Содержание
Введение | 13
PEKiP: Пражская программа «Родители и дети» | 16
19 Первая глава. Новая жизненная ситуация
Работающая мама | 24
Роль отца | 26
Потребности младенцев | 27
Поиск гармонии | 33
37 Вторая глава. Поддерживайте развитие ребенка
Развитие младенца | 39
Ребенок познает окружающий мир | 44
Мы наблюдаем за младенцем и учимся общаться с ним | 50
Жизнь — это движение с самого начала. Первые игры с младенцем | 56
Детям хорошо, когда их носят | 62
Платок для ношения ребенка | 73
Ребенок может полежать на полу рядом с мамой или папой | 77
89 Третья глава. Побуждение ребенка к движению и игре
Основы PEKiP | 91
Что надо учитывать при игре с ребенком | 96
Другие развивающие игры для первой четверти года | 99
Развивающие игры для второй четверти года | 120
Развивающие игры для третьей четверти года | 144
Как ребенок учится садиться | 160
Как младенцы учатся передвигаться | 170
Нужны ли ходунки? | 176
Четвертая четверть года жизни ребенка | 178
Игры, побуждающие к передвижению и вставанию | 183
Заглянем во второй год жизни ребенка | 214
217 Четвертая глава. Занятия в группах PEKiP
Что дает группа родителям | 219
Что дает группа детям | 225
Что такое PEKiP-курс? | 228
Если поблизости нет группы PEKiP | 229
История развития программы PEKiP | 231
Начало PEKiP в ФРГ | 234
Литература | 237
Игры и занятия с ребенком
Лежа на животе, младенец отталкивается стопами 58
Младенец хватает протянутый ему палец 59
Младенец упирается ногами, лежа на спине 61
Поднимайте ребенка из положения на боку 63
Носите ребенка на плече 67
Носите ребенка спиной к своему животу 68
Носите ребенка, положив его на спинку 69
Носите ребенка, положив его на бочок 70
Носите младенца, положив его на животик 71
Разговаривайте с ребенком, лежа на животе 80
Положите ребенка себе на грудь 81
Дайте ребенку полежать на вашей ноге 82
Младенец держит голову с поддержкой 83
Погладьте ребенку ступни 85
Поглаживайте ребенка от головы до ножек 99
Младенец раскрывает ладонь при поглаживании 101
Малыш следит глазами за вашим лицом 103
Младенец следит за игрушкой 103
Поднимайте и опускайте игрушку 105
Вращайте игрушку по кругу 105
Погладьте ребенку спинку 106
Помогите малышу толкать ногами надувной мяч 107
Ребенок катается на надувном мяче 109
Покачайте лежащего на спинке ребенка с боку на бок 110
Младенец поднимает голову, лежа на животе 112
Младенец отдыхает и играет на коленях у мамы 114
Поднимайте ребенка над собой 115
Ребенок хватает игрушку 117
Ребенок рассматривает игрушки, подвешенные на веревочке 117
Держа ребенка вертикально, покачайте его из стороны в сторону 118
Болтайте с малышом 120
Ребенок следит и тянется за игрушкой, лежа на животике 121
Положите игрушку перед ребенком 123
Дайте ребенку попрыгать у вас на коленях 124
Ребенок хватает руками надувной мяч 125
Ребенок толкает мяч ногами 126
Ребенок ловит ваши пальцы 127
Помогите ребенку перевернуться со спинки на живот 128
Помогите ребенку перевернуться на спинку 129
Ребенок хватает предметы 129
Ребенок приподнимается, лежа на спине 131
Ребенок играет в вертикальном положении 133
Положите малыша себе на ноги 134
Ребенок переворачивается со спины на живот 136
Разговаривайте с малышом 137
Качайте и кружите ребенка 138
Держите ребенка, прислонив его спинкой к себе 139
Малыш отталкивается от пола, катаясь на надувном мяче 140
Натяните над малышом веревочку с разными игрушками 141
Ребенок играет со своим телом 141
Платок для ношения ребенка 143
Называйте предметы 145
Ребенок переворачивается на живот 148
Положите ребенка на себя и покачайте его 149
Ребенок крутится, лежа на животе 150
Развитие мелкой моторики 151
Ребенок держит игрушку над собой 152
Ребенок по-разному захватывает предметы 153
Игрушка в плоской емкости 154
Коробка с отверстием 155
Ребенок берет в каждую руку по игрушке 156
Ребенок перемещается назад 156
Игры с ножками 157
Ребенок тянется к игрушке 158
Ребенок подтягивается, держась за колечки 159
Ребенок опирается на локоть l6o
Ребенок бросает предметы вниз 164
Малыш играет с разными на ощупь предметами 165
Малыш играет с лентами 166
Малыш сползает с мамы l66
Игра в «ку-ку» 167
Малыш отталкивается от мамы ножками 172
Ребенок познает причины и следствия 172
Ребенок опирается на возвышение 173
Помогите малышу удержаться на четвереньках 174
Дайте возможность ребенку есть самому, сидя у вас на коленях 175
Ребенок вынимает стаканчики, вложенные один в другой 176
Ребенок встает на коленки 183
Ребенок встает, держась за родителей 183
Ребенок ползает по разнообразным поверхностям 184
Ребенок ползает по наклонной плоскости 185
Ребенок ползает от одного предмета к другому 186
Ребенок проползает под предметами 186
Игра в догонялки 187
Ребенок достает игрушку с возвышения 187
Ребенок играет на небольшом возвышении 187
Ребенок ползает по ступенькам 188
Ребенок встает с опорой 190
Ребенок встает и снова садится 191
Ребенок переносит вес с одной ноги на другую 191
Ребенок забирается на возвышение 192
Ребенок встает, опираясь о стену 192
Табуретка с перекладиной 192
Ребенок стоит с поддержкой 192
Водите ребенка за ручку 194
Первые самостоятельные шаги 194
Игры, побуждающие ребенка хватать, удерживать и отпускать предметы. Игры для развития речи 194
Садитесь за стол все вместе 195
Ребенок играет с предметами домашнего обихода 199
Называйте предметы 200.o:p>
Ребенок рвет бумагу 201
Ребенок наполняет водой разные емкости 201
Ребенок наполняет и опустошает миски 201
Ребенок играет с ключами 201
Ребенок играет с половником 202
Ребенок строит башню из двух кубиков 2O2
Ребенок бросает предмет в отверстие 20З
Ребенок вставляет палочку в отверстие 204
Ребенок вкладывает предметы в отверстия соответствующей формы 204
Ребенок вставляет емкости одна в другую 205
Ребенок играет с пустой коробкой 206
Ребенок узнаёт, как обращаться с бьющимися предметами 206
Ребенок учится брать и отдавать 207
Ребенок надевает на палку различные предметы с отверстиями 207
Ребенок строит из кубиков 208
Ребенок играет с песком 208
Ребенок подражает 209
Ребенок играет в прятки 210
Ребенок вытягивает платок из банки 210
Ребенок рисует каракули 211
Ребенок повторяет слова и «играет» слогами 211
Ребенок рассматривает книжку с картинками 213
Ребенок берет предметы размером с горошину 213
PEKiP: Пражская программа «Родители и дети»
Расцвет популярности программы «Родители и дети» в Германии пришелся на 1973 год. К 2000 году было подготовлено более 2300 руководителей групп PEKiP, из которых более 1600 и по сей день активно работают, проводя групповые занятия, в которых родители играют и развиваются вместе со своими детьми. Спрос на PEKiP-группы столь велик, что не все желающие могут принять в них участие.
В этой книге я рассказываю о целях и методах PEKiP и предлагаю свыше 100 развивающих игр, чтобы родители могли поддерживать своих маленьких детей в развитии независимо от какой-либо группы. Программа PEKiP предлагает ситуации, в которых у детей появляется возможность испробовать новое, расширив сферу своих действий и движений. Основные «инструменты» в нашей работе — это наблюдение за детьми, общение детей и родителей между собой, возможность для детей свободно двигаться, устройство помещения и подбор развивающих заданий.
Родители познакомятся с различными играми и занятиями, которые помогут им полноценно общаться с ребенком. Будут показаны пути, которые родители могут пройти вместе, встречаясь и обсуждая сложные ситуации, возникающие в повседневной жизни с малышом и в его развитии.
В 4-й главе вы найдете информацию о том, как работают группы PEKiP. Работа в официально зарегистрированных группах базируется на стандартах и принципах, опирающихся на многолетний опыт и научные исследования профессора д-ра Ханса Руппельта и д-ра Даны Кубани.
Цели Пражской программы «Родители и дети»
1. Способствовать позитивному развитию взаимоотношений родителей и ребенка. PEKiP создает
условия для построения позитивных отношений между родителями и детьми через совместные переживания, игры, движение, радость общения.
Благодаря целенаправленному наблюдению за своими детьми родители будут лучше понимать потребности детей и правильно реагировать на их поведение.
Практическое применение научных знаний и опыта способствует правильному обращению с детьми, а также проявлению способностей самих родителей. Работа в группах начинается уже с 4-6-й недели жизни ребенка и сопровождает развитие младенца в течение всего первого года жизни.
2. Поддерживать развитие ребенка. Грудной ребенок может сам показать родителям, в каком ритме, темпе и направлении идет его развитие. Подвижные игры — это активные формы обучения, из которых младенец «формирует» собственную игровую программу в зависимости от своих возможностей и потребностей.
Движение и игра с самого раннего возраста становятся посредниками между ребенком и необходимыми ему для полноценного развития способностями, растущими душевными и физическими силами.
3. Способствовать обмену опытом между родителями. PEKiP предоставляет шанс взрослым участникам групп заложить фундамент для создания многих важных воспитательных принципов.
В группах происходит интенсивный обмен опытом в области взаимоотношений и развития детей. На основе этого обмена и проживания многих конкретных ситуаций совершенствуются возможности самих родителей.
4. Поддерживать общение детей друг с другом. PEKiP предоставляет детям первого года жизни возможность быть вместе со своими сверстниками и впервые налаживать социальные связи в присутствии родителей. Благодаря регулярным встречам возникает доверие не только к родителям, но и к другим взрослым.
Стандарты, определяющие работу в PEKiP-группах
PEKiP-группа состоит из 6-8 взрослых и их детей, по возможности одного возраста.
Работа в группе начинается с младенцами в возрасте 4-6 недель. Можно начинать и с детьми более старшего возраста.
Развитие детей необходимо сопровождать и поддерживать в течение всего первого года их жизни.
Встречи происходят один раз в неделю и длятся 90 минут — до или после обеда; при этом одевание и раздевание младенцев является частью занятий.
Всё игровое время дети проводят голенькими.
Работу групп следует проводить в достаточно просторном, теплом и чистом помещении.
Развивающие игры PEKiP — основное содержание работы группы. Они позволяют сопровождать и поддерживать развитие детей, а также передавать знание взрослым деятельно и позитивно, в конкретных ситуациях.
В качестве пособия для демонстрации используется кукла.
Работа с родителями в PEKiP-группах может быть продолжена: родительские вечера, встречи отцов, встречи в выходные дни. Вести группу имеет право только специалист, получивший соответствующий PEKiP-сертификат.
Ребенок вставляет палочку в отверстие
Дайте ребенку пластиковую бутылку с широким горлышком и небольшую палочку или бельевую прищепку. Сначала подождите и понаблюдайте за тем, что будет делать ребенок. Потом покажите ему, как можно вставить палочку в отверстие. Трудность заключается в том, что ребенок должен взять палочку за один конец, а второй направлять в отверстие, держа палочку вертикально. Придется немного потренироваться, чтобы освоить эту игру.
Ребенок вкладывает предметы в отверстия соответствующей формы
Мы видоизменяем описанную ранее игру с отверстием в коробке. Теперь в крышке коробки вырезаны отверстия, соответствующие квадратным, прямоугольным или круглым фигурам.
Сначала вырежьте круглое отверстие: в него легче всего просунуть шарик.
Так вы учите ребенка действовать руками. Если ему не терпится, а ничего не получается, поощряйте его, поговорите с ним, предложите повторить действия. Но не стремитесь к моментальному результату. В какой-то момент ребенок сам поймет, что ему надо делать.
Ребенок вставляет емкости одна в другую
В четвертой четверти года ребенок особенно интересуется пустыми емкостями. В этом возрасте ему нравится засовывать пальцы или руки в коробки и банки.
Это значит, что теперь ребенок после длины и ширины овладевает и третьим измерением,— глубиной. Дайте ему круглые миски, и ребенок попытается вставить одну в другую. Стаканчики одинаковой величины (например, от йогурта) тоже легко вставляются друг в друга.
Если вы дадите малышу две миски разной величины, он сможет вкладывать меньшую в большую, но никак не наоборот. Если у него есть полые кубики различной величины, то он учится вкладывать их друг в друга не только по размеру, но и определять параллельные стороны. Чтобы вставить кубики друг в друга, нужно, чтобы руки работали асимметрично. Одна рука делает вспомогательное движение, а другая — основное. Одна рука держит большой кубик, другая — вкладывает маленький.
При этом совершенно всё равно, делает ребенок основное движение правой или левой рукой. Школьников, которые пишут левой рукой, сейчас уже не переучивают писать правой. «Переориентация» требует
большой затраты энергии и искажает развитие ребенка настолько, что зачастую у него возникают трудности в обучении чтению и письму. В последнее время взрослые левши, которых в детстве приучили писать правой рукой, часто возвращаются к «детскому левшеству». Оказывается, что писать левой рукой им намного удобнее.
Поощряйте ребенка
к разнообразным движениям;
при этом он должен сам выбирать,
какой рукой ему пользоваться
для решения различных задач