Учение Десяти Сфирот

Часть I

 

вступление к части I

 

 «Знай, что прежде, чем создались все творения, был один простой свет, который все собой заполнял» – с этого начинает свой основной труд по Каббале «Древо Жизни» великий Ари. Я привожу его слова в виде стиха в начале одной из своих книг. Что он заполнял, если ничего не было еще создано? Значит, что-то уже создалось?

Поэтому Бааль Сулам и говорит, что это необходимо выяснить. Каждый должен это выяснить для себя. Как это может быть, что прежде, чем были созданы какие-то миры, было какое-то место? Если мы говорим только о Творце и человеке, душе, то зачем надо место? Что это значит – «место», в котором потом появились миры? Место тоже должно было создаться?

Что значит «место» в духовном? Чем это понятие отличается от понятия пространства? Есть ли понятие «место» вне пространства? Что это за «место», которое заполнял свет? И что значит: «Это место сократилось»? Оно может изменяться? Что с ним стало? Оно находится в движении, и в нем происходят какие-то явления? И это все произошло для того, чтобы раскрыть совершенство действий Творца.

Может быть, это является причиной творения? А в другом месте говорится, что Его цель насладить нас, а не показать, что Его действия совершенны. Показать кому? Кто еще есть, кроме Него? Доказать совершенство своих действий необходимо, если существует сомнение в их совершенстве. Это указывает на какой-то недостаток в Нем? Так совершенны ли Его действия? Как это доказывается?

Наверное, сам человек обязан раскрыть совершенство действий Творца, если мы говорим, что кроме Творца и человека нет ничего более в творении. А если нет ничего более в творении, то на ком осуществляется действие Творца, кого создал Творец, если не свое единственное создание – человека? Поэтому человек постигает совершенство действий Творца на себе и в себе, достигая этим постижением своего совершенства. Все замыкается и образует этим совершенство – и причина, и действие, и следствие.

Результат действия   это осуществление замысла Творца. Как сказано далее: и мысль, и действие, и объект действия, и вознаграждение, т.е. результат, сливаются в одно совершенное, соответствующее Ему – Единому, Единственному,  Особенному.  Только  в меру своего совершенства человек  постигает совершенство Творца по закону подобия  свойств: ощутить что-либо можно, только создав   в  себе аналогичные свойства.

И также вопрос о центральной точке творения.

Это единственное, что  создано. Что  значит  ее сокращение? В  духовном мире  нет объема,  поэтому сокращение может быть только одно – сокращение желания. Потому что все, что создано Творцом, – это желание. И говорится  о том, что оно не  имеет головы, не имеет конца, а  есть там только середина. Как это может быть – нечто без начала и конца, а только середина?

Со стороны Творца ограничения нет, Он желает насладить свое творение, и только. Это Его замысел в прямом виде.

Но непрямым путем Он действует иначе, развивая в нас особое, альтруистическое  восприятие наслаждения, потому что только  оно совершенно. Есть много причин несовершенства прямого получения наслаждения, называемого далее эгоистическим. Одна из причин его несовершенства в том, что ощущение наслаждения в своих  эгоистических желаниях преходяще, временно: если наслаждение постоянно, неизменно, то оно перестает ощущаться как наслаждение, пропадает его ощущение.

А наслаждение от отдачи обладает постоянной возможностью обновления, а потому создание  не теряет ощущение его. Это мы наблюдаем и в нашем  мире: пресыщаясь  любым видом наслаждения, спешим  сменить его вид, чтобы ощутить это чувство снова,  т.е. поменять внешнее одеяние  наслаждения. Есть много условий для ощущения наслаждения, достаточно общих для нашего и духовного миров.

Наслаждение ощущается только по контрасту с себе противоположным: сладкое по сравнению с горьким, мир по сравнению с войной, свет – с тьмой, раскрытие Творца – после ощущения    Его   скрытия.   Чем   больше предварительное желание, тем больше ощущение наслаждения. Наслаждение ощущается только при его предварительном сокрытии.

Более   того,   ощущение  сокрытия,  постижение  сокрытия  и есть тот голод, в котором затем ощущается вкус раскрытия. Нет никакого объекта во всем творении, который не находился бы и сейчас     в    мире   бесконечности,  т.е. в  самом первом виде творения, каким он порожден Творцом. А затем все, что изменяется, – изменяется только относительно самого творения, но не относительно Творца.

Все творение относительно Него находится в  состоянии абсолютного совершенства, каким Он  и  пожелал его создать. Только относительно наших ощущений –  нам предстоит их исправить, чтобы ощутить это совершенство. Иными словами, мы и сейчас находимся в Творце, в совершенстве, но не можем ощутить этого. Поэтому наше состояние называется сокрытием.

Хотя все миры воспринимаются постигающим их человеком в движении, на самом же деле это только сугубо субъективное восприятие: ввиду изменения внутренних свойств человека ему кажется, что вокруг него что-то меняется. На самом же деле все творение статично, Высший свет находится в полном спокойствии, отому что его  цель относительно человека ясна – насладить нас своим совершенством. А мы, пока не достигнем этого состояния, будем воспринимать свои состояния как переменные. Итак, все творение статично. Оно неизменно.

Это можно объяснить просто: есть лишь Один Творец, а созданное Им творение проходит ступени познания Его, сближения с Ним. Все предыдущие формы развития творения, его нисхождения от Творца до нашего мира существуют, сохраняются и функционируют. Почему это удаление от Творца, от Совершенства называется  

развитием творения? Потому что именно рождение несовершенства и есть рождение  творения.

Поэтому творением можно назвать только человека, ощущающего себя стоящим перед своим Творцом, напротив Него. Такое состояние человека называется самой низкой точкой развития творения и... самой желанной! Потому что, если человек действительно ощущает себя в таком состоянии, он начинает сближаться со своим Творцом. А до этого считается зародышем, неживым, самостоятельно не существующим. Поэтому говорится, что все статично, кроме человека, и только человек изменяет свои ощущения и потому ощущает все новую картину, все новый фрагмент одного и того же мира Творца.

Вы чувствуете, насколько ограниченны слова нашего мира, чтобы объяснить то, что не имеет аналога, а потому необъяснимо нашим языком. И все-таки постепенно выявится в вашем воображении некая картина. Но это произойдет по мере ваших внутренних изменений. Если появятся хоть какие-то ощущения, подобные духовным, вы сможете из них, как из элементов, начать составлять картину духовного мира и сами будете чувствовать, каких элементов, т.е. ощущений, вам еще недостает для ее завершения.

Но это первый этап. А второй – это когда вы не в своем воображении, а воочию видите, ощущаете всеми вашими органами чувств, всеми клеточками вашего тела духовный, окружающий и всегда окружавший вас мир. Все, что существует, существует вне времени. Это подобно, но только подобно, фильму, когда вдруг человек оказывается в прошлом и начинает в нем жить, осознавая, что попал в прошлое, но остальные участники самого фильма этого не осознают.

Так и мы находимся в каком-то фрагменте, а можем выйти из него в духовное, статичное, так говорится о мире бесконечности. И те понятия, которые у нас взаимопротивоположны, там находятся в совершенном единстве, не противоположны друг другу – поэтому и совершенны, а потому и лишены изменений, ведь движение – это вынужденное восполнение недостающего. Хотя, конечно, трудно представить, что плохое и хорошее, как я их воспринимаю, могут быть одним и тем же в мире бесконечности.

Работы Михаэля Лайтмана, автора более 30 книг серии "Каббала. Тайное Учение", переведены на 19 языков мира. М. Лайтман является крупнейшим практикующим каббалистом нашего времени. Учение Михаэля Лайтмана, основанное на исследованиях самых выдающихся каббалистов за всю историю человечества и на собственном опыте Пути, приобрело огромную международную популярность. Более 150 отделений школы М. Лайтмана работают по всему миру. Материал книги основан на курсе, прочитанном руководителем Международной академии Каббалы равом М. Лайтманом по фундаментальному каббалистическому источнику Талмуду Десяти Сфирот. В книгу вошли комметарии на I, III и IX части униклаьного научного труда Бааль Сулама, описывающего зарождение души, ее конструкцию и пути постижения вечности и совершенства.