Носите ребенка на плече 67

Носите ребенка спиной к своему животу 68

Носите ребенка, положив его на спинку 69

Носите ребенка, положив его на бочок 70

Носите младенца, положив его на животик 71

Разговаривайте с ребенком, лежа на животе 80

Положите ребенка себе на грудь 81

Дайте ребенку полежать на вашей ноге 82

Младенец держит голову с поддержкой 83

Погладьте ребенку ступни 85

Поглаживайте ребенка от головы до ножек 99

Младенец раскрывает ладонь при поглаживании 101

Малыш следит глазами за вашим лицом 103

Младенец следит за игрушкой 103

Поднимайте и опускайте игрушку 105

Вращайте игрушку по кругу 105

Погладьте ребенку спинку 106

Помогите малышу толкать ногами надувной мяч 107

Ребенок катается на надувном мяче 109

Покачайте лежащего на спинке ребенка с боку на бок 110

Младенец поднимает голову, лежа на животе 112

Младенец отдыхает и играет на коленях у мамы 114

Поднимайте ребенка над собой 115

Ребенок хватает игрушку 117

Ребенок рассматривает игрушки, подвешенные на веревочке 117

Держа ребенка вертикально, покачайте его из стороны в сторону 118

Болтайте с малышом 120

Ребенок следит и тянется за игрушкой, лежа на животике 121

Положите игрушку перед ребенком 123

Дайте ребенку попрыгать у вас на коленях 124

Ребенок хватает руками надувной мяч 125

Ребенок толкает мяч ногами 126

Ребенок ловит ваши пальцы 127

Помогите ребенку перевернуться со спинки на живот 128

Помогите ребенку перевернуться на спинку 129

Ребенок хватает предметы 129

Ребенок приподнимается, лежа на спине 131

Ребенок играет в вертикальном положении 133

Положите малыша себе на ноги 134

Ребенок переворачивается со спины на живот 136

Разговаривайте с малышом 137

Качайте и кружите ребенка 138

Держите ребенка, прислонив его спинкой к себе 139

Малыш отталкивается от пола, катаясь на надувном мяче 140

Натяните над малышом веревочку с разными игрушками 141

Ребенок играет со своим телом 141

Платок для ношения ребенка 143

Называйте предметы 145

Ребенок переворачивается на живот 148

Положите ребенка на себя и покачайте его 149

Ребенок крутится, лежа на животе 150

Развитие мелкой моторики 151

Ребенок держит игрушку над собой 152

Ребенок по-разному захватывает предметы 153

Игрушка в плоской емкости 154

Коробка с отверстием 155

Ребенок берет в каждую руку по игрушке 156

Ребенок перемещается назад 156

Игры с ножками 157

Ребенок тянется к игрушке 158

Ребенок подтягивается, держась за колечки 159

Ребенок опирается на локоть l6o

Ребенок бросает предметы вниз 164

Малыш играет с разными на ощупь предметами 165

Малыш играет с лентами 166

Малыш сползает с мамы l66

Игра в «ку-ку» 167

Малыш отталкивается от мамы ножками 172

Ребенок познает причины и следствия 172

Ребенок опирается на возвышение 173

Помогите малышу удержаться на четвереньках 174

Дайте возможность ребенку есть самому, сидя у вас на коленях 175

Ребенок вынимает стаканчики, вложенные один в другой 176

Ребенок встает на коленки 183

Ребенок встает, держась за родителей 183

Ребенок ползает по разнообразным поверхностям 184

Ребенок ползает по наклонной плоскости 185

Ребенок ползает от одного предмета к другому 186

Ребенок проползает под предметами 186

Игра в догонялки 187

Ребенок достает игрушку с возвышения 187

Ребенок играет на небольшом возвышении 187

Ребенок ползает по ступенькам 188

Ребенок встает с опорой 190

Ребенок встает и снова садится 191

Ребенок переносит вес с одной ноги на другую 191

Ребенок забирается на возвышение 192

Ребенок встает, опираясь о стену 192

Табуретка с перекладиной 192

Ребенок стоит с поддержкой 192

Водите ребенка за ручку 194

Первые самостоятельные шаги 194

Игры, побуждающие ребенка хватать, удерживать и отпускать предметы. Игры для развития речи 194

Садитесь за стол все вместе 195

Ребенок играет с предметами домашнего обихода 199

Называйте предметы 200.o:p>

Ребенок рвет бумагу 201

Ребенок наполняет водой разные емкости 201

Ребенок наполняет и опустошает миски 201

Ребенок играет с ключами 201

Ребенок играет с половником 202

Ребенок строит башню из двух кубиков 2O2

Ребенок бросает предмет в отверстие 20З

Ребенок вставляет палочку в отверстие 204

Ребенок вкладывает предметы в отверстия соответствующей формы 204

Ребенок вставляет емкости одна в другую 205

Ребенок играет с пустой коробкой 206

Ребенок узнаёт, как обращаться с бьющимися предметами 206

Ребенок учится брать и отдавать 207

Ребенок надевает на палку различные предметы с отверстиями 207

Ребенок строит из кубиков 208

Ребенок играет с песком 208

Ребенок подражает 209

Ребенок играет в прятки 210

Ребенок вытягивает платок из банки 210

Ребенок рисует каракули 211

Ребенок повторяет слова и «играет» слогами 211

Ребенок рассматривает книжку с картинками 213

Ребенок берет предметы размером с горошину 213

 

PEKiP: Пражская программа «Родители и дети»

 

Расцвет популярности программы «Родители и дети» в Германии пришел­ся на 1973 год. К 2000 году было подготовлено более 2300 руководителей групп PEKiP, из которых более 1600 и по сей день активно работают, проводя групповые занятия, в которых родители играют и развивают­ся вместе со своими детьми. Спрос на PEKiP-группы столь велик, что не все желающие могут принять в них участие.

В этой книге я рассказываю о целях и методах PEKiP и предлагаю свыше 100 развивающих игр, чтобы родители могли поддерживать сво­их маленьких детей в развитии независимо от какой-либо группы. Программа PEKiP предлагает ситуации, в которых у детей появляется возможность испробовать новое, расширив сферу своих действий и движений. Основные «инструменты» в нашей работе — это наблюде­ние за детьми, общение детей и родителей между собой, возможность для детей свободно двигаться, устройство помещения и подбор развивающих заданий.

Родители познакомятся с различными играми и занятиями, ко­торые помогут им полноценно общаться с ребенком. Будут показаны пути, которые родители могут пройти вместе, встречаясь и обсуждая сложные ситуации, возникающие в повседневной жизни с малышом и в его развитии.

В 4-й главе вы найдете информацию о том, как работают группы PEKiP. Работа в официально зарегистрированных группах базируется на стандартах и принципах, опирающихся на многолетний опыт и научные исследования профессора д-ра Ханса Руппельта и д-ра Даны Кубани.

 

Цели Пражской программы «Родители и дети»

 

1.                  Способствовать позитивному развитию взаимоотношений родителей и ребенка. PEKiP создает

условия для построения по­зитивных отношений между родителями и детьми через совмест­ные переживания, игры, движение, радость общения.

Благодаря целенаправленному наблюдению за своими детьми родители будут лучше понимать потребности детей и правильно реагировать на их поведение.

Практическое применение научных знаний и опыта способ­ствует правильному обращению с детьми, а также проявлению способностей самих родителей. Работа в группах начинается уже с 4-6-й недели жизни ребенка и сопровождает развитие младенца в течение всего первого года жизни.

2.         Поддерживать развитие ребенка. Грудной ребенок может сам показать родителям, в каком ритме, темпе и направлении идет его развитие. Подвижные игры — это активные формы обучения, из которых младенец «формирует» собственную игровую программу в зависимости от своих возможностей и потребностей.

Движение и игра с самого раннего возраста становятся посред­никами между ребенком и необходимыми ему для полноценного развития способностями, растущими душевными и физическими силами.

3.         Способствовать обмену опытом между родителями. PEKiP предоставляет шанс взрослым участникам групп заложить фунда­мент для создания многих важных воспитательных принципов.

В группах происходит интенсивный обмен опытом в области взаимоотношений и развития детей. На основе этого обмена и проживания многих конкретных ситуаций совершенствуются возможности самих родителей.

4.         Поддерживать общение детей друг с другом. PEKiP предостав­ляет детям первого года жизни возможность быть вместе со сво­ими сверстниками и впервые налаживать социальные связи в присутствии родителей. Благодаря регулярным встречам воз­никает доверие не только к родителям, но и к другим взрослым.

Стандарты, определяющие работу в PEKiP-группах

PEKiP-группа состоит из 6-8 взрослых и их детей, по возможности одного возраста.

Работа в группе начинается с младенцами в возрасте 4-6 недель. Можно начинать и с детьми более старшего возраста.

Развитие детей необходимо сопровождать и поддерживать в течение всего первого года их жизни.

Встречи происходят один раз в неделю и длятся 90 минут — до или после обеда; при этом одевание и раздевание младенцев является частью занятий.

Всё игровое время дети проводят голенькими.

Работу групп следует проводить в достаточно просторном, теплом и чистом помещении.

Развивающие игры PEKiP — основное содержание работы группы. Они позволяют сопровождать и поддерживать развитие детей, а также передавать знание взрослым деятельно и позитивно, в конкретных ситуациях.

В качестве пособия для демонстрации используется кукла.

Работа с родителями в PEKiP-группах может быть продолжена: родительские вечера, встречи отцов, встречи в выходные дни. Вести группу имеет право только специалист, получивший соответствующий PEKiP-сертификат.

 

 Третья глава| 204 

 

Ребенок вставляет палочку в отверстие

 

Дайте ребенку пластиковую бу­тылку с широким горлышком и небольшую палочку или белье­вую прищепку. Сначала подожди­те и понаблюдайте за тем, что бу­дет делать ребенок. Потом пока­жите ему, как можно вставить палочку в отверстие. Трудность заключается в том, что ребенок должен взять палочку за один ко­нец, а второй направлять в отвер­стие, держа палочку вертикаль­но. Придется немного потрениро­ваться, чтобы освоить эту игру.

 

Ребенок вкладывает предметы в отверстия соответ­ствующей формы

 

Мы видоизменяем описанную ранее игру с отверстием в коробке. Те­перь в крышке коробки вырезаны отверстия, соответствующие квад­ратным, прямоугольным или круглым фигурам.

Сначала вырежьте круглое отверстие: в него легче всего просу­нуть шарик.

Так вы учите ребенка действовать руками. Если ему не терпится, а ничего не получается, поощряйте его, поговорите с ним, предложите повторить действия. Но не стремитесь к моментальному результату. В какой-то момент ребенок сам поймет, что ему надо делать.

 

Ребенок вставляет емкости одна в другую

 

В четвертой четверти года ребе­нок особенно интересуется пусты­ми емкостями. В этом возрасте ему нравится засовывать пальцы или руки в коробки и банки.

Это значит, что теперь ребе­нок после длины и ширины овла­девает и третьим измерением,— глубиной. Дайте ему круглые мис­ки, и ребенок попытается вста­вить одну в другую. Стаканчики одинаковой величины (например, от йогурта) тоже легко вставляют­ся друг в друга.

Если вы дадите малышу две миски разной величины, он смо­жет вкладывать меньшую в боль­шую, но никак не наоборот. Если у него есть полые кубики различ­ной величины, то он учится вкла­дывать их друг в друга не только по размеру, но и определять па­раллельные стороны. Чтобы вставить кубики друг в друга, нужно, что­бы руки работали асимметрично. Одна рука делает вспомогательное движение, а другая — основное. Одна рука держит большой кубик, другая — вкладывает маленький.

При этом совершенно всё равно, делает ребенок основное движе­ние правой или левой рукой. Школьников, которые пишут левой рукой, сейчас уже не переучивают писать правой. «Переориентация» требует

большой затраты энергии и искажает развитие ребенка настолько, что зачастую у него возникают трудности в обучении чтению и письму. В последнее время взрослые левши, которых в детстве приучили писать правой рукой, часто возвращаются к «детскому левшеству». Оказыва­ется, что писать левой рукой им намного удобнее.

 

Поощряйте ребенка

к разнообразным движениям;

при этом он должен сам выбирать,

какой рукой ему пользоваться

для решения различных задач

Опора на двигательную и познавательную активность младенца в первый год его жизни - ключевое положение Пражской программы "Родители и дети" (PEKiP), которая с середины 70-х годов XX века широко распространилась и по сей день успешно применяется в разных странах. Первое издание этой книги вышло в 1993 г. и стало бестселлером в Германии. В книге, иллюстрированной многочисленными фотографиями, представлены двигательные и сенсорные игры, способствующие гармоничному развитию младенца. Описываемый в ней подход поможет родителям лучше понимать своего ребенка, преодолевать возникающие трудности, сделает отношения между ними более близкими и теплыми. Для родителей детей первого года жизни, педиатров, психологов и других специалистов, причастных к работе с детьми раннего возраста. 5-е издание