Технология ведения тренинга. Теория и практика

«Технология ведения тренинга»

 

Предлагаемая книга адресована ведущим психологических групп. В первую очередь она будет полезна тем, кто стремится ус­тановить баланс между результативностью работы группы и пси­хологическим состоянием ее участников.

Конечно, книга не может заменить активного обучения ведущих групп на семинарах, проводимых соответствующими тренинговыми организациями. Но она наверняка будет полезна вам и даст новую практическую информацию.

Начало 1970-х годов ознаменовано «бумом» групповой работы. Привыкшим к обычному обучению (докладам, дискуссиям, лек­циям и академическим семинарам) психологам открылся новый мир. Они учились говорить от первого лица, выражать свои чув­ства, свои тайные желания и личный опыт. Мир групповой работы стал увлекательным приключением для душ и умов, в психологических группах много смеялись, плакали и люби­ли. Участники приезжали из разных стран. Состав групп был самый разнородный и по возрасту и по социальному положению, рядом с менеджером мог сидеть студент, рядом с учительни­цей — домохозяйка. Вскоре появились новые методы работы с группой — гештальт, транзактный анализ, психодрама и мно­гое другое; полезное и смешное, увлекательное и серьезное — всему нашлось место.

В те годы впервые появилась возможность массовой психологи­ческой работы, в основном благодаря тому, что был сформулиро­ван некий принцип, который представлялся увлекательным, практичным и неопровержимым. Этот принцип звучал так: «Ста­новись взрослым и сотрудничай с другими!»

Время постоянно привносит что-то новое в групповую работу. Первое поколение ведущих приобрело свой собственный опыт — опыт участников групп, 1980-е годы прошли под знаком практи­ческого применения изученного, 1990-е создали новое направле­ние групповой работы — работа в организациях и в бизнесе.

Мы рады представить эту книгу российскому читателю. Надеем­ся, что предлагаемое руководство поможет начинающим ведущим в решении проблем, которые всегда возникают у новичков.

 

1. Интерактивные игры как средство групповой психологической работы

 

Все больше ведущих сегодня осознают тот факт, что им непро­сто помогать группе в решении ее задач. Вне зависимости от задач конкретной группы всегда возникают проблемы, связанные с мотивацией участников. Хочет того ведущий или нет, но каждый участник задает себе вопросы: «Что я получаю от работы в груп­пе? Приносит ли оно мне удовлетворение? Удовлетворяются ли в этой группе мои значимые потребности?»

В дальнейшем у участников возникают другие вопросы, связан­ные уже с их взаимоотношениями или с отношениями с ведущим: «Достаточно ли у меня в группе возможностей для самовыраже­ния? Чувствую ли я себя в безопасности, высказывая отличную от мнения большинства точку зрения? Слышат ли меня другие? Могу ли я доверять ведущему? Чувствую ли я принадлежность к группе? Насколько привлекательна для меня эта группа? На­столько ли важно для меня участие в группе, чтобы я был готов действительно увлечься работой?»

Если неопытный ведущий при работе с группой ориентируется только на решение какой-либо групповой задачи и при этом иг­норирует потребности участников и то напряжение, которое воз­никает у них в связи с их неудовлетворенными запросами, то вскоре он столкнется с классическими проблемами:

• участники будут апатичны, мобилизуя для работы только необходимый минимум энергии;

• группа разделится на активных участников и участников, избирающих поведение «на вторых ролях», у которых пре­бывание в группе на самом деле вызывает фрустрацию;

• между особенно честолюбивыми участниками возникнет «борьба за власть»;

• решения будут приниматься с большим трудом и не будут совместными;

• дискуссии будут слишком продолжительными и утомляю­щими, так как вместо того, чтобы открыто обсуждать возни­кающие межличностные конфликты, участники будут скрыто решать свои проблемы во время совместной работы;

• участники не будут чувствовать себя достаточно информи­рованными и будут получать ответы на волнующие их вопро­сы только через свои догадки, сплетни и слухи.

Постепенно в группе формируется прохладная, скучная или псевдо­дружеская атмосфера. А ведущий старается компенсировать уг­рожающие симптомы распада группы посредством санкций, материальных стимулов или сильного давления.

Интерактивные игры — хорошая помощь для ведущих, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и вза­имоотношения участников. Игры помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи, с инди­видуальными потребностями каждого. Благодаря им процессы обучения и работы в группе становятся более личностно ориентированными и продуктивными, а ведущий может сконцентриро­ваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов.

Сегодня интерактивные игры используются в совершенно разных группах — при подготовке учителей и социальных педагогов, на тренингах организационного развития, на обучающих семина­рах, группах встреч и терапевтических группах. Преимущество интерактивных игр — в возможности их приложения ко всем воз­никающим в группе ситуациям и к разным тематическим и про­блемным областям. С помощью интерактивных игр можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения — коммуника­тивные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах, а также творческие способности и фан­тазию. Интерактивные игры могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведе­нию, разрешению конфликтов, сотрудничеству, властно-статус­ным отношениям и для многого другого.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведуще­го в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структуриру­ет активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Часто такие игры в упрощенном виде отражают реальные жиз­ненные и групповые ситуации. Из сложных аспектов внутриличностных или межличностных проблем они помогают выделить важные элементы и представляют их в искусственно созданном контексте в виде некой схемы действий. Таким способом интел­лектуальная и эмоциональная энергия участников фокусируется в определенном направлении. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвя­зи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам пове­дения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями — «струк­турирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и пр. Я останавливаюсь на термине «интерактивные игры», поскольку этот термин подчеркивает два основных при­знака процедур такого рода: игровой характер и возможность вза­имодействия.

Понятие «игра» важно для меня, так как интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свой­ственно всем играм. Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР

Большинство людей при слове «игра» вспоминают, скорее всего, о собственном детстве или о развлекательных играх для взрос­лых. Многих чрезвычайно удивляет, что игры создают прекрас­ные возможности для обучения. Следует заметить, что уже детским играм присущи некоторые важные для интерактивных игр черты, такие как:

• правила и предписания, которые более или менее жестко на­правляют действия игроков;

• моделирование реальности;

• гарантии безопасности для игроков, которые дают возмож­ность участникам экспериментировать с собой или другими.

Ниже указаны некоторые источники, которые были «предтечей» интерактивных игр.

 

Развлекательные игры

В основном развлекательные игры связаны с реальным миром и повседневной жизнью. Например, игра «Монополия», появившая­ся в период Великой депрессии, отражает восприятие тогдашних экономических отношений большинством американцев. Возмож­ность приобрести и продать недвижимость благодаря спекуляци­ям, в то время как у большинства игроков не было денег, чтобы сделать это в жизни, принесла игре большую популярность.

Удовольствие, которое приносят такие развлекательные игры, возникает от сочетания реального и вымышленного. Игроки на­слаждаются возможностью генерировать идеи, вести друг с дру­гом переговоры, принимать решения, не опасаясь возможных последствий. Все безопасно. Самое худшее, что может произойти с игроком в «Монополию», — банкротство в фантазийном мире игры. Наказание, таким образом, состоит исключительно в том, что игрок проигрывает и испытывает в этой связи разные по на­калу чувства — от разочарования до злости.

 

Военные игры

В XIX веке члены немецкого Генштаба открыли, что можно смо­делировать военные ситуации. В ходе такого рода деятельности военные стратеги могли не заниматься неизбежными при реаль­ных маневрах вопросами снабжения, времени и финансов, а в пер­вую очередь анализировать военный конфликт, представляя его в виде игры. В ней отражались специфические параметры типа ско­рости передвижения войск, качества вооружений и др. Фигуры маленьких солдатиков символизировали армию, которая передви­галась по карте; позднее использовали даже ящики с песком, что­бы лучше представить местность. Эти игры давали офицерам безопасную возможность тренировать умение анализировать воен­ную ситуацию и развивать способность к принятию решений.

 

Экономические игры

После Второй мировой войны обучающие игры развиваются в сфе­ре экономики, где всегда есть достаточно высокая степень риска.

Такие игры предоставляют прекрасную возможность поэкспери­ментировать с различными решениями в зависимости от условий. Остается ли игрок консерватором или же внедряет что-то новое — результат в любом случае безвреден. Главное же в том, что игроки могут заметить что-то важное, оценить последствия своего выбора не по прошествии некоторого времени, а за пару часов.

Особенно эти игры подходят для таких ситуаций в экономической сфере, где важную роль играют социальные взаимодействия. Ру­ководителю невозможно выучить по книгам и лекциям, как уп­равлять персоналом и вести переговоры. Игры дают возможность попробовать что-то новое на практике, ошибиться и в безопасной ситуации лучше понять и изменить собственное поведение.

Психотерапевтические игры

Также после Второй мировой войны игры появились и в совер­шенно другой области — в сфере психотерапии и социальной ра­боты. Их цель — дать клиенту возможность исследовать свое поведение в безопасном пространстве терапевтического кабине­та, чтобы изменить его в реальности. Из различных терапевти­ческих направлений родилось великое множество игр:

• игры, помогающие клиенту лучше осознать собственные чувства;

• игры, дающие клиенту возможность лучше представить, как его поведение отражается на других;

• игры, способствующие развитию доверия и близости, лучше­му самопознанию, принятию и пониманию людей и т. д.

Некоторые из них стали классическими, и их используют в од­ной и той же форме в тысячах групп. Другие были сильно модифицированы. И бесчисленное множество игр возникает не­посредственно из групповой ситуации (например, чтобы обратить внимание на особенное положение одного или нескольких участ­ников и предоставить им возможности для обучения).

Существует огромное разнообразие форм психотерапевтических игр. Что касается глубины их воздействия, то спектр здесь весь­ма широк — от игр, в которых участники всего лишь знакомятся друг с другом как на вечеринке, до игр, в которых участники проявляют столь сильные чувства, что это представляется невероят­ным большинству клиентов. Некоторые из этих игр могут прово­дить только опытные терапевты, другие настолько безопасны и при этом полезны, что их может использовать фактически лю­бой ведущий.

Большинство представленных в этой книге интерактивных игр происходит из области терапевтических игр или аналогичных им. Для меня очень важно, что в психотерапии участник группы вос­принимается в целом, со всеми его чувствами и мыслями, жела­ниями и опасениями, с его прошлым, настоящим и будущим. При этом я выбрал только такие игры, которые может использовать даже не имеющий специального психотерапевтического образо­вания ведущий, которые не сильно обременяют игроков и облег­чают приобретение ими важного опыта для повседневной деятельности, для изменения установок и убеждений.

Таким образом, предлагаемые в этой книге интерактивные игры — скорее педагогически ориентированные обучающие си­туации, которые способствуют личностному и профессионально­му развитию, а не терапевтические мероприятия, которые призваны защищать психику.

 

 

МОТИВИРУЮЩАЯ СИЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР

Независимо от специфической цели, каждую интерактивную игру можно рассматривать как более или менее структурированную обучающую ситуацию, позволяющую участникам развивать новое понимание себя и формировать новые модели поведения.

Основное отличие традиционных методов обучения от интерак­тивных игр заключается в том, что первые обращаются только к интеллекту участника, а вторые затрагивают личность обучае­мого целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и стремле­ние к игре.

Многие люди удивляются серьезности и энергии, с которыми дети отдаются процессу игры. Причем мы можем наблюдать, что дети намного сознательнее относятся к правилам в игре, чем, напри­мер, к правилам поведения в семье или в классе. Дети, нарушаю­щие правила игры, вызывают недовольство товарищей, тогда как дети, мешающие на уроке, вполне могут рассчитывать на пони­мание сверстников. Участие в игре всегда требует признания пра­вил. Мир игры — это магический мир со своими собственными законами пространства и времени и собственными стандартами приемлемого поведения.

Мы не должны исключать из учебных ситуаций, за которые не­сем ответственность как ведущие, столь действенные силы. В то время как воспитатели часто практически интуитивно поощря­ют участие маленьких детей в игре, нам пока не удается внедрить в работу со взрослыми игру как важное средство их обучения.

Интерактивные игры дают ведущим возможность использовать психологическую энергию в учебных процессах. Игры могут зна­чительно усилить мотивацию обучения. Они помогают изучить особенности индивидуального поведения членов группы, отсле­дить групповую динамику, способствуют пониманию сложных межличностных взаимосвязей. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различ­ные убеждения, навыки и способности. Применение интерак­тивных игр позволяет ведущим достичь широкого спектра учебных целей полнее, чем при традиционных методах обуче­ния. К последним относятся, например, следующие мероприя­тия: ученик зачитывает трехминутный реферат о том, почему он не должен дерзить; студент-психолог читает многостранич­ное сочинение об оптимальной технике проведения интервью; группа менеджеров делает доклад о стандартах современного уп­равления персоналом; в группе родителей обсуждается пробле­ма авторитета взрослого.

Во всех этих случаях учебный процесс тесно связан с содержани­ем проблемы и интеллектуализирован. Участники получают фак­тические знания, но совершенно неясно, что из этого будет использовано ими на практике.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «при­своением знаний». Это значит, что родители, например, не толь­ко рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут и начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предос­тавляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Важная особенность интерактивных игр — их способность моти­вировать участников и вызвать их любопытство. Апатия или со­противление участников — серьезная проблема для каждого ведущего. Если не преодолеть эти барьеры, обучение почти все­гда будет безрезультатным. Можно прочесть стихотворение двад­цать раз, но если нет мотивации его понять, не будешь помнить, о чем шла речь. Можно выучить наизусть книгу об эффективной коммуникации, но если нет мотивации изменить свое поведение, оно не изменится.

 

Игра «Комплименты»

Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, так, чтобы про­тив каждого участника стоял другой. Образуются два круга — внутренний и внешний. Игру начинают те, кто стоит во внешнем круге. Вам надо посмотреть на своего партнера по паре и сказать ему что-нибудь приятное — все, что хотите. Это необязательно должно быть что-то глубокое, это может быть и поверхностный ком­плимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот человек, которому адресован "комплимент", должен принять его, сказав: "Да, мне это в себе тоже очень нра­вится. А еще мне нравится в себе то, что я..." (и добавить про себя то, что хочется). Затем партнеры меняются ролями. Теперь стоящий во внутреннем круге говорит что-то приятное своему партнеру из внешнего, а тот от­вечает ему соответствующим образом».

После «обмена комплиментами» участники, стоящие во внешнем круге, делают два шага вправо и оказываются пе­ред другим партнером. Теперь они должны сказать «комплимент» уже следующему человеку. Так продолжа­ется до тех пор, пока не будет пройден весь круг и участники не вернутся к своему первому партнеру.

Подводя итоги, можно сказать, что, анализируя складывающий­ся в группе климат, ведущий способен с большой долей вероят­ности определить, кто научится чему-то в психологической группе, а кто нет. Очень редко тот, кто лишь в малой степени чув­ствует принадлежность к группе, кто не считает, что он имеет до­статочно влияния, и не ощущает принятия со стороны других участников, сможет чему-то научиться. С другой стороны, само по себе удовлетворение этих потребностей еще не дает гарантии успеха. Однако если эти потребности не удовлетворяются, веро­ятность того, что пребывание в группе будет для человека безре­зультатным, исключительно высока.

 

Игра «Вторжение»

Инструкция: «Встаньте в один большой круг и крепко сце­питесь руками. Один из вас должен остаться за кругом и попытаться прорваться в него. Как только ему это уда­стся, следующий участник должен выйти за круг и по­пытаться ворваться в него извне. Пожалуйста, будьте осторожнее, чтобы никому не причинить боли».

Как можно большее число участников должно попытать­ся собственными силами проникнуть в круг, в том числе обязательно и тот участник, который беспокоит ведуще­го. Если кто-то не в состоянии сделать это, необходимо проследить, чтобы он находился вне круга не более одной минуты, после чего группа должна впустить этого челове­ка в круг.

Книга адресована психологам, ведущим тренинговые группы. Фактически она является практическим пособием по ведению групп, так как в ней представлен анализ всех наиболее важных моментов этой работы.
Отличительной особенностью этой книги является то, что в ней, помимо конкретных рекомендаций, содержится изложение теоретических основ групповой работы - анализ природы индивидуальной и групповой психодинамики, обсуждение функциональной модели ведения групп, выделение двух основных направлений развития группы. В то же время читатель найдет в ней обсуждение практических, волнующих каждого психолога вопросов: Какие навыки, знания и личностные установки необходимы ведущему группы? Какие этапы проходит группа в своем развитии? Какие установки участников способствуют результативной работе, а какие мешают ей? Что делать в случае возникающих затруднений?
Как и все книги К.Фопеля, "Технология ведения тренинга" содержит описание конкретных интерактивных игр.
3-е издание.