Золото

Свое последнее яблоко Иоахим Фингель надкусил новенькими золотыми зубами. Демонстрировал отличную работу дантиста в зубоврачебном кабинете. У врача была ас-систентка Вера. Назвали ее так в честь американской кинозвезды, которая однажды на глазах Вериного отца прыгнула нагишом, откровенно раскинув ноги, в голубую воду бассейна на калифорнийском побережье; этот исторический кадр вошел в подпольный фильм, купленный в Гамбурге. Вера, состоявшая в гитлерюгенде, собрала на Иоахима до-сье, из которого следовало, что он еврей. Вполне вероятно, сделала она это после того, как Иоахим не ответил ей взаимностью. Он был хорош собой и разъезжал на «альфа ромео». Пока пациент разглядывал свою новенькую улыбку в предложенном ему зеркальце, дан-тист выслушивал порицания за излишнюю симпатию к еврейской нации и преступное расходование дорогостоящих материалов. Иоахиму было велено открыть рот и пройтись зубной щеткой по великолепным золотым коронкам, после чего их безжалостно выдрали, он успел только взвизгнуть от боли. Вера держала наготове плевательницу, а ее братья – заряженные стволы. Яблоко с оттиском чудо-зубов вместе с использованными тампонами и прочими отходами отправилось в мусорную корзину, откуда позже его выудила запла-канная девушка Иоахима – Натали. Свою реликвию она поместила на каминную полку в бабушкиной гостиной; было доподлинно известно, что фрукты там окаменевают из-за не-обыкновенной сухости в квартире, подозрительной тишины в доме и отсутствия всякого движения на улице. Бабушка Натали уже хранила окаменелый виноград из пострадавшего от землетрясения городка Посиллипо близ Неаполя, окаменелый апельсин из Святой Зем-ли и окаменелый авокадо с острова Эльба, из собственного сада Наполеона Бонапарта. Все эти фрукты стояли рядком на каминной полке как олицетворение вечности.

Иоахимовы новенькие золотые зубы оказались в нацистском сейфе, впоследствии же их отправили на завод по переплавке драгоценных металлов в Баден-Бадене. Они вошли составной частью в золотой слиток (серийный номер 557/KLObb), который по окончании войны обнаружился на границе Италии, Австрии и Швейцарии, возле города Больцано, известного своим неумением готовить настоящие спагетти.

По ошибке Иоахима увезли в Аугсбург, хотя табличка у него на шее ясно указывала: Освенцим. Иоахим был красив и без зубов и совсем не похож на еврея. Он погиб в подва-ле, где находился в компании пленного английского летчика; в ожидании пыток и неми-нуемой смерти летчик поклялся прихватить с собой на тот свет по крайней мере одного немца. Такой тонкий нюанс, что Иоахим – немецкий еврей, не произвел на англичанина никакого впечатления. Он задушил Иоахима жгутом, скрученным из лоскутов разорван-ного нижнего белья. Другой бы на его месте не решился пойти на смерть голым, но анг-лийский летчик знал: раздевание донага и другие унижения входят в ассортимент немец-ких пыток, так что он, в каком-то смысле, предвосхитил и заранее подготовился к неиз-бежному. Возможно, он где-то даже желал проверить посредством акта мазохизма, нельзя ли получить удовольствие без боли, прежде чем подвергнуться боли без удовольствия. Впрочем, ожидания английского летчика, готовившегося принять мученическую смерть от рук палачей, не оправдались. После того как он задушил красивого беззубого еврея, ко-гда тот безуспешно пытался разжевать недоваренную фасоль, его отпустили на все четыре стороны. Вероятно, таким образом решили наградить образцового антисемита.

Натали подверглась преследованиям со стороны властей за связь с евреем, заказав-шим золотые зубы. Откупившись родительскими деньгами и собственным телом, она бе-жала из Франции и через Пиренеи добралась до Испании. На горном перевале Натали по-знакомилась со скульптором Майолем, благодаря которому ее цветущее бесстыжее жиз-нерадостное тело, застывшее в бронзе, можно теперь встретить во всех концах света по меньшей мере в десяти разных вариантах. Одна такая статуя в настоящее время выставле-на в Нью-Йорке, в кафетерии музея Метрополитен. Однажды Майоль записал в своем дневнике, что именно эту статую он хотел покрыть золотой фольгой, потому что для него Натали была поистине золотым воспоминанием.

Не прикладывая никаких усилий, Натали и Иоахим оставили о себе память: она стала бронзовой Евой, а он надкусил Евино яблоко.

Питер Гринуэй - британский кинорежиссер и сценарист, автор полусотни художественных и документальных фильмов, один из крупнейших мастеров мирового кино ХХ века. Среди его фильмов, с огромным успехом прошедших по сему миру, в том числе и в России, - "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Контракт рисовальщика", "Отсчет утопленников", "Интимный дневник", "Дитя Макона". Книга "Золото" задумана автором как часть масштабного артпроекта, в центре которого - кинотрилогия "Чемоданы Тульса Люпера". Это череда коротких рассказов о происхождении девяноста двух золотых слитков, выплавленных из ценностей, когда-то принадлежавших жертвам Третьего рейха. Трагические истории таких разных персонажей, будто бы сошлись воедино: фамильные реликвии, обручальные кольца, зубные коронки, драгоценные монеты и трогательные безделушки стали одинаковыми золотыми брусочками, собранными в один чемодан. И все они объединены чисто гринуэевским сюжетным ходом о человеке, которому предстоит сначала чудом обрести, а потом волею случая утратить загадочное сокровище. Перевод с английского Сергея Такса.