Стратегии, которые работают. Подход BCG

Содержание

 

Предисловие к русскому изданию

От составителей

Введение. Брюс Хендерсон и «Перспективы»

Часть первая. Природа стратегии бизнеса

Стратегическая и естественная конкуренция

Часть вторая. Развитие бизнес-стратегии

Основы

История термина «кривая опыта»

Рассмотрение кривой опыта: почему это работает?

Кривая опыта: стабильность цен

Парадокс ценообразования 

Парадокс доли рынка 

Брать в долг больше или избавиться от долгов?

Правило трех и четырех

Продуктовый портфель 

Истинные цели 

Вехи 

Жизненный цикл лидера отрасли

Вредность вычисления среднего

Специализация или широкий ассортимент?

Проблема стагнации

Стратегия в 1980-х

Революция в заводских цехах

Время как следующий источник конкурентного преимущества

Конкуренция возможностей

Новые правила корпоративной стратегии

Реинжиниринг сталкивается со стратегией

Стратегия и новая экономика информации

Часть третья. Реализация стратегии

Клиенты: сегментация и создание стоимости

Сегментация и стратегия 

Стратегические секторы

Специализация

Специализация: снижение расходов или назначение цен?

Маркетинг Segment-of-One® («сегмент одного клиента»)

Открывая заново своего клиента

Новая вертикальная интеграция

Тотальный бренд-менеджмент

От озарений к системе управления инновациями

Зарабатывайте на аномалиях

Разрушая компромиссы

Конкуренция, основанная на времени

Парадигма времени

Принимайте решения, как пилот истребителя

Время и качество

Новый продукт каждую неделю?

(Уроки издателей журналов)

Правила реагирования

Результаты, основанные на времени  

 

Контроль эффективности

Этика бл**стваприбыли

История Джо (притча)

Контроль роста в корпорации с большим числом подразделений

Как сделать эффективными измерения эффективности?

Экономическая добавленная стоимость

Распределение ресурсов                                                                                                          

Финансовые ловушки

«Звезда» в вашем портфеле

Анатомия «дойной коровы»

Корпоративный портфель

Возрождение концепции портфеля

Премиальные конгломераты

Проектирование организационной структуры

Центры прибыли и децентрализованный менеджмент

Дайте волю интуиции

Сетевые организации

Миф о горизонтальной организации

Корпоративный центр активности

Организация глобальной компании

Лидерство и изменения

Почему изменения даются с большим трудом

Лидерство

Как осознать необходимость изменений

Устойчивый успех

Стратегия и обучение

Дайте возможность руководить менеджерам среднего звена

Джаз против симфонии 

 

Часть четвертая. Бизнес-мышление

Бизнес-мышление

Готовность к войне в бизнесе

Бизнес-шахматы

Что особо японского в кайша?

Почему?

Творческий анализ

Соблазн упрощения

Часть пятая. Социальный комментарий

Неспособность конкурировать

Как создать дефицит энергии

Инфляция и возврат инвестиций

Конфликт целей налогообложения

Демпинг

Соперники и ли партнеры?

Перспективы менеджмента ведения больного

Таблица соответствия английских и русских названий статей


От составителей

 

Оглядываясь назад, трудно поверить, что несколько довольно небольших статей могли оказать такое огромное влияние на бизнес-мышление. Издание Perspectives было настолько
популярно, что распространялось даже в пиратских копиях. Публиковавшиеся там материалы заставляли руководителей думать стратегически, а не фокусироваться на принятии тактических решений. В статьях содержался анализ экономики и тех причин, которые часто мешают менеджерам претво­рять решения в жизнь. Логика изложения материала была провоцирующей. Именно благодаря этому журналу многие люди впервые поняли следующее:

   Критически важно быть первым или вторым на своем рынке.

   Любимая многими менеджерами политика диверсификации должна быть заменена управлением портфелем бизнесов.

   Конкурентоспособность Японии базируется на страте­гических целях не в меньшей степени, чем на макроэко­номических факторах и культурных особенностях.

   Победа в конкурентной борьбе важнее, чем финансо­вые итоги четвертого квартала.

   «Дойная корова» — основная единица, определяющая реальную отдачу от бизнеса.

— Регулирование оказывает разрушающий эффект на рыночные механизмы.

 

Ни одна из этих идей не являлась чем-то абсолютно новым. Среди их авторов были менеджеры разного уровня, экономисты, преподаватели различных дисциплин; кроме того, очень многое стало итогом работы с клиентами BCG. Но все эти закономерности никогда ранее не были столь ясно артикулированы и подтверждены фактами.

Более того, многие высказанные идеи опередили свое время. Большинство идей, определивших эволюцию раз­вития бизнес-стратегии в последние несколько десятиле­тий - включая, например, снижение затрат при помощи технологий, подъем Японии, а затем и расцвет производства в Азии, реструктуризацию корпораций Америки для уве­личения акционерной стоимости, обучение организаций и управление знаниями, - впервые были высказаны в этих статьях.

Работая над созданием Perspectives, Брюс Хендерсон (основатель BCG) был очень требователен. Он говорил, что каждой статье должно предшествовать  6-10 вариантов с последующей саморедактурой. Результат должен заставить читателя думать и перечитывать вновь и вновь.

Хотя большая часть статей написана одним или двумя авторами, это всего лишь верхушка айсберга. Значительный вклад в работу вносился коллегами и клиентами. В начале семидесятых, когда BCG была маленькой фирмой, утром по понедельникам все сотрудники собирались в библиотеке, чтобы обсудить текущий материал. Даже только что присо­единившимся консультантам предлагалось высказывать свою точку зрения. Цель была проста: докопаться до понимания того, что на самом деле определяет успех в конкуренции.

Желание превзойти традиционные подходы преобладает в нашей работе с клиентами. Лучшая практика — это здорово, но всегда есть что-то большее.

У хороших идей всегда есть несколько родителей, но в любом случае у каждой есть предтеча. Мы решили опуб­ликовать эти материалы из Perspectives в память о Брюсе Хендерсоне и как дань клиентам, сотрудникам и друзьям The Boston Consulting Group.

Джон Кларксон, президент и CEO BCG, 1985-1997       

Эта книга - сборник лучших статей, опубликованных в разное время в изданиях "Perspectives" ("Перспективы") известной консалтинговой фирмы The Boston Consulting Group. Все они были новаторскими - каждая для своего времени, - а теперь из них сложилась наука о менеджменте и маркетинге. Здесь рассматриваются не частные случаи, а общие тенденции бизнеса в любых его проявлениях, что делает издание универсальной энциклопедией бизнес-стратегий, причем это сборник первоисточников, а не пересказов и толкований.
Большая часть статей написана основоположником "Перспектив" Брюсом Д. Хен-дерсоном; среди авторов также Карл Штерн, Джордж Сток-мл., Филип Эванс, Ричард Локридж и многие другие.
Для удобства читателя статьи объединены в тематические разделы. Для тех, кто ищет перевод конкретной статьи, дана таблица соответствия английских и русских заглавий.
Книга адресована владельцам бизнеса, руководителям, менеджерам, студентам МВА.
2-е издание.