Александр II. Жизнь и смерть: документальный роман

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

 

История Александра II —заключительная часть трилогии «Три царя». Последний царь Николай II, первый большевистский царь Иосиф Ста­лин и, наконец, последний великий русский царь Александр II,— ее герои. Отцы и жертвы великой исторической драмы, разыгравшейся в России в конце XIX — первой половине XX века.

Мы до сих пор ищем ответы на мучительные вопросы: почему от царя, названного русской Историей «Царем-Освободителем», уничтожившего постыдное русское рабство, реформировавшего всю русскую жизнь, к концу его правления отвернулось русское общество? Почему плодом первой русской перестройки стала могущественнейшая террористическая организация, до той поры не­виданная в Европе? Почему великого реформатора убили дети его же перестройки?

Но загадки того времени касаются не только России. Русский тер­рор, родившийся во промена Александра II, предвосхитил террор на­шего века. И в нынешних газетах можно прочесть те же фразы, те же идеи, которые волновали давно истлевших в земле русских террорис­тов в дни Александра II.

Они — были первыми! И даже понятие «Война с террором» при­надлежит все тому же Александру II — его времени.


Так что банальнейший, но (увы!) вечный афоризм: «Основной урок Истории заключается в том, что люди не извлекают из Истории ника­ких уроков», — явился эпиграфом и к этой книге. Впрочем, как и запись в дневнике брата царя великого князя Константина Николаевича:

«Может быть, это самая важная эпоха в тысячелетнем существо­вании России».


ВСТУПЛЕНИЕ

 

«ЦЕЗАРЬ, БОЙСЯ МАРТОВСКИХ ИД»

 

Слова, прозвучавшие две тысячи лет назад о Древнем Риме, стали опас­ным пророчеством и для русских кесарей...

Величайший и ужаснейший из московских царей, Иван Грозный, умрет в марте — возможно, отравленный...

11 марта 1801 года был убит император Павел I.

В марте отречется от престола последний русский царь Николай II. Март станет концом трехсотлетней династии.

И первый большевистский царь, Иосиф Сталин, умрет также в марте месяце, возможно, убитый соратниками.

И сейчас на нашем календаре 1 марта 1881 года... И произойдет это событие — одно из самых таинственных о русской истории.

Петербург. 2 часа 15 минут... Император Александр II выходит из Михайловского дворца, где был в гостях у своей кузины.

Императору в следующем месяце должно исполниться шестьдесят три года. Но царь — еще молодец! В шинели с бобровым воротником на крас­ной подкладке, в золотых эполетах с вензелем его отца — высок, прям, гвардейская выправка. Последний красавец-царь романовской династии. Карета стоит на пандусе, на фоне мраморных колонн дворца, окру­женная небывалой для русских государей охраной. Шестеро казаков верхом на лошадях окружают карету, еще один казак сидит на козлах вместе с кучером, и за каретой следуют еще двое саней — с охраной.


Императорский поезд — карета и двое саней — отъезжает от Михайловского дворца. Весело скачут лошади, стремительно несется ка­рета, так что сами охраны с трудом поспевают за ними.

Карета поворачивает на Екатерининский канал, и вместе с ней сей­час повернет и русская история.

Наша Северная Венеция еще покрыта мартовским снегом… Снег — на булыжной мостовой вдоль канала. Народу совсем мало: мартовский петербургский ветер, пробирающий до костей, сдул с канала гуляю­щую публику. По тротуару прогуливаются полицейские — они долж­ны охранять проезд императорской кареты.

Но они почему-то не замечают молодого человека, спешащего на­встречу карете. Он явно нервничает, и в руке у него что-то подозри­тельное, величиной с тогдашнюю коробку конфет «Ландрин», завернутое в белый платок.

Молодой человек подождал приближающуюся карету и швырнул сверток под ноги лошадям.

Эхо мощного взрыва прокатилась но каналу.

 

На булыжной мостовой лежит убитый— один из казаков, охраняв­ших карету, рядом с мертвецом кричит, корчится в муках мальчик, несший корзину с мясом... Кровь, обрывки одежды на покрытом сне­гом булыжнике.

Императорский поезд останавливается. Государь, невредимый, вы­ходит из кареты. Поздно бросил бомбу молодой человек — видно, силь­но нервничал.

И дальше начинается непонятное... И охранники, и государь знают, что бомбист наверняка не один. И кучер, и охрана умоляют государя побыстрее уехать с канала. Но к полному изумлению охраны, государь, переживший к тому времени уже несколько покушений, совсем не торопится уехать! Напротив, он начинает странно расхаживать вдоль Екатерининского канала...

Будто чего-то ждет.

И в этот загадочный миг мы на время оставим — и государя, и Ека­терининский канал.


Часть первая

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

 


Глава первая

РОДОСЛОВНАЯ ГЕРОЯ

 

«РОК СУРОВЫЙ»

 

Отцом нашего героя был великий князь Николай Павлович — один из братьев правившего тогда императора Александра I, его матерью— старшая дочь прусского короля Вильгельма III, Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина. Приняв православие, приняла она и новое имя — Александра Федоровна.

Наш герой был рожден в Москве, в Кремле — в «чудный весенний день 17 апреля 1818 года... на Святой неделе, когда колокола своим перезвоном славили праздник Воскресения Христова», - вспоминала в своих мемуарах его мать.

Но несмотря на счастье и праздник, мать нашего героя добавила вслед за этим удивительные слова: «Помнится мне, что я почувствовала тогда нечто очень важное и очень грустное при мысли, что этому маленькому существу предстоит некогда стать императором».

Не зря так грустит вчерашняя немецкая принцесса при мысли, что ее сын может стать императором бескрайней страны. И не зря будущий воспитатель нашего героя, знаменитый поэт Василий Жуковский, в стихах воспевший его рождение, провидчески советовал младенцу «не трепетать, встречая Рок суровый».

 

Кровь и насилие сопровождали историю его предков, царей из династии Романовых. И убийство собственных государей стало тайной русской традицией в XVIII веке. Частью родословной нашего героя.


 

История Александра II - заключительная часть трилогии "Три царя". Последний царь Николай II, первый большевистский царь Иосиф Сталин и, наконец, последний великий русский царь Александр II - её герои. Отцы и жертвы великой исторической драмы, разыгравшейся в России в конце XIX - первой половине ХХ века.