Россия сетевая: Атлас интернета

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие              

Введение        

Часть I. Относительные показатели распространенности Интернета

           

АУДИТОРИИ ИНТЕРНЕТА В НАСЕЛЕНИИ

Полугодовая аудитория (пользователи Интернета)           

Прирост полугодовой аудитории (по сравнению с 2004 г.)

Квартальная аудитория   

Месячная аудчтория       

Недельная аудитория      

Суточная аудитория

              

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНТЕРНЕТА В СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУППАХ

Группа: пол - мужчины    

Группа: пол - женщины   

Группа: возраст -18-30 лет          

Группа: возраст - 31-50 лет                     

Группа: возраст - 51 год и старше        

Группа: образование - среднее общее и ниже     

Группа: образование - среднее специальное        

Группа: образование - высшее      

Группа: доход менее 1.5 тыс. руб. на члена семьи в месяц           

Группа: доход от 1,5 до 3,0 тыс. руб. на члена семьи в месяц      

Группа: доход более 3,0 тыс. руб. на члена семьи в месяц

  

ОПЫТ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ ЗА ПОЛГОДА

Из дома  

На работе           

По месту учебы   

В интернет-кафе 

У друзей или знакомых    

 

Часть II. Абсолютные показатели распространенности Интернета           

 

АУДИТОРИИ ИНТЕРНЕТА В НАСЕЛЕНИИ 

Полугодовая аудитория (пользователи Интернета)           

Прирост полугодовой аудитории (по сравнению с 2004 г.)

Квартальная аудитория

Месячная аудитория

Недельная аудитория      

Суточная аудитория

 

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНТЕРНЕТА В СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУППАХ

Группа: пол - мужчины    

Группа: пол - женщины   

Группа: возраст - от 18 до 30 лет            

Группа: возраст - от 31 до 50 лет 

Группа: возраст - 51 год и старше            

Группа: образование - среднее общее и ниже      

Группа: образование - среднее специальное        

Группа: образование - высшее      

Группа: доход - менее 1.5 тыс. руб. на члена семьи в месяц         

Группа: доход - от 1,5 до 3,0 тыс. руб. на члена семьи в месяц    

Группа: доход - более 3,0 тыс. руб. на члена семьи в месяц

  

ОПЫТ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ ЗА ПОЛГОДА       

Из дома  

На работе                       

По месту учебы

В интернет-кафе             

У друзей или знакомых    

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Осенью 2000 года Фонд «Общественное мнение» совместно с информационным порталом Страна.Ру выполнил свой первый крупномасштабный опрос населения России, открывший серию исследова­ний в рамках проекта «Интернет в России / Россия в Интернете» (на сайте www.fom.ru в разделе «Интернет» он называется «Фундаментальное исследование»). Этот большой опрос проводился в 115 больших и малых городах по всей стране, охватывал 30 тысяч домохозяйств (домов и квартир), а главные вопросы об Интер­нете задавались более чем 70 тысячам респондентов в возрасте от 13 лет. В том числе о том, является ли человек пользователем Интернета. Тогда оказалось, что таковыми себя идентифицируют 3,6% городского населения (или 3.3 миллиона человек). Это была достаточно надежная оценка, и она, как мы считаем, - на­чальная точка, от которой следует отталкиваться, изучая историю развития Интернета в России XXI века. При этом более половины опрошенных в том опросе оказались в неведении, что такое Интернет. Это тоже важная характеристика начала эпохи российского Интернета.

Через два года после первого опроса - осенью 2002 года - Фонд «Общественное мнение» стал по­мещать вопросы об Интернете в свои еженедельные общероссийские опросы, выполняемые в рамках проекта «Доминанты». Чтобы обеспечить международные сопоставления, формулировки вопросов были заимствованы из исследований фирмы NetRaitings - одного из мировых лидеров интернет-измерений. С тех пор каждые три месяца (каждый сезон) по мере накопления достаточного объема данных (при еже­недельной выборке 1500.респондентов в массиве набирается около 18 000 опрошенных) выпускается Бюллетень (см. на сайте www.fom.ru 13 выпусков этого Бюллетеня), отражающий динамику роста числа пользователей Интернета в России. А динамика, надо сказать, впечатляющая: за пять лет нового века аудитория Интернета выросла в шесть раз и охватила к концу 2005 года более пятой части населения России в возрасте от 18 лет (если учесть юных любителей Интернета - а их, конечно, немало, то этот показатель будет еще больше).

 

Но стандартные общероссийские опросы (даже при накоплении значительных массивов данных) дают возможность характеризовать только ситуацию по стране в целом без дифференциации по регионом. А ведь очевидно, что распространение Интернета, как, впрочем, и любых иных социальных ин­новаций, происходит в России территориально крайне неравномерно.

Поэтому в 2003 году, когда в Фонде «Общественное мнение» начался новый проект под названием «ГеоРейтинг», нацеленный именно на сопоставительный анализ областей и республик Российской Феде­рации, о вопросники стали включаться ставшие уже стандартными вопросы об Интернете. Суть проекта «ГеоРейгинг» состоит в том, чтобы одновременно и по одному и тому же вопроснику проводить опросы во всех субъектах РФ. Реально это удается делать в 65-69 субъектах с использованием для репрезентации каждого субъекта выборок размером 500 респондентов. Таким образом, массив данных в целом оказы­вается очень большим - более тридцати тысяч респондентов. Такого рода «мегаопросы» дают возможность получать сопоставительные оценки по областям и республикам и рисовать раскрашенные в разные цвета карты, отражающие региональные различия.

При подготовке этой книги объем данных был увеличен за счет совмещения двух мегаопросов, вы­полненных весной и осенью 2005 года. Так что каждый субъект РФ характеризовался выборкой из тысячи опрошенных, а среди них соответственно было в среднем около двухсот интернет-пользователей. Инте­ресно, что общероссийские оценки распространенности Интернета, полученные в проектах «Доминанты» и «ГеоРейтинг», оказались очень близкими, хотя, как ясно из сказанного выше, методики в них существенно разные.

На страницах этой книги представлены результаты анализа массива «ГеоРейтинг-2005», причем только в региональном разрезе. Если учесть, что он содержит ответы более 13 тысяч пользователей Интернета, то. конечно, анализ может быть продолжен и углублен. В качестве примера можно привести полученную недавно Е.Б. Галицким статистическую модель зависимости доли числа пользователей Интернета в реги­оне от социально-демографических характеристик региона: среднего дохода, среднего возраста, доли лиц с высшим образованием и доли сельских жителей (коэффициент множественной корреляции модели равен 0,9). Такого рода модели дают возможность строить прогнозы и. например, проводить расчеты для медиапланирования. Такого рода аналитические материалы еще ждут своей публикации.


В отличие от ситуации пятилетней давности, когда Интернетом пользовались только немногие энтузиасты, сейчас положение кардинально изменилось. Для миллионов пользователей Интернете стал привычным и обыденным источником новостей, интструментом поиска необходимой информации, товаров, учебных материалов, средой общения, развлечений и т. д. Интернет стал обширной рыночной площадкой, на которой как снежный ком нарастают корпоративные коммуникации и реализуются разнообразные формы бизнеса. В этой связи резко вырос интерес к любой информации о том, как «устроен»
российский Интернет.  

Располагая полученными в рамках проекта «ГеоРейтинг» уникальными данными, Фонд «Общественное мнение» решил опубликовать их, именно исходя из существующего интереса к Интернету и, надо сказать, рассчитывая способствовать росту этого интереса. Нам кажется, что публикация будет полезна не только для бурно развивающихся в Интернете бизнес-структур, но и для органов государственно управления, ответственных за модернизацию страны и «осовременивание» систем коммуникаций. Если первые больше интересуются абсолютными показателями региональных аудиторий Интернета (то есть числом потенциаль­ных потребителей их товаров и услуг), то вторым важнее межрегиональные пропорции в виде относитель­ных показателей в процентах от численности жителей. Поэтому в книге две части, где одни и те же данные представлены в процентных и натуральных показателях.

Книга базируется на данных, полученных в 2004 и 2005 годах. Проект «ГооРейтинг» продолжается, каж­дые три месяца проводится очередной опрос. Два замера, проведенных о 2006 году, показали, что число взрослых (18+) российских пользователей Интернета сегодня составляет уже не 20%, а около 23% взрос­лого населения, то есть не 21.6, а 25.8 миллиона человек.

Все расчеты в этой книге выполнил к. э. н. Е.Б. Галицкий. который, впрочем, готовит все аналитические материалы Фонда «Общественное мнение» по тематике Интернета. Его самоотверженный труд и уровень его квалификации заслуживают специального упоминания и самой высокой оценки.

Нельзя также не отметить, что программная картографическая система ФОМГео, на основе которой
были подготовлены карты для данного издания, разработана на основе технологии представления данных,
развиваемой в НИВЦ МГУ двумя замечательными специалистами: к. ф.-м. н. А.Д. Ковалевым и к.ф.м.к.
Н.А. Богомоловым.

     

Александр Ослон.

президент Фонда «Общественное мнение»,

февраль 2006 г.

 

Источником данных о распространенности Интернета в каждом из 69 субъектов РФ служат уникальные по масштабам и технологии опросы Фонда "Общественное мнение", которые проводились в рамках проекта "ГеоРейтинг". Анализ проводился как по населению субъекта, так и по группам: мужчины и женщины, лица разного возраста и т.д. Атлас будет полезен бизнес-структурам, органам государственного управления, ответственным за модернизацию страны и развитие современных систем коммуникаций, а также всем тем, кто интересуется развитием Интернета.