Русская живопись. Большая коллекция (кожаный переплет)

Введение

Изучение отечественной старины представляет глубокий интерес для всякого, кто любит отчизну, кому дорого ее прошлое. Любопытны и порой поучительны понятия, которыми в своей жизни руководились наши предки; интересны обычаи, составлявшие уклад их жизни, и не лишены значения даже мелкие подробности их быта. Старина, в ее многоразличных проявлениях, часто представ У великого народа богатая история. Взлеты и падения отражаются и на повседневной жизни людей, и на техническом прогрессе общества, и на творчестве духовном, к которому можно отнести различные виды искусства. Русская живопись также не избежала общего закона: бывали периоды расцвета, примеры подвижничества, сменяющиеся спадами в развитии, когда набирала силу посредственность.
В истории русской живописи можно различить три периода. Первый связан с живописью религиозной. В истории русской иконописи мы наблюдаем расцвет, связанный с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, происходивший на фоне небывалого подъема, переживаемого страной во второй половине XIV века. Произошло объединение русского общества под духовным водительством Сергия Радонежского, приведшее к Куликовской победе. Русские живописные достижения этого времени вполне сравнимы с мировыми, ведь Андрей Рублев старше Мазаччо, когда же родился Леонардо да Винчи, гениального русского иконописца не было уже четверть века. Через двести лет духовный импульс иссяк, после царствования Ивана Грозного Русь пережила настоящее крушение. Лишь с воцарением династии Романовых началось ее медленное возрождение. В петровское время вместе с освоением европейских стандартов жизни начинается второй период истории русской живописи - рождение живописи светской, источником развития которой являются главным образом европейские, прежде всего итальянские и французские, художественные школы. Третий этап истории русской живописи начинается во время правления еще одного великого национального лидера - Александра I, после победы в Отечественной войне 1812 года. Живопись, как и все искусства (вспомним А.С. Пушкина) осознает свою национальность и развивается уже вполне самостоятельно. А после реформ Александра II расцветает так, что XIX век для русского искусства вполне можно назвать Золотым. ХХ век в истории человечества останется мрачным временем. Цивилизационный кризис начала века, сокрушительные войны, кровавые режимы, уничтожающие собственные народы, бездуховность, необразованность и самовлюбленность современных национальных вождей - гордиться практически нечем. Погибло ли искусство и осталась ли живопись? Судите сами.

Вместо заключения

Произведения русской живописи являются великим национальным достоянием. Большое количество замечательных мастеров и множество картин мирового уровня, созданных за столь короткий срок, позволяют говорить об уникальном творческом потенциале русского народа. Отличительной чертой русского искусства является явная выраженность его национальной самобытности, что некоторым образом объясняет относительную неизвестность русской школы в мировом искусствоведении. Впрочем, русские художники, работающие в понятных мировому сообществу жанрах и стилях, достигали всеобщего признания. Российскую специфику имеет пейзажная школа. Перед картинами Саврасова, Васильева, Шишкина, Левитана не будет благоговеть иностранец, он не вырос на этой земле. Трудно им оценить и масштаб полотен Сурикова, сказочные образы Виктора Васнецова. Наверное, герои Венецианова, сюжеты Федотова, Перова, Корзухина, Нестерова также непонятны "экономическому" человеку. Нам же русские художники оставили великое наследие, созвучное нашим душам. Их вдохновенная живопись является гордостью русского народа, мощный творческий потенциал, проявляющийся даже в неблагоприятное время, дает надежду на наше возрождение.

Альбом подробно представляет все стили и направления нашего изобразительного искусства от Андрея Рублева до XXI века. Для издания отобраны почти две с половиной тысячи произведений четырех сотен замечательных русских художников. Это действительно самое полное собрание. В него включены не только произведения из центральных российских музеев, но и малоизвестные шедевры из региональных картинных галерей и частных коллекций. Текст и подписи к иллюстрациям даны на трех языках - русском, английском и немецком. Кожаный переплет придает изданию вечную сохранность.