Мягкий конструктор: Маяк

Вступление

 

РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ

  

Первый год - важнейший период в жизни малыша. За это время ему нужно очень многое узнать и многому научиться. А развивается каждый маленький человечек индивидуально, в своем темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее.
   Как помочь младенцу лучше овладеть движениями, освоить такие понятия, как цвет и форма предметов, развить внимание и память? Лучший выход - создание активной подготовительной среды, разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

   Сегодня вряд ли кто-то будет спорить, что огромную роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Доказана ее прямая связь с развитием мышления и речи. Кроме того, она подготавливает руку малыша к освоению таких сложных навыков, как письмо и рисование. А в самом раннем возрасте, когда кроха еще не в состоянии выполнять специальные упражнения на развитие мелких движений рук, на помощь приходят разнообразные игрушки.

   Первыми у кроватки новорожденного появляются погремушки; постепенно к ним добавляются мячики, зверушки, пупсики, формочки и ведерки. Однако, услаждая зрение и слух ребенка, многие родители невольно совершают ошибку, забывая о том, что на первом году жизни малыш познает мир в основном на ощупь. Яркие, оригинальные игрушки, отличающиеся цветом, формой и размерами, разнообразны только на вид. Зачастую они сделаны из одного материала - пластмассы, а значит, осязательно однообразны: гладкие, жесткие и холодные.

   А теперь посмотрите, что делает младенец с погремушкой? Берет в руку, трясет, слушает звук, тянет в рот, бросает (ведь он уже все знает об этой игрушке!) и переходит к следующей. Если погремушек много, малыш будет перебирать их какое-то время, но, в конце концов, потеряет интерес к этой забаве. Гораздо заманчивее добраться до маминого шкафа или папиного письменного стола, вывалить из него содержимое и начать с упоением перебирать его, ощупывать, мять, тискать, брать в рот... Ведь эти вещи такие необычные, разные по степени гладкости, мягкости, легкости, совсем не похожие на то, чем ему позволяют играть!

   С другой стороны, если бы ребенок не совершал подобных вылазок, а сидел все время в манеже и довольствовался только пластмассовыми игрушками, у него могло бы сложиться мнение, что большинство предметов в этом мире довольно однообразно - все они гладкие, холодные и жесткие. Восполнить этот пробел призвана серия развивающих игрушек от "Астер-Класс", выполненных из разных тканей, с разными наполнителями, разработанных специально для детей первых лет жизни. Наши игрушки - это первые радости общения с миром: радость игры, радость осязания, радость творчества.

 

ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ

 

Игры на развитие внимания и памяти

("БАШЕНКА-РАДУГА", "МАЯК", "СОТЫ", "РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ")

 

Развитие начальных навыков счета

("БАШЕНКА-РАДУГА", "МАЯК", "СОТЫ", "РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ")

 

Мягкий конструктор 

"СВЕТОФОР 

 

Игровые коврики  

"КРЕСТИКИ-НОЛИКИ"

"ЦВЕТОЧКИ"

"МАТЕМАТИКА МАЛЫШАМ"

"ЧАСЫ"

 

   Ваш малыш вступил в замечательный возраст, полный удивительных открытий и интереснейших игр, благодаря которым он может не только развлекаться, но и готовиться к школе, развивать внимание, память, приобрести начальные навыки счета. Для этой цели прекрасно подойдет большинство наших мягких конструкторов и игровых ковриков.

   

ПОИГРАЕМ!

 

Игры на развитие внимания и памяти

(на основе мягких конструкторов "Башенка-радуга, "Маяк", "Соты", "Разноцветные колпачки")

 

Игры с подушечками:

   ::Постройте башенку или лесенку, неправильно расположив одну подушечку. Попросите ребенка найти и исправить ошибку.

   ::Постройте башенку или лесенку, пропустив одну подушечку (спрячьте ее). Предложите малышу показать, где не хватает элемента.

   ::Составьте башенку или лесенку из трех-четырех элементов. Пусть кроха посмотрит на нее, а потом отвернется. Спрячьте одну подушечку, заменив ее любой другой, которой не было в постройке. Попросите ребенка угадать, что изменилось. Дайте ему ту подушечку, которую вы спрятали, предложите восстановить первоначальное расположение элементов в башенке (лесенке).

   ::Составьте башенку или лесенку (необязательно соблюдать последовательность в размерах). Пусть малыш посмотрит на нее. Затем разберите постройку и предложите ребенку восстановить ее самостоятельно: пусть он вспомнит, какие именно детали нужно взять и в каком порядке поставить.

   ::Вместе с малышом попробуйте скреплять три-четыре и более детали конструктора в дорожки, соты, цветочки, двухсторонние дорожки, в уголок, в объемные фигуры.

   ::Сложите дорожку, соты или цветочек. Предложите крохе отвернуться, а сами разберите узор. Пусть малыш восстановит его по памяти: нужно обращать внимание на то, детали какого цвета использовались и как они располагались по отношению друг к другу. Упражнения такого типа начинайте с трех-четырех деталей.

         

Игры с колпачками:

   ::Возьмите самый большой колпачок. На глазах у малыша спрячьте под ним колпачок меньшего размера. Продолжайте играть с колпачками в любую другую игру. Через пару минут спросите: "А какого цвета колпачок мы спрятали? Не помнишь?"

   ::Расставьте колпачки в разных местах комнаты так, чтобы их было видно, но они не сразу бросались в глаза: на книжную полку, под кровать, под стол, на подоконник. Предложите ребенку посмотреть по сторонам, как можно быстрее найти все колпачки и построить башню.

   ::Выстройте в ряд три-четыре колпачка (кроме самого большого). Попросите малыша отвернуться. Возьмите самый большой колпачок и спрячьте под ним любой другой из вашего ряда. Когда ребенок повернется, ему нужно будет "угадать", какой колпачок спрятался. Достаточно назвать хотя бы цвет, а может, кроха назовет и размер: синий маленький или красный средний.

   ::Составьте ряд из колпачков, назовите его "заборчик" или "башенка". Начинайте с двух-трех элементов, а когда ребенок освоится с такими заданиями, количество увеличьте. Попросите малыша посмотреть на "заборчик" ("башенку"), потом отвернуться. Измените расположение одного колпачка (впоследствии - двух-трех). Задача крохи восстановить первоначальное расположение фигур.

   ::Составьте из колпачков "заборчик" или "башенку". Пусть ребенок посмотрит на нее. Теперь уберите колпачки и предложите малышу самостоятельно восстановить постройку.

 

Развитие начальных навыков счета

на основе мягких конструкторов "Башенка-радуга, "Маяк", "Соты", "Разноцветные колпачки")

   ::Один, много, несколько. Возьмите две любые сюжетные игрушки, например, куклу и медвежонка или две машинки. Одному из персонажей дайте одну подушечку (или колпачок), другому - все остальные (или соответственно погрузите их в машинки). Спросите у ребенка, где одна подушечка, а где много. Попросите малыша раздать по одной или несколько подушечек каждой из его любимых игрушек.

   ::Счет по порядку. Отложите все подушечки (колпачки) в сторону (на край стола, например). Берите по одной и выкладывайте в ряд или выстраивайте башенкой. Говорите при этом "один", "два" и т.д. Можете ставить детали по очереди: одну - вы, другую - ребенок. Выложив пять фигур в ряд или выстроив башню из пяти фигур, начните убирать по одной и вести обратный счет: "пять", "четыре", "три" и т.д. Убрав все, скажите: "Ноль! Ничего не осталось!"

   ::Больше, меньше, поровну. Выложите подушечки (или колпачки) на столе в два ряда, одну под другой: допустим, в одном ряду две, в другом - три. Сравните, где больше, а где меньше. Попросите ребенка сравнять ряды: сделать в обоих рядах равное количество фигур, то есть разложить поровну. Пусть он сам или добавит подушечки в ряд, или уберет нужное количество в другом ряду. Играя, комментируйте действия свои и малыша: "У нас есть две подушечки и еще три. Два меньше, чем три! Давай сделаем так, чтобы было поровну, попробуй сам. Ты к двум подушечкам добавил еще одну. И в обоих рядах стало поровну: три и три!"

   ::Столько же. Разместите несколько подушечек (от одной до трех) в ряд или башенкой. Попросите кроху сосчитать их и положить рядом столько же.

   ::Угадай, сколько. Постройте башенку и попросите ребенка сказать, сколько в ней подушечек или колпачков, не пересчитывая ("на глаз"). А потом пусть он пересчитает и уточнит, сколько деталей использовано.

   ::Отсчитай. Попросите малыша выложить на стол то или иное количество фигур. Формулировка задания может быть различной. Можно конкретно назвать число: например, "три" или "четыре". А можно сказать так: "Больше, чем две; меньше, чем пять" или "на одну больше, чем две; на две меньше, чем шесть". Сложность задания зависит от возраста ребенка и от степени освоения им соответствующих понятий.

   ::Тренируемся и запоминаем. Попросите малыша показать в комнате или на рисунках в книжке предметы, которых два, три, пять и т.п. Вспомните, что в природе и в жизни присутствует в строго определенном количестве:
- по одному: солнце, луна, мама у каждого из нас, сердце у человека, великие произведения искусства;

- по два: уши и глаза у животных и человека, руки и ноги у людей, крылья у птиц, многие животные живут парами, у Земли два полушария;

- по три: листки у клевера (хотя бывают исключения), три месяца в каждом времени года, три цвета на российском флаге, три струны у балалайки;

- по четыре: конечности у животных, лепестки у некоторых цветов и листья у некоторых растений (вороний глаз), четыре времени года, четыре времени суток, четыре стороны света, четыре струны у скрипки;

- по пять: пальцы, лепестки у фиалки, цветки земляники, шиповника, конечности у морской звезды, на Земле пять океанов;

- по шесть: лапки у насекомых, шестиугольные соты у пчел, шесть лепестков у лилии, шесть струн у гитары, шесть граней у кубика, на Земле шесть материков.

 

Варианты игр с мягким конструктором "СВЕТОФОР":

   ::Рассмотрите игрушку вместе с ребенком, спросите: "Что это?" Если малыш ответит правильно, поинтересуйтесь, знает ли он, зачем нужен светофор. Уточните значение каждого цвета. Разучите стишок:

         Красный свет - дороги нет,

         Желтый - приготовиться,

         А зеленый говорит:

        "Можно ехать, путь открыт!"

 

   ::Предложите ребенку расставить на полу игрушечные машинки. Отлепите от игрушки два верхних кубика, переверните их обратной стороной и закрепите. Рассказывая стишок или объясняя смысл красного сигнала светофора своими словами, скажите малышу, что машинки должны стоять. Затем изобразите на игрушке желтый сигнал (машинки должны загудеть - приготовиться к движению; пусть ребенок изобразит голосом, как они загудели). Теперь пусть "загорится" зеленый свет, и машинки поедут. Предложите малышу поиграть так самостоятельно или с другими детьми.

   ::Машинку может изображать сам ребенок. Чтобы привлечь его внимание, скажите: "Сигнал переключается", а затем кроха пусть бегает или стоит, в зависимости от сигнала светофора.

   ::Разберите игрушку. Предложите ребенку собрать ее самостоятельно. Сначала пусть вспомнит, какой "фонарь" находится внизу, какой в середине, какой вверху.

   ::Соберите светофор неправильно. Предложите ребенку внимательно посмотреть и исправить ошибку.

   

Варианты игр с игровым ковриком "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ":

   ::Объясните малышу правила игры в "Крестики-нолики" и играйте, как в обычную игру, которую рисуют в тетрадке.

         

Учимся считать

   ::Предложите ребенку разместить на пустом поле одну, две, три, четыре и более игровых фигур. Познакомьте его с понятиями "поровну", "одинаковое количество". Выложите на поле несколько крестиков. Попросите сосчитать и выложить столько же ноликов, убрав с поля крестики.Один крестик и два нолика. Два нолика и три крестика и т.д. Попросите кроху пересчитать, сколько всего фигур на поле.

 

Симметрия, орнамент

   ::Покажите малышу тарелку, скатерть, платок с орнаментом. Расскажите, что в орнаменте с определенной последовательностью повторяются одинаковые фигуры (в ряд или по краю). Сложите на поле простейший орнамент из игровых фигур. Предложите нарисовать платок или коврик для куклы с орнаментом.

   ::Сложите на поле симметричный узор из фигур. Обратите внимание на то, что левая половина рисунка повторяет правую, как в зеркале. Половинки такой картинки называются симметричными. Выложите еще несколько симметричных узоров, чтобы ребенок понял, что такое симметрия (никакие объяснения не действуют так, как наглядный пример!). Найдите в книгах изображения симметричных предметов и рассмотрите их. Найдите в доме предметы, имеющие ось симметрии. Когда вы бываете с ребенком на улице (в городе или на природе), обращайте его внимание на симметрию в зданиях и сооружениях, на симметрию в природе.

   ::Сложите на левой половине поля часть узора, предложите ребенку выложить "зеркальное отражение".Пусть малыш построит задание для вас (одну половинку), а затем проверит, правильное ли у вас получилось отражение (не забывайте иногда ошибаться!).

   ::Сложите такой узор, где симметрия будет нарушена. Предложите ребенку найти это нарушение и исправить ошибку - сделать половинки рисунка симметричными.

        

Ориентируемся в пространстве

   ::Знакомьте малыша с понятиями "право", "лево", "верх", "низ". Поставьте две фигуры рядом, спросите, какая находится справа, какая слева. Расположите две фигуры одну под другой. Какая сверху, а какая снизу?

   ::Предложите ребенку сделать узор, располагая фигуры определенным образом под вашу диктовку: "В правый верхний угол помести крестик, в центр - нолик и т.д."

   ::Поместите фигуру на одну из клеток поля. "Диктуйте", куда будет двигаться фигура, но сама она пусть остается на месте. Задача ребенка следить глазами за предполагаемым передвижением фигуры. Назовите три-пять ходов фигуры, а малыш пусть покажет клетку, на которой она в результате должна оказаться.

  

Развивает зрительное и слуховое внимание и сосредоточие. Развивает первые предметные действия. Знакомит с понятиями "большой-маленький", "побольше-поменьше". Знакомит с первоначальным понятием цвета. Формирует первые целенаправленные действия. Игрушка полезна для детей с нарушением зрения. Для детей от 3 месяцев до 2 лет.