Славянские сказания

Книга приоткроет перед ребенком дверь в мир далекого прошлого нашего народа. Несомненной заслугой автора явилась форма живых диалогов, что позволило создать иллюзию непосредственного общения с ребенком, своеобразной "сказки на ночь". При этом автору удалось воссоздать атмосферу и детали старинного славянского быта.
Иллюстрации А. Митрофанова и великолепные картины современных художников Б. Ольшанского, Вс. Иванова, А. Клименко, Н. Сергеева, а также полотна таких корифеев, как В. Васнецов, И. Билибин и Н. Рерих, погружают читателя в мистический, сказочный мир. В то время как реалистические полотна А. Корзухина, Д. Белюкина, И. Горохова, В. Трофимова позволяют наглядно показать ребенку, что это не просто сказка, вымысел, а наше прошлое, наша история.

Славянская мифология, в особенности восточных (русских) славян, оставалась до XIX века малоизученной. Ее как будто не существовало. Это связано как с христианизацией славян, в результате которой мифы были преданы забвению, так и со следствием этого процесса – утратой оригинальных мифологических текстов. Нынешнее время ознаменовано бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии и мифологии — не только русской и общеславянской, но и праславянской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в разнообразных формах устного народного творчества. Древнеязыческий культ предполагал обожествление природы, и первые познания о ней человека были вместе с тем и его религией. Поэтому к языческой мифологии относятся в известной мере и верования, и суеверные приметы, и обрядовые песни, и народные сказки, и легенды. Славянская мифология – всеобъемлюща, она охватывает все стороны человеческого бытия – от веры в леших и домовых до земледельческого календаря, от ритуальных обрядов до отождествления языческого Перуна с христианским святым Ильей Пророком. Поэтому она продолжает жить – в образах, в символике, в ритуалах и в самом языке.

Эта книга является продолжением серии "История России", цикла, посвященного славянской культуре. В этом цикле уже вышли книги "Славянская письменность", "Боги древних славян", "Князь-чародей" и другие. Теперь мы предлагаем Вам познакомить детей с мифами славянского народа, которые по красоте и поэтичности ничуть не уступают, скажем, греческим или скандинавским мифам. Очень долго наши дети знали в основном иностранные сказки. Чужой фольклор, пересказанный гениальными писателями-сказочниками, – это замечательно. Но ведь у нас есть и свои сказания, и легенды, которые до недавнего времени интересовали только специалистов. Эта книга в живой и доступной форме расскажет ребенку вечернюю сказку, покажет картинку из прошлого и объяснит, как велик и многообразен мир славянских сказаний, в которых отразились душа народа, его чаяния и стремления.

Офицально признанная лучшая детская серия по истории России. Книги серии входят в Федеральную программу поддержки книгоиздания России. Книги серии "История России" проданы суммарным тиражом более 2 млн. экземпляров и всегда были для издательства надежно реализуемой позицией. Тематика серии постоянно расширяется. Книга "Славянские сказания" предназначена как для дошкольников, так и для детей младшего и среднего возраста и призвана пробудить в маленьком читателе интерес к русской истории и культуре.

Аннотация

Современный читатель — как юный, так и взрослый — не всегда обладает так называемым чувством истории. "А зачем нам это, у нас и без того немало сегодняшних проблем?" — возразит кто-то. Да вот именно затем, чтобы всегда помнить: ты не "один в поле воин" за твоей спиной стоит могучая рать — наши общие предки, славные русичи, те, кто построил наши города, кто оборонял страну от бесчисленных врагов и всегда выходил победителем, кто создал нашу великую культуру, частью которой являются и славянские сказания о происхождении мира и человека, о древних богах, о верованиях и обычаях нашего народа. Важно осознавать, что мы плоть от плоти, кровь от крови тех древних пахарей и воинов, которые создали могучую державу, имя которой — Великая Русь.

Славное прошлое дает нам уверенность в дне сегодняшнем и надежду, что Россию ждет не менее славное будущее. Формирование чувства истории – процесс длительный. Смеем надеяться, что книга "Славянские сказания" послужит небольшим (а может, даже первым) шагом в этом долгом пути.

Содержание

Осколки разбитого мира. Голоса далеких предков
Непростая птичка уточка. Сказания о сотворении мира
Откуда берутся олени? Сказания о священных животных
Долеко ли до Беловодья? Сказания о счастливых землях
Главные славянские боги. Сказания о Перуне и Велесе
Раньше он был ураганом. Сказания о Вие
Однажды лунной ночью... Сказания о волках и их пастыре
Кость земли. Сказания о камнях
Далеко ли до неба? Сказания о звездах
Цветок, которого не может быть. Сказания о цветке папоротника
Проводник до вирия. Сказания о чистом огне
Кол в земле. Сказания о лихорадках
Умнее, чем люди. Сказания о конях
Разноцветный мост. Сказания о радуге
Горы летучие. Сказания об облаках
Трудно быть не таким, как все. Сказания о великанах
Страшный лик. Сказания о чуме
Кто командует погодой? Сказания о волхвах-облакопрогонниках
Славянская мифология, в особенности восточных (русских) славян, оставалась до XIX века малоизученной. Ее как будто не существовало. Это связано как с христианизацией славян, в результате которой мифы были преданы забвению, так и со следствием этого процесса - утратой оригинальных мифологических текстов. Нынешнее время ознаменовано бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии и мифологии - не только русской и общеславянской, но и праславянской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в разнообразных формах устного народного творчества. Древнеязыческий культ предполагал обожествление природы, и первые познания о ней человека были вместе с тем и его религией. Поэтому к языческой мифологии относятся в известной мере и верования, и суеверные приметы, и обрядовые песни, и народные сказки, и легенды. Славянская мифология - всеобъемлюща, она охватывает все стороны человеческого бытия - от веры в леших и домовых до земледельческого календаря, от ритуальных обрядов до отождествления языческого Перуна с христианским святым Ильей Пророком. Поэтому она продолжает жить - в образах, в символике, в ритуалах и в самом языке.