Формат RAW - новые возм коррекции фотоизображений

Содержание

Введение

От издательства

Глава 1. Что такое формат RAW?

Глава 2. Обновление модуля Adobe Camera Raw

Загрузка обновленной версии модуля Camera Raw

Проверка номера версии программного модуля

Глава 3. Преобразование и коррекция изображений

Открытие файла изображения

Окно программы Camera Raw

Элементы управления коррекцией

Управление отображением фотоснимка

Инструменты коррекции и трансформирования изображения

Настройка параметров файла изображения

Получение информации об изображении

Гистограмма яркости

Вызов предустановленных режимов коррекции

Коррекция баланса белого

Быстрая установка баланса белого

Коррекция яркости и контраста изображения

Специальные режимы просмотра изображения

Повышение резкости, устранение цифрового шума

Коррекция влияния недостатков объектива

Настройка кривой цветопередачи

Настройка общей окраски изображения

Поворот и кадрирование изображения

Сохранение готового изображения

Настройка параметров сохранения файла

Глава 4. Дополнительные возможности программы Camera Raw

Сохранение параметров Camera Raw

Сохранение параметров в файле на жестком диске

Сохранение настроек по умолчанию

Экспорт параметров изображения

Загрузка ранее сохраненных параметров Camera Raw

Включение и отключение
автоматической коррекции изображения

Настройка параметров обработки файлов

Одновременная обработка нескольких изображений

Синхронизация параметров
обработки нескольких изображений

Удаление ненужных файлов

Глава 5. Формат DNG и программа Adobe DNG Converter

Программа Adobe DNG Converter

Обработка изображений

Извлечение исходных изображений из файлов формата DNG

Литература

Adobe Photoshop

Технологии фотографии

Производители фотоаппаратуры

Дополнительная литература

 

Глава 1

Что такое формат RAW?

Если у вас есть некоторый опыт общения как с пленочными, так  и с цифровыми фотоаппаратами, то вы сразу скажете, что позволило цифровой фотографии так быстро завоевать популярность среди миллионов фотолюбителей и профессионалов. Конечно, цифровому фотоаппарату не нужна фотопленка, даже самые первые «цифровики» позволяли быстро загрузить изображение в компьютер без обращения в фотолабораторию, проявки и сканирования.

Сейчас в вашем распоряжении есть высококачественный дисплей для просмотра сделанных кадров, встроенные программы для применения несложных цветовых эффектов и даже средства для устранения со снимков печально знаменитого эффекта «красных глаз». Если ваша цель — сделать несколько кадров на вечеринке, вы можете вообще не подходить к компьютеру. Фотоаппарат можно подключить напрямую к принтеру или извлечь из него карту памяти и отдать в фотолабораторию. При этом в большинстве сервисных центров вам предложат сразу же просмотреть фотографии, отобрать из них те, которые вы хотите вывести на печать, а операторы печати выполнят необходимые действия для улучшения внешнего вида отпечатанных снимков. Все делается быстро, весело и просто!

Если же вы — профессиональный фотограф, то цифровая техника избавит вас от главного сдерживающего фактора, стоящего между вами и вашими планами, — ограниченного запаса пленки. Вам не придется возить с собой сумку с запасными кассетами — на миниатюрной карте памяти поместится более тысячи цифровых снимков.

Разумеется, вам не придется перезаряжать пленку и обращаться  в фотолабораторию для проявки и получения пробных отпечатков. Уже через несколько секунд после съемки вы сможете внимательно изучить снимок на мониторе и отредактировать его в графиче- ском редакторе.

И, наверное, самое главное для профессионала — качество цифровых изображений: информация, записанная на компакт-диск, гораздо меньше страдает от пыли, влаги, изгибов и царапин, чем нежная фотопленка. При соблюдении элементарных мер предосторожности ваши творения сохранятся в течение многих лет без следов выцветания или осыпавшейся эмульсии.

Итак, если вы любитель фотографии, то цифровые технологии открывают перед вами не просто широкую дверь, а парадные ворота  в мир фотографии — вы можете снимать, не беспокоясь об оставшихся кадрах и стоимости фотопленки, просматривать, редактировать и сохранять снимки на домашнем компьютере, отправлять их по электронной почте, размещать в Интернете и так далее. Все это создает широкое поле для обучения фотографии, общения и развлечения. Кроме того, даже любительские снимки, сделанные без специальной подготовки, могут по качеству исполнения и красоте поспорить с профессионально выполненными работами.

А вот профессиональные фотографы, перейдя на цифровые технологии, получили в свое распоряжение не только их достоинства, но и недостатки. Вам не придется возить с собой запас фотопленки  и обрабатывать ее, но вместе с тем вы лишитесь возможности обрабатывать фотопленку. Многие снимки оказались качественными благодаря удачному или продуманному сочетанию процессов обработки фотопленки, печати и проявки фотографий.

Разумеется, графические редакторы, такие как Adobe Photoshop, позволяют придать нормальный вид кадрам, даже сильно испорченным неверно выбранным режимом съемки, но их возможности, к сожалению или к счастью, не безграничны.

Кроме того, любое вмешательство в готовое изображение так или иначе снижает его качество. Иногда это совершенно незаметно, но в некоторых случаях изображение, исправленное по одному параметру, становится практически непригодным к использованию из-за отклонений по другим критериям. А некоторые недостатки, например неправильно замеренный фотокамерой баланс цветов, крайне сложно поддаются коррекции. В некоторых случаях снимки оказываются безнадежно испорченными.

Между тем большая часть параметров будущего кадра, сделанного цифровым фотоаппаратом, определяется вовсе не сочетанием значений выдержки и диафрагмы. Фотографы, использующие в своей работе пленку, могут существенно улучшить качество снимков за счет подбора пленки и бумаги, наилучшим образом соответствующих условиям работы и поставленной задаче.

В цифровой камере роль пленки исполняет светочувствительная матрица, а роль фотобумаги — процессор, преобразующий зарегистрированный матрицей уровень освещенности в привычное нам изображение.

Именно на этапе обработки данных, полученных от матрицы фотоаппарата, происходит коррекция цвета и других параметров будущего снимка. Вы можете влиять на этот процесс, изменяя настройки фотоаппарата с помощью меню и элементов управления. Однако проблема решается не полностью — вы по-прежнему не можете изменить сделанный кадр в большей степени, чем это было доступно вам до вмешательства в настройки камеры во время съемки. Выходом может стать разве что многократное повторение съемки с разными параметрами.

Возможно, корректировать фотоснимки было бы намного легче, если бы существовала возможность «задним числом» вмешаться  в работу процессора фотокамеры и изменить, например, экспозицию или баланс цвета.

Производители профессиональной и полупрофессиональной фотоаппаратуры предоставили такую возможность — многие современные фотоаппараты позволяют сохранять изображение не только в привычных всем форматах JPEG или TIFF. Они могут сохранять информацию о снимке в том виде, в котором она была получена от светочувствительной матрицы.

Информация, передаваемая матрицей в процессор фотокамеры, совершенно не похожа на формат записи цифровых изображений, используемый в компьютере. В ней может не быть привычных нам пикселов, могут отсутствовать привычные нам цветовые составляющие (красный, зеленый и синий цвета, составляющие цвет каждого отдельно взятого пиксела).

Такое изображение нельзя использовать без преобразования в более «традиционный» формат для работы с ним в компьютерных программах, но именно в ходе этого преобразования вы можете вмешаться  в процесс «проявки» цифрового фотоснимка. Взяв этот процесс под свой контроль, вы можете получить гораздо более качественные фотографии, особенно если во время съемки автоматика камеры или вы сами выбрали не совсем правильные параметры для нее.

ПРИМЕЧАНИЕ

Подобное преобразование, только в обратную сторону, происходит при выводе изображения на электронно-лучевой монитор — каждый пиксел изображения состоит из трех или большего числа разноцветных точек, которые, сливаясь, передают нужные оттенок и яркость.

Производители фотоаппаратуры применяют в своей продукции различные технические решения, поэтому в моделях фотоаппаратов используются различные форматы представления «сырых», необработанных данных, полученных от матрицы. Для обозначения того, что изображение не было обработано процессором фотокамеры, используется обобщенный термин — RAW.

Слово RAW можно перевести с английского как «сырье» или «исходный материал», что довольно точно передает смысл использования этого формата. Хотя файлы, в которых сохраняются эти данные, могут иметь различные расширения (это зависит от производителя конкретной модели фотокамеры), в разговоре обычно употребляется термин «формат RAW» или «файл RAW».

По сравнению с другими форматами, используемыми фотокамерами для сохранения кадров, формат RAW имеет следующие особенности:

·          при сохранении данных применяются алгоритмы сжатия, не приводящие (в отличие от сжатия в формате JPEG) к потере качества изображения;

·          размер файла, как правило, превышает размер аналогичного изображения, сохраненного в формате JPEG, но оказывается меньше, чем при сохранении в несжатом формате, например TIFF;

·          данные об изображении хранятся отдельно от параметров его обработки, например данных о коррекции цвета или подавлении шумов.

Файлы RAW сохраняются камерой в карте памяти, так же как  и снимки в файлах других форматов. Вы можете скопировать их на диск компьютера, после чего вам потребуется программа, способная преобразовать изображение в формат, распознаваемый другими программами, в том числе и графическими редакторами. Некоторые проблемы создает разнообразие и сильные различия форматов RAW между собой. Для каждой новой модели фотокамеры может потребоваться своя программа обработки изображений.

Разумеется, производители включают в комплект поставки фотоаппарата программное обеспечение, предназначенное для этих целей. В зависимости от модели и степени «профессионализма» фотокамеры эти программы могут предоставлять вам тот или иной набор возможностей коррекции изображения. Одни конвертеры ограничиваются несколькими стандартными пунктами меню, другие предоставляют довольно сложную систему настроек, позволяющих существенно улучшить вид снимка.

Некоторые компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, например Corel и Adobe, также выпускают программы, предназначенные для обработки файлов RAW. С одной стороны, у программ, выпущенных независимыми разработчиками, могут возникнуть сложности с расшифровкой данных, находящихся в файле. С другой стороны, независимый разработчик программного обеспечения не заинтересован в том, чтобы искусственно ограничивать возможности пользователей тех или иных моделей фотокамер, использующих при съемке формат RAW.

ПРИМЕЧАНИЕ

Поскольку единый стандарт записи «сырых» данных об изображении отсутствует, вам, скорее всего, потребуется обновить программное обеспечение после покупки нового фотоаппарата.

После того как файл RAW открыт в специализированной программе, вы можете приступить к настройке его параметров. Здесь вас ожидает еще один приятный сюрприз — при преобразовании изображения в другой формат исходный файл остается практически неизменным. Меняются только значения параметров, используемые при обработке.

Таким образом, вы всегда можете повторить процесс обработки  с новыми настройками. Это делает файлы RAW удобными для архивного хранения фотографий, хотя при этом вам следует позаботиться о том, чтобы в вашем распоряжении всегда была программа, способная работать с этими файлами.

В процессе работы с файлов RAW вы можете настроить баланс белого, яркость и контрастность изображения, повысить его резкость, включить или выключить подавление «цифрового шума» и так далее. Конкретный набор настраиваемых параметров зависит от программы.

ПРИМЕЧАНИЕ

Программа, рассчитанная на менее профессиональных пользователей, может не предоставить в ваше распоряжение возможность точной настройки цветопередачи, но зато позволит быстро и просто применять эффекты, такие как повышение насыщенности или тонирование фотографии.

После завершения обработки вы сможете сохранить изображение  в каком-либо из стандартных форматов, используемых для хранения и передачи изображения между программами, или открыть его  в графическом редакторе. В последующих главах этой книги вы познакомитесь с программным модулем Adobe Camera Raw, входящим в комплект поставки графического редактора Adobe Photoshop начиная с версии CS.

Данная программа позволяет не только передать изображение для дальнейшей обработки в Adobe Photoshop, но и сохранить его на жестком диске. При этом вы можете использовать формат Digital Negative (DNG). Этот формат был предложен компанией Adobe  в качестве единого стандартизированного формата сохранения исходных данных об изображении.

Введение подобного стандартного формата производителями фотокамер позволило бы упростить разработку программ и повысило бы «живучесть» фотографий — вам не пришлось бы беспокоиться о том, что через несколько лет вы не сможете найти программное обеспечение, способное работать с фотографиями из вашего архива. Кроме того, такая стандартизация позволила бы большему числу компаний разрабатывать собственные программы для работы с высококачественными изображениями.

Формату DNG и программе Adobe DNG Converter, предназначенной для преобразования файлов RAW в формат DNG, посвящена одна из глав этой книги.

Традиционная фотопленка постепенно уступает место цифровым технологиям. Однако, перестав снимать на пленку, профессиональные фотографы лишились возможности влиять на качество фотографий, подбирать оптимальные составы химических растворов и применять традиционные способы обработки фотоматериалов. Эта книга посвящена формату записи изображений RAW - цифровой технологии, призванной компенсировать этот недостаток. Файл формата RAW представляет собой своеобразный "цифровой негатив", который можно "проявить" в специальной программе, выбрав режим, позволяющий получить оптимальный результат. Книга адресована как опытным фотографам, так и всем, кто хотел бы больше узнать о формате RAW и научиться еще на начальном этапе обработки снимка исправлять как ошибки автоматики, так и свои собственные ошибки, допущенные во время съемки.