Православие

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Введение
1. Эллинизм
2. Социальный характер
3. Функция истолкования
4. Богочеловечество. Принцип равновесия
5. Чувство Бога
6. Мудрый гнозис
7. Действующая и формальная причины
8. Монашество
9. Экзистенциализм аскезы
10. Литургическое богословие
11. Исихазм
12. Обобщения
13. Прискорбное разделение
14. Славянская Византия
Глава II. Византия после Византии
Глава III. Pro Domо Sua

Часть первая. АНТРОПОЛОГИЯ

Глава I. Восточные предпосылки святоотеческого богословия
1. Святоотеческое богословие
2. Богословский метод святых отцов
Глава II. Антропология
1. Введение
2. Библейские основы строения человеческого существа
3. Библейское понятие сердца
4. Человеческая личность
5. Свобода
6. Образ Божий
7. Различие между образом и подобием
Глава III. Начала и концы
1. Творение
2. Природа до грехопадения
3. Грехопадение и домостроительство спасения
Глава IV. Антропология обожения
Литургическая, или доксологическая, антропология
Глава V. Аскетизм
1. Синергия
2. Аскетическая жизнь
3. Страсти
4. Аскетические средства
Глава VI. Мистический опыт
1. Обожение и Святой Дух
2. Непрестанная молитва
3. Трезвение и мистическое состояние
4. Мистическое восхождение

Часть вторая. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ

1. Уточнение вопроса
2. Видимое и невидимое
3. Истоки Церкви, ее метаисторическая природа
4. Церковь в Боге
5. Богочеловеческая связь
6. Учреждение и событие
7. Церковь как сакраментальная община
8. Евхаристическая экклезиология
9. Una Sancta
10. “Камень преткновения” (Мф 16:17-19)
11. Троичный аспект экклезиологии
12. Догмат о Троице
13. Filioque
14. Христологический аспект
15. Церковь, Тело Христово
16. Пневматологический аспект
17. Мариологический аспект Церкви
18. Космический аспект
19. Характерные черты Церкви
20. Единство Церкви
21. Святость Церкви
22. Кафоличность Церкви
23. Соборное устроение Церкви
24. Соборы
25. Апостольство Церкви
26. Священство
27. Божественное происхождение священства
28. Сословное и царственное священство
29. Миссионерская деятельность Церкви

Часть третья. ВЕРА ЦЕРКВИ

Глава I. Догмат
1. Апофатический аспект догмата
2. Развитие догматов
3. Символические книги
4. Символ веры
Глава II. Догматическая деятельность соборов и их наследие
Глава III. Каноническое право
Канон и догматы
Глава IV. Библия
1. Чтение во Христе: православное априори
2. Библия и предание
3. Проблема богодухновенности Священного Писания
Глава V. In dubiis libertas
Глава VI. Предание

Часть четвертая. МОЛИТВА ЦЕРКВИ

Глава I. Категория священного. Священное время.
Священное пространство. Храм
1. Категория священного
2. Священное время
3. Священное пространство
4. Устройство священного: храм
Глава II. Введение в икону
1. Богословие славы Божьей
2. Мартиролог иконы
3. Догматическое значение VII Вселенского собора
4. Богословие выражения
5. Судьба иконы на Западе
6. Богословие присутствия
7. Знаки и символы
8. Икона и литургия
9. Божественное искусство
10. Современное искусство и актуальность иконы
11. Толкование “Троицы” Рублева
Глава III. Богослужение
1. Введение
2. Литургическая молитва, тип молитвы
3. Материя литургии
4. Вечное и временное
5. Драматическое действо
6. Евхаристия
7. Чудо евхаристии
8. Жертвенный характер евхаристии
9. Эпиклеза
10. Литургия
Глава IV. Таинства
1. Введение
2. Евхаристия
3. Благодать
4. Тайна предопределения
5. Таинство крещения. Вступление в Церковь
6. Таинство миропомазания
7. Таинство покаяния
8. Таинство брака
9. Елеосвящение (таинство помазания больных)

Часть пятая. ЭСХАТОН, или ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА

Глава I. Церковь в мире и последние времена
1. Церковь и мир
2. Святой Дух в последние времена
3. Богословие истории
4. Церковь - эсхатологическое общество
Глава II. Эсхатология
1. Небесное ожидание святых
2. Второе пришествие
3. Mysterium crucis
Глава III. Православие и инославие
1. Исторический план
2. Эсхатологический план
3. Современное значение
4. Насущная задача
5. Харизматическое измерение Церкви
6. Православное присутствие
7. Святость

Библиография
Иллюстрации

Книга П. Н. Евдокимова, известного богослова "парижской" школы русской эмиграции, впервые опубликованная в 1959 г. на французском языке, является фундаментальным исследованием, создающим оригинальный синтез православной мысли. Рассматривая православное предание на различных уровнях (антропология обожения, тайна и молитва церкви, богословие иконы...), автор показывает внутреннюю цель православной жизни: служение Христу в учении, богослужении и в жизни, приводящее к обожению твари как основной цели тварного бытия. Книга обращена к широкому кругу читателей, интересующихся русским религиозным возрождением середины XX столетия и духовными проблемами нашего времени