Мактуб

Cтранник сидит посреди леса и глядит на скромный дом. Он уже бывал здесь прежде вместе с компанией друзей, но в ту пору заметил только сходство между этим домиком и зданиями, построенными неким испанским архитектором, жившим много-много лет назад и никогда не бывавшим здесь. Дом этот расположен неподалеку от Кабо-Фрио, в Рио-де-Жанейро, и целиком сделан из осколков стекла. Его хозяин — по имени Габриэл — в 1899 году увидел во сне ангела, который сказал ему: "Построй дом из стекла". И Габриэл принялся собирать разбитые тарелки, кувшины, безделушки, изразцы, приговаривая: "Всякий осколочек будет наделен красотой». Первые лет сорок местные жители считали его сумасшедшим, а потом заезжие путешественники увидели этот дом, стали привозить сюда друзей — и Габриэл прославился и прослыл гением. Однако исчезла прелесть новизны — и он вновь погрузился в безвестность. Но строить не перестал и в 93 года приладил на подобающее ему место последний кусочек стекла. И умер.

Странник закуривает. Сегодня он не думает о том, как похож дом Габриэла на творения Гауди. Он глядит на стекла, размышляет о собственной жизни. Она — как и бытие всякого человека — сотворена из кусочков всею, что было и миновало. Но приходит минута, когда эти разрозненные кусочки, внезапно начиная обретать форму, укладываются в нечто цельное и единое.
И странник, поглядывая в разложенные на коленях листки бумаги, вспоминает эпизоды из своего прошлого. И это — кусочки его бытия: ситуации, в которых он оказывался, отрывки из книги которые некогда читал, наставления учителя, истории, рассказанные друзьями или где-то услышанные. И раздумья о времени, в которое выпало жить, и о мечтах, воодушевлявших его поколение. И точно так же, как этот Габриэл по велению привидевшегося ему во сне ангела строил дом, странник пытается сейчас привести свои записи в некое соответствие — для того чтобы осознать собственное душевное устройство. Он вспоминает, что в детстве прочел книгу Мальба Тахана под названием "Мактуб" и думает: "Может быть, я должен сделать что-то подобное?"

Говорит наставник:
— Предчувствуя приближение часа перемен, мы в безотчетном побуждении принимаемся прокручивать пленку, где запечатлены все наши житейские неудачи и промахи. И разумеется, чем старше мы становимся, тем длиннее делается их перечень. Но вместе с тем обретенный опыт позволяет нам справляться с этими промахами, одолевать последствия и вновь выходить на дорогу, которая позволит двигаться дальше. В наш воображаемый видеомагнитофон следует ставить и эту кассету. Если будем смотреть только ленту со своими провалами и неудачами, то застынем в душевном столбняке. Если будем смотреть только ленту, где отражен наш многогранный опыт, — покажемся себе в конце концов мудрее, чем мы есть на самом деле. Обязательно надо смотреть обе.

Представим себе гусеницу.
Представим, как, проводя большую часть своей жизни на земле, она смотрит на птиц, негодует на свою судьбу и возмущается тем, какою уродилась на свет. "Я — самое презренное существо, — думает она — Я уродлива, я вызываю омерзение и обречена всю жизнь ползать по земле".
Но вот приходит день, когда Природа требует, чтобы гусеница смастерила себе кокон. Ей страшно — ибо никогда прежде не приходилось делать такого. Ей кажется — она ложится в могильный склеп и заранее прощается с жизнью. И гусеница, хоть и возмущалась той жизнью, что вела прежде, снова сетует на несправедливость Творца: "Едва лишь я успела в конце концов привыкнуть, как Ты забираешь и ту малую малость, что у меня есть!" И в отчаянии затворяется в своем коконе, ожидая гибели. Но через несколько дней превращается в прелестную бабочку. Теперь, вызывая всеобщее восхищение, она порхает в воздухе. И только дивится тому, как мудро все устроил Создатель и как глубок сокровенный смысл жизни.

Некий чужеземец пришел к настоятелю монастыря в Сцете и сказал ему так:
— Хочу, чтобы жизнь моя была чище, лучше и нравственней. Но не могу отделаться от грешных и низких мыслей.
Настоятель заметил, какой сильный ветер дует за стенами обители, и спросил посетителя:
— Здесь очень жарко. Можешь ли ты собрать немного ветра там, снаружи, и впустить его сюда, чтобы стало попрохладней?
— Нет, конечно, это невозможно!
— Точно так же невозможно и отрешиться от помыслов, оскорбляющих Бога, — ответил настоятель. — Однако если научишься говорить своим искушениям "нет", они не смогут причинить тебе никакого вреда.

Говорит наставник:
— Если необходимо принять какое-нибудь решение и существует выбор, лучше всего идти вперед, заранее смиряясь с последствиями. Ибо не дано наперед узнать, каковы будут они. И искусство ясновидения и предсказания заключается не в том, чтобы предвидеть будущее, но в том, чтобы дать человеку нужный ему совет. Все мастера этих искусств — превосходные советники и никуда не годные пророки. В молитве, которой научил нас Иисус, говорится: "Да будет воля Твоя". И когда эта воля ставит перед нами проблему, то кладет рядом и ключ к ее решению.
А если бы предсказатели и гадалки в самом деле могли провидеть грядущее, все они были бы богаты, удачливы и счастливы в браке.

Ученик пришел к учителю и сказал ему так:
— Много лет кряду я отыскиваю просветление. Сейчас чувствую, что почти вплотную приблизился к нему. Хочу знать, каков должен быть мой следующий шаг?
— А чем ты зарабатываешь себе на жизнь? — спросил наставник.
— Пока еще не научился зарабатывать. Меня содержат отец и мать. Ну да, впрочем, это совсем не важно.
— Ты спрашиваешь, каков должен быть твой следующий шаг? Полминуты неотрывно смотри на солнце, — сказал наставник, и ученик так и сделал.
Потом, когда истекли эти полминуты, наставник попросил его описать все, что тот видел вокрут себя.
— Да ничего я не видел! Солнце слепило меня!
Человек, который ищет только света, а обязанности свои перекладывает на других, ни когда не обретет просветления.

Некий странник шел долиной в Пиренеях и повстречал старого пастуха. Поделился с ним своими припасами, и потом они завели долгую беседу о жизни. Странник сказал, что, если бы веровал в Бога, пришлось бы поверить и в то, что он — несвободен, ибо Бог определял бы каждый его шаг.
Тогда пастух подвел его к ущелью, где каждый звук отдавался необыкновенно отчетливым и громким эхом.
Жизнь наша подобна стенам этого ущелья, — сказал пастух. — А судьба — крик, который издает каждый из нас. И крик этот будет донесен до самого сердца Его, а потом возвращен нам точно в том же самом виде.
Бог, подобно эху, отзывается на каждый наш поступок.

Мактуб — по-арабски значит "нечто написанное".
Но это не самый удачный перевод, уже потому, что хотя все в самом деле давно написано, Бог исполнен милосердия — и тратит свои чернила лишь на то, чтобы помогать нам.

Некий приезжий, оказавшись в Нью-Йорке, проснулся довольно поздно и, когда вышел из гостиницы, обнаружил, что его автомобиль эвакуирован полицией.
В результате он опоздал на встречу, на которую направлялся, а деловой обед продлился дольше, чем он предполагал. И штраф, должно быть, составит колоссальную сумму. Внезапно он вспомнил, что накануне подобрал с земли купюру достоинством в один доллар, и осознал какую-то странную связь между нею и утренним происшествием "А вдруг я, взяв этот доллар, отнял его тем самым у того, кто по-настоящему нуждался в нем? А вдруг я вмешался в некие предначертания?"
И он, решив избавиться от купюры, вдруг заметил сидящего на земле нищего. И поспешно сунул доллар ему.
— Минутку, — отозвался нищий. — Я поэт и отплачу вам за вашу доброту стихами.
— Только покороче, пожалуйста, — сказал приезжий. — Я очень спешу.
— Да вы и живы-то еще лишь потому, — ответил нищий, — что не поспели вовремя туда, куда так спешили утром.

Ученик сказал учителю:
— Почти весь сегодняшний день думал я о том, о чем не должен был бы думать, желал того, чего не должен был желать, строил планы, от которых лучше было бы заранее отказаться.
Тогда наставник предложил ему прогуляться в соседнем лесу. По дороге, указав на какое-то растение, он спросил, знает ли ученик, что это такое.
— Белладонна, — отвечал тот. — Его листья нельзя употреблять в пишу, можно отравиться и умереть.
— Но для того, кто просто смотрит на его ядовитые листья, оно совершенно безвредно, — сказал учитель. — Вот так и дурные, низкие помыслы не способны причинить тебе вред, если ты не позволишь себе прельститься ими.

"Мактуб" - книга, вобравшая в себя бесценные фрагменты из сокровищницы мировой мудрости. Короткие истории, заимствованные автором из различных источников и культур, рождались в сотрудничестве с газетой "Фолья де Сан-Пауло". Коэльо отобрал истории, написанные с июня 1993-го по июнь 1994-го, и представил вниманию читателей всего мира книгу "Мактуб" - красочную иллюстрацию мозаичного полотна мировых устных традиций. По словам самого автора, "Мактуб" - это не сборник поручений, но попытка поделиться опытом, а его чтение - прекрасный повод поразмышлять.