Живая организация. Компания как живой организм

Введение

Эта книга о том, что ждет нас в предстоящие десять лет. «Смелое заявление», — подумаете вы. Ведь проведенные социальные и технологические исследования говорят о том, что каждые десять лет сама скорость изменений1 удваивается. Вспомните, в 1993 г., когда Клинтона избрали президентом, появился CD-ROM, а об Интернете почти никто не знал.
Как же можно предсказать, что случится в предстоящие десять лет, если отличий сегодняшнего мира от мира будущего станет вдвое больше?
Действительно, подробные предсказания невозможны. Ведь когда в Мексиканском заливе рождается ураган, мы не в состоянии предвидеть, что случится в штате Массачусетс через неделю. Но можно проследить движение урагана и более-менее точно определить его направление, даже если не представляется возможным просчитать, каковы будут последствия урагана в том или ином месте.
«Ураган изменений» в течение предстоящих десяти лет совершенно очевиден. Это почти «идеальный шторм», слияние двух основных экономических сил, каждая из которых уже сама по себе может заставить нас поспешить в укрытие. Первая — бурное развитие компьютерных сетей и автономного (т. е. не требующего вмешательства человека) программного обеспечения (непосредственный результат инвестиций последних двадцати лет). Взаимосвязанный, мгновенно реагирующий мир не просто стал более подвижным — он стал более изменчивым. Единственное, что постоянно, — это перемены. Фразу эту повторяют все, кому не лень, хотя далеко не каждый в нее вдумывается. Сегодня перемены стали одновременно и постоянными, и непредсказуемыми. В результате руководители компаний отказываются от стремления предвидеть и контролировать изменения. Вместо этого они пытаются создавать организации, восприимчивые к изменениям и соответствующим образом на них реагирующие, закладывая основу адаптивного управления.
Вторая определяющая экономическая сила возникает в сфере молекулярных технологий, включающих биотехнологии, нанотехнологии и материаловедение. Эти технологии порождают новую волну инноваций и скоро запустят очередной цикл экономического роста, который по масштабам можно будет сравнить с распространением информационных технологий. Вместе новые разработки приведут к «урагану творческого разрушения», выражаясь словами Джозефа Шампетера, и откроют огромные возможности перед отдельными людьми, компаниями и обществом в целом.
Хотя мы не знаем, когда возникнет этот ураган, у нас есть вполне определенное представление о том, что нужно для процветания в условиях постоянных изменений: необходимо стать более адаптивным. В своем Центре инноваций в бизнесе (Center for Business Innovation) мы еще в 1995 г. начали изучать адаптивные системы и модели эволюции. Говоря о концепции адаптивного восприятия, мы используем в этой книге все то, чему научились за эти годы.

«Настольная книга каждого руководителя, который хочет понять, какие силы будут формировать экономику ближайшего будущего. В своей книге Мейер и Дэвис дают вам инструменты для развития» — Майк Йетс, руководитель подразделения потребительских товаров компании Johnson & Johnson. Мир стоит на пороге новой революции, по сравнению с которой компьютерная революция покажется детской забавой. В наш век перемен компании должны отказаться разработки жестких планов на будущее, оставить бесплодные попытки повлиять на среду ведения бизнеса и вместо этого взять на вооружение революционную парадигму «адаптивного управления», основанную на принципах самоорганизации биологических систем. Вместо жесткой системы административного управления успешная организация должна обладать навыками «самоорганизациии», «рекомбинировать» подобно клеточным системам живых организмов, заимствуя лучшие решения из различных источников, «эволюционировать», адаптируясь к изменениям в окружающей среде. Опираясь на многочисленные кейсы и практику работы самых успешных организаций, от финансовой корпорации CapitalOne, BritishPetroleum и до морской пехоты США, авторы рассказывают, как использовать последние достижения биологии, нанотехнологии и принципы самоорганизации живой природы в бизнесе, чтобы сделать любую компанию устойчивой в условиях постоянных изменений.