Устранение неполадок ПК дома. Популярный самоучитель

Содержание

Введение
Для кого предназначена книга
Структура книги
Глава 1. Неисправности. Неужели без них нельзя?
Глава 2. BIOS
Глава 3. Аппаратные неисправности
Глава 4. Программные неисправности
Глава 5. Интернет
Глава 6. Вспомогательные программы
Глава 7. Профилактическое обслуживание
Глава 8. FAQ: 100 вопросов и ответов
От издательства

Глава 1. Неисправности. Неужели без них нельзя?

Причины возникновения неисправностей
Возникла неисправность. Кто виновате?
Классификация неисправностей
Действия при возникновении неисправности
Разбираемся сами
Визит в сервисный центр

Глава 2. BIOS

Зачем нужна BIOS
Основные понятия
Принцип работы
Параметры BIOS
Подпрограмма POST
Общие сведения
Звуковые и текстовые сигналы AwardBIOS
Звуковые и текстовые сигналы AMIBIOS
Звуковые и текстовые сигналы PhoenixBIOS
Что делать? если POST "молчит"
Проверка подключения системного динамика
Внешний осмотр компонентов
Сброс параметров BIOS

Глава 3. Аппаратные неисправности

Проблемы с блоком питания
Общие сведения
Назначение блока питания
Мощность блока питания
Неисправности блока питания
Проблемы с вентиляторами
Общие сведения
Профилактика вентиляторов
Проблемы с жестким диском
Общие сведения
Интерфейсы данных
Принцип работы жесткого диска
Диагностика неисправностей жесткого диска
Возможные неисправности
Проблемы с CD/DVD-приводом
Общие сведения
Неисправности
Проблемы с монитором
Общие сведения
Основные характеристики монитора
Мониторы с электронно-лучевой трубкой
Жидкокристаллические мониторы
Плазменные мониторы
Неисправности и ремонт мониторов
Проблемы с клавиатурой
Общие сведения
Профилактика клавиатуры
Проблемы с мышью

Общие сведения
Распространенные неполадки
Проблемы с модемом

Общие сведения
Неисправности модема

Глава 4. Программные неисправности

Причины возникновения и методы устранения

Причины возникновения неисправностей
Методы определения и устранения неисправностей
Диспетчер устройств
Сделайте что-нибудь с изображением!

Принципы отображения информации на мониторе
Корректировка частоты обновления экрана
Выбор подходящего разрешения монитора
Выравнивание изображения на экране
Куда пропали языки?
Ускоряем клавиатуру
Неужели ничего нельзя сделать с мышью?
Что случилось со звуком?
Видоизменяем Панель управления
Региональные настройки
Укрощаем модем
Почему компьютер работает так медленно?

Освобождаем место на винчестере
"Лечим" компьютер от вирусов

Глава 5. Интернет

Internet Explorer создает проблемы

Настройка панели инструментов
Чистим cookie
Настраиваем уровень безопасности браузера
Дополнительные настройки Internet Explorer
Как надоел спам!

Общие понятия
Почему существует спам и кому он выгоден?
Способы борьбы со спамом

Глава 6. Вспомогательные программы

Программы диагностики и тестирования компьютера

PerformanceTest
SiSoftware Sandra
AIDA32
3DMark
Программы для настройки операционной системы

WinBoost
Tweak XP Pro
Fast Tweaker
Программы для борьбы со спамом

Anti Spammer
SpamPal
MailWasher
Альтернативные браузеры

MyIE
Mozilla
Opera
Антивирусные пакеты

Norton AntiVirus
Panda Antivirus
Doctor Web
"Антивирус Касперского"
Программы мониторинга системы

Motherboard Monitor
SpeedFan
CPUCooL

Глава 7. Профилактическое обслуживание

Резервное копирование — на всякий случай

Предварительная подготовка данных
Использование архиватора
Запись данных на CD или DVD
Диски аварийного восстановления системы
Восстановление операционной системы

Создание точки восстановления
Восстановление Windows XP
Дефрагментация диска
Рекомендации по уходу за компьютером

Правильное электропитание
Условия окружающей среды
Программное обеспечение
Борьба с пылью

Глава 8. FAQ: 100 вопросов и ответов

Корпус

Слышно дребезжание внутри корпуса
Дискета не может выйти из прорези на корпусе
Заедает кнопка включения
Не работает кнопка Reset
Не работает системный динамик
Материнская плата не устанавливается в корпус
Не работают USB-порты на передней (боковой) панели корпуса
Корпус царапает поверхность стола
Высокая температура внутри системного блока
Блок питания

Компьютер не включается
Блок питания перегревается
Вентилятор на блоке питания не крутится
Гудит вентилятор блока питания
Из блока питания чувствуется запах горелого
Из блока питания слышится треск
Компьютер включается, но система не загружается
Компьютер периодически перезагружается
После подключения нового устройства компьютер не включается
Процессор

Компьютер не включается
Процессор не устанавливается в процессорный слот
При попытке установки процессора была согнута часть ножек
Компьютер зависает в начале загрузки
Система периодически зависает
Процессор сильно нагревается
Процессор неверно определяется системой
Процессор внезапно начинает "тормозить"
Процессор не разгоняется
Тактовая частота процессора не совпадает с тактовой частотой на пластине
Материнская плата

Компьютер не включается
Материнская плата сильно прогибается при установке карт расширения
При включении компьютера слышны звуковые сигналы
Компьютер часто зависает
Компьютер часто перезагружается
Не удалась "перепрошивка" BIOS
Постоянно сбиваются установки BIOS
Обнаружено повреждение материнской платы
Компьютер не хочет автоматически выключаться
Сильно нагреваются провода системного динамика
Карту расширения невозможно вставить в слот
Не защелкивается модуль оперативной памяти
Интегрированный звуковой контроллер не распознается операционной системой
Перестал воспроизводиться звук интегрированной звуковой карты
Видеокарта

Отсутствует изображение на мониторе
Изображение на мониторе размыто и заметно мерцает
Графические объекты на мониторе слишком крупные
Низкое качество изображения на экране монитора
На экране наблюдаются разного рода артефакты
Компьютер зависает после кратковременной работы
При запуске игры операционная система выдает ошибку
AGP-видеокарта со спецификацией 8х распознается как видеокарта со спецификацией 4х
Видеокарта с ТВ-выходом не выводит изображение на экран телевизора
Вывод изображения на телевизор возможен лишь при низком разрешении экрана
Изображение не выводится на монитор с интерфейсом DVI
Винчестер

Индикатор жесткого диска не светится или светится неправильно
Компьютер зависает в начале загрузки
Винчестер не определяется
Один из жестких дисков не определяется
Винчестер определяется неверно
Система видит только часть жесткого диска
В работе жесткого диска слышатся посторонние шумы
На жестком диске появились плохие секторы
Винчестер достаточно сильно нагревается
Скорость работы винчестера периодически уменьшается
Невозможно переписать файл объемом более 4 Гбайт
Периодически отключается один из каналов IDE-контроллера
Вентиляторы

Компьютер периодически зависает
Вентилятор не вращается
Вентилятор громко шумит
Вентилятор дребезжит
Невозможно подключить дополнительный вентилятор к материнской плате
На что повлияет отключение вентилятора?
Можно ли установить на процессор два вентилятора?
CD/DVD-привод

Компьютер зависает в начале загрузки
Не определяется CD/DVD-привод
Не определяется дополнительный привод
Двигатель привода не раскручивается
Не выезжает лоток CD/DVD-привода
Плохо читаются или совсем не читаются компакт-диски
Не воспроизводится звук с аудиодиска
Скорость считывания очень низкая
CD/DVD-привод сильно гудит при чтении/записи дисков
Программа не может произвести запись на диск
Разорвался диск внутри привода
Можно ли программно ограничить скорость CD/DVD-привода?
Модем

Модем не распознается операционной системой
Модем не набирает номер телефона
Модем набирает номер в несовместимом режиме
Не слышно звуков при наборе номера и соединении
Постоянно обрывается связь
Как добавить альтернативный номер телефона для набора?
При простое разрывается связь
Отсутствует связь при наличии соединения с провайдером
Клавиатура и мышь

Компьютер не загружается и выдает ошибку инициализации клавиатуры
Периодически гаснут и зажигаются индикаторы на клавиатуре
Из системного динамика периодически слышен треск
Не нажимаются или плохо нажимаются клавиши клавиатуры
Указатель мыши не движется
Указатель мыши двигается только в одном направлении
Указатель движется рывками

глава 1

Неисправности. Неужели без них нельзя?

Причины возникновения неисправностей


Хорошо живется далеко не каждому человеку. Однако, несмотря на все жизненные неурядицы, придя домой, хочется расслабиться возле телевизора или компьютера, посмотреть фильм или послушать музыку, попить пива или поиграть в компьютерную игру, порадоваться огромным размерам проектора или качественной DVD-системе…

Но существует выражение: "Много хорошо — тоже нехорошо!" Что это означает? Все очень просто: рано или поздно хорошее настроение омрачается неисправностью бытовой техники. Не миновала эта участь и компьютер.

Однако не стоит из-за этого сильно расстраиваться — жизнь ведь продолжается! Главное, чтобы не "сломались" вы сами, а "железо" не трудно отремонтировать. Более того, в большинстве случаев это можно сделать своими силами. Главное — не паниковать и с умом подойти к этому вопросу, а дальше, как говорится, дело техники!

Возникла неисправность. Кто виноват?

Рано или поздно неисправность возникает — это аксиома. Причиной неисправности могут быть действия пользователя, решившего "подкорректировать" установленную на компьютере операционную систему, или аппаратное обеспечение. Конечно, проще всего обругать продавца, подсунувшего некачественные комплектующие, но, как показывает практика, обычно виноват пользователь, то есть вы. Однако не будем спешить с выводами и проанализируем ситуацию.

Допустим, не так давно вы купили или собрали компьютер. Второй вариант — тема для отдельного разговора. Если же речь идет о покупке, то вы принесли домой полностью работающий компьютер. Включив его и установив операционную систему, а также необходимые программы, вы начали его использовать. Однако задумывались ли вы о том, что необходимо для нормальной работы компьютера?

Если фирмы, продающие компьютеры, ценят свою репутацию, они выдают не только гарантийный талон на обслуживание компьютера, но и краткое руководство по эксплуатации. Однако, как правило, пользователи его не читают, что приводит к возникновению различных неприятных ситуаций. А руководство не такое и большое. Оно содержит в основном предложения и пожелания, наиболее важными из которых являются следующие.

- Избегать установки компьютера на пол, чтобы пыль не попадала в корпус. Особенно это касается офисных помещений, в которых влажная уборка проводится достаточно редко.
- Не ставить корпус компьютера в местах, в которых существует потенциальная опасность несоблюдения температурного режима.
- Подключать компьютер к заземленной электрической розетке.
- Использовать блок бесперебойного питания, который предохраняет внутренние компоненты компьютера от выхода из строя в результате возможных скачков электроэнергии.
- Следить, чтобы компьютер не работал в режимах, которые могут привести к выходу из строя его комплектующих.
- Использовать проверенные прикладные программы и не забывать о том, что именно вмешательство пользователя в работу программ приводит к возникновению многих неисправностей.
- Соблюдать правила очередности включения и выключения компонентов компьютера.
- Проводить периодическую профилактику компьютера, которая заключается в уборке накопившейся пыли с комплектующих: кулера, днища корпуса, монитора и т. п.

Этот список можно продолжать очень долго. Однако парадокс заключается в следующем: чем длиннее перечень, тем меньше внимания на него будут обращать. Поэтому производители ограничиваются несколькими пунктами, зная, что если неисправность должна возникнуть, то она появится.

Рассмотрим вариант, когда компьютер не куплен в фирме, а собран пользователем.

В данном случае очень многое зависит, во-первых, от компьютерной образованности пользователя. Если он знает только названия комплектующих, но не имеет понятия о том, как они работают, и никогда не собирал компьютер самостоятельно, то ничего хорошего из этого не может получиться. Это то же самое, что сесть в автомобиль, не зная, как на нем ехать и что нажимать.

Во-вторых, немалое значение имеет сочетаемость комплектующих. Не всегда удается подобрать их так, чтобы они могли без проблем работать друг с другом, не говоря о дальнейшей модернизации компьютера. Наверное, вы не раз слышали истории о материнских платах, на которых отказывались работать, например, определенная звуковая карта или модем. Никакой производитель не даст гарантию, что его комплектующие смогут работать с любым устройством, которое вы захотите к ним добавить. Поэтому многие солидные фирмы имеют тестовые лаборатории, которые занимаются подбором и настройкой конфигураций. Данный факт требует от пользователя еще большей образованности, что возводит его в ранг компьютерного мастера.

Что же делать простым пользователям, которыми и является большинство владельцев компью­теров? Как говорил В. И. Ленин: "Учиться! Учиться! Учиться!" Чтобы водить машину, тоже необходимо пройти специальный курс обучения, разве не так?

Чтобы научить вас, и была написана данная книга. Не отчаивайтесь, если неприятность "пришла в гости" к вашему компьютеру. Знайте: 85 % поломок и неполадок приходится на программную часть, и их не так сложно исправить, как кажется на первый взгляд. Поэтому не нервничайте, а постарайтесь классифицировать неисправность и выбрать метод ее устранения.

Классификация неисправностей

Как классифицировать неисправности? Все очень просто: есть комплектующие, из которых состоит компьютер, и есть программы, которые установлены на нем. И то и другое необходимо для работы. Если поломка происходит с деталями компьютера, то влияние человеческого фактора будем опускать.

Рассмотрим эти виды неисправностей подробнее.

Аппаратные неисправности

К аппаратным неисправностям можно отнести полную или частичную неработоспособность комплектующих, вызванную внутренними неполадками, выходом из строя компонентов устройств и несоблюдением требуемых режимов работы устройств в целом.

Наиболее подвержены таким неисправностям блок питания, материнская плата, жесткий диск, дополнительные накопители и монитор. Меньше — звуковая и сетевая карты, модем, видеокарта и клавиатура. Редко — оперативная память и процессор. Вентиляторы и кулеры часто становятся причинами более серьезных поломок.

Рассмотрим, как проявляются аппаратные неисправности.

Блок питания. Полный выход его из строя приводит к невозможности включения компьютера. Кроме того, случается, что в момент поломки блока питания происходит всплеск напряжения. Это может привести к возникновению неисправности многих других устройств, даже несмотря на наличие разнообразных защитных фильтров (на блоке питания и на других комплектующих). Частичная неисправность блока питания, как правило, сопровождается частыми зависаниями компьютера или его внезапной перезагрузкой. Из-за этого могут возникать ошибки программного характера. Кроме того, блок питания начинает нагреваться, то есть нагрузка на него слишком большая и он скоро может выйти из строя (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Блок питания пал смертью храбрых!

Материнская плата. При частичном выходе из строя материнской платы на ней могут перестать работать отдельные элементы. Чаще всего это случается с портами. Иногда перестает работать один или несколько слотов расширения или интегрированные решения, такие как звуковая или сетевая карта. Более серьезные поломки (например, полусгоревшие фильтры напряжения) приводят к поочередному выходу из строя чипсета, оперативной памяти и процессора.

Жесткий диск. При частичной неисправности (это происходит в основном со встроенным контроллером) наблюдается нестабильная работа системы и программного обеспечения, зависание и внезапная перезагрузка компьютера, появление сбойных участков на поверхности дисков, стук головок о поверхность диска и т. п.

Каждое устройство при появлении неисправности ведет себя по-своему и по-разному влияет на систему в целом. Например, неисправные порты на материнской плате позволяют продолжать работу (вышли из строя порты, не использующиеся в текущий момент), а поломка винчестера делает ее невозможной.

К аппаратным также можно отнести некоторые неисправности, связанные с конфликтами устройств. Под конфликтом понимают аппаратную несовместимость, которая может возникнуть, если попытаться заставить работать вместе устройства, которые не сочетаются друг с другом.
Рассмотрим, какие неисправности возникают чаще всего.

Видеокарта. Существуют следующие неисправности, связанные с работой видеокарты.
• Конфликт с другим оборудованием. Возникает, когда видеокарта и другое устройство используют одни и те же ресурсы для работы. В принципе, ситуация достаточно редкая и возможна, только если установлена устаревшая видеокарта.
• Проблемы с драйвером обычно возникают после установки операционной системы при ее первой загрузке. Однако возможны ошибки драйвера и при дальнейшей работе. Иногда в результате сбоев драйвера качество изображения не соответствует нормам или пропадает поддержка режима OpenGL.
• Изменение разрешения экрана. Бывают ситуации, когда разрешение экрана изменяется без желания пользователя. Обычно это происходит после сбоя или некорректного выхода из игры.
• Изменение частоты обновления экрана. Данная ситуация аналогична предыдущей, только в этом случае изменяется частота.

Звуковая карта. Неисправности, связанные с работой звуковой карты, такие.
• Конфликт с другим оборудованием. Возникает довольно часто, особенно если используется недорогая звуковая карта. Интегрированные в материнскую плату звуковые карты менее конфликтны.
• Проблемы с драйвером. Бывает, что драйвер установлен, а звуковая плата все равно "молчит".
• Неопознанная карта. Данная ситуация довольно часто возникает в Windows XP, особенно если используется старая звуковая карта, которая не поддерживает эту операционную систему.
• Некачественное воспроизведение звука. Эта ситуация довольно распространена, особенно если используется встроенная звуковая карта.

Сетевая карта. В данном случае возможны всего две неисправности:
• конфликт с другим оборудованием (интегрированные сетевые карты менее конфликтны);
• проблемы с драйвером — данная ситуация возникает очень редко, но возможна.

Другие устройства, в принципе, не вызывают нареканий в свой адрес. Что касается внешних устройств, таких как принтер, сканер, модем, то их неисправность обычно "лечится" переустановкой драйверов.

Вы спросите: "Какие все-таки факторы больше всего влияют на появление неисправностей?" Рассмотрим их.

Проблемное электропитание. Качество электропитания очень сильно влияет на стабильность работы компьютера. Постоянные перепады и падения напряжения негативно сказываются на блоке питания, особенно если он плохого качества и не может обеспечить правильное выравнивание или поддержку на требуемом уровне входного и выходного напряжения. Как уже было сказано, нестабильная работа блока питания приводит к постоянным зависаниям и перезагрузкам компьютера. Особенно это заметно, когда компьютер состоит из большого количества устройств, что заставляет работать блок питания на пределе. Если он не выдержит такой нагрузки, то может произойти не только его поломка, но и выход из строя других составляющих компьютера.

Недостаточное охлаждение. Во время работы компьютера его компоненты нагреваются, особенно центральный процессор, процессор и графическая память видеокарты. Достаточно сильно греются также винчестеры и приводы компакт-дисков. Чтобы обеспечивать требуемый температурный режим, на критичные компоненты устанавливают охлаждающие системы, обычно состоящие из радиатора и вентилятора с большим количеством оборотов. Блоки питания также оснащаются одним или несколькими вентиляторами, которые вытягивают из корпуса нагретый воздух. Появление неисправностей в одном из мест такой охлаждающей системы сразу же отражается на ней. Обычно это проявляется в зависаниях и перезагрузках компьютера. Из-за недостаточного охлаждения могут сгореть процессор и видеокарта.

Особенно требуют охлаждения центральный процессор и видеокарта. Современные процессоры имеют достаточно большую мощность, что приводит к значительному выделению тепла[1].

Разгон. Как известно, разгон является одним из способов повышения производительности компьютера. Суть данного метода заключается в установке внештатных режимов работы отдельных компонентов. Например, чтобы разогнать процессор, достаточно увеличить частоту шины материнской платы хотя бы на 1 МГц. Дело в том, что при производстве, например, процессоров используются компоненты, способные работать в некотором диапазоне частот. Поэтому если процессор имеет частоту 3 ГГц, то совсем не обязательно, что он может работать только на этой частоте. Таким образом, если делать поправку на производственный диапазон частот, то вполне логично и вероятно, что процессор сможет работать и на частоте 3,2 или 3,4 ГГц. Именно это используют любители экстремального разгона. Однако следует помнить, что при использовании нестандартной частоты или напряжения увеличивается тепловыделение кристалла. В итоге срок службы устройства сокращается в несколько раз (три — пять). Поэтому очень важную роль играет охлаждающая система. Если кулер не справляется с охлаждением, то это влечет за собой появление различных программных ошибок, зависание компьютера и даже выход из строя самого процессора. То же касается и других компонентов компьютера, которые подвергаются разгону.

Вибрация. В компьютере много компонентов, которые подвержены механической вибрации. Казалось бы, небольшая вибрация не может ничего повредить. Однако это не так. Самое малое, к чему может привести вибрация, — пропадание контактов в соединениях шлейфов данных и материнской платы или устройств хранения информации, в электрических соединениях и т. п. Вибрация вентиляторов может привести к выходу их из строя, что вызывает перегрев охлаждаемых ими компонентов. Кроме того, вибрация вентиляторов — причина возникновения неприятного гула низкой частоты.

Пыль. Это основная неприятность, которая вызывает нагрев, вибрацию, пропадание контактов и другие неисправности компьютера.

Сырость. Как говорится, сырость — родная сестра пыли. Использование компьютера в среде со слишком высокой влажностью неизменно сказывается на блоке питания и мониторе.

Самое неприятное в аппаратных неисправностях то, что они часто приводят к замене проблемного устройства. Особенно это становится ощутимо, когда из строя выходят такие дорогостоящие комплектующие, как материнская плата, процессор, жесткий диск или видеокарта.

Программные неисправности

Программные неисправности составляют львиную долю всех поломок компьютера. Компьютер без установленного программного обеспечения — всего лишь дорогой ящик. Чтобы превратить его в рабочий инструмент, необходимо не так уж много.

Операционная система. Сегодня наиболее популярны операционные системы Windows.
• Microsoft Windows 98/98 SE — в свое время получила наибольшее распространение благодаря простоте использования, защищенности (по сравнению с печально известной Windows 95/95 OSR) и мультимедиа-возможностям.
• Microsoft Windows Me — усовершенствованный вариант Windows 98, однако не очень распространенный из-за неоправданно высоких требований к системе и несовместимости со многими старыми программами. Кроме того, размер установленной системы не соответствует ее возможностям.
• Microsoft Windows NT — первая версия операционной системы, рассчитанная на применение в корпоративных системах. Получила очень широкое распространение из-за надежного механизма защиты как самой системы, так и выполняющихся программ. Кроме того, данная операционная система обладает административными утилитами, которые позволяют достаточно легко настраивать ее возможности, права пользователей, запускающиеся процессы и службы и многое другое. Самый большой недостаток данной операционной системы — отсутствие поддержки технологии Plug and Play, что сдерживало ее распро­странение среди домашних пользователей. Кроме того, в Microsoft Windows NT недостаточно хорошо реализована поддержка старых программ.
• Microsoft Windows 2000 — начиная с этого продукта, компания Microsoft попыталась разделить операционные системы на два вида: для домашнего и корпоративного применения. Существуют версии Windows 2000 Professional и Windows 2000 Server. Данные операционные системы вобрали в себя лучшее от NT-систем, что позволило добиться максимальной производительности и защищенности среды выполнения программ. Кроме того, Windows 2000 Professional и Windows 2000 Server поддерживают технологию Plug and Play.
• Microsoft Windows XP — данная операционная система сразу завоевала большую популярность среди пользователей благодаря своим возможностям. Новый графический интерфейс, максимальная защищенность и отказоустойчивость системы, поддержка новейших технологий, широчайшие мультимедиа-возможности, быстрая загрузка — далеко не полный список ее возможностей. Как и Windows 2000, данная операционная система имеет две разновидности — Home Edition и Professional. Хотя первая из них предназначена именно для домашнего применения, многие пользователи предпочитают устанавливать Windows XP Professional, поскольку она обладает более широкими возможностями администрирования.
• Microsoft Windows XP 2003 — разработка Microsoft, призванная продемонстрировать еще большую отказоустойчивость, что позволяет использовать ее на больших корпоративных серверах, содержащих несколько процессоров. Естественно, данную систему можно устанавливать и на домашний компьютер.

Кроме продуктов фирмы Microsoft, все большее распространение получают операционные системы других производителей.
• UNIX — об этой операционной системе ходят легенды. По защищенности и отказоустойчивости она уверенно занимает первое место, что позволяет устанавливать ее на особо критичные серверы и компьютеры. Однако UNIX имеет большой недостаток — отсутствие графического интерфейса. Чтобы ею пользоваться, не говоря об обслуживании, требуется знать достаточно много. Именно это сдерживает распространение данной операционной системы среди обычных пользователей.
Linux — является "сестрой" предыдущей системы, поскольку в ней используются механизмы работы UNIX. Это означает, что Linux обладает отличной отказоустойчивостью и защищенностью. В отличие от других операционных систем, Linux нетребовательна к ресурсам, поэтому ее можно устанавливать на маломощные компьютеры. Появление разнообразных расширений системы, таких как Red Hat, обладающих усовершенствованным графическим интерфейсом, ставит ее на один уровень с операционной системой Windows. В настоящее время Linux имеет очень много поклонников среди пользователей.
• Mac OS — предназначена для работы только на компьютерах Macintosh, выпускаемых компанией Apple. Mac OS — первая операционная система, предложившая пользователю возможности графического интерфейса. По стабильности и удобству работы с ней до сих пор тяжело конкурировать. Особенностью данной операционной системы является очень рациональное использование ресурсов компьютера, в результате чего прикладные программы работают вдвое быстрее, чем их аналоги на PC-платформе такой же конфигурации. Поскольку компьютеры Macintosh в странах СНГ не выпускают, то Mac OS распро­странена только за рубежом.
• BeOS — в отличие от Mac OS, BeOS успешно работает как на компьютерах Macintosh, так и на PC. BeOS — устойчивая, стабильная и надежная система. Кроме того, в ней на очень высоком уровне реализована поддержка трехмерной графики. Данная операционная система была выпущена в начале 1990-х годов и широкого распространения не получила.

Набор офисных программ. Под офисными следует понимать программы, позволяющие работать с текстом, таблицами, графикой, схемами, базами данных и т. д. Наибольшее распространение получили продукты фирмы Microsoft:
• Word — универсальный редактор для работы с текстом;
Excel — многофункциональная программа для работы с электронными таблицами;
• Access — мощное приложение управления данными, предназначенное, главным образом, для программистов;
• PowerPoint — позволяет легко и быстро создавать качественные, красиво оформленные электронные презентации (в виде набора слайдов);
• Binder — программа для объединения различных документов Office;
• Outlook — почтовый клиент и электронная версия органайзера (может, например, автоматически отвечать на запросы, если вы заняты в определенный момент времени);
• Publisher — удобная настольная издательская система, предназначенная для пользователей, которые хотят выпускать собственные маркетинговые материалы, не обращаясь к профессиональным дизайнерам;
• Project — позволяет управлять календарными планами и ресурсами, обмениваться сведениями о состоянии проекта и представлять информацию по проекту;
• Photo Editor — приложение, позволяющее работать с растровыми изображениями;
• Graph — позволяет ввести несколько чисел и быстро превратить их в график;
• Organization Chart — служит для создания штатного расписания фирмы;
• Equation Editor — помогает при наборе разнообразных математических формул;
• WordArt — позволяет изменять форму букв или цифр, чтобы использовать их при создании логотипов или оформлении заголовков.

Программы для работы со звуком.
Чтобы слушать песни любимых исполнителей, вам понадобится программный проигрыватель (например, Winamp или JetAudio).

Программы для работы с видео.
Чтобы смотреть фильмы и видеоклипы, необходим один из программных видеопроигрывателей (например, DivX Player, BSPlayer или WinDVD).

Антивирусная программа.
Чтобы безопасно путешествовать по Интернету и защитить компьютер от вредных вирусов, необходим хороший антивирусный пакет (например, Norton AntiVirus или Doctor Web).

Игры.
Что касается игр, то здесь каждый пользователь себе хозяин. Однако можно сказать одно: присутствие игр — то, ради чего чаще всего приобретаются мощные компьютеры.

Другое.
Остальные нужные программы (например, средства разработки программ, переводчики, энциклопедии и т. п.).

Возникает резонный вопрос: "Как избежать появления программной неисправности при таком изобилии установленных программ?Э Есть два способа.

Не подходить к компьютеру вообще. Данный вариант принципиально неосуществим, поскольку компьютер приобретался, чтобы на нем работать.

Работать на компьютере, пытаясь избегать конфликтных ситуаций. Это теоретически возможно, однако с увеличением количества установленных программ практически невыполнимо.

Отсюда следует вывод, что появление программной неисправности почти неизбежно.

Рассмотрим, какие программные неисправности могут возникнуть.

Ошибки операционной системы.
В основном эти ошибки появляются в результате выполнения прикладных программ и вызывают сбой самой операционной системы. Вот некоторые из них:
• сбой служб — возникает в операционных системах NT-класса;
• запуск старых программ — подобные ошибки появляются при попытке запустить программы, которые, например, требуют MS-DOS;
• ошибки защиты файловой системы — обычно появляются в системах NT-класса.

Ошибки приложений.
Это самая обширная группа неполадок. Она содержит следующие (самые распространенные) ошибки:
• использование занятого ресурса — очень часто возникает при попытке открыть или сохранить файл, находящийся в работе, использовать занятый ресурс (например, звуковую карту) и т. п.;
• отсутствие необходимых библиотек — возникает, когда программа пытается загрузить отсутствующую или испорченную другой программой библиотеку;
• ошибки выполнения операций — по необъяснимым причинам такие ошибки приводят к потере данных и закрытию выполняемой программы;
• ошибки браузера — появляются при обзоре веб-страниц, когда нарушается безопасность или неправильно выполняются различные сценарии;
• ошибки, вызванные действием вирусов и троянских коней — возникают вследствие приносящих вред действий вирусов и троянских коней.

Как было упомянуто, программные ошибки составляют львиную долю неполадок, возникающих при работе компьютера. Большую часть из них можно исправить за несколько минут. Остальные же могут потребовать более серьезного подхода, в том числе переустановки операционной системы.

В третьей и четвертой главах книги даны советы, как устранить некоторые ошибки аппаратного и программного обеспечения, не обращаясь за помощью к специалистам сервисного центра. Это по силам обычному пользователю. Если вы работаете на компьютере уже несколько лет, то вам будет не сложно разобраться с возникшей проблемой, даже если она не упомянута среди описанных в данной книге.

C еще большим количеством часто встречающихся неисправностей и способами их устранения вы сможете познакомиться в последней главе книги.

В самоучителе описаны методы устранения неполадок компьютера в домашних условиях. Данная книга содержит информацию, которая поможет начинающим и опытным пользователям быстро устранить большое количество аппаратных и программных неисправностей. Информация изложена в простой форме и снабжена большим количеством иллюстраций.