Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Остров Ионы: Метароман, повесть | +18 |
Сыновья и любовники | +10 |
Белка. Роман-сказка, повести | +6 |
Невероятное счастье я испытываю всякий раз, когда нахожу прозу/поэзию, настолько созвучную моему внутреннему миру, моим мыслям, чувствам и моим поискам себя, что читая обычные русские слова, составленные автором каким-то таким невероятным образом, что ты с глухим чпоком погружаешься вся без остатка с головой в 3D-повествование, ты смотришь сама на себя оттуда – изнутри книги, - совершая путешествие с героями к неведомому Острову Ионы, одновременно путешествуешь внутрь себя, внутрь истории...
И ни в одной стране мира нет СВОБОДЫ, потому что везде есть свои крючки за которые цепляют человека, и только одно-единственное место на земле может подарить безграничную СВОБОДУ – там, внутри каждого из нас находится этот путь к СВОБОДЕ. В Душе. В её поисках истинной свободы и безсмертия. Безсмертие – это память души о прошлом, о её путешествиях во времени и пространстве, память, которую мы старательно прячем, безсмертие – это надежда будущего. Надежда примирения с собой и миром на Острове Ионы. Надежда услышать промысел Божий. Надежда на избавление от червячка сомнений, скуки и усталости, когда смертное станет смертным, а истинное безсмертие настанет в Душе. Я бы хотела однажды попасть на Остров Ионы. Очень.
Путешествие героев книги (они все призраки) - мертвый король румынов Догешти, его реинкарнированная супруга Наталья Мстиславская, квакер из США Стивен Крейслер с русскими корнями, еврейка Ревекка и белый офицер Андрей, - к Острову Ионы не линейно, оно выходит за рамки обычного, а история каждого героя и, собственно, автора самого - фантастически парадоксальны и реальны одновременно. Удивительно, но очень точно и четко Ким подмечал историю страны советов, не зря он провел аллюзию коммунизма с лепрой, которая безжалостно изнутри изъязвляла могучую когда-то империю, и постепенно наружу выбиралась чудовищная львиная маска, а все человеческое гнило и отпадало :
'гниют государственные мышцы, ломаются кости, дряхлеют державные устои, а лицо накрывается маской льва, — но и отваливаются конечности, уши, нос, отпадают кусками целые республики, и человек под конец остается без движения, без ума и без своего человеческого обличия, а через имперское тело перестает проходить электрическая энергия Безсмертия.'
Точно, в цель. Дико, жестоко и очень страшно для Кима пожирание народа друг другом: свой своего. История семьи Ревекки, над которой всласть поглумились белые казаки и история белого офицера Андрея, которого замучили и расстреляли красные – иллюстрация ещё одного кошмара страны. Человек человека, свой своего. Всегда. И лечить эту заразу можно только став самому врачом: стать врачом, санитаром. Самому кинуться навстречу болезни и воевать с нею.
То есть искать Остров Ионы, найти его и выкинуть червячка.
А ещё, в романе есть дивный флэшбэк, отсылающий читателя к Белке, и к истокам творчества вообще, результат которого в какой-то момент перестает принадлежать автору, хотя и является его выношенным ребенком, но в тот самый миг, как произведение уходит в собственное плавание к зрителям/читателям/слушателям, то в этот миг оно перестает принадлежать автору, каждая строчка или мазок краски становятся Музыкой простенькой деревянной флейты.
Не могу рекомендовать всем, слишком уж полифоничная, нелинейная проза, но такая любимая.
Анатолий Ким – удивительный писатель: кореец по национальности, пишущий по-русски так, что захватывает дух от красоты слога, от глубины философских мыслей, от мудрости понимания человеческой природы бытия, от духовных исканий, от умения красиво проследить поиски и порывы души. Это Литература. Это подлинное искусство.
В 'Белке', как и в других своих книгах, Ким пытается разобраться, что есть человек, что в нем важнее – величие духа или низменность плоти, – какие путешествия совершает душа...
В 'Белке', как и в других своих книгах, Ким пытается разобраться, что есть человек, что в нем важнее – величие духа или низменность плоти, – какие путешествия совершает душа человека в этом мире, и только ли конкретным местом бытия определяется местоположение души? Что происходит с душой после смерти? Исчезает ли человек совсем или, возможно, душа перерождается в иные материи и в иные места, проживая другие жизни? Куда уходит душа, в какую воронку времени и бытия её забросит в следующий раз? Что такое свобода творчества и насколько предметы искусства должны быть продаваемы, насколько художник должен быть честолюбив и идти на поводу у потребностей общества, или, наоборот, слушать только внутренние голоса своего мира и быть свободным от амбиций и славы. Когда художник утрачивает свой талант? Богатство, ленность, безразличие и обыденность. Четыре молодых друга-художника пройдут путь познания себя и утратят способность творить, каждый путь будет отдельным, но звериное все равно победит. Низменность плоти потихоньку выдавит величие духа. И только Белка, попытавшись преобразиться в человека, навсегда загрызет в себе чистоту, искренность и живость лесного зверька, забыв, что дуализм природы человека возможен только в существовании двух начал: духа и плоти. А человеком можно быть только осознавая своё природное, звериное начало и умело управляя им, сдерживая себя, уравновешивая оба начала. Только в любви друг к другу выход для человека. Бескорыстной и всеобъемлющей. Той духовной любви, что убивает низменные порывы к блуду, оргиям, нечестности, убийствам.
Наша жизнь лишь миг, лишь мгновение, легкий штрих на картине бытия, но без каждого отдельного штришка картина потеряет свою полноту и законченность. Мы все умеем творить, каждый из нас. У каждого из нас свои таланты: у кого-то писать картины, у кого-то учить детей, у кого-то лечить, у кого-то виртуозно мастерить разные штучки, у кого-то чинить. Важно это увидеть, как увидел Митя Акутин, пройдя сквозь смерть и возрождение, что мы все равны перед смертью, никто из нас ни лучше ни хуже, и перед лицом смерти перестает иметь значение ненависть, жажда славы, алчность. Имеет значение сиюминутное существование в этом мире. Мы единое целое, как огромный организм или прекрасный лес, дополняем друг друга. Мы все можем быть Великими Живописцами, стоит только слушать и слышать себя.
Вот такая сказочная притча о душе и о человеке, о художнике, о любви, о том, как мы люди осознанно или не осознанно губим любимых, выпивая их до конца, до иссушающего конца, до полного безумия. Как мы можем любить, но ленимся. Как мы можем творить, но обыденность заедает нас. Как неузнаваемо мы меняемся, стоит только удаче чуть-чуть улыбнуться нам и тщеславие застилает нам разум( как неузнаваемо изменился дельфин).
Юлия.
Если бы меня попросили охарактеризовать этот роман Лоуренса одним словом, то я не задумываясь сказала: обреченность. Невероятной силы обреченность сквозит в каждой строчке этого глубокого, психологического исследования семейных отношений. Лоуренс глубоко проникает в семейные отношения, исследуя все возможные варианты отношений - задавая вопросы, но не отвечая на них. Вечные вопросы, ответы на которые, я думаю, ищет каждый человек. Насколько может быть сильна материнская любовь,...
Если бы меня попросили охарактеризовать этот роман Лоуренса одним словом, то я не задумываясь сказала: обреченность. Невероятной силы обреченность сквозит в каждой строчке этого глубокого, психологического исследования семейных отношений. Лоуренс глубоко проникает в семейные отношения, исследуя все возможные варианты отношений - задавая вопросы, но не отвечая на них. Вечные вопросы, ответы на которые, я думаю, ищет каждый человек. Насколько может быть сильна материнская любовь, насколько сильны бывают узы, связывающие мать и сына, что эта любовь не дает дышать, не дает самостоятельно существовать, когда пуповина привязанности соединяет мать и сына навсегда. И так долго и крепко, что со временем ее уже не разорвать. И именно сила этой любви определяет отношения Пола с двумя женщинами: Мириам и Кларой. Когда сила этой любви мешает до конца отдаться любви, соединить чувственную сторону любви и духовную, то есть отдаться чувству до конца, щедро, по-настоящему, не превращая ее в тень любви к матери...Пол не мог и не умел отдавать всего себя любимой женщине. Страх потерять связь с матерью был сильнее любого чувства...
Ещё один важный вопрос, который Лоуренс задает нам читателям: Это как долго может длиться любовь или привязанность двух людей? С какого момента любовь перестает связывать двоих, ещё несколько мгновений назад самых близких людей друг для друга? Когда? Когда муж впервые напивается, а может когда впервые поднимает на жену руку, а может когда поднимает руку на ребенка? Почему обрываются связи, которые связали двоих, а потом сделали чужими друг другу? Вопросы...вопросы...вопросы...Повод в очередной раз задуматься...Нужно ли стремиться менять другого человека или что-то изменить в себе...Найти компромисс, если отблеск улыбки под названием 'любовь', ещё связывает двоих. Как в случае Клары и Доуса, когда каждый из них сделал шаг навстречу друг другу.
В какой момент демаркационная линия разделяет двоих близких людей за которую один из супругов не пускает второго? Как миссис Морел перестала пускать мужа в свою душу. Кто из них был виноват? И насколько сильно отразилось это на отношении матери к сыну.
Глубочайший роман. Настолько глубокое психологическое исследование ...Как жаль, что Лоуренса воспринимают исключительно как автора 'скандального' 'Любовника леди Чаттерлей', хотя ничего скандального там нет, а есть ещё одно глубочайшее исследование чувственной стороны отношений вообще и измены в частности.
Не знаете, что почитать?