Как научить детей сотрудничать? Части 1-4

От издательства

 

В 1997 году мы впервые познакомились с книгами К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать?» и издали их. Успех книг превзошел все ожидания! Они начали пользоваться большим спросом, и мы получили у автора право на издание других его трудов. Работая с текстами, мы постепенно, незаметно для себя, прониклись мировоззрением автора — его уважением к чувствам человека, его убежденностью в том, что все люди, независимо от возраста и социального положения, нуждаются в опыте осознаваемых переживаний, возможность которого и создают столь любимые им психологические игры и упражнения.

Люди живут по-разному. Для кого-то играть с детьми, давая им возможность проявить себя, и разговаривать с ними  — дело обычное. А для кого-то — нет. Есть дети, для которых партнерское общение со сверстниками и взрослыми – дело привычное и нормальное, но есть и такие, которые даже не понимают, что это такое и о чем идет речь. Мы, как и К.Фопель, глубоко убеждены в том, что, несмотря на различия, абсолютно все люди нуждаются в интересе к себе, в том, чтобы иметь возможность проявить себя с разных сторон и увидеть других людей – тоже разных, часто противоречивых. И уж точно всем необходим опыт совместной радости, удовольствия, азарта, который предоставляют интерактивные игры.

Подтверждение этому мы находим не только в своем собственном личном и профессиональном опыте (мы работали и школьными психологами, и до сих пор ведем тренинги, сейчас уже со взрослыми), но и в письмах наших читателей, которые делятся с нами тем, как многое изменили в их профессиональной жизни книги К.Фопеля. Уже не в одной школе введен регулярный час психологических игр («Игры Клауса» – так называется еженедельный игровой час в одной из московских школ). Мы знаем несколько детских садов, в которых день начинается с игр К.Фопеля. Причем в этих играх, как правило, принимают участие не только дети, но и взрослые – воспитатели, учителя и даже администрация!

 Косвенным доказательством актуальности и эффективности авторского подхода к жизни и работе является неспадающий спрос на книги К.Фопеля. Сам он работает и в бизнесе, и в педагогике – и самое поразительное, что его подход везде оказывается эффективным. Об этом свидетельствует высокий спрос на самые разные книги К.Фопеля – от описания подвижных игр для малышей («Привет, ручки!», «Привет, ножки!» и пр.) до изложения техник консалтинговой работы с организациями («Команда. Консультирование и тренинг организаций»).  

В какой-то момент нам показалось, что рынок уже достаточно насыщен книгами К.Фопеля, и мы приняли решение не переиздавать некоторые из них, в частности, серию «Как научить детей сотрудничать?», однако поток писем и звонков с заявками на книги не иссякает. По многочисленным просьбам читателей и с согласия К. Фопеля издательство приняло решение сделать новый вариант книги, объединив все четыре сборника под одной обложкой. Представляем его на ваш суд, уважаемые читатели!

Нам очень хочется, чтобы вы открыли для себя этого замечательного автора. А если вы его уже знаете и любите, то надеемся, что этот вариант издания не разочарует вас и  будет достойным пополнением вашей профессиональной библиотеки.  

Директор издательства Е.Мухаматулина

Главный редактор О.Сафуанова

 

Уважаемый читатель!

 

Мы предлагаем вашему вниманию книгу немецкого психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Это сборник психологических игр и упражнений, адресованный психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Книга написана психологом, живущим в Германии, но прочитав введение, вы, возможно, удивитесь тому, насколько проблемы, о которых пишет автор, актуальны и для нас.

Сегодня усилия многих людей направлены на создание школы, обеспечивающей нормальные условия для развития ребенка. Как правило, школа является важным жизненным опытом для человека, однако нередко, к сожалению, стрессогенным и неприятным. 10 или 11 лет, проведенные в школе — это целый кусок жизни, это время встреч, завязывания отношений, формирования самоуважения. Именно поэтому очень важно, чтобы она стала как для ребенка, так и для учителя прежде всего явлением ценным и позитивным. Мы глубоко убеждены в том, что сейчас это возможно.

Клаус Фопель использует достижения разных направлений психотерапии и психологии для решения конкретных задач в различных областях жизни: образовании, менеджменте, рекламе, управлении. Экономные немцы, встречаясь с Клаусом Фопелем и желая сказать ему приятное, обязательно заметят, что потратили уже немало средств на покупку его трудов. И это правда. В личных библиотеках психологов, психотерапевтов, учителей, социальных работников, специалистов по консалтингу и рекламе я обязательно видела от пары книг до пары полок с книгами К. Фопеля. Наше издательство, ориентирующееся на поиск практических психологических технологий для системы образования, не могло пройти мимо трудов этого автора.

Мы с радостью представляем вам его книгу и выражаем надежду на то, что она будет не просто полезна, но и доставит вам массу удовольствия и радости.  Мы также надеемся, что эта книга поможет вам увидеть детей по-новому, осознать их сильные и слабые стороны, почувствовать их переживания. И может быть, играя с детьми и адаптируя предлагаемые в этой книге игры и упражнения к конкретным условиям вашей работы, вы начнете создавать свои собственные  процедуры, которые будут способствовать вашему личностному и профессиональному росту и психологическому благополучию детей.

Желаем успехов!

Научный редактор издания

А.В. Локтионова 

Часть I

 

Глава 1. Чувство принадлежности к группе

 

Паутина

Игра 1 (с 6 лет)

 

Цели. Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим «Паутина» — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

 

Материалы. Клубок ниток.

 

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут Ольга Васильевна, и я очень люблю петь... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

 

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?» После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно «связаны между собой.

 

Анализ упражнения

— Все ли высказались в ходе игры?

— Как ты чувствуешь себя сейчас?

— Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

— Трудно ли тебе было запоминать имена?

— Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?

— Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

 

 

Глава 2. Установление контакта

 

Все мы чем-то похожи

Игра 22 (с 9 лет)

 

Цели. В младшем школьном возрасте дети начинают осознавать и ценить свои индивидуальные качества, то, что отличает их от остальных. В то же время им важно понимать, что они в чем-то похожи на других людей, ведь гораздо легче разрешать конфликтные ситуации, зная, что людей многое объединяет. Эта игра помогает детям увидеть сходство между собой и другими детьми. Кроме того, это весьма оживленное «разогревающее» упражнение, помогающее детям установить контакт друг с другом и преодолеть мешающие общению стереотипы и предрассудки.

Естественно, не все тройки завершат игру одновременно. Поэтому проследите, чтобы каждая тройка успела до окончания игры выполнить всю инструкцию полностью.

 

Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос. Это должны быть дети, которых вы еще не очень хорошо знаете. Сядьте где-нибудь все вместе на корточки и начните разговаривать друг с другом. Каждому из вас нужно будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут, и за это время вы должны найти несколько вещей, объединяющих вас между собой. Например, может выясниться, что каждый из вас хоть раз в жизни побывал на море, или что каждый из вас не любит манную кашу или какао. Совершенно не важно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.

Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом следует выкрикнуть: «Первое!» Пусть все услышат, как вы рады. Затем снова сядьте на корточки и дальше так же быстро рассказывайте друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы снова подпрыгните вверх и прокричите: «Второе!» Задача каждой тройки — в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств.

Я знаю, что у вас хорошее воображение и вы — творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. «Вы любите смотреть телевизор? — Естественно. — Вот вам и первое!» «Ты ногти стрижешь? — Само собой! — Вот вам и второе!» «Ты по-русски говоришь? — Конечно. — Вот вам и третье!» Но такие сходства очень скучны. Ваша задача найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные. Например: «Моя мама учит испанский... — А у меня брат знает испанский — А я сам знаю несколько фраз по-испански». Вот это действительно первое! Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда начали!

 

Анализ упражнения

— Какая команда закончила игру первой?

— О ком из детей ты узнал что-то новое?

— Что из того, что вы обнаружили, показалось тебе самым интересным?

— Понравилось ли тебе очень быстро разговаривать с другими детьми?

 

 

Глава 3. Чувственное восприятие

 

Сколько нас?

Игра 41 (с 6 лет)

 

Цели. Это упражнение направлено на развитие у детей слуха и требует от них умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы. Игра создает атмосферу всеобщей сконцентрированности, что является прекрасной основой для занятий, требующих от детей внимательного прослушивания материала.

 

Материалы. Повязка на глаза.

 

Инструкция. Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас хочет доказать нам, что умеет очень хорошо и внимательно прислушиваться? Спасибо, Коля, встань, пожалуйста, в центр круга. Сейчас мы завяжем тебе глаза. Все остальные должны стоять так тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я подниму руку, и по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к Коле и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади Коли. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы Коля смог расслышать самые тихие шорохи. Ведь он должен с закрытыми глазами определить, сколько детей стоит у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все будем громко и восторженно ему аплодировать. А теперь я подам условный знак.

Поднимите руку и опустите, когда за спиной у водящего наберется достаточное, на ваш взгляд, количество детей. Постарайтесь учитывать возможности водящего. Младшим школьникам трудно решать эту задачу, если у них за спиной стоит больше пяти детей.

Коля, как ты думаешь, сколько детей сейчас стоит за твоей спиной?

 

Анализ упражнения

— На самом ли деле дети вели себя очень тихо?

— Ты сам хотел бы выйти в центр круга?

— Можешь ли ты слышать очень-очень тихие шорохи?

— Для каких профессий важен хороший слух?

 

Другие книги Клауса Фопеля

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

 

Об авторе

 

"Как научить детей сотрудничать?" - сборник психологических игр и упражнений, адресованный психологам, педагогам и всем взрослым, кому небезразличны психологическое здоровье детей, их эмоциональный опыт.
Каждому человеку необходимо уметь строить партнерские отношения с людьми, позитивно относиться к себе, понимать свои чувства и чувства других. Всему этому учат предлагаемые игры. Играя, дети смогут испытать радость открытого доброжелательного общения, пережить новый опыт и просто получить удовольствие.