Силуэты современных художников

Secret Sokov

Ситуация перемещения русского художника на Запад менялась в ходе истории. Поначалу это была заброска, засылка. «Птенцов гнезда Петрова» засылали попросту, без дураков: разведав новейшие технологии светской живописи в италиях и голландиях, они должны были — и выполнили задание — ликвидировать историческое отставание отечественной арт-продукции. В XIX веке преследовались уже не тактические, а стратегические цели: русские художники, глубоко внедрившись в западную жизнь, исподволь готовили местное общественное мнение к тому, что и в России есть искусство. Как гордо писано в «Куплетах, сочиненных учеником Академии художеств Л. С. Кудиновым»:

«На доблестном поприще брани и мира
Европа достойно твоих чтит сынов.
Увенчана пальмами, русская лира
Несет просвещенью дань сладких плодов».

С середины прошлого века государственная необходимость уже не была столь жесткой — на западное общественное мнение можно было плюнуть, благо, как говаривал Николай Павлович, у него всегда под рукой был миллион зрителей в серых шинелях. Так что засылка пенсионеров в Италию теперь происходила едва ли не по инерции: пусть себе поклоняются антикам, чем бы дитя ни тешилось… Но не таков русский художник, чтобы плыть по течению, существовать без сверхзадачи. Государственная необходимость, звучавшая совсем уж под сурдинку, сменилась трубным гласом нравственного императива. Так дала о себе знать настоятельная необходимость ездить на Запад, чтобы воочию убедиться в тамошнем тупике. Очевидный дефицит идейности в западной арт-практике действовал как красная тряпка на быка: редкий русский художник «на рандеву» не ругнул современную западную художественную ситуацию или, на худой конец, художественные нравы. А так, конечно, екало сердечко у пенсионера Академии художеств, будущего мужиковствующего передвижника: может, и впрямь разложение цвета важнее разложения общественных нравов? А десятилетия спустя неулыбчивый Серов неожиданно для себя вставлял розу в петлицу и пускался вскачь по Елисейским полям. Но это –лирические частности, попытки интимизировать заданность, функциональность (причем заданность, повторим, уже не столько государственную, сколько идеологическую). Срывы — бывали, что греха таить. Но художественно-идеологические — ни-ни, никогда. Даже космополитический, по определению, авангард имел у нас национальный окрас: русские футуристы пытались бить морду Маринетти, это был знаковый жест. Прямо как русская арифметика, по тургеневской иронической реплике: дважды два у нас — все четыре, но — бойчее…


В раннесоветские времена, прямо как в петровские, снова восторжествовала государственная прагматика. Так, засылка на Запад деятелей советского авангарда преследовала не столько шпионские, сколько агитационные цели: уж кого-кого, а левую интеллигенцию разные там лисицкие распропагандировали надолго.


Конечно, были среди советских художников и прямые «шпионы, пришедшие с холода»: на десятилетия затаившиеся, внешне озабоченные единственно художественным трудом, они в нужное время и в нужном месте выполняли свою миссию по вербовке или добыче документации, чтобы затем — как коненковы и эрзьи — в преклонные годы вернуться домой.


В позднесоветское время эта традиция пресеклась. Массовая эмиграция советских художников в последние десятилетия режима — вне государственной прагматики. Однако было бы непростительной наивностью полагать, что дело было пущено на самотек.


Безусловно, позднесоветская эмиграция — выбор конкретной личности, личный выбор. Однако тысячи личных воль, направленных на Запад, свидетельствуют о наличии некоего Плана, Приказа («Дан приказ: ему — на запад…»), по крайней мере — некоего Центра.


Упаси бог — имеется в виду не сотрудничество с репрессивными органами, осуществлявшими «выдавливание» дисссидентов, в том числе и художников, из советской страны. Не думаю, что эти органы на данный — тот — момент могли спрогнозировать ситуацию в ее последствиях: даже Кастро, под видом диссидентов разрешивший эмигрировать уголовникам, действовал осмысленнее. Хотя некая примитивная выгода режиму, конечно, была: меньше остроумцев — воздух чище, меньше критиканов — больше продовольствия на душу населения. Более высокой степени государственной рефлексии от гэбистов ожидать не приходилось.


Под Приказом, Планом, Центром, видимо, и следует понимать некую негосударственную, вообще неслужебную, нефункциональную, почти трансцендентную волю. Некий магнит, под притяжением которого броуново движение разобщенных воль канализируется и направляется теперь уже по строго определеннному руслу…


Пора попробовать взглянуть на то, что мы на доступном нам в свое время уровне справедливо воспринимали как репрессию, как политическое давление, как фактор нашей политической истории, по-другому. Не хотелось бы, чтобы привычный способ рассмотрения вопроса сменился не менее ограниченным, хотя и более модным сегодня конспирологическим — нет здесь любезного сердцу твердого государственника международного заговора.


Смотреть надо с иной точки зрения. С позиции имманентных необходимостей культуры, внутренних ее надобностей. Кому-то — впрочем, кому как не самой культуре — нужно было это неистребимое, как миграция рыб и птиц, атавистическое движение на Запад.


Кому-то высшему, анонимному, но предстоящему нужно было, чтобы такой художник, как Леня Соков — круглоголовый, крепкий, сохранивший неистребимый московский говорок и, кажется, до сих пор, за двадцать лет жизни в Сохо, не расставшийся с уркаганской кепочкой-малокозырочкой, — очутился в нью-йоркской арт-ситуации.
Кому это было нужно? Тогдашнему Сокову? Едва ли. Режиму? Смешно.


Видимо, самой культуре нужен был этот бег, гон, эта тяга, этот охотничий азарт — травить борзыми, окунать в незнакомые щелочные воды: выживет ли в новых ситуациях, не захлебнется ли в новых контекстах?


Кстати, почему — о Сокове? Мало, что ль, других — russian burn, New-York based ? Немало. Но для меня именно Соков — интереснейший продукт описанной выше ситуации. Хотя бы потому, что он — один из совсем немногих — актуализировал сам момент перехода в новые контексты и обратно. Причем сделал это в абсолютно аутентичной для себя форме — форме концептуально-фольклорного объекта, этакого тяни-толкая, игрушечного по внешнему виду, экзистенциально-национального по существу. Иными словами, дал совершенно оригинальный ответ на новую художественно-культурную ситуацию. Ситуацию поиска идентичности в условиях тотальной интеграции национального в транснациональный мэйнстрим.


Сделал он это серьезно, глубоко эшелонированно: от персонификации в себе типа несгибаемого русского рукодела — ваньки-встаньки, не влипающего в предлагаемые контексты, — до соответствующей стратегии формообразования (недаром Е. Андреева так и назвала посвященную Сокову статью — что-то типа «О национальном чувстве формы»).


Но сначала — о самой ситуации засылки русских художников, то есть о ее современной специфике. Когда-то Л. Н. Толстой, описывая обед у Ростовых, создал незабываемый образ любознательного гувернера-немца, весьма обижавшегося, когда дворецкий с завернутою в салфетку бутылкой обносил его... Не думаю, чтобы автор специально заботился о том, чтобы потрафить национальному чувству, но отдаленным, советским поколениям читателей, особенно в самые невегетарианские времена, было приятно (по своему пионерскому отрочеству помню): немцу задал перцу...


С крахом советской империи (в котором, как уверовали неофициальные художники, в том числе соц-артисты, и они сыграли свою партию) роли переменились. И хотя в первые годы агонии режима все эти художники были более или менее востребованы (иногда им даже казалось — минуты-то ведь действительно были роковыми, — что их «призвали Всеблагие как собеседников на пир»), затем положение кардинально изменилось.

Увы, пришла эпоха исторического поражения, и не толстовского немца на балу у Ростовых, а русского художника на разных там арт-тусовках, биеннале и музейных закупках обносят бесчеловечно. Не стоит за ним государство, хоть убейся.


Только и остается ему в письмах (статьях, интервью и пр.) на родину описывать подаваемые другим кушанья, десерты и вина… Правда, и в добросовестной любознательности мало кто из наших замечен…

Продолжая портретную традицию в художественной критике, автор описывает индивидуальный опыт представителей нескольких поколений русских и западных художников. Непосредственная причастность к музейной и выставочной работе придает его наблюдениям панорамный характер, при том что в фокусе всегда - творчество конкретного мастера. Книга предназначена для читателей, проявляющих интерес к искусству постсоветской эпохи.