Путешествия Гулливера

Предисловие

 

На долю Джонатана Свифта выпала жизнь, наполненная унижениями и насмешками судьбы, неистовством и яростью, отчаянием и ужасом. Избрав человека и человечество адресатом своей мести, Свифт, захлебываясь желчью, швырнул ему в лицо роман «Путешествия Гулливера».

 

Свифт происходил из потомственного рода священнослужителей. Отец его, мелкий судебный чиновник, умер, когда сыну не исполнилось и года. Обстоятельства сложились так, что ребенка оставили на воспитание дяде. Дядя был суров, но он сделал все, чтобы племянник получил образование. «Он дрессировал меня как собаку», — сказал о нем Свифт. «В таком случае, сэр, — заметил его собеседник, — собака не в пример благороднее вас». И это было действительно так.

 

Тяжелый характер, претензии ко всем и всему и неблагодарность были теми природными дрожжами, на которых вырос литературный талант Свифта.

 

Окончив богословский факультет при Дублинском университете, будущий писатель не захотел мириться с долей бедного священника. Снедаемый честолюбивыми помыслами, он занял место секретаря у отошедшего от дел могущественного политика Вильяма Темпла. Ему пришлось не только работать с рукописями своего господина, но и выполнять обязанности обычного слуги. Даже обедал он вместе с лакеями. Зато, когда у Темпла собирались гости из высшего света, Свифт имел возможность блистать перед ними остроумием и литературными способностями. Не выдерживая положения лакея, он возвращается в свой приход, но не надолго. Честолюбие заставляло его снова садиться за обеденный стол вместе со слугами, а в полночь браться за перо. «Все свои попытки выдвинуться я предпринимаю только потому, что у меня нет титула и состояния. Репутация необычайно остроумного и ученого человека заменит мне голубую ленту лорда», — писал Свифт. И, казалось, его мечта сбылась. Он вошел в круг придворных, участвовал в политической борьбе, его шутки разили направо и налево. Ему благоволила королева и даже хотела возвести его в сан епископа. Но в последний момент враги, которых Свифт наживал каждым своим словом, сумели доказать королеве, что остроумец, которому она симпатизирует, безбожник и с кафедры епископа он готов осмеять весь мир, всю вселенную и самого Господа Бога. И придворная карьера закончилась провалом.

 

Личная жизнь Свифта была еще ужаснее. Он свел в могилу двух любивших его женщин. Одну он любил, но не хотел жениться, так как они не имели материального обеспечения. Другой, богатой поклоннице, он не мог отказать в своем внимании, так как отношения с ней тешили его самолюбие. В конце концов, похоронив обеих, он сошел с ума, успев в минуту просветления завещать все свои деньги на постройку дома для умалишенных. Несколько лет перед смертью Свифт повторял только одну фразу: «Я идиот! Я есть то, что я есть!»

 

Кроме этой гениальной фразы и злобных памфлетов Свифт написал и роман «Путешествия Гулливера», ухитрился показать человечеству эту фигу. И человечество отомстило ему — но мягко и беззлобно. Свифта причислили к великим писателям, а его знаменитый роман постепенно перешел в разряд книг для детского чтения.
В. П. Бутромеев

Содержание

Обращение издателя к читателю 7
Письмо капитана Гулливера к своему двоюродному брату Симпсону 9
Путешествие в Лилипутию 15
Обвинительный акт, составленный против Куинбуса Флестрина Человека-Горы 111
Ода, поднесенная Куинбусу Флестрину, Человеку-Горе, Титти-Тэтом, Эсквайром 134
Путешествие в Бробдиньяг 137
Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию 261
Прибавление к путешествию в Лапуту. Баллада на «Проект Южного моря» 375
Путешествие в страну Гуигнгнмов 383

ПРИЛОЖЕНИЯ

Основные даты жизни и творчества Джонатана Свифта 516
Список иллюстраций 518
Библиография 518

Издание романа Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера", подготовленное по принципам серии "Памятники мировой культуры". Большой формат, тканевый переплет, книга в суперобложке и подарочной коробке, мелованная бумага, 520 страниц, около 900 цветных и черно-белых иллюстраций, высококачественная европейская полиграфия (Италия). Книга проиллюстрирована произведениями мировой живописи, иллюстрациями из лучших изданий XIX-XX веков на русском и европейских языках.