Азы цифрового фото. Полноцветное издание

Содержание

Введение
Благодарности
От издательства

Глава 1. Цифровые фотографии

Что такое цифровые фотографии
Откуда берутся цифровые фотографии
Что нужно знать о цифровых изображениях
Как работать с цифровыми снимками

Глава 2 . Цифровые фотоаппараты

Выбор цифрового фотоаппарата
Светочувствительная матрица
Фотообъективы
Дополнительное оборудование
Фирма-производитель

Настройки цифрового фотоаппарата
Наведение на резкость
Светочувствительность
Диафрагма и экспозиция (выдержка)

Глава 3. Основные приемы фотосъемки

Выбор ориентации кадра
Композиция кадра
Выбор точки съемки
Выбор времени съемки

Особенности съемки различных сюжетов
Съемка пейзажей
Портретная съемка
Использование вспышки
Съемка детей
Создание групповых портретов
Макросъемка

Глава 4. Ретушь цифровых фотографий

Изменение размера изображения

Кадрирование фотографии
Использование команд меню
Использование инструмента Crop (Кадрирование)

Удаление шума

Удаление царапин и мелких дефектов

Удаление «красных глаз»

Глава 5 . Коррекция цифровых снимков

Проблема несовпадения цветов

Коррекция яркости

Коррекция цветности
Нормализация цветов фотографии
Коррекция цветов фотографии

Глава 6. Специальные эффекты

Раскрашивание черно-белой фотографии
Окрашивание фотографии одним цветом
Окрашивание фотографии несколькими цветами
Раскрашивание фотографии вручную

Акцентирование внимания на элементах фотографии

Создание декоративных рамок
Создание декоративной рамки на основе выделения
Создание декоративной рамки вручную

Замена фона на фотографии
Выделение главного объекта снимка
Создание искусственного фона
Перенос изображения на новый фон

Создание декоративных надписей

Азы цифрового фото. Полноцветное издание
В. Завгородний

Композиция кадра

Одним из важнейших элементов, определяющих качество фотографии, является композиция, или компоновка кадра. Говоря проще, очень большое значение имеет, помещается ли главный объект в кадре, и наоборот — не слишком ли много места в кадре пропадает и можно ли вообще разглядеть, что мы такое фотографировали (рис. 3.5).

1

Рис. 3.5. Фотография с избытком свободного места (слева), правильно кадрированный снимок (в центре) и кадр с непоместившимся объектом (справа)

Излишек свободного места в кадре можно устранить, используя кадрирование — отбрасывание малозначимых областей по краям и увеличение оставшейся фотографии. В цифровой фотографии это также означает, что значимое изображение будет увеличено и при сильном увеличении может ухудшиться его качество (о чем мы говорили в главе 1). Если же какие-то фрагменты не поместились в кадр, то можно только сделать снимок заново, иначе остается дорисовывать их по памяти в графическом редакторе.

Это настолько типичная ошибка, что большинство любительских фотоаппаратов сделано с хитрецой: при съемке камера захватывает в кадр немного больше, чем фотограф видит в окошко видоискателя. Это позволяет исправить мелкие недочеты фотографа-любителя. Многие профессиональные фотоаппараты, напротив, показывают в видоискателе больше, чем попадет в кадр, чтобы фотограф видел, не осталось ли за кадром чего-нибудь важного. Сам же видоискатель содержит дополнительную разметку — линии и рамки, показывающие границы кадра.

Но такими ошибками вопрос композиции не ограничивается, это было бы слишком просто. Композиция скорее определяет, насколько удачно размещены главные объекты в кадре. Наука это непростая, и ее изучают в художественных школах не один месяц. Но ее принципы достаточно просты, и их можно оформить в виде нескольких правил.

Как правило, главный элемент изображения (интересный фрагмент пейзажа, лицо человека на портрете и т. д.) должен располагаться по центру фотографии. Смещение объекта в какую-нибудь сторону нарушает равновесие снимка. В некоторых случаях это является грубой ошибкой, но если все сделать правильно, то мы внесем в фотографию динамику, как бы заставляя взгляд зрителя двигаться от главного объекта в сторону центра. Таким образом можно подчеркнуть свободное пространство на снимке, заставить зрителя почувствовать объем и глубину фотографии (рис. 3.6).

При съемке пейзажей также важна линия горизонта (если она четко видна). Можно поместить ее посередине изображения, но обычно эту линию принято располагать на расстоянии 1/3 высоты фотографии от верхнего или нижнего края. В этом случае небо или земля на снимке получает больше места и привлекает к себе повышенное внимание, как бы становясь главной областью (рис. 3.7).

2

Рис. 3.6. Фотография с нарушенным равновесием (слева) и уравновешенный снимок (справа)

3

Рис. 3.7. Пейзажные фотографии с горизонтом на расстоянии 1/3 от нижнего (слева) и верхнего (справа) краев

Всегда следует контролировать, не попали ли в кадр посторонние объекты. Чей-то локоть на краю кадра, полголовы случайного прохожего и подобные непонятные фрагменты могут испортить даже самую лучшую фотографию.

Выбор точки съемки

При фотографировании важно заранее выбрать точку, с которой будет производиться съемка. Расстояние до объекта определяется в основном методом подбора — таким образом, чтобы объект был оптимально размещен в кадре. А вот высоту точки съемки и ее положение относительно объекта фотограф выбирает в зависимости от своей задумки.

Чаще всего фотографию делают с высоты человеческого роста, так как именно с этой точки мы видим мир вокруг нас и такая фотография будет наиболее естественной. В художественных целях можно сфотографировать объект сверху или снизу. Такая съемка называется ракурсной, и при ней искажаются пропорции как самого объекта, так и предметов на заднем плане. Размер ближних частей объекта будет казаться больше, чем на самом деле, а дальних — будет уменьшаться по мере удаления от точки съемки.

Съемка снизу позволяет передать ощущение значительной высоты объекта, он будет как бы нависать над зрителем и подавлять его, особенно если фоном служит небо (рис. 3.8, слева). При съемке сверху, наоборот, объект будет выглядеть придавленным к земле и казаться ниже, чем он есть (рис. 3.8, справа).

4

Рис. 3.8. Фотографии, снятые ракурсно с нижней (слева) и верхней (справа) точек С помощью ракурсной съемки не принято делать портреты. Обычно их создают с высоты уровня глаз

портретируемого. В противном случае изображение может стать карикатурным и неестественным. При съемке архитектурных сооружений, зданий, памятников фотограф может занимать различные положения — прямо напротив объекта или под углом к нему. Фотография, снятая в положении «напротив», называется фронтальной. Такой снимок выглядит торжественно и официально, но практически не дает информации об объеме и глубине объекта (рис. 3.9, слева). Снимок, сделанный под углом примерно 45°, несет больше информации об объекте и позволяет ему казаться более естественным (рис. 3.9, справа).

5

Рис. 3.9. Фронтальная фотография здания (слева) и снимок под углом (справа)

Подобные приемы, разумеется, используются только в художественной фотографии и обязательно должны быть согласованы с замыслом фотографа.

Книга содержит все необходимые сведения о том, как делать великолепные снимки с помощью цифрового фотоаппарата. Важным достоинством издания является полное отсутствие "воды": изложение материала ведется по сути, без лирических отступлений и воспоминаний автора о своей бурной молодости. В то же время, текст не является "сухим" и "заумным": он написан живо и просто, в расчете на обычных людей без особых познаний в фототехнике и графических программах. Все иллюстрации выполнены в цвете, что помогает нагляднее представить описанный материал.