Импрессионисты: радость жизни

Введение

Солнечный свет скользит по речной глади, проникает сквозь листву деревьев, касается белоснежной скатерти, на которой разложены фрукты, батон хлеба, бутылка вина. Люди расположились полулежа либо прогуливаются рука об руку по полям, заросшим высокими маками. Слышен плеск весел; издалека доносится пыхтение приближающегося поезда, на котором горожане едут за город. Все вокруг дышит безмятежностью, спокойствием, довольством. Многие картины импрессионистов наполнены безудержной любовью к жизни, молодой энергией, которую авторы черпали в общности идеалов, дружбе, совместно переживаемых радостях и бедах. Жизнелюбие и развлечения часто становились темой их творчества; трудно себе представить, что наиболее жизнерадостные произведения нередко создавались художниками во времена тягот и лишений. Моне, не имея денег чтобы заплатить за гостиницу, был вынужден оставить в залог свое полотно "Завтрак на траве". Ренуар постоянно терзался мыслью о том, не изменило ли ему чувство меры при создании "Завтрака гребцов". Летом 1868 г. оба художника писали картины в знаменитом плавучем кафе "Гренуйер" на реке Сене в Круасси. Чтобы Моне, его любимая женщина Камилла Донсьё и их сын не умерли от голода, Ренуар тайком приносил им остатки еды со стола своих родителей. Ренуар писал Фредерику Базилю: "Пусть нам удается поесть не каждый день, но я доволен: Моне составляет мне прекрасную компанию в творчестве".
Сегодня их беззаботно-жизнерадостные полотна, сочная палитра красок, энергичные мазки, наполненные солнечным светом сюжеты пробуждают ощущение благополучия и легкую ностальгию по тем временам, когда любовь и солнце, радость жизни и дружба ставились выше мелочности и рутины быта. При жизни художников их работы подвергались осмеянию. Их непосредственность, свежесть восприятия и склонность к импровизации не вызывали никакого восторга ни у посетителей художественных выставок, воспринимавших их творчество как вызывающе-радикальное и даже провокационное, противоречащее государственным устоям, ни у широкой публики, с насмешкой отвергавшей эту "мазню сумасшедших". Разумеется, в наше время произведения импрессионистов считаются сокровищами национальных музеев различных стран мира, а выставки их картин собирают рекордное число посетителей. Сегодняшний зритель находится на одной духовной волне с импрессионистами, и у него вызывают восторг (а не насмешку) эти художники, с юных лет неустанно трудившиеся над созданием нового направления в искусстве, ставившие свет выше формы и сумевшие запечатлеть то, что друг Эдуара Мане Шарль Бодлер называл "мимолетностью настоящего".
Большинство импрессионистов принадлежали к одному поколению: Камиль Писсарро, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Фредерик Базиль, Поль Сезанн, Альфред Сислей, Берта Моризо, Пьер-Огюст Ренуар — все они родились в период 1830—1841 гг., а Мэри Кассатт и Гюстав Кайботт были чуть моложе. Они стремились запечатлеть современный им мир и сформировали собственную систему образов, связанных с досугом и развлечениями. Они жили в период бурного экономического роста и резких изменений в социальной сфере; в своем творчестве они показывают, как Париж (в самом сердце которого они существовали) и столь любимые ими его окрестности становились местом труда и развлечений не только для мужчин, но и для женщин.
История импрессионизма тесно связана с Парижем. В городе появлялись все новые парки, кафе, танцевальные залы и другие развлекательные заведения. Из Англии пришла мода на морские купания, благодаря чему города Трувиль и Довиль превратились в элегантные приморские курорты. Строительство железной дороги позволило всего за пятнадцать минут добираться из города до деревушек на берегах Сены. Индустриализация производства высвобождала время для досуга; росла популярность новых видов спорта — плавания, катания на лодках и велосипедах. Молодые художники были не только проницательными наблюдателями, но и активными участниками новых развлечений, обслуживавших потребности нарождавшейся буржуазии. Они с энтузиазмом участвовали в гонках на велосипедах, страстно любили музыку, посещали новые универсальные магазины — словом, живо откликались на современность и запечатлевали ее в своих произведениях. Их неудержимо манили огни Парижа, блеск его архитектуры, шум многолюдных бульваров. Они с упоением рисовали новые ресторанчики и кафе, новые улицы и скверы Парижа, величественный вокзал Сен-Лазар и хрупкое очарование кабаре "Фоли-Бержер". Картины Дега переносят то на спортивную дорожку, то за кулисы балетного спектакля. Художник дает возможность заглянуть сверху в оркестровую яму и "подсмотреть", как балерина надевает балетные туфельки. Мы отчетливо слышим цокот копыт пони на картине Сера "Цирк Фернандо" и вдыхаем аромат абсента на полотне Тулуз-Лотрека "Мулен Руж".
Импрессионисты со свойственной им проницательностью отражают сдвиг в культурных ценностях и в отношениях полов и тонко передают обеспокоенность мужчин "опасной" и привлекательной для женщин атмосферой свободы, царящей в развлекательных заведениях. Картины импрессионистов отражают происходившую в то время социальную революцию, давшую женщинам возможность в одиночестве, без сопровождения мужчины, посещать кафе, а по воскресеньям отправляться отдыхать за город. В первой половине XIX в. население Парижа удвоилось; на глазах молодых художников менялся облик города. В соответствии со смелым планом префекта Парижа барона Османа исчезали узкие улочки, сносились целые кварталы, в которых традиционно проживал рабочий класс. На смену им отстраивались новые районы, населенные прагматичным средним классом. Париж процветал, шагая в ногу с новыми технологиями, благодаря которым он — в буквальном смысле — засиял. Сначала газовое, а затем электрическое освещение позволило расширить спектр ночных развлечений, и Париж стал известен во всем мире как Город света. Новые парижские бульвары называли "обновленными эротическими контурами жизни города", и импрессионисты были среди завсегдатаев расположенных вдоль этих бульваров кафе и ресторанов со сверкающими стеклом витринами. Многогранный Париж был столицей смелых развлечений, моды, утонченного вкуса, изысканной кухни, прекрасных вин, высокого искусства. Железная дорога расширила возможности для путешествий; появился новый вид архитектуры — величественные и просторные здания вокзалов из стекла и железа.
Постепенно усиливалась коммерциализация сферы развлечений. На представлениях в кафе присутствовала самая разная в социальном плане публика, что придавало шоу нотку непредсказуемости и изменчивости. Танцовщиц и эффектных девушек-модисток зачастую воспринимали как продажных женщин; в моде происходила демократизация, постепенно размывавшая различия в облике респектабельных дам из среднего класса и стремящихся подняться по социальной лестнице представительниц рабочего класса. Эту характерную черту современности тонко уловили импрессионисты, которые, рисуя какое-либо представление или спектакль, чаще сосредоточиваются на публике, а не на артистах. У горожан сформировался новый вид развлечений — смотреть на все вокруг: на предметы искусства, на товары в витринах магазинов, да и просто друг на друга. Этим увлекались и импрессионисты.
В настоящем издании тема досуга и развлечений рассматривается через призму картин и рисунков импрессионистов. В центре внимания — люди, места, где они живут, их друзья, семейная жизнь, общение. Автор ищет ответы на некоторые вопросы, возникающие при изучении творчества импрессионистов. Например: почему на голове у гребца на картине Кайботта цилиндр? Почему у Мане женщина на пикнике совсем без одежды? Кто принес массу вещей на лесную поляну? Были ли пикники в лесу совершенно новым видом отдыха? Когда вошло в моду совместное купание мужчин и женщин?
Изучая письма художников, прессу той эпохи, автор книги пытается проследить жизнь французских, американских и европейских живописцев, следуя за ними в толпе на улицах Парижа, в театр, цирк, на концерт.
Импрессионизм - одно из самых интересных, своеобразных и чарующих направлений мирового искусства. Художники стремились запечатлеть природу в ее истинном виде, уловить тончайшую игру света. Но это вряд ли бы им удалось, если бы они не были людьми, влюбленными в жизнь, умевшими наслаждаться каждым ее мгновением. Они любили природу, развлечения, друзей, городскую суету и сельскую тишину - все многообразие жизни и сумели вложить свои чувства в прекрасные творения. Отпечатано в Сингапуре.