Содержание
Предисловие к русскому изданию
От составителей
Введение. Брюс Хендерсон и «Перспективы»
Часть первая. Природа стратегии бизнеса
Стратегическая и естественная конкуренция
Часть вторая. Развитие бизнес-стратегии
Основы
История термина «кривая опыта»
Рассмотрение кривой опыта: почему это работает?
Кривая опыта: стабильность цен
Парадокс ценообразования
Парадокс доли рынка
Брать в долг больше или избавиться от долгов?
Правило трех и четырех
Продуктовый портфель
Истинные цели
Вехи
Жизненный цикл лидера отрасли
Вредность вычисления среднего
Специализация или широкий ассортимент?
Проблема стагнации
Стратегия в 1980-х
Революция в заводских цехах
Время как следующий источник конкурентного преимущества
Конкуренция возможностей
Новые правила корпоративной стратегии
Реинжиниринг сталкивается со стратегией
Стратегия и новая экономика информации
Часть третья. Реализация стратегии
Клиенты: сегментация и создание стоимости
Сегментация и стратегия
Стратегические секторы
Специализация
Специализация: снижение расходов или назначение цен?
Маркетинг Segment-of-One® («сегмент одного клиента»)
Открывая заново своего клиента
Новая вертикальная интеграция
Тотальный бренд-менеджмент
От озарений к системе управления инновациями
Зарабатывайте на аномалиях
Разрушая компромиссы
Конкуренция, основанная на времени
Парадигма времени
Принимайте решения, как пилот истребителя
Время и качество
Новый продукт каждую неделю?
(Уроки издателей журналов)
Правила реагирования
Результаты, основанные на времени
Контроль эффективности
Этика бл**стваприбыли
История Джо (притча)
Контроль роста в корпорации с большим числом подразделений
Как сделать эффективными измерения эффективности?
Экономическая добавленная стоимость
Распределение ресурсов
Финансовые ловушки
«Звезда» в вашем портфеле
Анатомия «дойной коровы»
Корпоративный портфель
Возрождение концепции портфеля
Премиальные конгломераты
Проектирование организационной структуры
Центры прибыли и децентрализованный менеджмент
Дайте волю интуиции
Сетевые организации
Миф о горизонтальной организации
Корпоративный центр активности
Организация глобальной компании
Лидерство и изменения
Почему изменения даются с большим трудом
Лидерство
Как осознать необходимость изменений
Устойчивый успех
Стратегия и обучение
Дайте возможность руководить менеджерам среднего звена
Джаз против симфонии
Часть четвертая. Бизнес-мышление
Бизнес-мышление
Готовность к войне в бизнесе
Бизнес-шахматы
Что особо японского в кайша?
Почему?
Творческий анализ
Соблазн упрощения
Часть пятая. Социальный комментарий
Неспособность конкурировать
Как создать дефицит энергии
Инфляция и возврат инвестиций
Конфликт целей налогообложения
Демпинг
Соперники и ли партнеры?
Перспективы менеджмента ведения больного
Таблица соответствия английских и русских названий статей
От составителей
Оглядываясь назад, трудно поверить, что несколько довольно небольших статей могли оказать такое огромное влияние на бизнес-мышление. Издание Perspectives было настолько
популярно, что распространялось даже в пиратских копиях. Публиковавшиеся там материалы заставляли руководителей думать стратегически, а не фокусироваться на принятии тактических решений. В статьях содержался анализ экономики и тех причин, которые часто мешают менеджерам претворять решения в жизнь. Логика изложения материала была провоцирующей. Именно благодаря этому журналу многие люди впервые поняли следующее:
— Критически важно быть первым или вторым на своем рынке.
— Любимая многими менеджерами политика диверсификации должна быть заменена управлением портфелем бизнесов.
— Конкурентоспособность Японии базируется на стратегических целях не в меньшей степени, чем на макроэкономических факторах и культурных особенностях.
— Победа в конкурентной борьбе важнее, чем финансовые итоги четвертого квартала.
— «Дойная корова» — основная единица, определяющая реальную отдачу от бизнеса.
— Регулирование оказывает разрушающий эффект на рыночные механизмы.
Ни одна из этих идей не являлась чем-то абсолютно новым. Среди их авторов были менеджеры разного уровня, экономисты, преподаватели различных дисциплин; кроме того, очень многое стало итогом работы с клиентами BCG. Но все эти закономерности никогда ранее не были столь ясно артикулированы и подтверждены фактами.
Более того, многие высказанные идеи опередили свое время. Большинство идей, определивших эволюцию развития бизнес-стратегии в последние несколько десятилетий - включая, например, снижение затрат при помощи технологий, подъем Японии, а затем и расцвет производства в Азии, реструктуризацию корпораций Америки для увеличения акционерной стоимости, обучение организаций и управление знаниями, - впервые были высказаны в этих статьях.
Работая над созданием Perspectives, Брюс Хендерсон (основатель BCG) был очень требователен. Он говорил, что каждой статье должно предшествовать 6-10 вариантов с последующей саморедактурой. Результат должен заставить читателя думать и перечитывать вновь и вновь.
Хотя большая часть статей написана одним или двумя авторами, это всего лишь верхушка айсберга. Значительный вклад в работу вносился коллегами и клиентами. В начале семидесятых, когда BCG была маленькой фирмой, утром по понедельникам все сотрудники собирались в библиотеке, чтобы обсудить текущий материал. Даже только что присоединившимся консультантам предлагалось высказывать свою точку зрения. Цель была проста: докопаться до понимания того, что на самом деле определяет успех в конкуренции.
Желание превзойти традиционные подходы преобладает в нашей работе с клиентами. Лучшая практика — это здорово, но всегда есть что-то большее.
У хороших идей всегда есть несколько родителей, но в любом случае у каждой есть предтеча. Мы решили опубликовать эти материалы из Perspectives в память о Брюсе Хендерсоне и как дань клиентам, сотрудникам и друзьям The Boston Consulting Group.
Джон Кларксон, президент и CEO BCG, 1985-1997