Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы

Оглавление

 

Введение 
Часть I. Информационные средства в полях социальной активности 
Глава 1. Проблема структурирования объекта рассмотрения 
Единицы измерения и показатели 
Связь количественно­качественных характеристик 
Интегрирующая роль количественных параметров 
Константность параметров во времени 
Картографирование социальной системы 
Уровни статистического анализа 
Методы интеграции информации 
Информационная база исследования 
Глава 2. Пространственно¬временная конфигурация социума 
Вектор и скорость изменений в общем поле социальной среды 
Статистические предпосылки константы на макроуровне 
Информационная база решения задачи 
Как увидеть движение невидимого 
Адекватность фигур полей активности и социальных представлений 
Волновой характер поведения системы на шкале времени 
Картина скорости изменений и активности в целом 
Совпадение волн активности и скоростей изменений 
Синхронность и асинхронность волн на шкале времени 
Корреляции волн на шкале времени 
Подсистемы обмена деятельностью как метрики конфигурации 
Корреляции скоростей изменений различных подсистем 
Резюме по поверхности социального пространства 
Общая модель пространственно­временной конфигурации 
Глава 3. Динамика социальных изменений 
Общая картина разрушений социальной структуры в 90¬е гг. 
Линейная картина изменений на возрастной шкале 
Объемная картина изменений на возрастной шкале 
Карты разрыва социальных взаимосвязей и разрушение подсистемы труда 
Положение с правовым сознанием населения 
Общая картина нарастания энтропии и характер отдельных изменений 
Характер отдельных изменений и возможные метрики полей пространства 
Графические иллюстрации 
Система информационных средств — изменения в целом 
Обрушение рынка печатной продукции 
Распределение по источникам информации о различных пластах реальности 
Глава 4. Общая связь активности, информированности и отношений 
Социальная карта состояния системы на 1991 г. 
Динамика уровня благосостояния и досуга в конкретных формах 
Описание полученных выводов в характере изменений бюджетов времени 
Оценки населением изменений обстоятельств жизни за семь лет «терапии» 
Динамика благосостояния, связь экономической политики и планов людей 
Отклонения во времени чтения газет в анализируемый период 
Часть II. Отражение реальности в информации и в сознании населения 
Глава 5. Население и информационные средства у карты мира 
Общая картина приема международной информации в динамике 
Прием информации и отношение к объекту освещения 
Информация в опубликованном ряду и в принятом потоке 
Информация на выходе из массового сознания 
Взгляд на процесс приема и оценки в целом 
Детализация приема в 1977–1991 гг. и последующие оценки населения 
Влияние информационных средств на оценки населения 
Совпадения фундаментальных и оперативных рядов СМК и ОМ, циклы 
Глава 6. Метаморфозы массмедиа 
Субъект активности: реальность, текст, массовое сознание 
Род занятий населения в структуре переписей и в текстах за 40 лет 
Профессиональные и трудовые ориентации людей с 1968 по 2004 г. 
Предпочтения по видам труда 
Предпочтения по роду занятий: стартовая ситуация 
Предпочтения по роду занятий — ситуация в динамике 
Качества отвергаемых и выбираемых профессий с 1968 по 2004 г. 
Резюме по профессиональным предпочтениям 
Структура выражения мнений населения в текстах в 1968/69 гг. 
Структура текста с точки зрения пола и возраста 
«Герои» содержания (образцы) и субъекты мнений и оценок 
Глава 7. Процесс производства текста массовой информации 
Совместные частоты мнений агентов процесса 
Структура института внештатных авторов газеты в целом 
Группы по степени активности в публикациях 
Статус института внештатных авторов 
Аккумуляция информации внештатными авторами 
Процесс селекции и отбора мнений 
Зависимости в производстве и присвоении текста 
Семиотические группы (группы понимания текста) 
Резюме по процессу производства массовой информации 
Глава 8. Информированность населения о решении проблем социальной жизни, взаимосвязь с деятельностью власти 
Общая картина 
Устойчивость параметров информированности 
Картина в целом по различным параметрам 
Общие связи информированности и активности 
Связи информированности и различных социально­демографических и специальных признаков 
Связи информированности и социальных признаков 
Преимущества параметра социально­политической информированности 
Связь информированности и отношения к различным сторонам жизни в динамике 
Связи информированности и отношения к проблемам и к власти 
Обнаруженные связи и отношения в динамике до 2004 г. 
Картина по Москве 2004 г. — оценка отдельных сфер жизни 
Путешествие политиков из Петербурга в Москву в мнениях 1999 и 2004 гг. 
Информированность, отношения и взаимодействие 
Динамика взаимодействия в разных каналах связи власти и населения 
Общая тенденция политического управления при данной логике связей 
Часть III. Решения об изменении социальной реальности 
Глава 9. Поле решений в структуре информации 
Общая картина 
Эффективность решений собраний 
Формы выработки единогласия 
Эффективность критического потока информации 
Резюме по процессу принятия решений 
Заключение 
Приложения 
Приложение 1. Перечень исследований, относящихся к изложенному в книге 
Перечень блоков исследований 
Перечень отдельных исследований 
Приложение 2. Протоколы к основным фигурам трехмерных проекций 
Приложение 3. Изменения состава ВКП(б) в 1930-е гг. 
Книга посвящается памяти Владимира Леонидовича Павлова, моего друга, замечательного ученого и человека,
подготовившего к полетам на орбиту Земли тринадцать советских космонавтов

 

В книге представлены уникальные исследования потребительского рынка в нашей стране за период с 1952 по 2004 годы. На богатейшем фактическом материале доказано, что структура потребностей и потребления изменяется циклично, и маркетинговые и рекламные кампании должны ориентироваться не на статичный, а на подвижный объект. Результаты, представленные в издании, способны дать мощный инструментарий для проведения эффективных рекламных акций и маркетинговых исследований современного рынка товаров и услуг. Книга известного отечественного социолога - итог многолетнего изучения общественной жизни в нашей стране. Филигранный анализ десятков миллионов фактов поведения социума как на советском, так и на постсоветском пространстве представляет практический интерес для специалистов по рекламе и маркетингу, а также для социологов, политиков и журналистов.