Мой друг Васька Рогов

Глава 1

ТЕНЬ

Ах, ну какой же это был сорванец! Ему ничего не стоило сорвать яблоко в чужом саду. Свернуть урну с мусором. Соврать кому-нибудь. Одним словом, это был настоящий Сорванец!

Когда он потерял свой дневник, то повесил объявление: «ПОТЕРЯН ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК. НАШЕДШЕГО ПРОШУ НЕ ВОЗВРАЩАТЬ».

А сегодня он опоздал в школу. Другой бы на его месте признался учительнице: «Я опоздал в школу, потому что встретил на своем балконе снежного человека, который вышел из летающей тарелки».

Но не таким был Сорванец. Он сказал учительнице Виолетте Ивановне:

- Я опоздал в школу из-за тени.

- Из-за какой еще тени? - спросила Виолетта Ивановна.

- Из-за своей, - ответил Сорванец. - Моя тень очень тяжелая. Особенно по утрам.

- Почему это - по утрам? - не поняла учительница.

- Потому что по утрам моя тень очень большая, - сказал Сорванец. - Метров двадцать в длину. И мне очень тяжело ее тащить. Еле ноги передвигаю. А вот днем, когда тень маленькая, я легко бегаю.

* * *

После школы Сорванец обычно играл на улице. Тени его почти не было видно. Наверно, она пряталась от солнца под ботинки Сорванца. И поэтому он носился, не чуя под собой ни ног, ни тени. А его бабушка в это время запрыгивала на подоконник, высовывала голову в форточку и кричала:

- Сейчас же домой! Уроки пора делать.

Потом бабушка делала за Сорванца уроки и кричала ему, что пора ужинать. Потом бабушка ужинала за Сорванца и кричала ему, что пора спать. И только тогда Сорванец шел домой, потому что спать за него бабушка еще не умела.

На этот раз Сорванец пришел домой очень поздно - когда тень его сильно выросла.

- Почему так поздно домой явился?! - набросилась на него бабушка.

- Так у меня тень по вечерам очень большая и тяжелая, - стал оправдываться Сорванец. - Поэтому я долго домой плетусь.

- У всех тень по вечерам большая и тяжелая, - сказала бабушка. - А в старости тень еще тяжелей. И дороги в старости длиннее. Но я никогда не опаздываю. И никому не жалуюсь на свою тень.

И бабушка пошла в свою комнату, а Сорванец - в свою.

И вдруг... он споткнулся!

«Странно, - подумал Сорванец, поднимаясь с пола. - Кто же мне подножку подставил? Может, бабка? Но я в комнате один. А может, это стул мне подножку подставил?»

Он подошел к стулу у окна и только хотел его пнуть ногой, как вдруг услышал голос:

- Это я подножку подставила!

Сорванец огляделся - в комнате никого не было. - Кто ты?! - испуганно прошептал он и плюхнулся на стул.

- Твоя тень, - ответил голос.

* * *

Сорванец глянул перед собой и облегченно вздохнул. В кресле сидела обыкновенная Тень, вытянув свои длинные ноги к ногам Сорванца.

Яркие лучи догорающего солнца заливали всю комнату. Сорванец сидел спиной к окну, прямо напротив своей Тени.

- Это я свалила тебя на пол, - сказала Тень. - Потому что ты все сваливаешь на меня. И знаешь что? Мне это осточертело!

Тень встала с кресла. Сорванец тоже встал.

- Я ухожу от тебя, - сказала Тень. - Прощай.

- Как же ты уйдешь от меня? - засмеялся Сорванец. - Я же стою на твоих ботинках.

Но Тень уже исчезла.v Сорванец посмотрел в окно. Солнце закатилось. Наступила ночь.

- Ничего, завтра она появится как миленькая! - буркнул себе под нос Сорванец и лег спать.

Глава 2

ОТРАЖЕНИЕ

«Дорогой Сорванец! - писали ему родители. - На Камчатке сейчас очень тепло. Наш любимый вулкан Начихай успешно извергается. Так что из командировки вернемся скоро, где-то к концу мая. Горячо целуем тебя и посылаем посылку с образцами лавы. Слушайся бабушку и не обижай Шкварку».

Сорванец вытряхнул из портфеля учебники, чтобы в нем поместилась лава. А поместиться в портфеле она была просто обязана, потому что все ребята из его класса захотели теперь иметь дома какую- нибудь лаву.

«Где же эта Камчатка?» - задумался Сорванец и стал искать ее на карте, висевшей над его столом. Но найти Камчатку на карте не так-то просто, тем более, если это карта Ленинградской области.

«Может быть, она маленькая, эта Камчатка, - и ее без очков не видно?» - подумал Сорванец. Но очки находились на носу у бабушки, которая без очков не то что Камчатку, а даже Петербург плохо видела. Поэтому Сорванец достал из папиного ящика увеличительное стекло.

Первое, что он увидел через увеличительное стекло, была муха величиной с конфету. Потом он увидел конфету величиной с батон. И наконец еле-еле нашел карту. Но ни Камчатки, ни вулканов там не было.

Вдруг в районе Сестрорецка Сорванец заметил легкий дымок.

- Вулкан! - радостно закричал Сорванец. - Бабушка, я вулкан нашел!

Бабушка вбежала с чашкой кофе в руках.

- Ты что это карту поджег?!

И, не долго думая, бабушка плеснула на карту кофе.

* * *

Через несколько дней, когда родители Сорванца получили от него письмо, они ничего не поняли: «Дорогие папа и мама! - писал Сорванец. - Под Петербургом, в районе Сестрорецка, я обнаружил действующий вулкан, который бабушка, к сожалению, потушила одной чашкой кофе».

* * *

Сорванец схватил портфель и выскочил на улицу. Нет дыма без огня. А если огонь родился в увеличительном стекле, значит, рядом надо искать солнце.

Самый лучший месяц в мире - это май! Во-первых, скоро летние каникулы, самые большие на свете каникулы после пенсионерских. Во- вторых, в мае вернутся родители Сорванца, самые лучшие на свете родители, потому что часто уезжают в длительные поездки. А в-третьих, в мае самое ласковое солнце, не такое холодное, как зимой, и не такое жаркое, как летом.

Нежный май! Белоснежный май! Деревья в белом цвету. У каждого дерева черная тень. И у каждого куста черная тень. Даже у самой маленькой травинки - тоненькая, едва заметная, но все же тень. Только у одного человека ее нет. «Нет - и не надо! - размышлял Сорванец по дороге в школу. - Еще лучше! Вон дома и деревья со своей тенью стоят как вкопанные. Сдвинуться не могут. А я без Тени бегу, скачу, прыгаю, кувыркаюсь и выкувыркиваюсь. А если бы был попутный ветер, я бы, наверно, еще и взлетел. А вот и школа. Сколько там на часах натикало? О, сегодня я - вовремя! Без одной секунды девять».

Сорванец, запыхавшийся, влетел в класс.

- Сегодня я не опоздал, Виолетта Ивановна, - крикнул он с порога. - Ставьте пятерку за поведение!

Но Виолетта Ивановна его за это даже не похвалила.

- Ты лучше на себя посмотри, - сказала она. - На кого ты похож!

Трудно посмотреть на себя без зеркала. И Сорванец сказал:

- Я похож на свое отражение.

- Ты похож на отражение поросенка, - сказала Виолетта Ивановна. - Рубаха - как будто ее верблюд три дня жевал! А носом ты, наверно, землю рыл. А на голове у тебя что? Никакая расческа не пройдет. Эти волосы теперь можно только граблями расчесать!

Это уж точно! Все люди моются из-под крана, а Сорванец - из-под палки.

- И не смей больше мне врать про свое отражение! - сказала Виолетта Ивановна.

- Да это как раз не я вру, - сказал Сорванец, - а мое отражение врет. Я же везде бываю, в различных местах, ну и, естественно, маленько пачкаюсь, рву одежду. А отражение мое почти никуда из зеркала не выходит. И потому всегда чистое. Я сегодня утром глянул в зеркало, а отражение мое такое аккуратное, прилизанное, противненькое. И еще рожи мне строит. И так каждый божий день: я - грязный, а отражение - чистое. Не то мне показывает. Прямо не знаю, что с ним делать. Мастера, что ли, вызвать?

- Какого мастера? - удивилась Виолетта Ивановна. - Телевизионного?

- Нет, зеркального, - сказал Сорванец. - Чтобы зеркало проверил. Резкость отрегулировал, яркость.

- Это тебя надо отрегулировать, - сказала Виолетта Ивановна. - Хорошенько отрегулировать ремнем.

* * *

После школы Сорванец сразу пошел домой.

- Молодец, что сразу домой пришел! - похвалила его бабушка. - А то рядом со школой живет, а до дому тащится. От Петербурга до Камчатки быстрей добраться!

- Я сегодня послушный, - сказал Сорванец и хотел пройти мимо бабушки. Но бабушка его остановила

- А что это у тебя сзади?

«Все-таки заметила! - с досадой подумал Сорванец. - Раньше у меня сзади была Тень, а теперь - дырка на брюках».

- Ну, тогда ясно, почему ты домой сразу пришел, - сказала бабушка. - Тоже мне - «послушный». А ну, отвечай, где штаны разодрал?!

- В транспорте, бабушка.

- Это каким же ты транспортом пользовался? В двух шагах от школы живет - и еще каким-то транспортом пользуется!

Ну не объяснять же бабушке, что самый лучший транспорт, самый удобный и самый дешевый - это перила. Вот и сегодня Сорванец расплатился за проезд всего-навсего дыркой на штанах, величиной с медный пятак. Но разве это настоящая плата, даже если бы все расплачивались не деньгами, а дырками? Представляете, дежурный по лестнице объявляет: «Граждане пассажиры, не забудьте оплатить проезд! Проезд по перилам туда и обратно - одна дырка на штанах».

Или приходишь в кино: «Сколько стоит билет?» - «Две дырки на шапке». Пробивают тебе на шапке две дырки компостером - и пожалуйста, смотри кино.

Или приходит человек в магазин и покупает килограмм конфет. Продавец ему говорит: «Заплатите тридцатью двумя дырками в зубах». А человек отвечает: «Так у меня, милый, всего шешнадцать жубов». Продавец говорит: «Извиняюсь, немного вас обсчитал. Возьмите шестнадцать дырок сдачи».

Так что расплатиться одной дыркой - это очень и очень дешево. Но не объяснять же все это бабушке! И на вопрос, каким транспортом он пользовался, Сорванец ответил:

- Я, бабушка, пользовался лестнично-спусковым транспортом!

- Ну тогда спускай штаны! - сказала бабушка. - Да не бойся, ремня тебе не задам. Штаны только зашью.

Сорванец снял штаны, отдал их бабушке и пошел в свою комнату.

- Опять сегодня соврал учительнице? - вдруг спросил его чей-то голос.

Кто это? Неужели вернулась Тень? Сорванец заглянул в кресло.

- Что ты меня в кресле ищешь? - сказал голос. - Я же твое отражение!

Сорванец глянул в зеркало. Оттуда на него смотрело Отражение. Точно такое же, как Сорванец. Только Отражение было в штанах, а Сорванец - без штанов.

- Что же ты бросил на меня тень? - возмутилось Отражение.

- Да это не я бросил Тень, а Тень меня бросила, - начал оправдываться Сорванец.

- Я тоже тебя брошу, - сказало Отражение. - Сам грязнуля и меня заставляешь быть грязным. Ведь ты не причешешься - и я непричесанное. Ты не умоешься - и я неумытое. А почему? По- тому что я не умею врать. И всегда тебе честно показываю твои недостатки. Только ты смотришь, да не видишь. А видишь, так не исправляешь. А я не хочу выглядеть грязным! Мне стыдно людям на глаза показаться! И я от них прячусь, когда тебя нет. Спасибо еще - бабушка иногда протрет зеркало тряпкой. А то бы я совсем заросло грязью. А сегодня? Мало, что ты соврал про меня учительнице, которая, конечно, не могла меня увидеть, так ты еще и ездил по перилам! А у меня из-за тебя порвались штаны!

И Отражение повернулось к Сорванцу спиной. Первый раз в жизни Сорванец смотрел в спину своему Отражению.

- Прощай, - сказало оно. - Я покидаю тебя. И Сорванец увидел, как его Отражение стало уходить в глубь зеркала. Там, в зеркале, была точно такая же, как и у Сорванца, комната, точно такое же окно и точно такая же дверь. Отражение прошло в конец своей комнаты, открыло дверь и исчезло.

Сорванец с удивлением смотрел в пустое зеркало.

* * *

А может быть, Отражение спряталось? Сорванец заглянул за зеркало. Там тоже никого не было.

«А! Оно, наверно, перебралось в бабушкино зеркало», - подумал Сорванец и побежал в бабушкину комнату. Схватил с тумбочки маленькое круглое зеркальце и заглянул в него. Там тоже никого не было.

Что же, все зеркала опустели?!

Тут в зеркальце возникло отражение бабушки и скомандовало:v - Марш на кухню - ужинать!

«Ну и без Отражения обойдусь!» - подумал Сорванец, заглядывая на всякий случай в блюдце с чаем.

Но и там Отражения не было.
Петербургский писатель Константин Мелихан сочиняет не только искрометные афоризмы о джентльменах, но и веселые истории о непослушных детях.
В книге, которую вы держите в руках, две повести-сказки - "Сорванец" и "Звездный пес" - об удивительных приключениях одного петербургского школьника. Скажем прямо - не отличника, но и не совсем уж пропащего двоечника.
А еще детей и их родителей наверняка развеселят рассказы о мальчике по имени Васька Рогов. Когда Константина Мелихана спрашивают, как он придумал такого озорника, который вечно влипает в какие-нибудь истории, писатель отвечает: "Рогов - это я в детстве".
В школьных рассказах и сказках, как и в других сочинениях Константина Мелихана, все переплетено: юмор и мудрость, фантастика и правда жизни.
По многим произведениям Константина Мелихана сняты мультфильмы и поставлены спектакли.
Художник-иллюстратор: Николай Шибанов.