Глава 1. Основные категории и базовые определения концепции
1.3 Актуальное состояние компании
Развиваясь, внешняя среда, организация и лидерская группа компании проходят через качественно различающиеся этапы изменений. Предположим, что специфика актуального состояния той или иной компании определяется тем, на каком этапе своего развития находятся внешняя среда, лидеры и организация.
Определим четыре этапа эволюции лидеров, организации и внешней среды компании.
Рождение — этап эволюции, во время которого субъекты принятия решений начинают осознавать свою ответственность за результат решений и ищут цели (объекты) и ресурсы (инструменты), необходимые им для реализации решений. На этапе рождения не все решения лидеров осознанны, рациональны и оформлены в виде целей.
Развитие — целевой этап изменений организации, внешней среды и лидеров. Во время этого этапа субъекты принятия решений принимают решения и берут ответственность за достижение новых целей, которые были поставлены в результате предыдущего этапа. На этапе субъекты принятия решений осознают свои решения в виде уникальных и новых для них целей.
Стабилизация — функциональный этап эволюции, в ходе которого субъекты принятия решений сводят к минимуму целевые макроизменения. На этом этапе поддерживается регулярное и эффективное воспроизводство объектов и средств управления, которые были достигнуты и реализованы на предыдущем этапе. Субъекты несут ответственность за воспроизводство целей. На этапе принятия решений субъекты осознают свои решения в виде функций — воспроизводящихся решений.
Деградация — этап развития организации, внешней среды и лидеров, на котором воспроизводство целей, достигнутое на предыдущем этапе, теряет свою эффективность. На этом этапе происходит разрушение субъекта управления (потеря инициативы, разрушение целей и процедур воспроизводства ресурса) и потеря ответственности субъекта за управленческие решения.
Определим термином каждый этап эволюции лидерской группы, организации и внешней среды и представим эти термины в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Этап эволюции |
Предмет эволюции | ||
Лидеры |
Организация |
Внешняя среда | |
Рождение |
Романтики |
Молодая |
Формирующаяся |
Развитие |
Миссионеры |
Развивающаяся |
Развивающаяся |
Стабилизация |
Функционеры |
Стабильная |
Сформированная |
Деградация |
Фундаменталисты |
Деградирующая |
Депрессивная |
Если бы лидерская группа, организация и внешняя среда в один и тот же момент времени находились на одном и том же этапе развития, можно было бы говорить о четырех основных состояниях компании — состоянии рождения, состоянии развития, состоянии стабилизации и состоянии деградации.
Однако, как правило, это не так. Организация, лидерская группа и внешняя среда могут находиться на различных стадиях эволюции.
Например, состояние организации соответствует этапу рождения, состояние лидерской группы — этапу развития, а внешней по отношению к организации среды — этапу стабилизации. А может быть и по-другому: состояние организационной культуры соответствует этапу стабилизации, состояние лидерской группы — этапу рождения, а внешней по отношению к организации среды — этапу развития. Таких комбинаций может быть 64, и, следовательно, можно говорить о 64 возможных состояниях конкретной компании. Назовем их стратегическими состояниями, или стратегемами. В основе предлагаемой нами концепции работы с компаниями лежит анализ этих 64 возможных состояний, именно поэтому она называется концепцией 64 стратегем.
* * *
Таким образом, проанализировав и описав состояние трех основных компонентов любой компании — внешней среды, внутренней организации и лидерской группы, — можно представить картину актуального стратегического состояния компании, на основе анализа которой, в свою очередь, можно формировать стратегию развития компании и ее изменений.
1. 5. Лидерская группа компании
1.5.1. Лидеры по отношению к этапу эволюции делятся на романтиков, миссионеров, функционеров и фундаменталистов.
Выполняя управленческую функцию, лидеры компании могут формировать (искать) субъектную позицию, занимать ее и терять.
Назовем лидеров, мотивированных на поиск позиции субъекта управления, романтиками; лидеры, теряющую субъектную позицию, будут называться фундаменталистами; лидеры, занимающие субъектную позицию в виде постановки целей и поиска средств управления, — миссионерами, лидеры, занимающие субъектную позицию в виде эффективного воспроизводства процессов и функций, — функционерами.
Установим, что интересы и способности к управлению могут фиксироваться лидерской группой по отношению к времени как набор:
o будущих метафор, эмоций и образов описания системы управления,
o будущих достижимых и обеспеченных ресурсами целей системы управления,
o действующих в настоящее время функций системы управления,
o рассказов о прошлом системы управления.
Исходя из этого опишем эволюцию лидерской группы, уточнив архетипы лидерских групп.
В фокусе внимания лидерской группы «Романтики» прежде всего будущее компании, которое они представляют в основном метафорически, образно, эмоционально. Интервью, проводимое с романтиками в ходе диагностики состояния компании, складывается как обсуждение мечтаний и «воздушных замков». Лидерская группа «Миссионеры» также ориентирована в основном на будущее, описывая его в терминах целей — объектов и инструментов управления. Интервью с миссионерами представляет собой анализ нереализованных целей и ресурсов для их достижения.
Лидерская группа «Функционеры» интересуется в основном существующими в настоящий момент регулярно воспроизводимыми функциями. Интервью с функционерами основывается на анализе текущих и сиюминутных воспроизводимых действий и целей.
В фокусе внимания лидерской группы «Фундаменталисты» — ушедшее прошлое, попытки возврата к теряемому «золотому веку». Интервью с фундаменталистами складывается как обсуждение прошлых достижений компании.
1.5.2. В зависимости от направленности управленческой активности лидеров можно классифицировать на бизнесменов, администраторов и нарциссов.
Управленческая активность лидеров может быть направлена на внешнюю среду, на организацию или лидерскую группу. В зависимости от доминирования того или иного типа активности можно выделить три архетипа лидерских групп: «Бизнесмены», «Администраторы», «Нарциссы» (табл. 1.4).
Архетип «Бизнесмены». Главный интерес направлен на внешнее окружение, объекты управления формируются в основном там. Интервью с бизнесменами большую часть времени сконцентрировано вокруг внешних по отношению к организации целей, процессов и функций.
Архетип «Администраторы». Главный интерес направлен на организацию компании, объекты управления формируются в основном в организации. Интервью с администраторами большую часть времени сконцентрировано вокруг внутренних организационных целей, процессов и функций.
Архетип «Нарциссы». Главный интерес направлен на лидерскую группу или на что-то еще, напрямую не связанное с организацией и рынком. Интервью с нарциссами большую часть времени сконцентрировано вокруг анализа лидеров и лидерских групп, самоанализа, коллизий во взаимоотношениях между лидерами или еще чего-то, не связанного непосредственно с организацией и бизнесом (предметы роскоши, спорт, спонсорские проекты и пр.).
Таблица 1.4
Направленность управленческой активности лидерских групп
Тип направленности |
На что направлена? |
Как формулируются лидерами задачи? |
Что понимается под стратегией? |
Что наиболее важно для лидеров? |
Нарциссы |
На себя и на коллег по лидерской группе |
Как изменение статуса лидеров, решения личных проблем |
Желаемое изменение лидеров, командообразование лидерской группы |
Выстраивание отношений в лидерской группе |
Администраторы |
На организацию |
Как изменение структуры и функций организации |
Желаемые изменения организации |
Решение организационных задач |
Бизнесмены |
На внешнее окружение |
Как изменение внешних по отношению к организации объектов и предметов |
Изменение внешнего окружения |
Реализация внешних целей |
1.5.3. Романтики ставят задачи и ищут цели, формируют свою субъектную позицию.
Если по результатам интервью выясняется, что лидеры организации:
o легко изменяют цели, но слабо меняют ценности, увлекаются грандиозными планами,
o живут будущим, а не прошлым или настоящим,
o успешно используют метафоры и образы как основное средство управления, обладают высокой эмоциональностью и вовлеченностью в бизнес,
o не разделяют личную жизнь и профессиональную деятельность,
то перед нами скорее всего лидеры-романтики.
Часто бывает, что реалии бизнеса вынуждают этих лидеров либо переходить на следующий — миссионерский — этап, либо покидать лидерские позиции: романтики с трудом выстраивают технологию достижения желаемого будущего.
Романтики формируют образцы и цели поведения людей, способствующие достижению целей организации.
У романтиков-администраторов интересы по воспроизводству ресурса организации эмоциональны. Они — мечтатели и интуиты. Романтики-администраторы редко ставят цели, еще реже планируют ресурсы для их достижения. Кроме того они плохо ориентируются во времени. Для романтиков-нарциссов бизнес и организация являются средствами самоанализа и самовыражения. Романтики-бизнесмены часто принимают эффективные решения. Причин тому может быть множество — от везения до интуитивных попаданий в то, что нужно рынку.
Но в целом можно говорить о том, что романтики не компетентны в управлении с точки зрения формирования целей и анализа своих организационных и рыночных инструментов.
1.5.4. Миссионеры реализуют цели и призвание, занимая позицию субъектов принятия решения.
У меня долгое время были трудности с пониманием термина «миссия организации». Англоязычный термин mission изначально переводится на русский язык как «поручение», «задание». Миссия компании, таким образом, означает цели и задачи, которые собственники ставят перед менеджментом организации.
Мне хотелось найти в русском языке слово, наиболее близкое по значению к слову «миссия». Некоторое время я считал миссию предназначением или долгом, пока не наткнулся на хорошее русское слово — «призвание».
Рынок или люди призывают тебя тогда, когда видят, что ты делаешь что-то лучше других. И ты начинаешь работать по призванию. Становишься профессионалом — носителем миссии.
Итак, если по результатам интервью с лидерами организации мы выяснили, что они:
o слабо изменяют цели, но легко меняют средства,
o очень конкретны и технологичны,
o живут будущим, а не прошлым или настоящим,
o успешно используют цели и постановку задач как основное средство управления,
o эмоциональны и вовлечены в бизнес,
o рассматривают личную жизнь как средство достижения целей,
то перед нами скорее всего лидеры-миссионеры.
У миссионеров желаемое будущее имеет вид измеримых и достижимых целей. Они знают, куда идут, зачем идут, понимают, что, с кем и как им надо делать. Интуиция вытеснена идеями и целями. Они идеалисты, и их идея — в будущем. Они идут к светлой цели, которая имеет для них большую ценность.
Для миссионеров-бизнесменов эти цели формулируются через внешнее окружение, а миссионеры-администраторы смотрят внутрь организации. Миссионеры-нарциссы увлечены либо своими целями, либо целями повышения своего статуса в лидерской группе.
Приглашая на работу бизнес-консультантов, миссионеры скорее всего ожидают от них четко сформулированного набора идей, алгоритмизированного дерева целей и списка конкретных мероприятий по их достижению.
1.5.5. Функционеры воспроизводят цели и ресурсы.
Если по результатам коучинга или интервью с лидерами организации мы выяснили, что они:
o легко изменяют цели, но слабо меняют средства и свои функции,
o интересуются сиюминутными выгодами более, чем нереализованными возможностями,
o очень конкретны и технологичны,
o живут настоящим, а не прошлым или будущим,
o успешно используют функционалы, распределения обязанностей и описания регулярных действий как основное средство управления,
o демонстрируют устойчивые навыки воспроизводства ресурса: финансового, организационного, административного и пр.,
то перед нами скорее всего лидеры-функционеры.
У функционеров хорошо сформированы навыки воспроизводства ресурса, так как с их точки зрения — прошлого уже нет, а будущего еще нет. У функционеров цели потеряли ценность, так как они много раз достигнуты и повторены. Вместо целей есть данные жизнью правила игры.
Лозунг функционеров: «Играй по правилам, не нарушай законы, и у тебя все будет замечательно».
Основная задача функционеров-нарциссов — удержание своего лидерства, при этом они в основном ориентируются на нормы, принятые в управленческом клане. Для функционеров-администраторов важно поддержание организационных процессов и функций. Функционеры-бизнесмены ставят задачи в терминах воспроизводства ресурса во внешнем окружении.
Достаточно часто функционеры пребывают в состоянии неосознанной компетентности, так как их компетенция содержится не в их знаниях и владении технологиями, а в их опыте, позволяющем рассматривать все уникальные ситуации как типовые с точки зрения воспроизводства уже известных им задач.
От работы оргконсультантов функционеры ожидают прежде всего рекомендаций о том, как уменьшить затраты, получая еще большую прибыль.
1.5.6. Фундаменталисты теряют позицию субъекта управления и ищут утраченные цели и ресурсы в прошлом.
Если по результатам коучинга или интервью с лидерами организации мы выяснили, что они:
o слабо изменяют цели и средства,
o интересуются более ритуалами и традициями, чем сиюминутными выгодами и нереализованными возможностями,
o живут прошлым, а не настоящим или будущим,
o не могут успешно использовать в управленческих целях свой предыдущий опыт,
o не демонстрируют устойчивые навыки воспроизводства ресурса: финансового, организационного, административного и пр.,
то перед нами скорее всего лидеры-фундаменталисты.
У фундаменталистов, в экстремальном случае, нет интереса к будущему и настоящему компании. Все хорошее — в прошлом. В настоящем — только неприятности, которые случаются из-за того, что мы не совсем правильно используем драгоценный прошлый опыт. Тезис фундаменталистов: «Надо вернуться к истокам».
Фундаменталисты пребывают в состоянии неосознанной некомпетентности. Их опыт перестал приносить прибыль. Иногда лидеры становятся фундаменталистами из-за потери интереса к собственному бизнесу. Например, у них появились новые интересы, и они перестают выполнять свои текущие функции или достигать целей.
Есть различия в поведении фундаменталистов-нарциссов, фундаменталистов-администраторов и фундаменталистов-бизнесменов.
Фундаменталисты-нарциссы демонстрируют всем свои личные находки, превращая факты своей биографии в «магические истории», которые становятся образцом для подражания.
Фундаменталисты-администраторы считают образцовыми существующие в прошлом отношения и организацию, пытаясь все время воспроизводить их настоящем.
В отличие от них фундаменталисты-бизнесмены пытаются найти внешнее окружение, как можно более похожее на то, которое окружало их когда-то.
От работы консультантов лидеры-фундаменталисты ожидают метафор и сказок о своем героическом прошлом, прошлом организации или «старых добрых временах».
Сведем характеристики групп в табл. 1.5, 1.6.
Таблица 1.5
Матрица типов лидерских групп
Тип лидерской группы |
Что находится в фокусе внимания? |
Как формулируются задачи? |
Что понимается под стратегией? |
Что важно для лидеров? |
Романтики |
Будущее компании |
В виде метафор, образов и эмоций |
Набор эмоциональных целеуказующих метафор |
Ценности, команда |
Миссионеры |
Будущее компании |
В виде достижимых и технологичных приоритетных целей |
Система целей и необходимый для их достижения ресурсный потенциал |
|
Функционеры |
Актуальный момент существования компании |
В виде достижимых и технологичных воспроизводимых функций, целей и задач |
Набор конкретных действий |
Функции, задачи |
Фундаменталисты |
Прошлое |
В виде описания прошлого как образца для подражания |
Описание образцов, которым следует подражать |
Прошлый опыт, ценности и история |
Таблица 1.6
Матрица возможных интересов лидерских групп
Тип лидерской группы |
Направление активности лидерской группы | ||
Нарциссы |
Администраторы |
Бизнесмены | |
Романтики
|
Личное эмоциональное равновесие, комфорт, эмоциональное подкрепление и самооценка |
Установление отношений с менеджментом и исполнителями, позитивные эмоциональные отношения |
Реализация эмоционально окрашенной мечты и привлекательных идей об изменении внешнего окружения |
Миссионеры |
Формулирование целей и задач по саморазвитию и самообучению |
Постановка целей развития организации |
Постановка целей взаимодействия с внешней средой |
Функционеры |
Удержание и усиление своего статуса в лидерской группе. |
Воспроизводство организационных функций и задач |
Воспроизводство отношений с клиентами и внешним окружением |
Фундаменталисты |
Создание историй о своем прошлом с целью передачи опыта |
Демонстрация прошлых ценностей и наработок организации ее новым сотрудникам |
Демонстрация прошлых ценностей и наработок новым клиентам и внешним людям |