Русские обряды и обычаи

Яйцо

После службы происходит христосование, и начинается обмен крашеными яй­цами.

Из истории. Еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Отноше­ние к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян...

У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с пло­дородием земли, с весенним возрождением природы.

Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 годы н. э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадле­жавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастли­вое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кро­вью Христа.

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев со­брались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус вос­креснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе ожи­вет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

Еще одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Лю­довика Святого, вдохновителя крестовых походов (1226-1270). Освобожденный из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.

Украшение яиц. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Яйца можно красить в отваре луковой шелухи или в настое трав. Можно обмотать их разноцветными нитками (лучше шелковыми) и поварить.

Для украшения яиц можно использовать разноцветные почтовые открытки. Для этого надо намочить немного обратную сторону открытки и протереть ее пальцем, чтобы снять нижний слой бумаги и сделать картинку тоньше. Вырезать картинку и наклеить ее на сваренное вкрутую и охлажденное сухое яйцо.

И все же самый распространенный и традиционный цвет пасхальных яиц — красный.

Изготовление яиц. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные пи­санки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные юве­лирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золо­та и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные юве­лирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожере­лье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы — несес­серы, часы, вазочки, подарочные чашки и т.д.

В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества — от крестьянской избы до царского двора, причем христо­совались со всеми домашними, без различия сословий — хозяева со слугами и т.д.

При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пас­хальных яиц превратился в строго регламентированный ритуал: «...Чинно и в по­рядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близ­кие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими краска­ми в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди», — писал Н. Костомаров.

Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться рукодель­ными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный па­мятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.

В XVIIIXIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятель­ным видом искусства, а с конца прошлого столетия — и самостоятельной отрас­лью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.

В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц — для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.         

Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).

Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Нико­лая II.

Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц — Александра
Фердинандовича Келча (владельца нескольких золотых приисков в Сибири), для кня­зя Юсупова и для герцогини Мальборо.                                                                                 

После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако тра­диция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами со­хранилась.   

В этой книге собраны исчерпывающие сведения о русских обычаях и традициях, которые складывались веками. Читатель узнает, как на Руси праздновали рождение человека, крестили новорожденных, справляли день ангела, свадьбы, новоселье, хоронили.
Особый интерес представляет описание календарных и религиозных праздников и обрядов, таких как Масленица, Пасха, Красная горка, Родительская суббота, Троица.