Душа организации: Как создать успешную корпоративную культуру

ВВЕДЕНИЕ

У этой книги одна цель — показать, как успешность вашей компании определяют именно ваши ценности, а не коммерческая деятельность. В мире, где 98 % компаний сосредоточено только на технических аспектах своего бизнеса, знание этого секрета — наверное, самый важный стратегический фактор конкурентоспособности на современном рынке. Эти ценности, для которых чаще всего используется термин «корпоративная культура», не есть некое стерильное знание, описанное в уходящей в небо горе томов для высшего менеджмента. Это ключи к тому, как предприятиям и организациям любого размера добиться такого успеха, который превысит все пределы человеческого воображения.

ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА
В книге «Душа организации» мы разъясняем концепции понимания и управления этими ценностями руководителям всех уровней, в том числе:
линейным и операционным менеджерам, стремящимся добиться значительных улучшений в производительности труда, рабочей атмосфере, сократить издержки и текучесть кадров;
руководителям организаций, работающим с клиентами и желающим резко повысить качество сервиса;
профессионалам сферы управления человеческими ресурсами и бизнес-тренерам, стремящимся не просто развивать сотрудников, но и преобразовывать их культуру;
высшему менеджменту, который хочет кардинальным образом изменить организационную основу компании путем сплочения сотрудников вокруг ясного понимания общей цели.
Следовать «правильным» ценностям представляется вполне естественным. Но на самом деле управление, основанное на ценностях, а не на бизнес-процессах, добивается успеха именно потому, что идет против всего того, что все мы называем природой человека. Для примера сравним распространенные заблуждения по поводу бизнеса с опытом успешных компаний с развитой корпоративной культурой.
Вы не можете обеспечить великолепный сервис, просто заставляя людей быть милыми и вежливыми. Но когда вы разрабатываете систему непосредственного общения с потребителем так, как это делает компания Dell, вы обеспечиваете самый высокий в своей сфере бизнеса уровень удовлетворенности потребителей.
Вы не можете обеспечить производительность труда, постоянно стоя с секундомером за спинами людей (что на самом деле способно породить лишь угрюмую покорность). Но когда компания, подобно компании Southwest Airlines, исподволь внушает своим работникам на всех рабочих местах почти фанатическую преданность делу, это обеспечивает производительность, вдвое превышающую уровень конкурентов.
Вы не станете лидером, просто говоря людям, что им надо делать. Но когда вы инвестируете в подготовку и обучение персонала намного больше своих конкурентов, как это делает страховой гигант компания USAA, вы получаете персонал, в котором 40 % сотрудников идут на повышение по службе при 5 % увольняющихся — и это в сфере бизнеса, где данные цифры выглядят совершенно обратным образом.
В подобных и иных случаях вашу культуру определяет то, как именно выглядит решение каждой из сотен ежедневных управленческих задач. Ведь каждое из этих решений принимается под влиянием либо «человеческой природы», либо ключевых ценностей, выходящих за рамки человеческой натуры.

Корпоративная культура может разрушить вашу компанию или стать фундаментом ее успеха: именно ваши ценности, а не деловая практика, являются двигателем бизнеса в современном мире. И хотя корпоративная культура стала сегодня модным термином для описания фундаментальных ценностей, которыми руководствуется в своей работе каждая организация, это понятие сбивает с толку многих, поскольку считается, что корпоративная культура - атрибут крупных корпораций и забота их генеральных директоров. Принято думать, что корпоративная культура - объективная реальность, на которую невозможно повлиять. На самом деле, нет ничего более далекого от истины: организация любого размера имеет собственную культуру, и в ее формирование вносит свой вклад каждый сотрудник. В конце концов, душа любой организации - это не больше и не меньше чем ценности, которые разделяют и воплощают в своем поведении ее сотрудники. Прочитав эту книгу, вы узнаете: - как провести аудит корпоративной культуры вашей организации, определив ее сильные и слабые стороны; - каковы семь составляющих любой успешной бизнес-культуры, и как лучшие компании мира сознательно культивируют их в повседневной работе; - как эволюционируют корпоративные культуры как ценности организации влияют на ее стратегию и результаты работы; - как лучшие компании мира, такие как The Vanguard Group, Wendy's, AutoNation, Dell Computer, Cirque du Soleil, активно формируют и развивают свои корпоративные культуры.