В какой-то момент я уже не мог читать, потому что расплакался. Ну, как плачут бородатые мужики – беззвучно, с мокрыми глазами и комом в горле. Это был роман «Рассечение Стоуна», написал его американский эфиоп Abraham Verghese (Абрахам Вергезе).
Вроде бы я знаю все фокусы, которые проделывают писатели со своими читателями, и сразу понял, что книжка Вергезе – это крутые «русские» (или все же «американские»?) горки с постоянно меняющимися сюжетными поворотами. И все равно – пробрало. Видимо,...
Вроде бы я знаю все фокусы, которые проделывают писатели со своими читателями, и сразу понял, что книжка Вергезе – это крутые «русские» (или все же «американские»?) горки с постоянно меняющимися сюжетными поворотами. И все равно – пробрало. Видимо, что-то личное откликнулось.
В одной из ранних рецензий на книжку я прочитал, что «Рассечение Стоуна» написан в жанре «медицинского романа», и, видимо, поэтому Вергезе долго стоял на полке и ждал своего часа. Оказалось, что никакой это не медицинский, а самый что ни на есть жизненный роман. Жизнь, полная приключений, ровно такая же какая она есть.
В двух словах: действие начинается в Эфиопии, в те времена, когда страной правил всемогущий император Хайле Селассие. Жизнь в стране бурлит. Вот вы знакомитесь с удивительным доктором Стоуном. И в какой-то момент, как и все окрестные жители, начинаете верить, что он почти Бог, который излечит и исцелит все на свете болезни. И бесконечный абиссинский колорит уводит вас в страну Иудейского льва (это тамошнее прозвище императора) с самого начала. Вергезе хитрый (а вместе с ним и «фантомовский» переводчик Сергей Соколов) – он попутно объясняет вам некоторые эфиопские реалии, слова и вкусы. Вот у вас на языке уже кислый запах инжиры (это такой эфиопский хлеб), вот уже вас пьянит медовый тэдж (это местная медовуха, я пробовал - два стакана сносит напрочь), и вот вы незаметно оказываетесь в операционной мисионерской больницы Аддис-Абебы. И наконец, действие начинает увлекать вас с невероятной скоростью – тут в муках, теряя кровь, сознание и жизнь рожает кармелитка! Монахиня одного из самых строгих католических орденов! В условиях далеких от современных методов спасения детей, рождается двойня. Бедняжка-роженица умирает и снова те самые «американские горки» - пара новорожденных аномальна – они срослись головами. У акушеров дилемма – нужна срочная, немедленная операция, нужно разделить младенцев, один из них гарантированно умрет (спойлер - не умер!). Вопрос за вопросом. Кто сделает операцию? Почему монахиня? Кто отец? Каждый из вопросов – необыкновенной силы история. И все они сплавляются в такой мощный магнит, что руки не отпускают книгу. И внешние события уже не просто бурлят, вскипают настоящими историческими цунами. Судьбы всех героев книги разворачиваются на фоне военного переворота (императора в стране свергают недоучившиеся марксисты), гражданской войны, власти головорезов и прилагающейся к этому во все времена партизанщины. Хочется обойтись без спойлеров, больше ничего не скажу.
Но, как и все настоящие книги – эта о любви и расставании, предательстве и прощении, жизни и смерти. В конечном счете – о торжестве Света и возвращении к себе.
Кстати, о медицине. В романе много всего хирургического: от кесарева сечения до влагалищных свищей. Да, в основном вся медицинская тематика крутится там вокруг женских проблем, хотя основные герои – мужчины. В общем, нам, суровым мужланам, неплохо бы в этом разбираться, а не отворачиваться от непонятных тем. В этом смысле «Рассечение Стоуна» - занимательный учебник анатомии. Медицина - важная часть романа, хотя и не главная. Автор, Абрахам Вергезе, вообще-то по основной специальности – врач, он, конечно, написал о том, что знает наверняка. Но на самом деле писал он о том, что волнует каждого: как остаться человеком, когда окружающая среда и обстоятельства на каждом шагу тебя расчеловечивают, как остаться самим собой, когда легче жить совсем по-другому.
Напоследок: книжка была написана в 2009 году, и больше двух лет держалась в списке бестселлеров авторитетной Нью-Йорк Таймс, собрала кучу всевозможных престижных литературных премий, продано больше миллиона экземпляров, самые уважаемые люди в мире рекомендуют ее к чтению, скоро выйдет фильм (увидим ли мы его?), наше Издательство "Фантом Пресс" заказало дополнительный тираж.
Вы помните – я плакал. Интересно, на каком месте этой замечательной книжки накроет вас. Накроет точно, можете не сомневаться.
На моих занятиях по креативности я сначала всегда рассказываю (и показываю!), как устроен мозг. Ибо для меня креативность связана с мозгом, а не со всеми этим вашими триз-схемами. Некоторых это повергает в шок, некоторых – в трепет. Понятно, что мозг, несмотря на многочисленные исследования, изучен гораздо меньше, чем, скажем, берцовая кость. Регулярно научное сообщество обсуждает какие-нибудь открытия. Но есть вещи фундаментальные, а есть «я от одной профессорши слышал», и такие слушатели...
В чём ценность, брат?
Полное название книги заставляет задуматься о вашем бизнесе всерьёз, тем более, если он, например, складывался из модели «что-нибудь -продать-чтобы-получить-побольше-денег». Поневоле задумаешься над смыслом своего дела, если ежедневно видишь на рабочем столе книгу с мудрёным названием «Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг... разработка ценностных предложений».
Это очень полезная книжка с картинками, её можно рассматривать...
Полное название книги заставляет задуматься о вашем бизнесе всерьёз, тем более, если он, например, складывался из модели «что-нибудь -продать-чтобы-получить-побольше-денег». Поневоле задумаешься над смыслом своего дела, если ежедневно видишь на рабочем столе книгу с мудрёным названием «Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг... разработка ценностных предложений».
Это очень полезная книжка с картинками, её можно рассматривать и как отдельное пособие, и как продолжение другого фундаментального труда Остервальда «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора».
Ценностное предложение в условиях современной жёсткой конкуренции практически во всех сферах — это тот главный элемент, вокруг которого развивается бизнес. По сути, именно оно побуждает покупателя заплатить деньги за ваш продукт или услугу. Если вы всерьёз зададите себе некоторые простые вопросы, перед вами откроются многие перспективы вашего дела. Что мы предлагаем? Кому мы предлагаем? Зачем мы ЭТО предлагаем? Что можно с ЭТИМ сделать ещё?
Остервальд и его команда дали нам в руки уникальные инструменты для прорыва вперёд. Работа по созданию ценностного предложения складывается из четырёх этапов: создание шаблона, разработка ценностного предложения, тестирование и развитие.
На первом этапе самая интересная штука – создание профиля потребителя и карты его ценности. Казалось бы, сотни подобных кейсов заложены в программу любой бизнес-школы, но методы Остервальдера с использованием весёлых картинок делают процесс поиска выгод, проблем и задач потребителя занимательным и нескучным. Для примера даётся профиль «читателя книг о бизнесе» – вот повезло издателям бизнес-литературы, за них автор сделал уже огромную часть работы! Интересно, что подробные схемы работы даны не только для тех, кто ориентирован на конечного потребителя, но и для тех, чей бизнес работает в сегменте B2b.
Разработка ценностного предложения начинается с прототипирования возможностей. Само определение этого процесса — побуждает рвануться в бой немедленно: «построение простых недорогих и грубых моделей для изучения привлекательности, реализуемости и жизнеспособности альтернативных ценностных предложений и бизнес-моделей». Остервальдер предлагает начинать с набросков на салфетках, что вполне в духе времени и в тренде модного сегодня визуального мышления. Можно начать прототипирование на ближайшем бизнес-ланче, не откладывая на грядущие стратегические сессии. На этом этапе можно дать волю фантазии. В числе авторских советов есть, например, такой: «Создавайте «страшные модели». Это экстремальные или скандальные прототипы, которыми вы, скорее всего, никогда не воспользуетесь. Однако, они прекрасно стимулируют дискуссии и обучение».
На этапе тестирования ценностных предложений авторы опять ведут своего читателя шаг за шагом, подробно объясняя сведения о построении гипотез, их проверке и фиксации результатов. В книге представлена целая библиотека экспериментов. «Эксперименты помогут понять, интересуются ли потребители вашими идеями, какие у них предпочтения и готовы ли они платить за то, что вы предлагаете. Их можно вовлечь в деятельность и проверить, что работает, а что нет, используя призыв к действию (call to action – CTA). Чем больше вложения потребителя в ответ на ваш призыв к действию, тем сильнее доказательство реальной заинтересованности. Нажатие на кнопку, участие в опросе, личное письмо или совершение предварительного заказа — это разные уровни вложений. Для них необходимо подобрать соответствующие эксперименты».
Если в разработке ценностного предложения вы дошли до этапа развития — полдела сделано. Шаблоны бизнес-модели (из прошлой книжки Остервальда!) и ценностного предложения должны стать общим языком, обеспечивающим создание согласованной среды в вашей компании в процессе развития. Необходимо постоянно оценивать и отслеживать все модели вашего бизнеса, чтобы не прекращать совершенствоваться и постоянно обновляться. Как пример такого развития в книге дан кейс компании Taobao. За 10 лет её модель трижды претерпевала изменения и несмотря на реорганизацию компании, она до сих пор считается флагманом интернет-торговли.
Книги по бизнесу — это всегда история с двойным дном. Авторы вроде бы учат идеальной модели, при этом сами действуют по старинке — бумажная книжка или, максимум, электронная, с банальным призывом к автору, «читай и действуй». Но Остервальдер и его команда постарались сгладить противоречие между теорией и практикой. Читать «Разработку ценностных предложений» лучше с компьютером в руках, на каждой странице даны ссылки на интернет-ресурсы. Переходите в онлайн и немедленно делайте упражнения, изучайте инструменты, скачивайте схемы или постеры для работы в своих компаниях. Пожалуй, не хватает Qr-кодов на страничках, не очень-то удобно набивать длинный адрес в поисковой строке. Но потрудиться стоит, особенно если учесть более двух сотен полезных инструментов для бизнес-разработок, схем и дельных советов, которые даны в этой полезной книжке. Пару часов на прочтение – и вы запросто сможете сформулировать ценностное предложение для покупателя ваших товаров или пользователя услуг.
То, что хочет каждый, хочет много, хочет всегда и не хочет вовсе.
Эта книжка вполне может ответить на все вопросы, если они возникнут у вас в минуту душевной невзгоды. Загадываете, какую-нибудь проблемку и открываете случайную страничку. Вот к примеру, 15. Первое, что мне в глаза бросилось: «Все ответы нужно искать внутри себя, а чтобы услышать их, нужно просто внимательно к себе прислушаться!». Интересно, откроем еще? Оба-на — 104 страница! «У карликовых шимпанзе бонобо... любая конфликтная...
Эта книжка вполне может ответить на все вопросы, если они возникнут у вас в минуту душевной невзгоды. Загадываете, какую-нибудь проблемку и открываете случайную страничку. Вот к примеру, 15. Первое, что мне в глаза бросилось: «Все ответы нужно искать внутри себя, а чтобы услышать их, нужно просто внимательно к себе прислушаться!». Интересно, откроем еще? Оба-на — 104 страница! «У карликовых шимпанзе бонобо... любая конфликтная ситуация разрешается сексом, а не дракой!». Ого! Хороший способ у этих шимпанзе! А ну-ка... 191!. «Если наша цель — счастье, мы должны искать работу, которая даёт ощущение цели».
Нельзя сказать, что книжка предназначена для гаданий, но сентенций, которые могут ответить на главные вопросы человечества в ней предостаточно. Издательство могло бы озадачиться и издать конспект книжки для тех, кому некогда читать длинные философские рассуждения. Это действительно сплошная философия на четыре вечные темы, без которых нам просто не жить. Я бы даже сказал, что это книга о том, что: а) человек хочет, б) хочет много, в) хочет как можно больше и г) чего не хочет совсем. Формула укладывается в эти четыре пункта: секс, деньги, счастье и смерть. Манфред Кетс де Врис — очень уважаемый автор, в отличие от других «мировых звезд маркетинга и консалтинга» верить ему можно. Обычно я не доверяю аннотациям, и тщательно проверяю звания и должности, которые указаны на обложках. Во многих случаях все они — просто эпитеты. С Де Врисом все в порядке, он действительно преподает в INSEAD, одной из лучших бизнес-школ в мире. Книжки профессора по менеджменту изданы и в России, и пользуются большой популярностью. Но то — управление и лидерство, а в этой книжице старине Манфреду захотелось просто поговорить о важных вещах в жизни каждого, будь ты хоть премьер-министром, хоть сантехником. Секс, деньги, счастье и смерть — бывают у каждого хотя бы один раз в жизни. Эта книга - триста страниц дружеской беседы с человеком, который пожил, попутешествовал и поразмышлял, чуть больше, чем каждый из нас. Хотя иногда то, что он пишет кажется унылой банальностью. Ну вот, например, о сексе: «Секс без любви превращается в механический акт, порой способный вызвать самое настоящее отвращение». Или, о деньгах: «Деньги нужно зарабатывать, только тогда человек научается по-настоящему ценить их». А вот о счастье: «Секрет счастья в способности радоваться чужой радости, хотеть, чтобы другие были счастливы». А вот в главе о смерти: « Жизнеутверждающее отношение к смерти влечет за собой трепетное и уважительное отношение к жизни. Мы должны учиться побеждать собственные страхи, использовать все возможности и максимально полно проживать каждое мгновение жизни». Кажется, что ничего нового Но в этом-то все и дело, что каждая сентенция у Де Вриса подкреплена хорошими аргументами, что дело обстоит именно так, а не иначе: буддистские притчи, забавные истории, автобиографические факты и отсылки к жизни и судьбам великих людей. Кстати, еще одна интересная авторская особенность этого большого философского эссе. Не часто в западных бизнес-книжках упоминаются имена из нашего русско-российского культурного пласта. А Де Врис кроме обязательных Толстого и Достоевского, подробно останавливается на биографии Романа Абрамовича ( это в главе о деньгах) или подробно разбирает образ Обломова (в главе про счастье). Особенного внимания заслуживает набор цитат, которыми пользуется преподаватель бизнес-школы. Каждая глава предваряется прекрасными словами множества уважаемых и не очень людей. Компания авторитетов очень пестрая: Эпиктет, Далай-лама, Шекспир, Билл Клинтон, Клинт Иствуд, Вуди Аллен, Зигмунд Фрейд, Мерилин Монро и множество других. Даже на пролетарского писателя Максима Горького ссылается американский профессор. Книжка имеет подзаголовок «В поисках себя». И если вдумчиво её читать, что ключик к себе найти можно. Например, прочтете вы на 177-ой странице: «Если наше счастье зависит от других, мы постоянно будем разочарованы. Нужно брать инициативу в свои руки» - и ринетесь за этой инициативой в самую гущу своих житейских событий. Вот там и накроет вас счастье! Только успевайте подставлять карманы! И будет вам счастье, секс, деньги и... смерть. Никуда от этого не деться.
Что делать в будущем? То есть, завтра.
Для лучшего понимания этой книжицы надо вспомнить теорию поколений. Быстро определитесь, кто вы и ваши дети — для сценария будущего это важно. «Беби-бумеры» (1945 — 1964), поколение Х (1965 — 1979), Y (рождённые с 1980 по 1995), Z (рождённые после 1995).
Линда Граттон в своей книжке «Будущее работы» подробно описала, как будет жить и чем заниматься каждое из этих поколений в 2025 году.
Футурологических книжек сегодня издаётся много. Не беря в...
Для лучшего понимания этой книжицы надо вспомнить теорию поколений. Быстро определитесь, кто вы и ваши дети — для сценария будущего это важно. «Беби-бумеры» (1945 — 1964), поколение Х (1965 — 1979), Y (рождённые с 1980 по 1995), Z (рождённые после 1995).
Линда Граттон в своей книжке «Будущее работы» подробно описала, как будет жить и чем заниматься каждое из этих поколений в 2025 году.
Футурологических книжек сегодня издаётся много. Не беря в расчет вечные заявления об апокалипсисе, отметим, что в основном книги о будущем описывают политическое будущее стран и расстановку государств в глобальном экономическом строю. Вы уже читали Джорджа Фридмана из New York Times про следующие 100 или 10 лет? Так вот книжка Граттон сильно отличается от всех глобальных предсказаний. Она, в общем, рассказывает не о странах, а о людях. И адресат её не высоколобые политики, а офисные клерки, их дети, средние бизнесмены и начинающие чиновники. То есть все мы — очень обычные люди. Да и книжка вышла с подзаголовком уместным в нашей конкретной жизни - «Что нужно делать сегодня, чтобы быть востребованным завтра» (в английском варианте - «Будущее работы уже здесь»).
К слову сказать, на сайте Лондонской школы бизнеса упоминания о Линде нет, хотя и представляют ее как профессора этого уважаемого учебного заведения. Между тем, человек она без сомнения профессиональный, авторитетный и дальновидный. 230 страниц текста — это не что иное, как ее взгляд в 2025 год.
Посчитайте-ка, сколько лет будет лично вам в этом году? А вашим детям? А вы уже знаете, чем вы будете заниматься в этом замечательном году? Вряд ли ответите точно, пока не прочитаете все доводы Линды Граттон. А она с помощью друзей-экспертов-исследователей доказала, что на нашу жизнь и работу уже начинают активно влиять пять факторов: технологии, глобализация, демография и продолжительность жизни, перемены в обществе и топливно-энергетические ресурсы. Исходя из присутствия и всяческой трансформации этих факторов она выделяет два сценария будущего: темное предопределенное и светлое созидаемое.
Вот Мигель из Рио-де-Жанейро, который вместе с друзьями по Сети лихо решает проблемы градостроительства и транспортных пробок хоть в родном Рио, хоть в далеком индийском Лакхнау. Вот американцы Джон и Сюзан, выручают попавших в беду жителей маленькой деревеньки в Бангладеш. А вот искусная вышивальщица Суй Ли, ее дочь Бао Ю и внук Чень-Гонга прекрасно проводят вечера, отдыхая от своего малого бизнеса.
Прекрасное далеко возможно, убеждает нас Линда Граттон, нужно лишь обратить внимание на пять факторов, которые влияют на нашу жизнь и попытаться самим под их давлением измениться в лучшую сторону. Эти изменения заключаются, например, в совместной созидательной деятельности. Нет сомнений, в 2025 году те, те кто еще не ушел в сети, обязательно там будет.
Сейчас даже африканский сегмент сети растет быстрее, чем скорость чтения африканскими детьми африканских букварей. Граттон ожидает, что в 2025 году количество людей, связанных мобильной связью превысит 5 млрд человек. Но со времени написания книжки многое изменилось, ООН считает, что уже 7 млрд человек на Земле «мобилизировано»!Так вот, если все это количество будет нацелено на созидательные совместные проекты, будущее станет светлее.
Другое предложение автора по просветлению будущего состоит в оцифровке знаний. Опять же через сеть электронные книги будут доступны даже крестьянам в отдалённых районах Индии, и свет разума всех их, конечно, просветит. Все это, несомненно, скажется и на потребительском поведении и на социально-экологической ответственности всех землян.
Другая идея, которая нас спасёт — идея сотрудничества и общественно-благотворительной деятельности (помните Джон и Сьюзан в Бангладеш?). «В результате исследования поколения Y как рабочей силы, я обнаружила, что для этих людей самое главное — возможность обучения и дальнейшего развития своих проффесиональных знаний и умений». Короче говоря, начнут работать не ради того, чтобы ходить на работу и получать зарплату, а ради личностного роста. А значит, начнут думать и о близких и о семье. «В отличие от беби-бумеров» они научились сотрудничать, а не конкурировать».
Уловили идею? Для выживания нужно сотрудничество, а не конкуренция. Китаянки Суй Ли и Бао Ю потому успешны, что работают в модели, когда мелкие бизнесы объединены в предпринимательские экосистемы, когда отдельные группы людей работают «над мелкими деталями в цепочке создания ценностей». Таких идей-советов в книжке еще множество.
Применить к себе можно следующие: добиваться мастерства в отдельно взятом деле, сотрудничать и налаживать связи с другими людьми, заниматься социальным творчеством и учиться, учиться, учиться.
Книжка заканчивается знаково — тремя обращениями к детям, чиновникам и бизнес-руководителям. В последние две категории я верю слабо, одни из них книжки читают редко, по крайней мере в нашей стране — чаще собираются на пафосные сипмозиумы и конференции, а вторые чаще просто воруют еще со времён Карамзина. А вот, что касается детей, то я бы рекомендовал учителям распечатать эти две странички на домашнем принтере, а потом устроить читку в школьных классах с комментариями и дополнениями. Может и пойдет на пользу поколению Z, тому самому, которое начнет рулить в описываемом 2025 году. Осталось-то всего ничего.
ЗАЧЕМ смотреть на мир ГЛАЗАМИ КРОЛИКА
По понедельникам, у нас, как известно, книжные понедельники. Сегодня вот что: жестокое нападение на учительницу, крысы в сточных канавах, рой мух на мусорном заводе, вероломный разгром хулиганами машины государственных служащих – об этих и других событиях рассказывается в замечательной книжке «Взгляд кролика» японского писателя Хайтани Кэндзиро. Считается, что это повесть для детей, но я уверен, что взрослым её прочитать просто необходимо. Особенно,...
По понедельникам, у нас, как известно, книжные понедельники. Сегодня вот что: жестокое нападение на учительницу, крысы в сточных канавах, рой мух на мусорном заводе, вероломный разгром хулиганами машины государственных служащих – об этих и других событиях рассказывается в замечательной книжке «Взгляд кролика» японского писателя Хайтани Кэндзиро. Считается, что это повесть для детей, но я уверен, что взрослым её прочитать просто необходимо. Особенно, если какую-то часть своей жизни вы с детьми проводите: например, работаете в школе, общаетесь со своими или регулярно капаете на мозг соседским детей у подъезда. Хайтани-сан работал учителем в школе, и скорее всего в книге описал что-то из личной практики, а что-то и приукрасил — у писателей без этого не бывает. Сюжет нам очень близок.
Ну, представьте, что вы учитесь в школе, из окон которой виден огромный мусоросжигательный завод. И пышет, и дышит он постоянно, запахи по всему району противные и регулярно, словно снежные хлопья, оседают на ваш райончик пепел и зола, которые ветер разносит после сжигания очередной партии мусора. Почти всё население района связано с заводом. Мужики и в холод, и в жару перегружают мусор в эти огромные печи, а вечером накатят дешёвого пива в кабаке и домой — проверять отметки у детей и наставлять их на путь истинный. Вот в такую районную школу попадает молодая учителка Котани-сенсей. Благополучная, правильная, воспитанная и целеустремлённая. Дети рабочей окраины — на помойке проводят каникулы, а она на морских яхтенных прогулках. Ну где им понять друг друга? Конфликт поначалу из-за этого и развивается. Непонимание растёт. У первоклашки Тэцудзо главный интерес — это помойные мухи, а она искренне удивляется, почему не хомячки? «Да потому что это стоит денег! А мухи — бесплатно!» - доходчиво объясняют ей малыши смысл жизни.
Книжка написана в 1974 году. Но если вы еще помните свои школьные годы чудесные или наблюдаете школьников-детей, то сразу узнаете многие реалии наших дней. Конфликты с учителями, драки на переменах, игнор аутсайдеров и прочие тинейджерские радости. Постепенно, день за днем Котани-сенсей пытается ситуацию переломить, изо всех сил старается учеников понять, ходит к ним домой, разговаривает с родителями и детьми в неформальной обстановке. Придумывает свои «педагогические» ходы. Вроде ничего нового — например, наперекор всем берет в класс девочку-аутика. Родители, разумеется, поднимают вой. Девочка, с их точки зрения, невменяемая, пользы от неё никакой, да она ещё и писается на уроках. Ужас! Но Котани-сенсей делает главное — она разговаривает с детьми, устраивает дежурство по Минако-тян (так зовут девочку) и дети вдруг всё понимают, чувствуют за одноклассницу ответственность, начинают по-настоящему переживать её трудности и по-детски её любить. Вроде всё просто, но у нас теперь это зовётся инновацией инклюзивного образования. Учителя не знают, как к нему подступиться. А вот Кэндзиро-сан описал всё 40 лет назад.
В повести много других интересных эпизодов. У японских учителей всегда есть чему поучиться, даже если и было это давным-давно. Книжка эта тем и хороша, что в ней всегда можно найти параллели с нашей российской жизнью. А терпимости и терпению, пониманию и вниманию нам учиться ещё долго. Это книжка — один из уроков любви, который выучить необходимо.
Кстати, говоря, в трехсотстраничной повести «Взгляд кролика» только однажды упоминается «кролик». Кроличий взгляд увидела Котани-сенсей во взгляде одного из Бодхисатв. И это отсылка на японские истории. Есть такая пословица: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами». Это, как мне кажется, о понимании другого. Чтобы понять того, кто на тебя не похож, не нужно быть Буддой, достаточно быть человеком. И ещё под этому поводу есть притча: кролик — это сам Будда в одной из предыдущих его инкарнаций. Однажды он принёс себя в жертву, чтобы утолить голод странника, и был за это вознесён на Луну. В Японии есть мнение, что на всю земную жизнь стоит смотреть взглядом мудреца — Кролика с Луны. Одна из мудростей, которую можно отыскать в книге такая: «Люди должны сопротивляться. Сопротивление — это самое важное для человека. Понимаете? Чтобы достичь совершенства, человек должен обладать духом сопротивления». Читаешь «Взгляд кролика» и иногда кажется, что мы все живём на задворках мусоросжигательного завода. И нам всем необходимо сопротивляться этой непростой действительности. Сопротивляться через понимание, терпение и любовь друг к другу.
Не знаете, что почитать?