Цифровая Фотография. Самоучитель (+CD)

Содержание

Предисловие
Глава 1. Введение в цифровую фотографию
Теория съемки
Принцип цифровой кодировки
Получение цветного цифрового снимка
Глава 2. Устройство цифровой камеры
Дизайн
Датчик изображений
ПЗС
КМОП
Выбор матрицы
Объектив
Фокусное расстояние
Диафрагма и выдержка
Светосила объектива
Глубина резкости
Советы по выбору объектива
Память
Файлы формата JPEG
Файлы формата RAW
Разновидности карт памяти
Сколько нужно памяти
Полезные советы
Батареи
Глава 3. Возможности современной цифровой камеры
Видоискатели
Оптический видоискатель
Жидкокристаллический видоискатель
Зеркальный видоискатель
Дисплей состояния
Увеличительная способность объектива
Оптический зум
Цифровой зум
Вспышка
Встроенная вспышка
«Горячий башмак»
Дополнительные возможности
Таймеры автоспуска и дистанционное управление
Съемка видео
Крепление для штатива
Функция макросъемки
Управление процессом съемки
Установка экспозиции
Регулировка ISO
Автофокус и ручное управление фокусом
Определение глубины пространства
Изменение насыщенности и контрастности
Управление качеством снимков
Выбор соотношения сторон
Получение черно-белой фотографии
Печать снимков с фотоаппарата и передача их на другое устройство
Передача данных на компьютер и их просмотр
Печать без подключения к компьютеру
Просмотр фотографий на экране телевизора
Глава 4. Цифровая съемка
Подготовка к съемке
Установка баланса белого
Определение размеров снимка и форматов файла
Внимание, снимаю!
Пейзажная фотография
Статичные объекты
Ночная съемка
Движущиеся объекты
Портрет
Архитектурные сооружения
Глава 5. Профессиональное управление камерой
Управление тональностью
Настройки экспозиции
Компенсирование экспозиции
Приоритет выдержки или диафрагмы
Автоматическое отображение сопряженных экспозиций
Управление чувствительностью
Для чего нужна «неправильная» экспозиция
Глава 6. О чем не пишут в учебниках
Макросъемка
Как это делается
Автофокус
Подумайте о глубине
Черно-белая фотография
Инфракрасная фотография
Панорамная съемка
Снимаем фрагменты
Панорамная экспозиция
Атака клонов
Дополнительные насадки
Фильтры
Линзы
Влияние экстремальных факторов на съемку
Высокая влажность
Мороз
Жара
Пыль и песок
Глава 7. Оценка качества снимка
Основные недостатки
Оптические искажения
Шум
Хроматическая аберрация
Ошибки цветопередачи
Цветовые вуали
Неправильный выбор баланса белого
Проблемная экспозиция
Проблемы, связанные с резкостью
Детализация
Ступенчатость
Аномальные точки
Эффект красных глаз
Чего не нужно бояться
Глава 8. Собираем компьютер для обработки снимков
Выбор операционной системы
Настольный или портативный компьютер?
Подбор комплектующих
Процессор и оперативная память
Видеокарты
Программное обеспечение
Графические редакторы
Программы создания панорамных снимков
Программы волнового сжатия
Программы каталогизации изображений
Полезные мелочи
Глава 9. Знакомство с Photoshop, калибровка монитора
Интерфейс программы
Обрезка изображения
Корректировка размера и разрешения
Калибровка монитора
Теория калибровки
Выбор цветовой модели
Настройка системы управления цветом
Цветовая политика
Глава 10. Выделение области изображения
Маскирование
Инструменты выделения
Панель параметров инструментов выделения
Выделение области правильной формы
Выделение области произвольной формы
Выделение области на основе яркости пикселов
Изменение выделенных областей
Использование команд меню Select
Трансформация
Другие операции
Глава 11. Каналы, быстрые маски и слои
Понятие каналов Photoshop
Палитра Channels
Сохранение выделенной области в виде альфа-канала
Просмотр каналов
Изменение параметров отображения каналов
Загрузка выделенной области
Редактирование каналов
Операции над каналами
Дублирование
Удаление
Разделение
Получение многоканального изображения
Режим быстрой маски
Слои
Использование палитры слоев
Работа с фоном
Присвоение слою имени
Просмотр содержимого слоев
Выбор текущего слоя
Создание новых слоев
Дублирование слоев
Удаление слоев
Смешение слоев
Стили слоев
Сведение слоев
Корректирующие слои
Глава 12. Использование фильтров
Основные сведения о фильтрах
Активизация фильтров
Предварительный просмотр изображения при использовании фильтров
Галерея фильтров
Ослабление эффекта фильтра
Типы фильтров
Конструктивные фильтры
Группа Blur
Группа Noise
Группа Sharpen
Другие конструктивные фильтры
Деструктивные фильтры
Группа Distort
Группа Pixelate
Группа Stylize
Художественные фильтры
Группы Artistic, Brush Strokes и Sketch
Группа Texture
Фильтры визуализации
Clouds и Difference Clouds
Fibers
Lens Flare
Lighting Effects
Глава 13. Цветовая коррекция изображений
Методы быстрой коррекции
Автоматическая тоновая коррекция
Автоматическая коррекция контраста
Автоматическая цветовая коррекция
Подбор тона с помощью команды Variations
Корректируем яркость и контрастность
Работа с уровнями
Редактирование кривых
Изменение тона и насыщенности
Редактирование отдельных каналов
Установка цветового баланса
Коррекция светов и теней
Глава 14. Рекомендации по устранению артефактов
Исправление ошибок съемки
Шум
«Зависшие» пикселы
Эффект красных глаз
Нарушение геометрии снимка
Пурпурная бахрома
Клонирование изображения
Корректировка цветности
Изменение баланса белого
Устранение эффекта виньетирования
Программное повышение резкости
Работа с изображениями в формате RAW
Глава 15. Создание спецэффектов средствами Photoshop
Имитация изменения глубины резкости
Сшивание панорамных снимков
Преобразование цветного снимка в черно-белый
Превращение черно-белого снимка в цветной
Имитация работы с пленочным фотоаппаратом
Устранение недостатков на портрете
Цифровой монтаж
Глава 16. Печать фотографий
Струйные принтеры
Лазерные принтеры
Сублимационные принтеры
Выбор бумаги
Вывод на печать
Оцениваем отпечаток
Публикация в Интернете
Глава 17. Сканирование и ретуширование снимков
Типы сканеров
Сложности оцифровки изображений
Сканирование фотографий
Ретуширование фотографий
Дефекты старых фотографий
Особенности сканирования старых фотографий
Удаление следов пыли и царапин
Инструмент Clone Stamp
Инструмент Healing Brush
Инструмент Patch
Создание цифрового архива
Алфавитный указатель

Глава 3.

Возможности современной цифровой камеры

·          Основные компоненты фотоаппарата

·          Стандартные функции

·          Управление процессом съемки

·          Режимы съемки

·          Изменение насыщенности и контрастности

·          Печать кадров с фотоаппарата и передача их на другое устройство

Помните старый анекдот о том, что компьютер сокращает объем работы в офисе на 50 %? Современная цифровая камера сокращает объем работы фотографа едва ли не на 90 % (это уже не анекдот!). Сложная электроника, работающая по запутанным алгоритмам, позволяет фотографу забыть обо всех технических вопросах и сосредоточиться на том, что, собственно, и заставило его взять в руки свой первый фотоаппарат, — жажда творчества. Конечно, нужно знать устройство цифровой камеры и понимать те процессы, которые в ней происходят, но овладеть ими гораздо проще, чем изучить принцип действия пленочных фотоаппаратов с полностью ручным управлением.

Сегодня камеры оснащаются такими интеллектуальными функциями, о которых еще совсем недавно фотографы не смели и мечтать. В то же время, некоторые привычные для нас функции переходят в разряд экзотических, или исключительно профессиональных, а за право пользоваться ими приходится доплачивать немалые суммы. К таким функциям, в частности, относится (не смейтесь) возможность полностью ручной фокусировки и выбора параметров экспозиции. Однако, несмотря на это, возможности цифровых фотокамер на несколько порядков выше, чем возможности пленочных аналогов. Обо всем этом вы узнаете из данной главы.

Видоискатели

Как вам уже известно, работа цифровой камеры основана на тех же принципах, что и работа пленочной. Свет фокусируется с помощью объектива на датчике изображений, который считывает образ и записывает его в карту памяти. Для того чтобы на снимок попали все объекты, которые вы хотите запечатлеть, вам необходимо «прицелиться», то есть скадрировать свой снимок. Роль прицела в камере выполняет видоискатель. Существует три базовых вида видоискателей: оптический, жидкокристаллический (ЖК) и зеркальный.

Оптический видоискатель

Оптический представляет собой маленький объектив, расположенный рядом с основным объективом. Его оптическая ось параллельна оси объектива, через который экспонируется датчик изображения, следовательно, когда вы смотрите через оптический видоискатель, вы видите практически ту же картинку, что и датчик изображений (рис. 3.1).

У оптических видоискателей есть несколько преимуществ, которые иногда делают их просто незаменимыми. В отличие от ЖК-видоискателей, оптическим видоискателем можно пользоваться при ярком освещении. Кроме того, он практически не теряет своих свойств при длительной эксплуатации и всегда точно передает все цвета. Зеркальный видоискатель в момент поднятия зеркала полностью «слепнет», иными словами, в течение всего интервала выдержки вы не увидите, что происходит в кадре. Зеркало поднимается достаточно мощной пружиной, это приводит к сотрясению камеры в начале и в конце съемки; кроме того, довольно громкий щелчок, издаваемый пружиной, может стать демаскирующим фактором при скрытной съемке.

Недостатком оптических видоискателей является то, что, поскольку вы и датчик изображения «смотрите» через разные объективы, вам не всегда удастся скадрировать то изображение, которое снимет датчик. При использовании фильтров или насадок — таких, как теле- или широкоугольные насадки, — вы будете не в состоянии отслеживать создаваемые ими эффекты через глазок видоискателя.

По той причине, что видоискатель расположен в камере сверху или сбоку по отношению к объективу, при съемке близких объектов вы можете иметь проблемы с параллаксом. В самом деле, если вы установите некий предмет прямо перед носом, то, закрыв левый глаз, увидите его немного левее, а закрыв правый — немного правее. Точно так же, находящиеся на небольшом расстоянии от объектива предметы на снимке будут расположены иначе, чем в окне видоискателя.

И, наконец, если вы используете оптический или зеркальный видоискатель, для того чтобы видеть объект съемки, вы должны держать камеру прямо возле глаз. В большинстве случаев этого достаточно, однако часто возникают неудобства. Например, если на концерте, оказавшись в последнем ряду, вы поднимете камеру на вытянутых руках, то сможете хоть приблизительно скадрировать снимок и сфотографировать сцену.

К сожалению, большинство производителей не вкладывают средства в разработку оптических видоискателей, так что, выбирая подобного рода товар, вы вряд ли столкнетесь с изобилием вариантов. При тестировании оптического видоискателя обратите внимание на четкость и аберрацию изображения. В большинстве камер оптический видоискатель имеет один или два индикатора — первая лампочка обычно сообщает, что камера сфокусирована, а вторая информирует о готовности фотовспышки. Проверьте, хорошо ли видны эти индикаторы при ярком дневном свете.

Жидкокристаллический видоискатель

Одним из безусловных преимуществ цифровых камер является встроенный ЖК- дисплей (рис. 3.2), позволяющий просматривать изображения сразу же после их фиксации. ЖК-дисплеи большинства камер используются также в качестве видоискателей — на экран в реальном времени выводится постоянно обновляемое изображение объекта, на который направлена камера. Работая с ЖК-видоискателем, вы будете обладать гораздо большей свободой в выборе положения для съемки, поскольку сможете ориентировать камеру так, как вам нужно.

Изображение, выводимое на ЖК-дисплей, снимается непосредственно с датчика, поэтому вы получите практически полное представление о будущем снимке. Оно, конечно, не будет идеально совпадать с тем, что вы увидите на экране своего компьютера по возвращении домой, поскольку, во-первых, камера может производить обработку изображения уже после съемки (задействовать механизм повышения резкости или контрастности), а во-вторых — качество ЖК-дисплеев большинства камер пока не дотягивает до качества компьютерных мониторов. Однако в случае применения фильтров или насадок вы сможете увидеть создаваемые с их помощью эффекты на жидкокристаллическом мониторе.

Недостатком видоискателей с ЖК-дисплеем является сложность работы с ними при ярком освещении. Затруднения может вызвать и зависимость ЖК-дисплея от аккумуляторов, поэтому не стоит считать ЖК-видоискатель средством, годящимся на все случаи жизни. Порой вам придется «подсматривать» и в глазок оптического видоискателя. Даже идеальная экспозиция и фокусировка не спасут ваш снимок, если в итоге самый интересный объект не попадет в кадр.

Следует заметить, что в некоторых моделях камер вместо тандема «оптический видоискатель+ЖК-дисплей» используется только ЖК-дисплей. Позволяющие задавать разные разрешения и имеющие внушительные наборы других характеристик, такие камеры часто демонстрируют наиболее оригинальные воплощения взлетов дизайнерской мысли. Однако в жертву стилю часто приносится возможность сэкономить пару ампер в ситуации, когда батарейка на исходе, а до ближайшей розетки час пути. Отключив ЖК-дисплей такой камеры, вы потеряете возможность кадрирования снимков (а по большому счету и возможность съемки), так что экономия батарей в принципе здесь становится неуместной.

Зеркальный видоискатель

Зеркальный видоискатель является исключительно привилегией профессиональных зеркальных фотоаппаратов. В камерах этого типа датчик изображения располагается непосредственно за объективом. Однако, в отличие от других камер, между объективом и датчиком изображения располагается зеркало. Это зеркало отражает свет, проходящий через объектив к другому зеркалу, которое, в свою очередь, передает отраженный свет через линзу с прицелом прямо в ваш глаз. При нажатии кнопки затвора с помощью зеркала свет, проходящий через объектив, попадает на датчик изображения (рис. 3.3).

Именно благодаря движению зеркала ваш видоискатель затемняется (то есть больше не проводит поступающий в объектив свет), когда вы нажимаете на спуск. Так как работа зеркальных видоискателей осуществляется непосредственно через основной объектив, они отображают сцену гораздо качественнее, чем их собратья, в работе которых задействована стандартная оптика дальномерных камер.

Поскольку в видоискатель и в датчик изображения свет поступает через объектив, вы сможете следить за эффектами, создаваемыми с помощью фильтров и насадок, которые установлены на объективе. Вам также не нужно беспокоиться о параллаксе, и вы может работать с таким видоискателем как при ярком свете, так и в полной темноте. Обычно зеркальные видоискатели обеспечивают более полное покрытие, чем оптические видоискатели на дальномерных камерах. Ко всему прочему зеркальные видоискатели обычно имеют индикаторы состояния, показывающие информацию, относящуюся к экспозиции и другим установкам камеры. Таким образом, вы можете в окне видоискателя одновременно наблюдать изображение и следить за настройками.

Одним из существенных преимуществ цифровых камер является возможность использования ЖК-дисплея, находящегося на тыльной стороне камеры, в качестве видоискателя — «живой» образ снимается в реальном времени с датчика изображения и передается на дисплей. Однако подобные устройства также не лишены недостатков. В зеркальных фотоаппаратах свет не воздействует на датчик изображения до того момента, пока вы не нажмете на спуск затвора. Так что в большинстве моделей зеркальных камер вы не можете использовать ЖК-дисплей как видоискатель. В некоторых камерах проблему обходят, используя призму-делитель. Она играет роль зеркала, направляя определенное количество света в обычный видоискатель, а весь остальной цвет — на датчик изображения, благодаря чему и получается картинка на ЖК-дисплее.

Дисплей состояния

Не путайте полноцветный ЖК-дисплей видоискателя/просмотра вашей камеры с маленьким дисплеем состояния, который может находиться наверху камеры. В большинстве современных цифровых камер дисплей состояния служит для отображения текущих настроек камеры и информации о числе оставшихся кадров.

Производители некоторых камер не считают нужным устанавливать этот дисплей, полагая, что всю необходимую информацию вы сможете увидеть на дисплее видоискателя. Но если вы снимаете при ярком солнечном свете или у вас садятся батареи, вам, скорее всего, не захочется включать главный ЖК-дисплей только ради того, чтобы узнать, включилась ли вспышка. А главное — наличие дисплея, на котором постоянно отображается состояние камеры, делает съемку более комфортной. На рис. 3.4 показан обычный полнофункциональный дисплей состояния.

Увеличительная способность объектива

Возможность изменения фокусного расстояния объектива часто необходима при кадрировании снимков. Объективы с переменным фокусным расстоянием — удачное решение, доступное рядовому фотографу и обеспечивающее гибкость съемки. Диапазоны фокусных расстояний современных камер чрезвычайно широки и позволяют делать снимки как очень далеких объектов, так и панорамные снимки.

Оптический зум

К сожалению, в цифровых фотокамерах применяется изобретение производителей видеокамер, состоящее в том, что показатели трансфокаторов теперь измеряются с использованием коэффициентов, а не с помощью их фокусного расстояния. Можно, например, встретить объектив, на котором написано, что он имеет трехкратное увеличение. При таком способе маркировки непонятно, каким образом достигается это увеличение. Немного поэкспериментировав, вы, скорее всего, найдете фокусное расстояние — как реальное, так и в 35-миллиметровом эквиваленте.

Объективы с переменным фокусным расстоянием выпускаются с несколькими вариантами системы управления. Это могут быть кнопки «наезд» и «отъезд» на корпусе камеры, или же круглая ручка на самом корпусе объектива. Второй вариант предпочтительнее, поскольку он позволяет более точно выбирать фокусное расстояние. Дело тут не только в том, что гораздо легче прокрутить ручку на нужное количество щелчков, чем угадывать, когда отпустить кнопку. Точно выбрать фокусное расстояние мешает инертность вращающихся деталей сервопривода: после того как вы отпустите кнопку, фокус сдвинется еще немного — и этого может быть вполне достаточно, чтобы сбить кадрирование (рис. 3.5). Указанный недостаток значительно меньше проявляется у сервоприводов с релейным механизмом изменения фокусного расстояния, который позволяет варьировать скорость наводки в зависимости от силы нажатия на кнопку зума. Другими словами, чем сильнее вы надавливаете на кнопку, тем быстрее наводится объектив. Релейный механизм изменения фокусного расстояния обеспечивает точность настройки, ускоряя процесс наводки объектива на предмет съемки.

Цифровой зум

Пообещайте, что, купив камеру, вы сразу выключите цифровой зум и никогда не будете его включать! Ничто так не портит изображения, как функция программного увеличения снимков. Часто использование функции цифрового наезда, имитирующей работу трансфокатора, приводит к ужасающим результатам. Очевидно, что камера не может увеличить фокусное расстояние цифровым способом, поэтому суть работы данной функции заключается в обрезке части изображения и растягивании остальной его части до размеров полного кадра. Основным недостатком большинства цифровых зумов являются слабые алгоритмы интерполяции при растягивании, вследствие чего имеется склонность к созданию ступенчатых блочных изображений. Следовательно, вместо того чтобы использовать цифровой зум, лучше сделать снимок с максимальным для вашей камеры оптическим зумом, а потом обрезать и растянуть его в Photoshop (рис. 3.6). Тогда этот процесс пройдет с использованием более совершенной формы интерполяции.

Единственным поводом для применения цифрового зума может послужить необходимость съемки при минимальном разрешении камеры. Когда вы снимаете с низким разрешением, камера чаще всего делает снимки при максимальном разрешении, а затем сжимает их. Поскольку в этом случае на начальном этапе имеется зазор для увеличения разрешения, то использование цифрового зума при низком разрешении зачастую дает неплохие результаты.

Если вы собираетесь использовать цифровой зум, вам лучше выбрать тот, который характеризуется хорошими механизмами интерполяции и плавным диапазоном масштабирования.

Вспышка

Вспышка — мощный инструмент, предназначенный для освещения в сложных условиях. Вспышка пригодится вам не только при ночной, но и при дневной съемке; она позволит залить объект мягким светом, поможет избавиться от теней, скрывающих фактуру поверхности.

Есть две основные разновидности вспышек — встроенная и внешняя. Если ваша камера поддерживает установку внешней вспышки, вам следует отдать предпочтение именно ей, поскольку она отличается большей мощностью и гибкостью в использовании. К сожалению, если вы собираетесь автоматически устанавливать параметры экспозиции, вам волей-неволей придется использовать вспышку, выпущенную тем же производителем, что и камера, поскольку большинство электронно-управляемых вспышек несовместимы с изделиями других производителей. В последнее время на отечественном рынке стали появляться изделия сторонних фирм, среди которых вполне может оказаться модель вспышки, совместимая с вашей камерой, так что прежде чем отправляться в фирменный магазин, попробуйте поискать вспышку от стороннего производителя.

Встроенная вспышка

Большинство камер любого уровня оснащены встроенной вспышкой (рис. 3.7). Очевидно, что у больших камер будет более мощная вспышка, но даже некоторые камеры, имеющие малые размеры, могут похвастаться хорошей аппаратурой вспышки.

Фотография со вспышкой является одной из самых трудных задач для большинства камер, и цифровые камеры — не исключение. Следовательно, прежде чем покупать камеру, вы должны убедиться в том, что она имеет качественную вспышку. В первую очередь вас должны интересовать следующие простые вопросы.

Каков радиус действия вспышки. Большинство встроенных вспышек, имея скромные размеры, освещают пространство только в пределах 3–4,5 м. Этого вполне достаточно для выполнения простых снимков, но для более серьезной работы вам потребуются дополнительные осветительные приборы. Если вы ищете маленькую камеру, вам следует обратить особое внимание на диапазон действия ее вспышки. Небольшие камеры оснащаются столь малыми вспышками, что они порой не способны осветить даже комнату средних размеров.

Не возникают ли при вспышке цветные ореолы. Сделайте несколько простых снимков со вспышкой и проверьте, нет ли на изображении странных цветных ореолов. К сожалению, некоторые камеры с трудом рассчитывают баланс белого при съемке со вспышкой.

Есть ли у вспышки башмак или разъем для синхронизации внешней вспышки.

Где расположена вспышка. Идеальный вариант — когда вспышка находится на значительном расстоянии от объектива. Если же она расположена рядом с объективом, то можно ожидать проявления эффекта красных глаз.

Какие режимы вспышки предлагает камера. Желательно, чтобы камера поддерживала следующие режимы: полностью автоматический режим, в котором она сама решает, когда использовать вспышку; режимы принудительной вспышки и заливки, которые позволяют принудительно включить вспышку, чтобы создать мягкий заливающий свет; режим уменьшения эффекта красных глаз, который снижает вероятность возникновения эффекта красных глаз на вашем изображении путем предварительного зажигания вспышки, что сужает зрачки глаз объекта съемки. Во многих камерах есть режим медленной синхронизации, который позволяет вам совместно использовать вспышку и длительную выдержку, чтобы отобразить больше деталей фона при съемке в условиях низкой освещенности. Проверьте, позволяет ли камера выбирать момент вспышки (в начале или в конце экспозиции). И, конечно же, вам нужна возможность отключения вспышки.

Позволяет ли камера управлять интенсивностью вспышки. Многие камеры позволяют вам выбирать силу вспышки, задавая большую или меньшую мощность. Ввиду того, что у большинства камер возникают трудности, связанные с измерением света при съемке со вспышкой, эта ручная корректировка может сыграть важную роль в получении качественных снимков.

Помимо изучения физических характеристик встроенной вспышки, нужно выяснить также, насколько хорошо камера измеряет количество света и определяет баланс белого при использовании вспышки. Чтобы проверить качество работы вспышки, сделайте снимок человеческого лица в помещении в условиях смешанной освещенности. Поскольку глаз человека хорошо различает тона кожи, по фотографии лица можно будет судить о влиянии вспышки на цветопередачу.

Оцените общую экспозицию вашего снимка. При слабой системе вспышки яркие участки будут переэкспонированы, на месте плавных градиентов появятся яркие белые пятна. Если система вспышки неудачна, цвет кожи часто становится очень светлым. Слишком яркая вспышка может стать причиной резких теней, как позади объекта, так и на самом объекте съемки.

Обратите внимание на общую тональность изображения и проверьте, есть ли на нем цветные ореолы. Если вы находитесь в комнате с сильным освещением (обычно от ламп накаливания), камера может установить баланс белого в соответствии с этим освещением, что станет причиной окрашивания ярких участков синеватым цветом. Если яркие участки изображения приобрели желтоватый оттенок, это означает, что камера, скорее всего, установила баланс белого при вспышке.

Если в вашей камере предусмотрена возможность ручной балансировки по белому для использования вспышки, попробуйте переключиться в этот режим и сделать несколько снимков. Результаты могут улучшиться.

«Горячий башмак»

Если вы хотите иметь наибольшую гибкость в управлении, вам нужна камера с разъемом для внешней вспышки, называемым башмаком (рис. 3.8). Эти стандартные разъемы, как правило, предусмотрены для работы со вспышкой, выпущенной тем же производителем, что и камера. Убедитесь, что при работе с использованием башмака, камера поддерживает возможность светоизмерения через объектив. Если вы остановили свой выбор на вспышке от стороннего производителя, вам следует поискать модель с собственным измерительным оборудованием и, возможно, пользоваться ручным режимом установки экспозиции при работе со вспышкой.

Если в камере нет башмака, она обычно оснащена разъемом для синхронизации внешней вспышки с камерой посредством маленького кабеля. Вам, скорее всего, придется докупить кронштейн, который и будет держать вспышку.

Дополнительные возможности

Многие цифровые камеры помимо перечисленных выше способны выполнять особые, уникальные функции, которые могут быть как полезными для вас, так и совершенно лишними. Благодаря встроенным компьютерам цифровые камеры умеют делать такие трюки, которые даже не снились фотографам, привыкшим работать с пленочным камерами.

Таймеры автоспуска и дистанционное управление

Возможно, у вас когда-то была камера с таймером автоспуска. Вы, наверное, помните как, установив таймер, вы бежали со всех ног, чтобы успеть попасть в кадр в течение пяти секунд, пока не сработает затвор, и при этом естественно выглядеть. В большинстве камер установлена та же функция.

Некоторыми камерами, кроме того, можно управлять посредством беспроводного дистанционного пульта, на котором есть кнопки управления трансфокатором и затвором (рис. 3.9). Эти пульты дистанционного управления являются не только приспособлением для создания автопортретов, они также используются для спуска затвора при съемке с длительной выдержкой. Если наличие дистанционного управления играет для вас важную роль, учтите следующие моменты, приобретая камеру.

Необходимо убедиться, что пульт дистанционного управления обладает достаточным для вашей работы радиусом действия.

В идеале инфракрасные датчики должны находиться на камере спереди и сзади.

Если вы будете использовать камеру для просмотра слайд-шоу (через видеовыход), вам понадобится пульт с возможностью управления как съемкой, так и просмотром.

С помощью некоторых пультов можно производить съемку через определенный промежуток времени (эту функцию иногда называют интервалометром). Камера будет автоматически делать снимок с установленным вами интервалом.

Съемка видео

Многие цифровые фотокамеры предоставляют возможность записи видеороликов в формате AVI, QuickTime, либо MPEG. До недавних пор разрешение записываемых роликов ограничивалось значением 320*240 пикселов, а максимальная продолжительность — от 24 до 40 с. Кроме того, они обычно были сильно сжаты. Сегодня некоторые камеры предлагают такие значения указанных показателей, которые могут обеспечить качество записи, достойное цифровой видеокамеры.

В большинстве камер режим записи видеороликов работает примерно по такой схеме: после нажатия кнопки камера начинает запись, а после повторного ее нажатия — прекращает.

Поскольку ролики, даже с разрешением 320?240 пикселов, быстро генерируют значительный объем данных, большинство камер не могут снимать, сжимать и сохранять ролики на лету. Поэтому многие камеры записывают видео, занося кадры в свой внутренний буфер (тот, который служит для хранения изображений с полным разрешением в целях повышения скорости съемки). Когда буфер заполняется, видеоролик переносится на карту памяти. Следовательно, длина ролика ограничена не объемом носителя, а объемом внутреннего буфера. Однако по мере совершенствования камер все больше моделей способны записывать видео, длина которого ограничена лишь количеством места на карте памяти.

При оценке режима записи видеороликов вам стоит обратить внимание на максимальный размер кадра, максимальное время записи и качество сжатия. Кроме того, вас должно интересовать, может ли камера записывать звук и есть ли в ней встроенный динамик для просмотра видео.

Наконец, если вы нашли камеру, способную обеспечить высококачественный видеорежим с максимальным разрешением, выясните, не требуется ли для нее специальная высокоскоростная карта памяти для записи видео столь высокого качества.

Крепление для штатива

На первый взгляд, вопрос о креплении штатива не достоин подробного рассмотрения (это почти то же самое, что обсуждать выбор сумки для камеры), но слабое крепление штатива может действительно подпортить вам жизнь. Любой опытный фотограф скажет вам, что от крепления штатива зависит качество съемки. Рассмотрим некоторые характеристики штативов.

Железная конструкция. Крепление штатива — это просто резьба в основании камеры (иногда там находятся дополнительные стабилизирующие отверстия). Если эта резьба сделана из пластика, ее очень легко сорвать, пытаясь вкрутить штатив не под тем углом. Даже если вы всегда аккуратны, пластиковая резьба может быстро сточиться при интенсивной эксплуатации. Поищите металлическое крепление.

Расположение вдоль оси объектива. Идеальным вариантом является крепление, расположенное таким образом, чтобы камера наклонялась (вращалась) по оси объектива (рис. 3.10). Такой штатив требуется для панорамной съемки.

Доступность батареи и карты памяти при закрепленном штативе. Когда вы для съемки установите камеру на штатив, вам вряд ли захочется ее снимать, чтобы заменить батарею или карту памяти. Убедитесь, что крышки отсеков батареи и карты памяти можно открывать, когда камера стоит на штативе.

Функция макросъемки

В большинстве цифровых камер, включая «бюджетные» модели, есть специальный режим макросъемки, предназначенный для близко расположенных объектов. Когда дело доходит до макросъемки, цифровые камеры показывают гораздо лучшие результаты, чем большинство 35-миллиметровых фотоаппаратов. ¬Бла¬годаря маленьким объективам с большой глубиной резкости цифровые камеры в фокусировке имеют большое преимущество над камерами с большими объективами. Некоторые цифровые камеры могут сфокусироваться на объекте, расстояние до которого составляет меньше 5 см! Кроме того, подвижный ЖК-дисплей упрощает процесс макросъемки.

Режим макросъемки, как правило, можно использовать, только когда объектив настроен на максимальный угол обзора (минимальное фокусное расстояние). К сожалению, на больших углах обзора у большинства объективов возникают трудности с фокусированием всего изображения. Так что при изучении функции макросъемки камеры внимательно осмотрите углы и края изображения.

Управление процессом съемки

К достоинствам хороших цифровых камер относится возможность самостоятельно задавать экспозицию, ISO, определять фокус и глубину пространства. Конечно, начинающие фотографы вряд ли будут делать это, но по мере увеличения опыта с подобными настройками придется столкнуться каждому из них.

Установка экспозиции

Как вы знаете, экспозиция — это количество света попадающего на сенсор. А значит, управление экспозицией — не что иное, как способ определения этого количества. В современных фотоаппаратах управление экспозицией возложено на электронику, и она прекрасно справляется с этой задачей. Однако не следует забывать, что любая электроника может допустить ошибку. Более того, порой вам самим захочется, чтобы она допустила ошибку, если это поможет вам реализовать творческие планы. Ну а неизменным инструментом профессионального фотографа остается полностью ручной режим, когда электроника не вмешивается в выбор экспозиции вообще. Рассмотрим основные режимы выбора экспозиции.

Элементы управления затвором и ирисом позволяют вам изменять экспозицию, чтобы управлять яркостью и глубиной резкости изображения. В то время как на пленочные фотоаппараты устанавливаются механические ирисы и затворы (металлические, тканевые или пластиковые устройства, которые открываются и закрываются), в цифровых камерах зачастую используются иные средства, например электронные затворы, экспонирующие датчик изображений. Вместо того чтобы открывать и закрывать устройства перед датчиком, камера с электронным затвором просто включает его на определенный промежуток времени. Не имеет значения, какой тип устройства затвора используется, если камера предоставляет вам все необходимое управление выдержкой и позволяет делать такие снимки, которые вам нравятся.

Во всех цифровых камерах имеется функция автоматической экспозиции, которая автоматически определяет правильную выдержку и положение диафрагмы в момент, когда вы хотите сделать снимок. Кроме того, в некоторых камерах имеется возможность ручного управления выдержкой и положением диафрагмы. При оценке возможностей ручного управления камерой убедитесь, что в выбранной вами камере диапазон выдержки достаточно широк. Идеальный вариант — от нескольких секунд до 1/500 с. Было бы также неплохо, если бы камера поддерживала режим пузырька, при котором затвор остается открытым, пока вы держите кнопку спуска затвора.

Как и в пленочных фотоаппаратах, диафрагмой цифровых фотокамер управляет ирис — совокупность пересекающихся металлических пластин, просвет между которыми увеличивается или уменьшаться, создавая тем самым более широкую или более узкую диафрагму. Тем не менее в большинстве цифровых камер есть всего два положения диафрагмы, f/2,8 и f/5,6 или f/8 и f/11. В таких камерах скромный выбор положений диафрагмы компенсируется изменением выдержки. Хотя эти обстоятельства не ограничивают ваш выбор условий съемки, они все же могут воспрепятствовать вашему творческому процессу. Поищите камеру с более широким выбором положений диафрагмы.

В некоторых камерах ирис исполняет роль затвора при создании экспозиции. Отрицательной стороной этой схемы является то, что при очень короткой выдержке используется меньшая диафрагма, а чтобы открыть широкую диафрагму, требуется слишком много времени и поэтому не удается достичь необходимой выдержки. Опять-таки, если вам нужна максимальная гибкость, следует подробно изучить этот вопрос при выборе камеры.

Полностью автоматический режим

Чаще всего вы будете использовать полностью автоматический режим. В этом режиме выполнение таких задач, как установка выдержки, баланса белого, светочувствительности и фокусного расстояния, возложено на электронику. Если в работе камеры возникнут проблемы, решить их можно будет с помощью предустановленных режимов.

Предустановленные режимы экспозиции

Включив предустановленный режим, вы настраиваете камеру на выполнение определенной задачи. В данном режиме прошиты оптимальные настройки для большинства условий съемки, и вам остается лишь сделать нужный выбор (рис. 3.11).

Пейзаж. Блокируется вспышка, фокусное расстояние переводится в позицию ? (бесконечность) и устанавливается наименьшее из возможных значений диафрагмы для достижения максимальной глубины резкости.

Портрет. Устанавливается широкая диафрагма для придания мягкости фону.

Панфокус. Задаются установки, поддерживающие быструю съемку. Фокусное расстояние максимальное. Ваша камера становится «скорострельной», с фиксированным фокусом.

Быстрый затвор. Устанавливается широкая диафрагма для облегчения съемки с маленькой выдержкой. Иногда этот режим называется спортивным; он применяется для съемки движущихся объектов.

Ночная съемка. Используется большая выдержка для слабоосвещенных объектов с применением фотовспышки для фоновой подсветки. Во многих моделях имеется возможность выбора времени активизации фотовспышки — в начале или в конце экспозиции. Этот режим называют еще режимом медленной синхронизации (slow syn.)

Пески и снега. Искусственно затягивается время экспозиции, так что снег выглядит реально белым, а не серым. Иногда этот режим называется «пляж». Он станет вам более понятен, когда вы познакомитесь с экспонометрами.

Режимы приоритета

Режим приоритета — это почти ручной режим. Частично получив бразды правления, вы становитесь хозяином положения. Преимущество этого режима состоит в том, что вы можете управлять каким-то конкретным параметром, оставив все остальное в ведении камеры. Большинство камер предложат вам выбрать один из двух режимов приоритета.

Режим приоритета диафрагмы. Вы сможете вручную выбрать положение диафрагмы, предоставляя камере возможность самой определить нужную выдержку. Изучая работу в этом режиме, обратите внимание на количество возможных фиксированных положений. Вам нужна камера, позволяющая выбрать любое значение диафрагмы в данном режиме.

Режим приоритета выдержки. Данный режим является противоположностью предыдущего. Вы принудительно задаете выдержку, а камера автоматически определит правильное положение диафрагмы.

Регулировка ISO

Помимо предоставления возможности управлять количеством света, попадающего на датчик изображения, цифровая фотокамера позволяет выбирать скорость реакции самого датчика на этот свет. Реакция датчика на свет называется светочувствительностью и измеряется по системе ISO. Чем выше значение ISO, тем чувствительнее к свету ваш датчик. При использовании большей светочувствительности датчику не требуется длительная выдержка и широкая диафрагма, благодаря чему облегчается съемка в условиях плохой освещенности.

Не торопитесь устанавливать параметр светочувствительности вашей камеры на максимальное значение. С повышением этого показателя датчик будет острее реагировать не только на свет, но и на все остальные окружающие нас электромагнитные волны. В итоге вы получите изображения не только с высокой яркостью, но и с большим количеством нежелательных шумов. В различных моделях камер шум проявляется по-разному, но в любом случае он похож на зернистость обычной фотопленки. Иными словами, вся поверхность снимка, сделанного при высокой светочувствительности, будет покрыта мелкими светлыми пятнышками. Порой они выглядят весьма привлекательно и даже могут стать изюминкой вашего снимка, создать в нем особую атмосферу. Однако следует помнить, что подобный эффект добавить легко (достаточно воспользоваться соответствующей функцией одного из графических редакторов, скажем Photoshop), а убрать — трудно, так что постарайтесь все же избегать шумов и не устанавливать высокую светочувствительность без крайней необходимости.

Поскольку показатель ISO в цифровой фотокамере можно менять после каждого снимка (в отличие от пленки, где показатель ISO остается неизменным для всего мотка), чувствительность становится третьей составляющей, которой вы можете управлять при выборе экспозиции. Это колоссальное преимущество цифровых фотоаппаратов над пленочными конкурентами. Теперь вы сможете компенсировать потерю света при короткой выдержке не только за счет установки широкой диафрагмы, но и задав высокую светочувствительность.

Автофокус и ручное управление фокусом

Даже поверхностное знакомство со способами фокусировки позволит вам регулировать настройки при съемке объекта. Вы можете выделять, например, наиболее интересную часть объекта или регулировать четкость и размытость переднего и заднего планов.

Автоматическая фокусировка

Независимо от того, сколько денег вы заплатите за свою камеру, в ней обязательно будет присутствовать функция автоматической фокусировки. Вы не поверите, но правильное использование механизма автофокусировки — одна из основных трудностей, с которыми приходится сталкиваться неопытным пользователям. К счастью, в разных моделях камер все эти механизмы работают одинаково.

Посредством видоискателя вы наводите прицел фокусировки (обычно — центр видоискателя) на объект, который должен быть в фокусе (рис. 3.12). Когда вы нажимаете кнопку спуска затвора до половины, камера измеряет расстояние до объекта и фиксирует фокус; нажав кнопку до упора, вы получите снимок. (Если на вашу камеру установлен объектив с фиксированным фокусным расстоянием, вы можете пропустить этот раздел.)

Приемы работы с системами автоматической фокусировки будут рассмотрены в главе 7. Сейчас вы должны лишь запомнить, что при выборе камеры вам нужно искать модель со следующими характеристиками.

При автоматической фокусировке, использующей систему с пассивными ТТЛ, фокус определяется с помощью объектива. В камерах, где используется механизм активной автоматической фокусировки, снаружи объектива установлен датчик, определяющий расстояние до объекта; фокус устанавливается в соответствии с его показаниями. Системы пассивной автоматической фокусировки обычно более точны и могут быть использованы совместно с навесными линзами и дополнительными объективами.

Вспомогательная лампа для автоматической фокусировки (Датчик автофокуса). Отрицательной чертой большинства механизмов пассивной автоматической фокусировки является то, что они не могут нормально работать (или работать вообще) при низкой контрастности. Вспомогательная лампа для автоматической фокусировки, дальномер, (рис. 3.13) излучает белый или красный свет, которым подсвечивается сцена, для определения фокусировки. Вам следует поискать модель, в которой есть возможность отключения вспомогательной лампы.

Количество точек автоматической фокусировки. В то время как недорогие камеры всегда будут использовать в качестве «прицела» фокусировки центр видоискателя, в более «продвинутых» моделях обычно имеется несколько точек, с помощью которых можно задать фокус. Камера определяет, какие элементы изображения должны быть в фокусе (то есть что находится на переднем плане, а что в фоне), и выбирает соответствующую точку автоматической фокусировки. Системы такого типа обычно устанавливают фокус весьма точно, но и они могут ошибиться, так что поищите камеру, в которой есть возможность самостоятельно выбрать точку автоматической фокусировки или задать ее, используя для этого центр видоискателя. Поскольку механизмы автоматической фокусировки обычно более чувствительны к горизонтальным объектам, наличие большего количества точек может компенсировать недостаточную чувствительность к вертикальным объектам и повысить способность камеры к фокусированию. Кроме того, если у камеры есть возможность фокусироваться на подвижных объектах, наличие большего количества точек автоматической фокусировки позволит камере точнее следить за такими объектами.

ПРИМЕЧАНИЕ
Увеличение количества шагов автоматической фокусировки не обязательно означает, что камера будет лучше фокусироваться. (Об этом будет рассказано в главе 7.)

Непрерывная автоматическая фокусировка

Некоторые камеры могут работать в режиме постоянной автоматической фокусировки. Это означает, что камера фокусируется при малейшем изменении положения. Преимуществом этого режима является то, что в момент, когда вы будете готовы сделать снимок, камера уже будет сфокусирована. Если вы подумываете о покупке камеры с функцией постоянной автоматической фокусировки, убедитесь, что в выбранной вами модели данную функцию можно отключать — иногда это может пригодиться в целях экономии заряда батарей.

Ручная фокусировка

Ручная фокусировка может применяться в тех случаях, когда механизм автоматического фокусирования не может зафиксировать фокус, или вам необходимо сфокусироваться на определенном объекте. К сожалению, в большинстве современных камер уже не встретишь старомодного колесика ручной фокусировки (если только у вас не зеркальный фотоаппарат), устанавливаемого на объектив. Вместо этого большинство камер предложат вам зайти в специальное меню и указать расстояние до вашего объекта или воспользоваться специальными кнопками на корпусе камеры, чтобы самостоятельно сфокусировать объектив. Отсутствие высококачественных видоискателей в большинстве камер могут сделать ручную фокусировку трудной или невозможной.

Постарайтесь также найти камеру, поддерживающую принудительную фиксацию фокуса на бесконечность. Настройка фокуса на бесконечность позволит вам сэкономить время и энергию батарей, в том случае, если вы точно знаете, что снимать предстоит удаленные объекты.

Определение глубины пространства

Удобным свойством трансфокаторов является их гибкость при кадрировании. Не сходя с места, вы можете быстро сделать наезд на объект, чтобы показать его поближе и изменить кадрирование. Однако важно помнить, что при наезде, помимо угла обзора и приближения, изменяются многие другие параметры. Трансфокатор — это не просто полезное устройство. Возможность изменять фокусное расстояние позволяет вам влиять на ощущение пространства в вашей композиции.

Чтобы лучше понять, как действует трансфокатор, представьте, что это большое увеличительное стекло, чем он, по сути, и является. Во время наезда объект съемки увеличивается. Вот почему производители цифровых фотокамер оснащают свои модели объективами со степенью увеличения 2х, 3х и выше. Однако при наезде с изображением происходят некоторые метаморфозы.

По мере того как вы увеличиваете фокусное расстояние (делаете наезд), угол обзора уменьшается. Угол обзора человеческого глаза составляет приблизительно 50–55? . Объектив, имеющий такой угол обзора, называют нормальным объективом.

Однако важнее обратить внимание на то, как объектив увеличивает разные части вашего изображения, и как он сжимает общую глубину при наездах и отъездах. Рассмотрим изображения, представленные на рис. 3.14.

Три снимка были сделаны из одной точки. Обратите внимание на то, что помимо разницы в кадрировании и размерах объекта, в первом снимке фон выглядит более далеким. Обычно в широкоугольных снимках глубина чувствуется гораздо лучше. А теперь посмотрите на изображения, показанные на рис. 3.15.

На снимке, который вы видите справа, объект оставался на месте, а фотограф отошел немного назад и увеличил фокусное расстояние, чтобы оба снимка были одинаково скадрированы. Обратите внимание на то, что фон на втором изображении кажется находящимся ближе. Когда фотограф отошел назад и сделал наезд, глубина изображения сжалась, благодаря чему элементы фона приблизились.

Как видите, и поле зрения, и ощущение пространства зависят от позиции камеры и выбранного фокусного расстояния. Когда вы снимаете широкоугольным объективом, близкие объекты увеличиваются в большей степени, чем дальние. Телеобъектив увеличивает ближние и дальние объекты одинаково, поэтому он сжимает глубину вашей сцены.

От выбранного вами фокусного расстояния (и, соответственно, положения камеры) зависит глубина изображения и появление ощущения пространства. Как можно увидеть на рис. 3.15, снимки, сделанные с помощью широкоугольного объектива с близкого расстояния и с помощью телеобъектива — с дальнего, сильно отличаются. Поэтому, если вы просто сделали наезд с нужной раскадровкой, это еще не означает, что получится идеальный снимок. Фотография может получиться лучше, если вы измените положение камеры и выберете другое фокусное расстояние.

Изменение насыщенности и контрастности

Сегодня в большинстве камер можно настроить уровни резкости, насыщенности и контрастности. В техническом плане эти настройки не имеют никакого отношения к экспозиции. Они, скорее, позволяют камере управлять обработкой изображения, перед тем как сохранить его. Выражение «чрезмерно высокая резкость» может показаться странным, но, как вы узнаете в главе 4, оно имеет вполне определенный смысл. Точно так же, при использовании настроек по умолчанию для некоторых камер могут получаться перенасыщенные изображения. Изменение этих настроек позволит приспособить вашу камеру, с учетом личных вкусов, к требованиям конкретной съемочной обстановки (рис. 3.16).

Управление качеством снимков

Практически все цифровые камеры позволяют перед началом съемки выбрать разрешение. Кроме максимального разрешения, доступного вашей камере, вы сможете выбрать один из вариантов более низкого разрешения и разместить большее количество снимков на карте памяти. Даже если вы потратили деньги на приобретение 4- или 5-мегапикселной камеры, вам, возможно, не всегда нужно будет снимать при использовании полного разрешения. Например, если вы собираетесь создавать изображения для Интернета (и вам точно не понадобится их печатать), то, чтобы сэкономить память, можно перейти в режим разрешения VGA или XGA (то есть 640?480 или 800?600 пикселов соответственно) и не фотографировать при полном разрешении камеры.

Для достижения максимальной гибкости вам следует выбрать камеру, с переключаемыми режимами разрешений. Большинство камер предоставят вам на выбор по крайней мере полное, среднее разрешения и два вида веб-разрешений (обычно VGA и XGA).

ПРИМЕЧАНИЕ
Сегодня, когда носители для цифровых камер стоят не так дорого, как раньше, смешно отказывать себе в удовольствии снимать при максимальном разрешении. Иными словами, вместо того чтобы экономить место на карте памяти, запаситесь достаточным количеством карт. Съемка при полном разрешении обеспечит вас пространством для увеличения фрагментов изображения, а если в дальнейшем вы решите распечатать свои снимки, то достаточно высокое разрешение позволит получить хорошие отпечатки.

Некоторые камеры поддерживают особые режимы интерполяции; благодаря их использованию получаются снимки, разрешение которых больше, чем то, что обеспечивает их датчик. Подобные результаты достигаются путем съемки и последующего апсемплирования, или интерполяции. К сожалению, в этих режимах иногда получаются изображения с ужасающими артефактами интерполяции. Если вам нужно изображение с большим разрешением, чем то, на которое способна ваша камера, снимите максимально чистое и высококачественное изображение, а потом растяните его в графическом редакторе. В этом случае вы сможете более гибко управлять процессом и получите лучшие результаты, а объема памяти вашей камеры хватит на больший срок.

Выбор соотношения сторон

Отношение длины изображения к его ширине называется соотношением сторон. В большинстве цифровых камер используется такое же соотношение сторон, как у экрана телевизора или компьютерного монитора (4:3), но некоторые камеры более высокого уровня используют соотношение 3:2, как у 35-миллиметровой пленки (рис. 3.17).

Существуют камеры, которые предлагают на выбор и другие варианты соотношения сторон. Но важно помнить, что при съемке с соотношением 3:2 вы получаете просто обрезанную версию привычных для камеры изображений с соотношением 4:3. Следовательно, когда вы снимаете с соотношением 3:2, то получаете изображения с низким разрешением. Лучше снять изображение с соотношением 4:3, а затем его обрезать. Однако если вы предпочитаете какой-то определенный вариант, выберите камеру, которая может снимать с таким соотношением.

Получение черно-белой фотографии

Вы можете приобрести камеру, предоставляющую специальный черно-белый режим для съемки изображений в градациях серого. Поскольку перевести цветное изображение в градации серого можно и в графическом редакторе, а сами черно-белые снимки занимают на носителе такой же объем, как и полноцветные, то черно-белый режим, возможно, покажется вам излишеством. В конце концов, разве не лучше снять цветное изображение и при необходимости в дальнейшем сделать его черно-белым?

Преимуществом черно-белых фотографий является то, что камера при их создании пропускает цветовую интерполяцию, которой подвергается каждый обычный снимок. Иными словами, вместо обработки целого вороха информации, для черно-белых снимков используется полное, не интерполированное разрешение ПЗС вашей камеры, а значит, на итоговом изображении не будет никаких артефактов, возникающих при внутренней обработке снимка.

Некоторые камеры, например Canon EOS 20D, предоставляют также возможность внутренней обработки для имитации тех видов объективов и фильтров, которые фотографы-пленочники традиционно использовали для повышения контрастности своих черно-белых снимков.

Печать снимков с фотоаппарата и передача их на другое устройство

Нельзя представить себе цифровую камеру, из которой вы не сможете выгрузить свои снимки. Большинство современных камер оснащены интерфейсами нескольких типов, предназначенных для выгрузки изображений на другое устройство.

Передача данных на компьютер и их просмотр

Сегодня практически все камеры оснащаются одним из видов разъемов USB, а также кабелем для соединения разъема камеры со стандартным USB-портом компьютера (рис. 3.18). Разъем USB обеспечивает вполне пристойную скорость передачи данных. Некоторые из камер предоставляют возможность дистанционного управления через порт USB. Если вам нужна камера, управляемая компьютером (для съемки с интервалами, или выполнения автоматических операций), убедитесь, что программное обеспечение такой камеры поддерживает дистанционное управление.

Помните, часто именно из-за того, что разработчики отказывались от оснащения камеры портами USB, удавалось создать очень компактную камеру. Такая камера имеет специальную стыковочную станцию, куда устанавливаются эти порты. Затем стыковочная станция подключается к компьютеру. Это не является недостатком в плане производительности, но не забывайте, что дополнительное оборудование вам также придется возить всюду за собой, если вы хотите иметь возможность передачи данных где-либо в дороге.

Такой интерфейс, как FireWire, является лучшей альтернативой USB просто потому, что он гораздо быстрее. Однако порт FireWire имеется только в камерах высокого уровня, хотя и там он является редкостью. Если для вас важна скорость передачи информации, у вас не будет повода для волнений. Есть множество способов быстро закачать данные на компьютер.

В комплект вашей камеры будет входить программное обеспечение для передачи изображений на компьютер и с компьютера. К некоторым камерам прилагается простой драйвер, который можно использовать даже из графического редактора, в то время как другие производители предлагают отдельное приложение, обеспечивающее такие функции, как каталогизация фотографий, элементарное редактирование и печать. Многие компьютерные операционные системы (в частности, MacOS X и Windows XP) автоматически передают снимки с помощью протокола PTP (Picture Transport Protocol — протокол передачи изображений). Стоит вам подключить камеру к компьютеру, как изображения с помощью указанных устройств будут перенесены из камеры на жесткий диск.

Поскольку передача снимков с использованием кабеля может занять много времени (и посадить батареи вашей камере), а также учитывая то, что вам необходима большая мощность при редактировании, чем та, которую обеспечивают многие программы, поставляемые вместе с камерой, не следует даже задумываться о возможностях стандартного программного обеспечения.

Тем не менее программа, поставляемая в комплекте с камерой, должна помочь вам реализовать такие функции.

Перенос изображений из камеры в компьютер методом перетаскивания.

Автоматическое сшивание панорамных снимков (обычно это делается с помощью не главной программы, а одной из программ, входящих в комплект поставки).

Конечно, если ваша камера поддерживает съемку в формате RAW, то вам понадобится программа, позволяющая работать с этим форматом (если только у вас не установлен Photoshop CS или Photoshop Elements 2, у которого эти функции встроены).

Печать без подключения к компьютеру

Производители принтеров разработали оригинальное решение вопросов, связанных с печатью. Чтобы напечатать изображение из вашей карты памяти, или даже из самой фотокамеры, многим современным моделям фотопринтеров не требуется наличие компьютера! Вы просто приносите камеру домой и в зависимости от модели принтера либо подключаете ее через стандартный порт mini-USB, ли¬бо вынимаете карту памяти и вставляете ее в соответствующий разъем на корпусе принтера (рис. 3.19). Во втором случае лучше иметь модель со встроенным цветным многофункциональным ЖК-дисплеем, который облегчит навигацию по карте, поиск и выбор нужного изображения. Кроме того, некоторые модели фотопринтеров теперь оснащаются встроенным сканером весьма пристойного качества, что делает их настоящим комбайном, способным печатать, сканировать и делать цветные копии документов и снимков. При этом нижняя отметка цены на эти устройства —$150.

Конечно, с одной стороны, если вы будете печатать изображения минуя компьютер, вы лишитесь возможности их редактирования, но, с дугой стороны, поскольку все компьютеры иногда ломаются, причем, как правило, в самый неподходящий момент, неплохо было бы иметь возможность печатать прямо из камеры, по крайней мере пока компьютер не вернут из ремонта.

Просмотр фотографий на экране телевизора

На большинстве камер есть разъем видеовыхода, позволяющий вам просматривать изображения с помощью обычного телевизора (рис. 3.20). Хотя телевизоры не способны даже на сотую долю обеспечить динамический диапазон, необходимый для качественного отображения снимков, они есть повсюду, благодаря чему вы сможете просмотреть отснятые изображения даже во время путешествия. Видеовыход также обеспечивает комфортный способ демонстрации слайд-шоу, а в большинстве камер есть функция автоматической организации слайд-шоу, которая позволит вам «пройтись» по всем снимкам в вашей камере.

Поскольку в разных странах используются разные стандарты видео, убедитесь, что выбранная вами камера поддерживает соответствующий стандарт. Большинство камер выпускаются в версиях NTSC или PAL.

 

Данная книга предназначена для всех, кто имеет или собирается приобрести цифровой фотоаппарат. В ней приведены рекомендации по выбору камеры, есть описание основ фотографии и практические советы для получения снимков максимального качества в различных условиях (портреты, пейзажи, макросъемка, съемка архитектурных сооружений, ночная съемка и др. ). Также вы научитесь редактировать цифровые изображения в программе Photoshop CS 2, выполнять их цветовую коррекцию, применять специальные эффекты и производить печать фотографий на принтере. Достоинством данной книги является ее практическая направленность, легкий стиль изложения, а также большое количество рисунков.