Игра: Математика малышам

ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ

 

Игры на развитие внимания и памяти

("БАШЕНКА-РАДУГА", "МАЯК", "СОТЫ", "РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ")

 

Развитие начальных навыков счета

("БАШЕНКА-РАДУГА", "МАЯК", "СОТЫ", "РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ")

 

Мягкий конструктор 

"СВЕТОФОР 

 

Игровые коврики  

"КРЕСТИКИ-НОЛИКИ"

"ЦВЕТОЧКИ"

"МАТЕМАТИКА МАЛЫШАМ"

"ЧАСЫ"

 

   Ваш малыш вступил в замечательный возраст, полный удивительных открытий и интереснейших игр, благодаря которым он может не только развлекаться, но и готовиться к школе, развивать внимание, память, приобрести начальные навыки счета. Для этой цели прекрасно подойдет большинство наших мягких конструкторов и игровых ковриков.

   

ПОИГРАЕМ!

 

Игры на развитие внимания и памяти

(на основе мягких конструкторов "Башенка-радуга, "Маяк", "Соты", "Разноцветные колпачки")

 

Игры с подушечками:

   ::Постройте башенку или лесенку, неправильно расположив одну подушечку. Попросите ребенка найти и исправить ошибку.

   ::Постройте башенку или лесенку, пропустив одну подушечку (спрячьте ее). Предложите малышу показать, где не хватает элемента.

   ::Составьте башенку или лесенку из трех-четырех элементов. Пусть кроха посмотрит на нее, а потом отвернется. Спрячьте одну подушечку, заменив ее любой другой, которой не было в постройке. Попросите ребенка угадать, что изменилось. Дайте ему ту подушечку, которую вы спрятали, предложите восстановить первоначальное расположение элементов в башенке (лесенке).

   ::Составьте башенку или лесенку (необязательно соблюдать последовательность в размерах). Пусть малыш посмотрит на нее. Затем разберите постройку и предложите ребенку восстановить ее самостоятельно: пусть он вспомнит, какие именно детали нужно взять и в каком порядке поставить.

   ::Вместе с малышом попробуйте скреплять три-четыре и более детали конструктора в дорожки, соты, цветочки, двухсторонние дорожки, в уголок, в объемные фигуры.

   ::Сложите дорожку, соты или цветочек. Предложите крохе отвернуться, а сами разберите узор. Пусть малыш восстановит его по памяти: нужно обращать внимание на то, детали какого цвета использовались и как они располагались по отношению друг к другу. Упражнения такого типа начинайте с трех-четырех деталей.

         

Игры с колпачками:

   ::Возьмите самый большой колпачок. На глазах у малыша спрячьте под ним колпачок меньшего размера. Продолжайте играть с колпачками в любую другую игру. Через пару минут спросите: "А какого цвета колпачок мы спрятали? Не помнишь?"

   ::Расставьте колпачки в разных местах комнаты так, чтобы их было видно, но они не сразу бросались в глаза: на книжную полку, под кровать, под стол, на подоконник. Предложите ребенку посмотреть по сторонам, как можно быстрее найти все колпачки и построить башню.

   ::Выстройте в ряд три-четыре колпачка (кроме самого большого). Попросите малыша отвернуться. Возьмите самый большой колпачок и спрячьте под ним любой другой из вашего ряда. Когда ребенок повернется, ему нужно будет "угадать", какой колпачок спрятался. Достаточно назвать хотя бы цвет, а может, кроха назовет и размер: синий маленький или красный средний.

   ::Составьте ряд из колпачков, назовите его "заборчик" или "башенка". Начинайте с двух-трех элементов, а когда ребенок освоится с такими заданиями, количество увеличьте. Попросите малыша посмотреть на "заборчик" ("башенку"), потом отвернуться. Измените расположение одного колпачка (впоследствии - двух-трех). Задача крохи восстановить первоначальное расположение фигур.

   ::Составьте из колпачков "заборчик" или "башенку". Пусть ребенок посмотрит на нее. Теперь уберите колпачки и предложите малышу самостоятельно восстановить постройку.

 

Развитие начальных навыков счета

на основе мягких конструкторов "Башенка-радуга, "Маяк", "Соты", "Разноцветные колпачки")

   ::Один, много, несколько. Возьмите две любые сюжетные игрушки, например, куклу и медвежонка или две машинки. Одному из персонажей дайте одну подушечку (или колпачок), другому - все остальные (или соответственно погрузите их в машинки). Спросите у ребенка, где одна подушечка, а где много. Попросите малыша раздать по одной или несколько подушечек каждой из его любимых игрушек.

   ::Счет по порядку. Отложите все подушечки (колпачки) в сторону (на край стола, например). Берите по одной и выкладывайте в ряд или выстраивайте башенкой. Говорите при этом "один", "два" и т.д. Можете ставить детали по очереди: одну - вы, другую - ребенок. Выложив пять фигур в ряд или выстроив башню из пяти фигур, начните убирать по одной и вести обратный счет: "пять", "четыре", "три" и т.д. Убрав все, скажите: "Ноль! Ничего не осталось!"

   ::Больше, меньше, поровну. Выложите подушечки (или колпачки) на столе в два ряда, одну под другой: допустим, в одном ряду две, в другом - три. Сравните, где больше, а где меньше. Попросите ребенка сравнять ряды: сделать в обоих рядах равное количество фигур, то есть разложить поровну. Пусть он сам или добавит подушечки в ряд, или уберет нужное количество в другом ряду. Играя, комментируйте действия свои и малыша: "У нас есть две подушечки и еще три. Два меньше, чем три! Давай сделаем так, чтобы было поровну, попробуй сам. Ты к двум подушечкам добавил еще одну. И в обоих рядах стало поровну: три и три!"

   ::Столько же. Разместите несколько подушечек (от одной до трех) в ряд или башенкой. Попросите кроху сосчитать их и положить рядом столько же.

   ::Угадай, сколько. Постройте башенку и попросите ребенка сказать, сколько в ней подушечек или колпачков, не пересчитывая ("на глаз"). А потом пусть он пересчитает и уточнит, сколько деталей использовано.

   ::Отсчитай. Попросите малыша выложить на стол то или иное количество фигур. Формулировка задания может быть различной. Можно конкретно назвать число: например, "три" или "четыре". А можно сказать так: "Больше, чем две; меньше, чем пять" или "на одну больше, чем две; на две меньше, чем шесть". Сложность задания зависит от возраста ребенка и от степени освоения им соответствующих понятий.

   ::Тренируемся и запоминаем. Попросите малыша показать в комнате или на рисунках в книжке предметы, которых два, три, пять и т.п. Вспомните, что в природе и в жизни присутствует в строго определенном количестве:
- по одному: солнце, луна, мама у каждого из нас, сердце у человека, великие произведения искусства;

- по два: уши и глаза у животных и человека, руки и ноги у людей, крылья у птиц, многие животные живут парами, у Земли два полушария;

- по три: листки у клевера (хотя бывают исключения), три месяца в каждом времени года, три цвета на российском флаге, три струны у балалайки;

- по четыре: конечности у животных, лепестки у некоторых цветов и листья у некоторых растений (вороний глаз), четыре времени года, четыре времени суток, четыре стороны света, четыре струны у скрипки;

- по пять: пальцы, лепестки у фиалки, цветки земляники, шиповника, конечности у морской звезды, на Земле пять океанов;

- по шесть: лапки у насекомых, шестиугольные соты у пчел, шесть лепестков у лилии, шесть струн у гитары, шесть граней у кубика, на Земле шесть материков.

 

Варианты игр с мягким конструктором "СВЕТОФОР":

   ::Рассмотрите игрушку вместе с ребенком, спросите: "Что это?" Если малыш ответит правильно, поинтересуйтесь, знает ли он, зачем нужен светофор. Уточните значение каждого цвета. Разучите стишок:

         Красный свет - дороги нет,

         Желтый - приготовиться,

         А зеленый говорит:

        "Можно ехать, путь открыт!"

 

   ::Предложите ребенку расставить на полу игрушечные машинки. Отлепите от игрушки два верхних кубика, переверните их обратной стороной и закрепите. Рассказывая стишок или объясняя смысл красного сигнала светофора своими словами, скажите малышу, что машинки должны стоять. Затем изобразите на игрушке желтый сигнал (машинки должны загудеть - приготовиться к движению; пусть ребенок изобразит голосом, как они загудели). Теперь пусть "загорится" зеленый свет, и машинки поедут. Предложите малышу поиграть так самостоятельно или с другими детьми.

   ::Машинку может изображать сам ребенок. Чтобы привлечь его внимание, скажите: "Сигнал переключается", а затем кроха пусть бегает или стоит, в зависимости от сигнала светофора.

   ::Разберите игрушку. Предложите ребенку собрать ее самостоятельно. Сначала пусть вспомнит, какой "фонарь" находится внизу, какой в середине, какой вверху.

   ::Соберите светофор неправильно. Предложите ребенку внимательно посмотреть и исправить ошибку.

   

Варианты игр с игровым ковриком "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ":

   ::Объясните малышу правила игры в "Крестики-нолики" и играйте, как в обычную игру, которую рисуют в тетрадке.

         

Учимся считать

   ::Предложите ребенку разместить на пустом поле одну, две, три, четыре и более игровых фигур. Познакомьте его с понятиями "поровну", "одинаковое количество". Выложите на поле несколько крестиков. Попросите сосчитать и выложить столько же ноликов, убрав с поля крестики. Один крестик и два нолика. Два нолика и три крестика и т.д. Попросите кроху пересчитать, сколько всего фигур на поле.

 

Симметрия, орнамент

   ::Покажите малышу тарелку, скатерть, платок с орнаментом. Расскажите, что в орнаменте с определенной последовательностью повторяются одинаковые фигуры (в ряд или по краю). Сложите на поле простейший орнамент из игровых фигур. Предложите нарисовать платок или коврик для куклы с орнаментом.

   ::Сложите на поле симметричный узор из фигур. Обратите внимание на то, что левая половина рисунка повторяет правую, как в зеркале. Половинки такой картинки называются симметричными. Выложите еще несколько симметричных узоров, чтобы ребенок понял, что такое симметрия (никакие объяснения не действуют так, как наглядный пример!). Найдите в книгах изображения симметричных предметов и рассмотрите их. Найдите в доме предметы, имеющие ось симметрии. Когда вы бываете с ребенком на улице (в городе или на природе), обращайте его внимание на симметрию в зданиях и сооружениях, на симметрию в природе.

   ::Сложите на левой половине поля часть узора, предложите ребенку выложить "зеркальное отражение".Пусть малыш построит задание для вас (одну половинку), а затем проверит, правильное ли у вас получилось отражение (не забывайте иногда ошибаться!).

   ::Сложите такой узор, где симметрия будет нарушена. Предложите ребенку найти это нарушение и исправить ошибку - сделать половинки рисунка симметричными.

        

Ориентируемся в пространстве

   ::Знакомьте малыша с понятиями "право", "лево", "верх", "низ". Поставьте две фигуры рядом, спросите, какая находится справа, какая слева. Расположите две фигуры одну под другой. Какая сверху, а какая снизу?

   ::Предложите ребенку сделать узор, располагая фигуры определенным образом под вашу диктовку: "В правый верхний угол помести крестик, в центр - нолик и т.д."

   ::Поместите фигуру на одну из клеток поля. "Диктуйте", куда будет двигаться фигура, но сама она пусть остается на месте. Задача ребенка следить глазами за предполагаемым передвижением фигуры. Назовите три-пять ходов фигуры, а малыш пусть покажет клетку, на которой она в результате должна оказаться.

Формирует предметные действия. Развивает опыт ощущений и мелкую моторику. Учит ориентироваться в заданном пространстве, знакомит с понятиями "верх", "низ", "середина", "справа", "слева", сложными ориентирами "справа вверху", "слева внизу". Ипользуется как дидактическое пособие для обучения звукобуквенному анализу. Развивает внимание, память, логику. Используется при обучении счету.
Для детей от 2 до 7 лет.