Кубики Зайцева

Содержание

КОМПЛЕКТАЦИЯ.............................................................................................................................. 4

ЗНАКОМСТВО С КУБИКАМИ И ТАБЛИЦАМИ, ПОДГОТОВКА ИХ К РАБОТЕ......................................... 5

Почему кубики разного размера и цвета? Так ли уж нужен наполнитель?.................................. 5

«Двойные» кубики.......................................................................................................................... 8

Жюри, брошюра, Шяуляй, Шымкент............................................................................................. 8

Таблицы.......................................................................................................................................... 9

Таблицы 1, 3................................................................................................................................... 9

Таблица 2..................................................................................................................................... 13

ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ СКЛАДОВ

НА КУБИКАХ И В ТАБЛИЦАХ?................................................................................................... 14

ЭКОНОМНОЕ ПИСЬМО................................................................................................................... 14

БУКВЫ, СЛОГИ, СКЛАДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ.................................................................. 15

НУЖНЫ ЛИ ЗВУКОВЫЕ АНАЛИЗЫ?............................................................................................... 17

А КОГДА ЖЕ ТЕРМИНОЛОГИЮ ДАВАТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ?............................................................. 17

ВСЁ ПОЗНАЁТСЯ В СРАВНЕНИИ..................................................................................................... 20

БОРЬБА «ЗВУКОВИКОВ» СО «СКЛАДОВИКАМИ»........................................................................... 20

ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО...................................................................................... 28

ВИДЫ РАБОТЫ.............................................................................................................................. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................................................. 116


 

 

ЗНАКОМСТВО С КУБИКАМИ И ТАБЛИЦАМИ, ПОДГОТОВКА ИХ К РАБОТЕ

1.    Найдите 2 заготовки больших «золотых» кубиков с буквами У О А Э Ы. Укрепите изнутри вкладышами. Вложите по 7 «железок» из набора (наполнитель). Закройте (но пока не заклеивайте) клапаны (рис. 1, с. 6).

Аналогично собираются и остальные 58 кубиков.

2.         В маленькие «золотые» Ю Ё Я Е И (2 штуки) вкладываются по 4 «железки».

3.         В большие «железные» с буквами ЛЛММННРРВВЗББДГ(15 штук) по 7 «железок» и ещё что-нибудь для утяжеления — увесистую гайку, болт или 4 камешка размером с перепелиное яйцо.

4.         В большой «двойной железный» Ж — двойную порцию наполнителя.

5.         В маленькие «железные» ЛЬ ль МЬ НЬ НЬ РЬ ВЬ ЗЬ БЬ ДЬ дь ГЬ (12 штук) — по 4 «железки» и утяжелитель опять же (гайки, болты или 3 камешка).

6.         В маленький «двойной железный» Й — двойную (по сравнению с предыдущим) порцию наполнителя.

2-6. Количество камней не принципиально, важно, чтобы раздавался «железный» шум, а ку­бики отличались от прочих ещё и весом.

7.         В большие «деревянные» ФССП ПТТККХ (10 штук) — по 7 деревяшек из набора.

8.         В большие «двойные деревянные» Ш и Ц — по 14 деревяшек.

9.         В «железно-деревянный» ВЪ ЗЪ БЪ ДЪ СЪ ТЪ — 4 «железки» и 4 деревяшки.

10.      В маленькие «деревянные» ФЬ СЬ СЬ ПЬ ТЬ ТЬ КЬ ХЬ (8 штук) — по 4 деревяшки.

11.      В маленькие «двойные деревянные» Ч и Щ — по 8 деревяшек.

12.      Бело-зелёные (36 — заглавная буква, знак ударения, вопросительный, восклицательный, запятая, точка — 3 штуки; 36 — заглавная буква, знак ударения, дефис, тире, двоеточие, точ­ка — 2 штуки) ничем не заполняются.

Если можете разложить кубики на 12 сортов с закрытыми глазами, значит, всё правильно
сделали.                                     

Кубики, в принципе, уже готовы к работе, не разваливаются, крепенькие, но лучше свобод­ные клапаны всё ж таки заклеить (особенно для работы с группой).

Остатки наполнителя положите в прозрачную пластиковую бутылку (сделав на ней неболь­шой разрез сбоку), чтобы потом показывать детям: «Не ковыряйте кубики, вот что там лежит».

Почему кубики разного размера и цвета? Так ли уж нужен наполнитель?

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие — категории для детей абстрактные и совершенно непонят­ные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, сомнительного качества определения и пояснения (взятые, кстати, из действующих учебников): «Гласные тянутся, а согласные нет», «Гласные не встречают препятствий при своём образовании, а согласные встречают»,' «Гласные звуки состоят из голоса. Воздух свободно проходит через рото­вую полость, не встречая препятствий. Согласные звуки состоят из голоса и шума или только шума, который возника­ет в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути», «Когда произносим гласные, рот раскрыт широко, а когда согласные не широко».

Из всех согласных «не тянутся» только Б, П, Г, Д, Т. Гласные «не встречают препятствий» только в надгортанной области. Произнесите сами У-У-У, О-О-О, А-А-А, Э-Э-Э, Ы-Ы-Ы, И-И-И. Неужели никаких «препятствий» не ощутили в сантиметре от надгортанной области?.. Ребёнок тоже чувствует, а его уверяют, что их нет. На [р], [ж] рот у него раскрывается шире, чем на [и], а «по науке» должен быть уже.

Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твёрдые от мягких, но почему обязатель­но только через термины и определения?

Войдите в положение ребёнка: буквочки маленькие, чёрненькие, друг на друга похожи, да ещё вон скольких ви­дов с «научными» названиями. Не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом ещё и твёрдая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И ещё фонемой. Кого такое не отпугнёт?


А что у нас?

«Золотые» кубики — для гласных.

«Железные» и «деревянные» (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с глас­ными, твёрдым и мягким знаком.

«Железные» — для звонких, «деревянные» — для глухих. Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Увидеть можно, потрогать, потрясти. Термины потом дадим, гораздо важнее сейчас научить­ся из этих кубиков слова составлять: КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т. п.

Даже двухлетки слова с удовольстви­ем собирают, не говоря уж о детях постарше. Если ребёнок довольно быстро составил слово КУ-3-НЕ-ЧИ-К из пяти ку­биков, можно предположить, что он сра­зу (ориентируясь на цвет, размер, скла­ды с буквой К) искал большой «деревян­ный» кубик с КУ, потом (сходным обра­зом) большой «железный» со складом 3, маленький «железный» с НЕ, маленький «двойной деревянный» с ЧИ и большой «деревянный» со складом К. Да ещё и ударение правильно поставил (рис. 2).

Среди пятисот-восьмисот книг на своих полках вы тоже 5-6 нужных легко разыщете, припо­миная их цвет, высоту, толщину, оформление корешка.

У нас же не 800, а всего 61 кубик. Из «бело-зелёных» нужен пока будет только один (со значком ударения), кубик с твёрдыми знаками тоже может в сторонке полежать. Из оста­ющихся пятидесяти шести 16 являются «дубликатами»: по два одинаковых кубика нужны для составления слов вроде МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, НЯ-НЯ, ВО-ВА, и-ль-я, ки-РИ-Л-Л, А-Л-ЛА, БА-НА-Н, КУ-К-ЛА, Т-РА-К-ТО-Р, А-Э-РО-Д-РО-М, ЛИ-ЛИ-я, СО-СУ-ЛЬ-КА, СЕ-МЬ-ДЕ-СЯ-Т и т. п. Так что фактически ребёнку необходимо научиться опознавать всего лишь 40 кубиков.

Для быстрого распознавания и надёжного запоминания используются мнемонические приёмы:

    деление на группы по цвету (5 различий),

    по объёмам (4),

    по звучанию и вибрации наполнителя (5),

    по весу (как минимум 4).                                

Таблицы, с которыми скоро познакомимся, тоже будут помогать распознаванию блоков и запоминанию складов. Неизбежно каждый примечать начнёт: выше или ниже нужные кле­точки расположены, слева, справа, в середине, в начале или конце (помним же с какой полки, с какого места на ней книгу брали, куда поставили).

Ритмичное проговаривание и пропевание цепочек складов с одновременным их показом (см. далее упражнения, игры, аудизапись) обеспечивает их высокую встречаемость и повторяе­мость (способствует, значит, и запечатлению). Только в попевках 3, 4 склады с буквой А, к примеру, встретятся 58 раз.

Условности, обеспечивающие (на кубиках и в таблицах) наглядность, не так уж и абстрактны. Даже трёхлетки знают, что железо тяжелее и звонче дерева. Ничего твёрдого и мягкого в так называемых «твёрдых» и «мягких» нет, а вот большое и маленькое присутствует: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б произносятся с большим объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отодвинут назад и вниз), а БЮ-БЁ-БЯ-БЕ-БИ-БЬ — с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык про­двинут вперёд и вверх).


А «ягоды» на «золотых» кубиках зачем?

Положите (мысленно) большущую клубничину в рот и, с сомкнутыми губами, произнесите что-то вроде «ум» или «ым». — Получили уклад органов речи, характерный для озвучивания русских твёрдых.

А теперь представьте на языке земляничку, прижмите её языком к нёбу и произнесите с сом­кнутыми губами что-то вроде «им». — Получили уклад органов речи, характерный для озву­чивания мягких.

Методика предназначена для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
В комплект входят:
- учебник для родителей, воспитателей, учителей
- таблицы - 5 листов
- заготовки для кубиков - 60 штук
- вкладыши-укрепители
- наполнитель
- клей
- аудиодиск и аудиокассета