Пивная революция и маркетинг пива в России

К читателю

Если у вас в руках эта книга, то это значит, что вы интересуетесь маркетингом, хотя совершенно не обязательно, что вы любите пиво. Я не буду говорить о достоинствах этой книги. На мой взгляд, как лучший способ узнать, удалось ли пиво, - это попробовать его, так и с книгой – чтобы судить о ней, надо ее прочитать. Но я должен сказать, что, насколько мне известно, основательных работ по пивному маркетингу в мире до сих пор опубликовано не было, несмотря на то что производство пива в последние полвека развивалось стремительными темпами во всем мире. Удивительно, но факт. Книга Андрея Рукавишникова – это поистине пионерская работа.

Несколько лет назад я пригласил Андрея Рукавишникова возглавить маркетинговый блок компании «Балтика « в очень важный и сложный для компании момент – период обновления портфеля брендов и изменения маркетинговой стратегии. К этому времени именно маркетинг стал играть ключевую, определяющую роль в развитии всей компании. Андрей Рукавишников при нашей первой встрече произвел на меня впечатление профессионала, способного решить фундаментальные проблемы, стоящие перед «Балтикой», и вывести главную российскую марку пива на новый этап развития.

То, что в самом начале насыщения российского пивного рынка компании удалось оправдать ожидания акционеров, выйти из наметившегося спада продаж титульного бренда, остаться безусловным лидером российского рынка, во многом заслуга маркетингового блока, и я благодарен Андрею за его вклад в успех «Балтики». Продемонстрированный им оптимизм в отношении будущего «Балтики» оказался не пустыми словами. С гордостью могу сказать, что питерская «Балтика» теперь входит в число пивных гигантов поистине планетарного масштаба.

Многие полагают, что глобализация и ее ключевые компоненты – экономический рост, технологические перемены и свободная торговля – приносят людям вред. Рукавишников же демонстрирует в свой книге, что это убеждение миф, и я с ним согласен. Легко представить насколько хуже была бы жизнь без пивной глобализации, воплотившейся в первую очередь в повсеместном повышении качества пенного напитка, любимого человечеством на протяжении многих веков. Мне было приятно узнать, что в 2006 году Андрей был признан лучшим маркетологом страны. Это справедливая, на мой взгляд, оценка. Рукавишников обладает уникальным опытом и многосторонними знаниями в плане как понимания соотношения национальных и интернациональных, поистине глобальных, аспектов пивного рынка, так и применения наиболее эффективных инструментов маркетинговых исследований, продвижения и управления брендами и щедро делится ими с читателями своей книги.

Перефразируя лозунг, украшавший бутылки пива «Балтика» в 1990-е гг., хочу сказать «Эта книга «сварена» для вас!»

Т. К. Боллоев,
Президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
в 1990-2004 гг.

Эта книга в первую очередь о маркетинге и только во вторую - о маркетинге пива. Рассматривается трансформация парадигмы маркетинга, корпоративные и маркетинговые стратегии лидеров мирового пивного рынка, процессы слияния и поглощения пивоваренных компаний в России в 1990-е гг. и наши дни, динамика роста потребления пива, взаимодействие пивоваров и общества, включая законодательные ограничения на рекламу алкогольной продукции в нашей стране и за рубежом. Анализируются основные понятия, принципы и методы маркетинговых исследований, вопросы рекламы пива и т. д. В работе приведены данные отечественной и международной статистики, неизвестные широкой аудитории результаты исследований, важнейшие законодательные акты, многочисленные примеры из практики российских пивоваренных компаний.
Книга написана бывшим вице-президентом пивоваренной компании "Балтика", признанным в 2006 г. лучшим директором по маркетингу России. Она будет интересна практикующим маркетологам, студентам, преподавателям, а также всем, интересующимся маркетингом и пивом.