Католичество в третьем тысячелетии



СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

ВСТУПЛЕНИЕ


Обзор католичества
Подход
Благодарность

Тематические вопросы

1. ЦЕРКОВЬ И СОБОР

Католичество до II Ватиканского собора


Модернизм

Течения обновления

Современное библеистское движение
Литургическое движение
Новое богословие
Пий XII
Иоанн XXIII

II Ватиканский собор: 1962—1965

Подготовка
Работа собора
Церковь
Откровение
Литургия
Экуменизм
Религиозная свобода
Нехристианские религии
Церковь и современный мир

Заключение

Тематические вопросы

2. ВЕРА И СООБЩЕСТВО ВЕРУЮЩИХ

Природа веры


Акт веры
Дух просвещающий

Бог и народ Божий

Божественная тайна
Творение и грехопадение
Исход и завет
Грех и спасение

Иисус и Царство Божье

Проповедь Иисуса
Смерть и воскресение
Христология и сотериология
От Нового Завета к Халкидону

Заключение

Тематические вопросы

3. ЦЕРКОВЬ ЗРИМАЯ

Церковь и собор

Сообщество учеников


Церковь
Тело Христово
Жизнь в Духе

Институт духовенства

Служение и начальствование
Рукоположение
Епископы
Пресвитеры
Диаконы
Священство
Папское служение
Магистериум

Единая, святая, кафолическая и апостольская

Церковь единая
Церковь святая
Церковь кафолическая
Церковь апостольская

Заключение

Тематические вопросы

4. ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ

Откровение и традиция


Модели восприятия откровения

Выражения традиции

Писание
Символы веры
Литургия
Доктрина

Католическая традиция

Вера и разум
Богословская антропология
Особое значение воплощения

Заключение

Тематические вопросы

5. ТАИНСТВА И ХРИСТИАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ


Таинства церкви
Сакраменталии

Таинства посвящения

Крещение
Миропомазание
Евхаристия
Священная трапеза
Символ Царства
Благодарственная молитва
Память жертвы Христовой
Истинное присутствие
Евхаристическое поклонение
Межконфессиональное общение

Ритуал христианского посвящения

Прекатехуменат
Катехуменат
Период очищения и просвещения
Посткрестильная катехизация (мистагогия)

Заключение

Тематические вопросы

6. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И УЧЕНИЧЕСТВО

Призыв к ученичеству


Ученичество в Новом Завете
Ученичество после Пасхи

Брак во Христе

Таинство брака
Смешанные браки
Когда брак распадается

Священство

In persona Christi
Целибат
Священство в наши дни

Христианские сообщества и монашеская жизнь

Монашество
Евангельские сообщества и апостольские ордены
Сообщества периода Реформации
Новые монашеские сообщества
Монашеская жизнь после II Ватиканского собора
Мирские сообщества

Одинокая жизнь

Заключение

Тематические вопросы

7. ГРЕХ, ПРОЩЕНИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ

Грех в библейской традиции


Десять заповедей
Иисус
Святой Павел

Учение о грехе

Первородный грех
Современный подход
Наши собственные прегрешения
Социальные грехи

Прощение и примирение

Покаяние и исповедь
Примирение в наши дни
Новый обряд покаяния

Исцеление и елеопомазание больных

Таинство больных

Заключение

Тематические вопросы

8. СЕКСУАЛЬНАЯ МОРАЛЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Сексуальная мораль


Развитие морального богословия
Контроль за рождаемостью
Аборты
Мастурбация
Добрачные половые отношения
Гомосексуальные отношения
Veritatis Splendor

Социальная справедливость

Социальные энциклики
Церковь и охрана окружающей среды
Документы епископских конференций
CELAM
Конференция католических епископов США
Принципы католического социального учения

Совесть и авторитет

Совесть
Авторитет
Воспитание совести

Заключение

Тематические вопросы

9. МОЛИТВА И ДУХОВНОСТЬ

Виды молитвы


Устная молитва
Умная молитва
Созерцание
Литургическая молитва

Духовность

Духовные дисциплины
Ненасилие

Современные виды духовности

Мирянские формы духовности
Справедливость и солидарность с бедными
Феминистская духовность

Мариология

Мария в Писании
Мария в предании
Марианские догматы
Мария и экуменизм

Заключение

Тематические вопросы

10. ПОЛНОТА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Спасение и эсхатология


Спасение в Ветхом Завете
Воскресение мертвых
Воскресение Иисуса

Христианская эсхатология

Воскресение тела
Небо
Второе пришествие
Страшный суд
Чистилище
Лимб

Общение святых

Молитвы святым
Индульгенции

Спасение вне церкви?

Традиционное учение
Новое направление

Заключение

Тематические вопросы

11. НЕЗАКОНЧЕННАЯ ПРОГРАММА

Литургическое обновление


Изменения в литургии
Литургическое собрание
Обновление богословия священства
Переосмысливая диаконат

Вопрос авторитета

Действие церковной власти
Совместное принятие решений
Выборы епископов

Роль женщин в церкви

Серьезное отношение к опыту женщин
Феминистская герменевтика
Недискриминирующий язык
Женщины и служение

Экуменизм

Преодоление разногласий
Новые задачи
Будущие направления
Церковь завтрашнего дня

Межрелигиозный диалог

Спасительны ли другие религии?
Диалог и магистериум

Заключение

Тематические вопросы

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Словарь терминов
[Кэтрин Э. Клиффорд]

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Краткая библиография

О католичестве в целом
О чтении Библии
Об Иисусе Христе
О церкви
Об учительной власти Церкви
О таинствах
О католическом моральном богословии
О католическом социальном учении
О феминизме
Об экуменизме

УКАЗАТЕЛЬ ССЫЛОК НА БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Предисловие к русскому изданию

Мне хотелось бы поприветствовать читателей этой книги и выразить благодарность Библейско-богословскому институту св. апостола Андрея за то, что он сделал ее доступной в переводе. Меня необыкновенно радует сама мысль о том, что данная книга внесет скромную лепту в дело возрождения и восстановления Католической церкви в России, начатое после долгой зимы репрессий.

Христианская вера глубоко укоренена в культуре России и в жизни вашего народа. Россия обогатила вселенскую Церковь своим литургическим богослужением, молитвенно-мистической традицией, уважением к монахам и духовным учителям и великими писателями, чьи произведения столь часто переплетены с историями о вере.

Данная книга — не что иное, как попытка рассказать о католической традиции христианства. Попытка представить не просто богословскую точку зрения, которая зачастую остается абстрактной, но показать библейские основания католичества, его историческое развитие, его великие события, – такие как II Ватиканский собор, – его характерных представителей и те вызовы, перед лицом которых оно оказалось в третьем тысячелетии. Католичество – нечто большее, чем просто церковь: это путь жизни во Христе, переживаемый в общине, выраженный в символах, истории и учении, живое предание, которое стремится все лучше понять и выразить тайну Божьего откровения во Христе Иисусе, чтобы другие люди могли обрести новую жизнь.

В то время как я пишу эти слова, папа Иоанн Павел II находится на смертном одре*. Этот замечательный человек, третий из дольше всего правивших в истории пап и первый славянин на престоле Петра, был предстоятелем Католической церкви в течение почти 27 лет. За это время он написал 14 энциклик и 14 апостольских посланий, возглавил 15 ассамблей епископов, совершил 104 пастырских визита за пределы Италии, беатифицировал 1338 и канонизировал 482 подвижников — больше, чем все вместе взятые папы в истории. Его Катехизис Католической церкви очень популярен среди миллионов людей, в том числе — среди некатоликов.

Его наследие велико во многих отношениях. История воздаст ему за ту важную роль, которую он сыграл в крахе коммунистических режимов в Восточной Европе. Призывая к новой евангелизации, направленной не только к тем, кто никогда не слышал Евангелия, но также и к тем, кто больше не живет по вере, он постоянно стремился вновь напоминать церкви о долге провозглашать Благую весть как о ее первостепенной роли. Для папы Иоанна Павла II Царство Божье – это «не понятие, доктрина или программа для вольной интерпретации, но прежде всего Личность, имеющая лицо и имя Иисуса из Назарета, образ Бога невидимого» (Redemptoris missio, no. 18). И он настаивает на том, что евангелизация обязательно предполагает заботу о социальной справедливости и диалог с культурой.

Он сделал больше, чем какой_либо другой папа в истории, для диалога с великими мировыми религиозными традициями, что столь важно в наше беспокойное время. Он предпринял значительные шаги к примирению с иудеями, помимо признания дипломатического статуса Государства Израиль: посетил в 1986 году синагогу в Риме и совершил молитву у Стены Плача в Иерусалиме в 2000 году. Фотография папы, сидящего рядом со своим неудавшимся убийцей Мехметом Али Агджой, стала олицетворением прощения. И папа всегда был защитником бедных и слабых.

Среди личных разочарований папы Иоанна Павла II можно назвать неудачу в попытке примирения с православными церквами, особенно с Русской православной церковью, а также то, что новая европейская конституция не упомянула европейского религиозного наследия, и то, что он не смог предотвратить войну против Ирака, хотя настойчиво проповедовал мир.

Его преемник оказался перед лицом многих проблем, остающихся во внутренней жизни церкви, среди них – отсутствие истинно коллегиального правления и принимающей решения власти, которая бы вновь сосредоточилась в Риме, предоставление большего права голоса мирянам, забота о большей ответственности церковных руководителей, а также нехватка священников, забота о более подобающем признании женских дарований и обновление церковного учения о человеческой сексуальности.

Книга Католичество в третьем тысячелетии пытается, особенно в последней главе, раскрыть некоторые из этих проблем, обращаясь к незаконченной программе II Ватиканского собора. Но это проблемы не только для следующего папы: они стоят перед всеми католиками. Я уповаю и молюсь, чтобы эта книга оказалась полезной – как для того, чтобы достичь понимания тех вызовов, перед лицом которых оказывается наша церковь, так и для более высокой оценки той веры, которую мы разделяем.

Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня?
На эти и другие вопросы вы найдете ответ в книге Томаса Рауша "Католичество в третьем тысячелетии". Возможно, многое в этой работе покажется вам хорошо знакомым, что-то, наверняка, - спорным, с чем-то будет непросто согласиться... Приглашая читателя познакомиться поближе с Католической церковью, автор обещает: вас ждет много неожиданных находок. Для многих европейцев и американцев, принадлежащих католической культуре, эта книга стала новым открытием их традиции веры.