Пламенный мотор

"ПЛАМЕННЫЙ МОТОР", НИКОЛАЙ ФОМЕНКО

Отрывок из книги:


Русский бунт

Если не придираться по мелочам и отставить в сторону ненужные вопросы, можно смело утверждать, что для российского автомобилестроения Lada Revolution – настоящий прорыв. Правда, конструкция автомобиля не проходит по стандартам международных соревнований, но ведь у нас и железнодорожная колея шире – чтобы враг не проехал.
Как известно, нам не довелось пройти долгий путь соседних цивилизаций: климат Родины не позволял и не позволяет строить дороги и вместе с ними – автомобили. Поэтому вполне естественно, что мы разбираемся в этих вещах много лучше тех, кто их делает. Вместе с нами так же хорошо и тонко чувствуют проблемы мирового авто- и шоссестроения конголезцы, парагвайцы и многие другие народы. Как пели ныне пожилые – "мы вместе".
Вот не так давно в нашу страну среди прочих колониальных товаров завезли Opel Speedster. Несмотря на то, что через пять лет эксплуатации в России любая немецкая машина превращается в "Опель", все, включая "Автопилот", бросились тестировать данный шедевр. В этот самый момент мой товарищ, Алексей Васильев, предложил сравнить этого условного немца с настоящей русской. Все логично. Зачем "Опелю" Speedster? Чтобы сломать сложившиеся стереотипы о марке. Тем же самым может стать для "ВАЗа" Lada Revolution.
Революция... Кто-кто, а мы про нее знаем все. Опасна для жизни, никогда не бывает хорошо подготовлена, и, наконец, последствия ее необратимы. По крайней мере, для ближайших пяти-шести поколений. Именно с этими тревожными думами я вез свое тело в Тушино, на взлетную полосу.
"Красная пуля" ждала меня на растрескавшемся от жары и времени асфальте.
БЕЗ ВОПРОСОВ. Чудо рождалось в недрах компании "ТоргМаш" (г. Тольятти) при финансовой помощи самого "АвтоВАЗа". Ни одной заграничной детали, за исключением тормозов и деталей подвески, – все отечественное. И практически все – handmade. Нельзя сказать, что до этого мне не доводилось видеть Revolution, но шанс познакомиться поближе представился впервые.
С расстояния трех-пяти метров болид выглядит очень симпатично. Приближение разочаровывает, но не особенно. Сразу становится понятно, что авторы торопились. Куда и зачем – не ясно. Но это и не важно. Вопросы "для чего?", "с какой целью?", и "в чем смысл?" задавать ни в коем случае не нужно, так как иначе воздушный замок сразу рухнет, а этого, в общем, не хочется.
Результат работы – появление национальной гоночной серии Lada Revolution. Вы хотите почувствовать себя русским гонщиком? Покупайте эту машину и участвуйте в соревнованиях несколько раз в году.
ПО АЭРОДРОМУ... Для теста – пятьсот метров рулежной дорожки и два поворота: левый и правый. В поворотах Revolution ведет себя вполне достойно, в рамках того, что вообще можно требовать от этой машины.
На прямой все не так хорошо. 170-сильный мотор очень эластичен и вкупе с секвентальной коробкой с растянутыми передачами обеспечивает 640-килограммовой "Ладе" небыстрый, но уверенный разгон. Здесь есть над чем поработать. Даже такой условно спортивный автомобиль в корне отличается от гражданского тем, что имеет огромное количество регулировок. Изменение настройки системы впрыска, угла развала колес, характеристик пружин и амортизаторов, передаточных чисел в коробке – все это может в корне поменять поведение болида.
Машину мало построить, надо научить ее ездить. Но и в нынешнем виде она неплоха. Все дело в том, для каких целей ее использовать. На мой взгляд, сейчас Revolution – почти идеальная учебная машина для российских любителей автоспорта. А профессионалов у нас почти и нет.
И при том, что нынешний мотор слабоват, я не уверен, что "Революции" нужен двигатель мощнее. Кто знает, что произойдет, если в этот болид запихнуть мотор, от "Формулы Nissan", и выпустить его в Донингтоне, Спа или – страшно подумать – в Ле Мане?
На наших коротких медленных трассах Revolution не достигает максимальной скорости даже с этим мотором, и ряд вопросов отпадает сам собой. А если двигатель станет мощнее, и прямая будет длинной – что случится? Может, Revolution с его аэродинамикой просто взлетит?!
Но штука в том, что Revolution хорош именно здесь, в России, и именно сейчас. Он дает возможность для рент-драйверов, любителей спорта, арендующих болид на гонку или на сезон, создать иллюзию гонок, дать ощущение основ. Хотя спортсменов международного уровня на нем не вырастить – их надо учить за рубежом. Это как с джинсами – проще сразу купить американские, чем учиться шить самому.
ПРИГОВОР. Revolution – автомобиль для клубного любительского спорта. Это честная машина в том смысле, что она сделана в России, российскими руками и практически полностью из российских частей. Если смотреть на "Революцию" так – это настоящий прорыв.
Причем я думаю, что Revolution, вылизанный и доделанный, должен появиться в качестве двухместного родстера со съемной крышей и все той же секвентальной коробкой передач на улицах наших городов.
Это красивая, азартная машина для среднего класса. Она прививает вкус к автомобилям в целом. Она дарит радость общения. Если делать такие автомобили, то, может, и у нас через двести лет появится что-нибудь?
Короче: Революция – это не только плохо, но и хорошо!

Николай Фоменко - артист, рок-музыкант, шоумен, а главное - автогонщик, первый представитель России, сумевший войти в элиту мирового автоспорта. Именно автогонки и подтолкнули его наконец к созданию этой книги.
Но одними гонками дело, естественно, не ограничилось. Фоменко пишет о своей семье, о гонщиках, о дорогах, о дураках, о машинах и о себе. В частности - впервые откровенно рассказывает, как и почему у него, мальчика из хорошей питерской семьи, вместо скрипки в руках оказалась бас-гитара, а ее сменила "баранка".
Пишет трезво, умно, смешно - в хорошо знакомом стиле "от Николая Фоменко", с шутками, точными едкими наблюдениями. "Пламенный мотор" - это полный бак чистого драйва от знаменитого гонщика, приколиста, настоящего мужика.
Эта книга убедительно доказывает: талантливый человек талантлив во всем.