Эротика: Иллюстрированная антология литературы и искусства

Насколько нам известно, это первая книга такого рода: иллюстрированная антология эротики, источником которой стали искусство и литература сексуального направления как Востока, так и Запада. Мы считаем, что она первая, но хорошо помним слова модистки французской королевы Марии-Антуа­нетты, которые она сказала своей капризной клиентке: «Ах, мадам, нового ничего нет, есть лишь хорошо забытое старое!»

Человек, его сексуальность - необозримая тема. Но лишь относительно недав­но наша культура созрела до того, чтобы, наконец, представить эротическую лите­ратуру вниманию широкой публики. Такая литература существовала всегда, и в крупных библиотеках мира обязательно есть посвященный ей отдел. Эротиче­ское искусство тоже процветало, услаждая либо состоятельных людей, либо самих художников и узкого круга их друзей, но оно не было доступным широкой публи­ке и, так сказать, избегало дневного света.

Даже произведения великих мастеров часто пылились под сводами запасников музеев, где их никто не видел, если сюжеты, по мнению экспертов, были слишком откровенны с сексуальной точки зрения.

Вся неисчерпаемая тема эротики - это, по существу, настоящий лабиринт. Ис­тинные создатели эротической литературы либо писали анонимно, либо укрыва­лись за псевдонимами.

Их работы, как правило, встречаются в нескольких версиях. Текстами «по-пи­ратски» завладевали, их переводили, издавали, но издатели, старавшиеся не афи­шировать своих имен, поступали с ними, как хотели, безжалостно вымарывая все, что их не устраивало. Сегодня солидные издательства вновь выпускают доб­ротную эротическую литературу. Но большая ее часть по-прежнему находится в национальных библиотеках, архивах и музеях. Однако и там отношение к по­добным материалам самое разное: они толком не каталогизированы, доступ к ним затруднен, а книги, иллюстрации и рисунки порой плохо хранятся. Все за­висит от склонности и доброй воли хранителя. В то же время немало эротичес­кой литературы и искусства скопилось в руках частных коллекционеров. Одни из них достаточно щедры и без особых возражений предоставляют свои редко­сти для копирования и фотографирования, но есть среди них и такие, которые на это не идут.

Благодаря первым публикациям - а они появились после Второй мировой вой­ны - некоторые наши читатели уже получили путеводитель по эротическому ла­биринту. И эта книга - еще одна нить Ариадны для широкой публики.

Наша книга не претендует ни на исключительность, ни на завершенность. Это исследование, не больше.

 

ЯЩИК ПАНДОРЫ

 

Либерализация законов, регулирующих публикацию материалов эротического ха­рактера, привела к тому, что на рынке появилось множество второразрядной, низ­копробной и даже опасной макулатуры. Это неизбежный процесс, и не следует призывать к запретам. Напротив, это еще один повод для издания добротной эро­тики, чтобы читатель сам воочию убедился, где подлинная, жизнеутверждающая литература и искусство этого направления, а где - омерзительная подделка под них. До тех пор пока книги о сексе не займут своего достойного места на книж­ных полках, мы не сможем найти уготованного для него места в нашей жизни. Же­ноненавистников, любителей жесткости и насилия просим отойти в сторонку, - в этой книге для них ничего интересного нет.

Любая антология - это прежде всего выбор, и читатель обязан знать, ка­кими принципами мы руководствовались при составлении этой книги. Она, по сути дела, - исследование главного течения сексуальности человека, сек­суальности, отраженной на страницах книг и альбомов, которые до относи­тельно недавнего времени подвергались запрету, отвергались или распреде­лялись в частном порядке, расходились тайно, по рукам. Но начиная со вто­рой половины XX столетия культурная атмосфера стала постепенно менять­ся, и ограничения на письменные откровения о сексе были ослаблены. По­сле знаменитых судебных процессов о порнографии 19бО-х гг. (в Великобритании они были связаны с книгами «Любовник леди Чаттерлей» и «Фэнни Хилл», а в США - с «Тропиком рака» Генри Миллера) разного профессионального уровня писатели и художники получили, наконец, воз­можность все более откровенно, не стесняясь, говорить о сексе. Были, ко­нечно, кое-какие достойные сожаления анахронизмы (например, суд над книгой «Оз» в той же Великобритании), но никто в общем-то больше не ожидал сурового окрика или стука в дверь стражей порядка, если в качестве главной темы произведения выбирался секс. Эта антология тоже связана с запретами. Независимо от личных мотивов, двигавших теми или иными авторами, многие из них своей деятельностью раздвигали границы недозво­ленного, чем рисковали навлечь на себя различного рода неприятности, - от утраты репутации, положения в обществе и дохода до штрафов, заключения в тюрьму и даже высылки из страны. Но есть и исключения. Чтобы при­дать книге завершенный вид, мы приводим разные цитаты и иллюстрации из множества других источников.

Фактически это такая антология, которая в свое время была запрещена за­падной культурой. Тем не менее она в основном отражает западную культуру, хотя в ней помещено немало материалов, относящихся к более древней и более мудрой восточной цивилизации. Эта цивилизация на протяжении тысячелетий рассматривала секс как очень важную и абсолютно безгрешную тему. Чтобы опубликовать подобные материалы на Западе, требовалось прибегать к хитрым уловкам. Так, «Кама Сутра», «Ананга-Ранга» и «Благоухающий сад» были изданы и распространены сэром Ричардом Бертоном и его коллегами в Лондоне и Бе­наресе под эгидой Общества «Кама Шастра», служившим им ширмой.

Включенные в эту антологию произведения написаны мужчинами за не­большим, но достойным исключением. Это и не удивительно, потому что во всех исторических эпохах и культурах эротику прославляли мужчины. Мы ра­ды констатировать, что такое положение ныне меняется. Но такой чисто муж­ской крен вовсе не означает, что женщины-читательницы не найдут в антоло­гии ничего интересного для себя. Весьма многозначительно, например, что «Фэнни Хилл» и «Satyra Sotadica» написаны от первого лица и главная рассказ­чица в них - женщина!

Мы предлагаем вниманию читателей не обычную литературную антологию, нет - это антология эротическая. Иллюстрации в ней играют такую же важную роль, как и отрывки из текстов, которые подбирались главным образом не из-за их литературных достоинств, а из-за их сексуальной ценности.

Составляя эту антологию, мы отнюдь старались отделить овец от козлищ, что­бы читатель смог сам сделать выбор и оценить по достоинству предлагаемое ему разнообразие. Поэтому мы включили в нее и не столь знаменитых писателей - как непристойных, распутных, так и целомудренных и благочестивых.

Разнообразны и иллюстрации, - от утонченных до грубых и даже непри­личных.

Жаль, если такое противопоставление вызовет у кого-нибудь неудовольствие. Но ведь у секса столько сторон!

  

ИГРА ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ ИЛИ БОЛЕЕ УЧАСТНИКОВ

 

Антология такого типа - это скорее не книга, а причина для групповых встреч. Ни­кто ведь не может оставить свою сексуальность дома. Вот мы и собрались вместе - писатели, художники, исследователи, издатели, дизайнеры и, конечно, вы, читате­ли. У каждого из вас свой эротический опыт, свой эротический вкус и аппетит, у каждого свои эстетические взгляды и нравственные устои, но все мы участники рынка, где что-то можно купить, а что-то и продать. В одном из своих писем Фрейд писал: «Я стараюсь заставить себя привыкнуть к идее, что каждый половой акт - это процесс, в котором принимают участие четверо. Можно пространно по­рассуждать об этом».

Перед вами не чопорная книга. В ней не ставится чрезвычайно серьезных во­просов. Секс очень важен в нашей жизни, и если он не доставляет удовольствия, то у вас есть все причины полистать ее страницы. Если ваш доктор не склонен ре­комендовать вам подобное (или он слишком глуп для этого), то пусть направит вас к сексопатологу для консультации или сами найдите в справочнике телефон спе­циалиста, готового оказать необходимую помощь.

СЛОВЕЧКО О НАШЕМ ПОКРОВИТЕЛЕ

 

Эрос, греческий бог любви, дал свое имя антологии эротики. Все боги привыкли к тому, что их имена часто упоминают всуе, и, само собой, имя бога любви упоми­нается чаще всего. Но нам хотелось бы, чтобы им не злоупотребляли. Сам бог вре­мя от времени будет появляться на страницах нашей книги, иногда в совершенно не предназначенных для него местах, но разве такие неожиданные появления не оправдывают его титула? Титула бога любви? Мы придерживаемся именно такого мнения. В конце концов, что подобная книга без него? Так, пустышка, игра с тенью.

Перед вами одно из наиболее полных собраний эротических произведений мировой литературы и искусства. Оно охватывает творения западной и восточной культуры на протяжении более 2000 лет - от древних индийских, японских и китайских трактатов до классики эротического романа XX века. Многие из вас впервые познакомятся с произведениями Дж.Казаковы, Д.Г.Лоуренса, Г.Миллера, Дж.Клиленда, Ф.Хэрриса, Анаис Нин и др., по достоинству оценив не только их чувственный потенциал, но и, возможно, образовательное значение. Не рекомендуется лицам моложе 18 лет.