Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда

Содержание

Предисловие (Епископ Диоклийский Каллист)
Вступление
1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
2. Источники традиции
3. IV в.
4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
5. Литургия во времена Максима Исповедника
6. Литургия после победы иконопочитания
7. Византийская литургия в XI в.
8. Завершающая стадия становления литургии
Эпилог
Жизнь Христа: символизм в Литургии (сравнительная таблица)
Библиография
Список иллюстраций
Предметный и именной указатель< /p>

Предисловие

Церковь — для чего она? Какова присущая ей одной, отличающая ее от всех функция, каково дело, которое делает только она, а никто другой делать не может? При всей невозможности дать исчерпывающий ответ, скажем с уверенностью одно: церковь нужна для того, чтобы совершать евхаристию. Церковь — евхаристический организм, становящийся воистину самим собою только тогда, когда совершается божественная литургия. Именно это главное явление церковной жизни описывает в своей книге англиканский священник, в свое время — настоятель иерусалимского англиканского прихода. Шаг за шагом он прослеживает историческое развитие евхаристического богослужения на христианском Востоке и не только излагает этот процесс в простой манере и легким для чтения стилем, но ярко и наглядно воспроизводит живое ощущение богослужений, дает почувствовать, как они проходили в разные исторические периоды с апостольских времен до наших дней. Перед вами научное исследование, основанное на тщательном прочтении обширного материала; но результаты этого исследования представлены в виде, доступном и неспециалисту. Хью Уайбру не только воспроизводит слова и действия, составляющие собственно обряд, но рассматривает и архитектурное пространство, в котором служится литургия, и ее внутреннюю символику, и связанное с ней богословие.

Византийцы говорили, что церковь во время богослужения — это "земные небеса, где живет и движется небесный Бог". Именно это видение "неба на земле" тысячу лет тому назад привело в христианство русских. Автор искусно передает живое, динамичное значение евхаристии для православного мира — греческого, румынского, славянского. И во всем, что он пишет, ощущается его глубокая любовь к литургии — а он знает ее, что называется, из первых рук, из собственного опыта. Давно уже назрела необходимость во вводном труде, в котором ясность общей картины сочеталась бы с отчетливо выписанными деталями, а любовь к предмету — с критическим к нему подходом. Эту книгу высоко оценят христиане и Запада, и Востока.

Епископ Диоклийский Каллист.

Книга представляет собой научное исследование православной литургии: рассматриваются историческое развитие евхаристического богослужения в православном мире, символика литургического действия и архитектурного пространства храма, богословское значение обряда и богослужебных текстов. Книга адресована преподавателям, студентам, священнослужителям, катехизаторам, а также всем, кто хочет открыть для себя мир православного богослужения. 4-е издание.