Партитуры тоже не горят

Прежде чем читать

Уважаемый читатель!

Спешу заверить Вас в том, что эта книга совершенно не предназначена для того, чтобы Вас чему-то научить. Автор не только не преследует никаких просветительских целей — но более того, честно старался избегать даже малейших попыток «сеять разумное, доброе, вечное» в чьих-либо умах или душах. Покорнейше прошу также оградить меня от подозрений в «пропаганде классического музыкального искусства», ибо нет более бесполезного и бессмысленного занятия — а равно и более «криво поставленной» задачи.

Это просто дневник наблюдений за историей музыки. Ваш покорный слуга вел (и продолжает вести) его в процессе журналистской работы с тем — порой любопытнейшим, порой весьма скучным и однообразным — материалом, который история сохранила и продолжает передавать по наследству от эпохи к эпохе.

Интересно следить за тем, как в зеркале времени искажаются те или иные простые вещи и события, как они приобретают черты многозначительности, величия или загадочности или, напротив — демонизируются и обесцениваются. Еще интереснее наблюдать за тем, как многие случайно сказанные слова становятся весомыми фактами и начисто теряют связь с той — прежде всего музыкальной — реальностью, которая вызвала их к жизни.

В «дневнике» естественным образом отсутствуют хронологический порядок изложения, строгая логическая направленность, так называемый научный подход и авторские предубеждения в отношении тех имен, фактов и произведений, о которых идет речь. Употребляемое иногда выражение «музыкальное расследование» является не более чем фигурой речи, поскольку автор пользуется исключительно общедоступными данными и никаких «следственных действий» (как то: опознаний, очных ставок, допросов или экспериментов) проводить никогда и не думал. Как и выводить кого-либо «на чистую воду». Это попытка разобраться и понять, а не проповедовать и внушать. И на какое-то время удовлетворить свое музыкантское любопытство за счет издателя. А если хотя бы одному человеку мне удастся передать свой интерес к предмету, то, значит, наше с Вами время потрачено не зря.

( Артем Варгафтик )


Содержание
11 Густав Малер расставание с иллюзиями
37 Людвиг ван Бетховен будете в Вене, заходите
65 Жорж Бизе у каждой Кармен своя предыстория
79 Рихард Вагнер еще раз о «грязных технологиях»
93 Франц Йозеф Гайдн господин стандарт
117 Георг Фридрих Гендель госзаказ и шоу_бизнес
131 Джакомо Мейербер олигарх мировой оперы
145 Антонио Сальери семь смертных грехов
161 Вольфганг Амадей Моцарт «светлый гений» из материала
заказчика
185 Никколо Паганини о чем не успел предупредить дьявол
201 Бедржих Сметана иногда самое трудное — изъясняться
связно
217 Фридерик Шопен слабость и сила
231 Михаил Глинка турист из России
245 Николай Овсянико-Куликовский таинственный незнакомец
259 Людвиг Шпор откуда взялся зуб мамонта?
275 Иоганн Штраус королевство Большого пиара
295 Клара Шуман выбор из двух утрат
309 Роберт Шуман «не дай мне Бог сойти с ума…»
321 Иоганн Себастьян Бах типичный случай

Жанр этой книги - "музыкальное расследование" или, если угодно - "музыкальный детектив". И хотя автор, известный журналист Артем Варгафтик заранее предупреждает, что не пользуется никакими "следственными действиями" - как то: опознания, очные ставки и эксперименты, - не верьте ему! Допрошенные с пристрастием, партитуры открывают тайны своих создателей.
В основе этих увлекательных историй - истории личных отношений, загадки подсознания великих музыкантов, секреты их пиар-компаний и маркетинговых технологий. В компании с автором и его персонажами вы можете провести несколько весьма приятных - и полезных! - часов.
У героев этой книги есть, чему поучиться.