Энциклопедия Относительного и Абсолютного знания

Вы

Переворачивая эту страницу, вы замечаете, что касаетесь указательным пальцем какой-то точки на бумаге.
Это вызывает незначительное нагрева­ние этой самой точки. Незначительное, но совер­шенно реальное. В мире бесконечно малых величин нагревание вызыва­ет движение электрона, покидаю­щего свой атом и сталкивающегося с другой частицей.

Но частица эта на самом деле "от­носительно" огромна. И удар элект­рона становится для нее настоящим потрясением. До этого момента она была инертной, пустой и холодной. Из-за вашего "прыжка" со страницы на страницу у нее наступает кризис. Своим жестом вы спровоцировали изменения, о по­следствиях которых вы даже никогда не узнаете.

Взрыв в мире бесконечно малых величин.

Фрагменты разлетающейся в разные стороны материи.

Выделяемая энергия.

Быть может, родились микромиры, быть может, в них живут люди, и они откроют металлургию, способ приготовления пищи на пару и межпланет­ные путешествия. И даже окажутся умнее нас. Их никогда бы не было, если бы вы не взяли в руки эту книгу и если бы ваш палец не произвел нагревание именно этого участка страницы.

Вместе с тем наша Вселенная, несомненно, сама находится в уголке страницы гигантской книги, в подметке ботинка или в пене пивной кружки какой-нибудь цивилизации великанов. Наше поколение уже никогда не узнает, среди каких бесконечно ма­лых и каких бесконечно больших величин мы на­ходимся. Но мы знаем то, что давным-давно наша Вселенная, во всяком случае, частица, составляю­щая нашу Вселенную, была пустой, холодной, чер­ной и неподвижной. А затем кто-то (или что-то) вызвал кризис. Перевернули страницу, наступили на камешек, сдули пену с кружки пива. Было со­вершено какое-то воздействие. В нашем случае, как известно, это был Большой взрыв.

Только представьте себе бескрайнее безмолвное пространство, вдруг разбуженное титанической вспышкой. Почему где-то наверху перевернули страницу? Зачем сдули пену с пива?

Именно для того, чтобы все эволюционировало вплоть до этой самой секунды, в которую вы, некий читатель, читаете некую книгу там, где вы сейчас находитесь.

И может быть, каждый раз, когда вы перевора­чиваете страницу этой книги, где-то в мире беско­нечно малых величин возникает новая вселенная.

Подумайте о своем беспредельном могуществе.

Закон Паркинсона

Закон Паркинсона (не имеет ничего общего с болезнью, носящей то же имя) гласит, что чем круп­нее становится какое-нибудь предприятие, тем чаще оно нанимает неспособных и высокооплачиваемых сотрудников. Почему? Просто потому, что уже ра­ботающие на нем люди хотят избежать конкурен­ции. Лучший способ не столкнуться с опасным про­тивником — брать на работу некомпетентных работ­ников. Лучший способ усыпить в них желание про­являть инициативу — переплачивать. Так руково­дящие касты обеспечивают себе непоколебимую уве­ренность в своем положении. Согласно тому же за­кону, напротив, все, кто полон идей, оригинальных решений или желания улучшить работу предприя­тия, систематически увольняются. Таким образом, парадокс современности заключается в том, что чем крупнее предприятие, чем дольше оно работает на рынке, тем энергичнее оно отбрасывает динамичные низкооплачиваемые кадры, заменяя их кадрами инертными с непомерно высокой зарплатой. И все это для спокойствия коллектива фирмы.

Шарада Виктора Гюго

Первое — болтун. (По-французски "bavard".)
Второе — птица. (По-французски "oiseau".)
Третье — в кафе. (По-французски "аu cafe".)

Все вместе — десерт.

Подумайте немного, не читая отгадку. Ну а для нетерпеливых...

Первое — bavard, то есть болтун. (Звучит как "бавар".)
Второе — oiseau, то есть птица. (Звучит как "уазо".)
Третье — аu cafe, то есть "в кафе". (Звучит как "о кафе".)

Отгадка: bavard-oiseau-au cafe. Bavaroise au cafe. (Игра созвучий: первое выражение означа­ет "болтливая птица в кафе", второе — "кофейное желе", на слух оба выра­жения воспринимаются одина­ково.)

Видите, как все просто.

Народ снов

В семидесятых годах два американских этноло­га обнаружили в дебрях лесов Малайзии примитив­ное племя сенуа, вся жизнь которого была подчи­нена снам.
Племя так и назвали — "народом снов".

Каждое утро за завтраком вокруг огня все говори­ли только о том, что видели ночью во сне. Если один из сенуа во сне совершил несправедливость по отношению к кому-то, он должен был сделать пострадавшему по­дарок. Если же кто-то напал на соплеменника во сне, то должен был извиниться и сделать подарок жертве для того, чтобы заслужить прощение.

Мир сновидений у сенуа был более познаватель­ным, чем реальная жизнь. Если ребенок говорил, что встретил во сне тигра и убежал, его заставляли уви­деть хищника следующей ночью, сражаться с ним и убить. Старики объясняли ребенку, как этого до­стичь. Если ребенку не удавалось победить во сне тиг­ра, он подвергался осуждению всего племени.

Согласно системе понятий сенуа, если видишь во сне половой акт, надо обязательно дойти до оргазма, а затем в реальном мире отблагодарить партнера подар­ком. Если же привиделся кошмар, нужно победить врагов, а потом потребовать от них подарок, чтобы пре­вратить их в своих друзей. Наиболее желательным сюжетом для сна был полет. Все племя поздравляло того, кто летал во сне. Первый полет во сне ребенка был подобен первому причастию. Ребенка заваливали да­рами, а затем объясняли, как во сне улететь в дальние страны и принести оттуда диковинные гостинцы.

Сенуа покорили западных этнологов. Племя не знало насилия и душевных болезней. Это было обще­ство без стрессов и войн. Работали сенуа ровно столько, чтобы обеспечить необходимый для выжи­вания минимум. Сенуа исчезли, когда леса, в кото­рых они жили, начали вырубать. Но мы тем не менее можем попытаться использовать их знания. Утром следует записать сон, увиденный ночью, дать ему на­звание и указать дату. Потом рассказать сон близким, например за завтраком. Затем необходимо двигаться дальше, применяя основные правила науки о снови­дениях. Перед тем, как заснуть, надо определить тему сна, решить, что вы будете делать: передвигать горы, менять цвет неба, путешествовать в дальние страны, видеть диковинных животных.

Во сне мы всемогущи. Первым испытанием на владение наукой сновидений является полет — вытянуть руки, планировать, падать штопором, набирать высоту.

Науку сновидений надо познавать постепенно. "Летные" часы придают вам уверенности и фанта­зий. Детям хватает пяти недель, чтобы научиться управлять своими снами. Взрослым иногда требу­ются многие месяцы.

Счет и Сказка

Слова счет (compte) и сказка (conte) звучат по-французски одинаково.
Это совпадение, кстати, су­ществует почти во всех языках. В английском счи­тать "to count", рассказывать "to recount". В немец­ком считать "zahlen", рассказывать "erzahlen". На иврите рассказывать "le saper", считать "il saper". В китайском считать "shu", рассказывать "shu". Цифры и буквы едины с тех давних пор, когда язык был еще лепетом.

Гороскоп майя

В Южной Америке у индейцев майя астрология была официальной и обязательной наукой.
Для каждого составляли специальный пророческий ка­лендарь, в котором была описана вся будущая жизнь человека: когда он начнет работать, когда женится, когда с ним случится несчастье, когда он умрет. Эти пророчества пели над колыбелью младенца. Ребенок запоминал их и сам начинал напевать, напоминая себе, на каком этапе жизни он сейчас,

Система эта работала неплохо, так как астроло­ги майя старались, чтобы их предсказания совпа­дали. Если у какого-нибудь молодого человека в его песне-гороскопе в определенный день значилась встреча с девушкой, так оно и случалось, посколь­ку и у девушки эта встреча была отмечена в ее го­роскопе. То же самое происходило и в деловой сфе­ре: если кто-то в своем гороскопе такого-то числа покупал дом, продавец в своей песне именно в этот день должен был дом продать. Если в определенное время должна была состояться драка, участники ее бывали заранее об этом извещены.

Все шло как по маслу, система сама себя поддер­живала. Войны были объ­явлены и описаны. Победители были известны, астрологи уточняли, сколько раненых и убитых останет­ся на поле битвы. Если количество трупов не дотя­гивало до предсказания, жертвовали пленными.

Как же эти музыкальные гороскопы облегчали существование! Ничто не зависело от воли случая. Никто не боялся завтрашнего дня. Астрологи осве­щали каждую человеческую жизнь от начала до конца. Каждый знал, куда ведет его судьба и даже куда она ведет других. Апофеозом искусства майя явилось предсказание... конца света. Он должен был произойти в X веке по тому летоисчислению, кото­рое назовут христианским. Астрологи майя даже назвали точный час. Не желая стать свидетелями катастрофы, мужчины накануне подожгли города, убили всех своих близких и затем покончили с со­бой. Несколько уцелевших бежали из охваченных пламенем городов и затерялись в равнинах.

А между тем цивилизация майя вовсе не была творением людей примитивных и наивных. Майя знали ноль, колесо (хотя и не поняли всей выгоды этого открытия), они строили дороги, их календарь с тринадцатью месяцами был точнее нашего.

Испанцы, прибыв в XVI веке на Юкатан, даже не смогли получить удовольствия, разрушая знаменитую цивилизацию майя, поскольку она сама себя уничтожила задолго до их прихода.

Однако и в наши дни еще встречаются индейцы, утверждающие, что являются дальними потомка­ми майя. Их называют "лакандонами". И странная вещь, дети лакандонов напевают древние песни, пе­речисляющие события человеческой жизни. Но точного смысла слов уже никто не понимает.

Поль Камерер

Писатель Артур Кестлер решил однажды напи­сать произведение, посвященное научному мошенни­честву.
Он расспросил исследователей, и те уверили писателя в том, что самым бесстыдным из научных обманов был тот, что совершил доктор Поль Камерер.

Камерер был австрийским биологом, сделавшим свои основные открытия между 1922 и 1929 года­ми. Прекрасный оратор, обаятельный и фанатично преданный своему делу ученый утверждал, что "любое живое существо способно адаптироваться к изменениям в окружающей среде и передать при­обретенные свойства потомству". Теория эта напря­мую противоречила дарвиновской. Для того чтобы доказать обоснованность своих выводов, доктор Камерер поставил очень зрелищный эксперимент.

Он взял икру горной жабы, размножающейся на суше, и поместил ее в воду. Детеныши, вылупив­шиеся из этой икры, адаптировались к новым усло­виям и приобрели свойственные озерным жабам особенности. У них появились черные копуляторные шишки на большом пальце, позволяющие вод­ным жабам-самцам прикрепляться к скользкой коже самки для совокупления в воде. Адаптация к водной среде передалась потомству, появившему­ся на свет уже с шишкой темного цвета на большом пальце. Таким образом, было доказано, что живые существа могут менять свою генетическую програм­му для адаптации к водной среде.

Камерер с известным успехом доказывал состоя­тельность своей теории повсюду в мире. Однажды уче­ные и представители университетов изъявили жела­ние "объективно" изучить его эксперимент. В амфи­театре собралась масса людей, среди которых было много журналистов. Доктор Камерер рассчитывал а на этот раз доказать всем, что он не шарлатан.

Накануне эксперимента в лаборатории вспых­нул пожар, и все жабы, за исключением одной, по­гибли. Поэтому Камерер был вынужден предста­вить обществу одну-единственную уцелевшую жабу с темной шишкой. Ученые рассмотрели земновод­ное под лупой и прыснули со смеху. Было отчетли­во видно, что черное пятно на шишке большого пальца жабы было сделано искусственно, инъекци­ей под кожу китайских чернил. Мошенничество было открыто. Зал хохотал.

В одну минуту Камерер потерял и доверие, и на­дежду, что его труды получат признание. Он поки­нул аудиторию под всеобщее улюлюканье.

Отвергнутый всеми, он стал изгоем в мире на­уки. Дарвинисты одержали победу.

В отчаянии он укрылся в лесу и пустил себе пулю в рот, оста­вив краткое предсмертное письмо, в котором еще раз подтверждал подлинность своих изысканий и объявлял о "желании умереть среди природы, а не среди лю­дей". Самоубийство довершило его дискредитацию. Тем временем Артур Кестлер в поисках материалов для книги "Объятие жабы" встретился с бывшим ассистентом Камерера. И тот признался писателю в том, что именно он был виновником катастрофы. Подстрекаемый группой ученых-дарвинистов, асси­стент поджег лабораторию и подменил последнюю жабу-мутанта другой, обычной, которой сделал инъ­екцию китайских чернил в большой палец.

Гомеостаз

Все формы жизни стремятся к гомеостазу.
Гомеостаз — это равновесие между внутренней и внешней средой. Любая живая структура функционирует в гомеостазе. У птицы полые кос­ти для того, чтобы она могла ле­тать. У верблюда есть запас воды для того, чтобы он выжил в пустыне. Хамелеон меняет окраску кожи, чтобы стать незаметным для хищ­ников. Эти виды, как и многие другие, су­мели дожить до наших дней, адаптируясь ко всем изменениям окружающей сре­ды. Тот, кто не достиг равновесия с внешним миром, исчез.

Гомеостаз — это способность наших органов к саморегуля­ции под воздействием внешней среды.

Существуют потрясающие при­меры того, как самые обычные люди могут переносить самые тяжкие испы­тания и приучают к ним свой организм.

Книги "Робинзон Крузо" Даниэ­ля Дефо и "Таинственный остров" Жюля Верна прославляют способ­ность человеческого существа к гомеостазису.

Мы все находимся в постоян­ном поиске совершенного гомеостазиса, этим заняты наши клет­ки. Они постоянно требуют мак­симально возможного количества питательной жидкости идеальной температуры без содержания агрессивных токсичных субстанций. Но если клет­ки не получают такой жидкости, они адаптируют­ся. Так, печень пьяницы лучше усваивает алкоголь, чем печень трезвенника. Легкие курильщика вы­рабатывают защиту против никотина. Царь Митридат приучил свой организм даже к мышьяку.

Чем враждебнее окружающая среда, тем лучше клетка или живое существо развивают свои неиз­вестные до того таланты.

"Энциклопедия Относительного и Абсолютного знания" - книга-легенда! С нее началось восхождение Вербера к вершинам мировой славы! Ее прочитал каждый второй француз! Теперь и на русском зыке.
Бумага офсетная.