Международный бизнес. 4-е издание

Содержание

Часть I. Мировые рынки
Глава 1. Общая характеристика международного бизнеса
Глава 2. Мировые рынки и центры деловой активности
Глава 3. Правовые, технологические и политические аспекты международного бизнеса
Глава 4. Роль культуры
Глава 5. Этика бл**стваьная ответственность в международном бизнесе
Часть II. Международная деловая среда
Глава 6. Теории международной торговли и международных инвестиций
Глава 7. Международная валютная система и платежный баланс
Глава 8. Международные валютные и финансовые рынки
Глава 9. Формирование национальной торговой политики
Глава 10. Международное сотрудничество
Часть III. Управление международным бизнесом
Глава 11. Международный стратегический менеджмент
Глава 12. Анализ зарубежных рынков и стратегии проникновения
Глава 13. Международные стратегические альянсы
Глава 14. Международные организационные структуры и контроль
Глава 15. Лидерство и поведение работников в международной компании
Часть IV. Функции управления в международном бизнесе
Глава 16. Международный маркетинг
Глава 17. Международный операционный менеджмент
Глава 18. Международный финансовый менеджмент
Глава 19. Международный финансовый учет и налогообложение
Глава 20. Международное управление человеческими ресурсами и трудовыми отношениями

Глава 1.

Общая характеристика международного бизнеса

«Олимпийские игры наиболее ярко отображают основные принципы международного бизнеса.»

После изучения главы студент должен уметь:

  • раскрыть значение термина «международный бизнес»;
  • объяснить значимость глубокого понимания принципов международного бизнеса;
  • идентифицировать и описать основные формы международных деловых операций;
  • перечислить причины глобализации.

Олимпийский бизнес

Каждые два года весь мир с интересом следит за Олимпийскими играми. Международный бизнес и глобализация экономики играют важнейшую роль в жизни современного мира во всех ее проявлениях, поэтому нет ничего удивительного в том, что в современных условиях Олимпийские игры наиболее ярко отображают основные принципы международного бизнеса. Организацией Олимпийских игр занимается Международный олимпийский комитет (МОК), штаб-квартира которого находится в Швейцарии. Именно МОК принимает решение о том, где будут проводиться очередные Олимпийские игры, а также какие виды спорта будут представлены на них. Кроме того, МОК осуществляет надзор над процессом подбора судей и рефери. В каждой стране, которая намерена направить своих спортсменов на Олимпиаду, также должен быть организован национальный олимпийский комитет, задача которого состоит в подготовке спортсменов к участию в Олимпийских играх и проведении необходимых организационных мероприятий. Национальные олимпийские комитеты подотчетны МОК и осуществляют свою деятельность под его контролем.

Города, которые претендуют на роль хозяев Олимпийских игр, должны подать в Международный олимпийский комитет тщательно разработанный план проведения соответствующих мероприятий. Кроме того, они должны взять на себя обязательства по сооружению необходимых спортивных объектов, привлечению добровольцев, а также по другим вопросам организационного обеспечения Олимпийских игр. Например, в своей заявке на проведение зимних Олимпийских игр в 1998 г. Япония обязалась построить новую скоростную железнодорожную линию между Токио и Нагано, местом проведения игр. Как известно, в конечном итоге именно город Нагано был избран в качестве места проведения этих Олимпийских игр.

Следует отметить, что соперничество между странами, оспаривающими право на проведение Олимпийских игр, иногда может носить негативный характер. В качестве иллюстрации можно привести следующие примеры. В результате того, что сенат США принял резолюцию, резко снизившую шансы китайской столицы Пекин на проведение Олимпийских игр в 2000 г., это право получил город Сидней, Австралия. Это стало поводом для угроз со стороны китайских властей Соединенным Штатам Америки о начале торговой войны. (Впоследствии Пекину было предоставлено право на проведение олимпийских игр в 2008 г.) Американскому городу Солт-Лейк-Сити не удалось завоевать право на проведение Олимпийских игр в 1998 г. В результате местный городской организационный комитет начал массовую кампанию, направленную на то, чтобы любой ценой получить право на проведение игр в 2002 г. К сожалению, во время этой кампании был предпринят широкомасштабный, вышедший за рамки нравственных норм подкуп членов МОК в виде богатых подарков и развлечений. Когда эти события стали общеизвестными, это положило начало борьбе за реорганизацию Международного олимпийского комитета, развернувшейся во всем мире.

В чем заключаются причины стремления того или иного города стать местом проведения Олимпийских игр? Большинство городов оспаривают это право, поскольку проведение Олимпийских игр позволило бы им заявить о себе на международной арене и, следовательно, ускорить процесс экономического развития. Кроме того, та или иная страна или город получает долгосрочные выгоды от проведения Олимпийских игр с точки зрения туристического бизнеса. Например, спортсмены-лыжники, конькобежцы и сноубордисты продолжают охотно пользоваться спортивными сооружениями, возведенными в местах проведения предыдущих зимних олимпийских игр, таких как Нагано, Лиллехаммер, Калгари, Альбервиль и Лейк-Плэсид, щедро вкладывая деньги в местную экономику на протяжении длительного периода после того, как погас олимпийский огонь. Помимо всего прочего Олимпийские игры во многих случаях ускоряют процесс улучшения инфраструктуры города. Например, скоростная железнодорожная линия между Токио и Нагано позволила сократить длительность путешествия между этими городами в два раза. Преимущества этой линии сохраняют свою значимость как для местных жителей, так и для гостей страны.

Высокий уровень затрат, которых требует проведение Олимпийских игр, объясняет тот факт, что и МОК, и национальные олимпийские комитеты уделяют особое внимание поиску способов генерирования доходов. Показ олимпийских соревнований по телевидению представляет собой один из важнейших источников дохода. Компания NBC, например, заплатила $1,27 млрд за право трансляции на территории США событий, происходивших во время летних Олимпийских игр в Сиднее в 2000 г., а также во время зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. Впоследствии компания выделила еще $2,3 млрд на сохранение за собой права на показ Олимпийских игр 2004, 2006 и 2008 г., и $2,2 млрд — на трансляцию игр 2010 и 2012.г., даже несмотря на то, что места проведения этих олимпиад еще не определены. Права на трансляцию Олимпийских игр на территории Европы, Австралии, Азии и других стран Северной и Южной Америки продаются местным радио- и телевещательным компаниям по более низкой, но не менее впечатляющей цене. NBC и местные вещательные компании, в свою очередь, продают рекламное время компаниям, которые стремятся к тому, чтобы таким образом привлечь поклонников Олимпийских игр из всего мира в число потребителей своей продукции. Например, несмотря на то что компании NBC пришлось выплатить большую сумму денег за права на телевизионный показ Олимпийских игр, она заработала $125 млн на трансляции игр 2000 и 2002 гг. и планирует получить прибыль от круглосуточной трансляции игр 2004 г. по каналам своих пяти телевизионных сетей: Bravo, CNBC, NBC, MSNBC и Telemundo.

Еще один важный источник получения доходов, используемый МОК и национальными олимпийскими комитетами, — это заключение контрактов с корпоративными спонсорами, которые желают повысить престиж своих торговых марок и получить выгоды от того, что эти торговые марки будут ассоциироваться в представлении потребителей с Олимпийскими играми. Самый дорогостоящий контракт, заключаемый МОК с партнерами, сфера деятельности которых охватывает все страны мира, составляет $55 млн. Такой контракт наиболее привлекателен для фирм, реализующих свою продукцию во всем мире, в частности, для таких компаний, как Coca-Cola, Kodak, Panasonic и Samsung. Основное преимущество партнерского сотрудничества международной компании с МОК состоит в том, что заинтересованная сторона получает преимущественное право на размещение рекламы во время трансляции олимпийских соревнований (в случае, если компанией будет принято решение о покупке места для размещения рекламы или рекламного времени). Например, компания Coca-Cola заплатила $60 млн свыше своего спонсорского взноса за право на размещение рекламы во время телевизионной трансляции игр 1996 и 2000 гг.

Крупные сети телевизионного вещания и корпоративные рекламодатели расходуют миллионы долларов на приобретение прав на трансляцию Олимпийских игр. Этот факт иллюстрирует процесс интернационализации бизнеса, которая стала результатом стремления таких крупных компаний, как Coca-Cola, Panasonic и Samsung, к расширению рынка сбыта своей продукции до масштабов всего мира. Силы, превратившие Олимпийские игры в международное коммерческое предприятие, — это те же силы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность компаний во всем мире как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Изменения, происходящие в сфере систем связи, транспортных средств и информационных технологий, не только облегчают зарубежную экспансию национальных фирм на международный рынок, но и способствуют проникновению иностранных компаний на внутренний рынок страны. Такая тенденция, сформировавшаяся на протяжении последнего десятилетия, имеет в своей основе бурное развитие электронной коммерции, а также устранение преград на пути международной торговли и международных инвестиций, которое стало возможным благодаря усилиям Всемирной торговой организации (World Trade Organization — WTO) и Европейского Союза. Действительно, происходящие изменения настолько широкомасштабны, что многие футуристы говорят о возникновении глобальной экономики, «не имеющей границ», — мировой экономики, в условиях которой границы государств теряют свое значение.

Глобальная экономика оказывает большое влияние на все события повседневной жизни каждого человека, начиная с товаров, которые он покупает, и цен, по которым эти товары продаются, процентных ставок по кредитам и заканчивая выбором профессии. Цель, которую преследовали авторы этой книги, заключается в том, чтобы помочь читателю освоиться в формирующейся среде международного бизнеса, а также научиться более эффективно действовать в этой среде. Для того чтобы успешно работать в этой сфере, необходимо изучить базовые понятия и концепции международного бизнеса. Кроме того, будущим менеджерам необходимо освоить принципы использования этих понятий и концепций в процессе принятия решений, разработки стратегий и организации действий других людей. Помимо всего прочего специалист, работающий в сфере международного бизнеса, должен хорошо знать основополагающие принципы и составляющие глобальной экономики, а также механизмы ее воздействия на людей, предприятия и отрасли. Крайне важно понимать пути развития глобальной экономики, а также сущность сложных коммерческих и политических отношений между странами Азии, Европы, Северной Америки и другими странами мира.

Для того чтобы гарантировать способность специалиста эффективно действовать в области международного бизнеса, авторы книги развивают у читателя способность к пониманию глубинных причин и взаимосвязей, а также предоставляют читателю возможность получить необходимые знания и навыки, имеющие решающее значение для его успешной работы в сфере мировой экономики. С этой целью в книге приведены сотни примеров того, как международные компании добиваются успеха, а также как они в некоторых случаях терпят неудачи. В книгу также включены многочисленные комментарии и примеры деятельности международных компаний. Эти комментарии приведены в специальных разделах, имеющих следующие названия: «Мир в центре внимания», «Мир е-технологий», «Глобальное обучение», «Аргументы за и против», «Приключения за границей». Кроме того, читатель имеет возможность закрепить полученные навыки, выполнив упражнения, представленные в конце каждой главы, в разделах «Развитие навыков в международном бизнесе» и «CultureQuest».

Что такое международный бизнес?

Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями.

Чем международный бизнес отличается от коммерческой деятельности внутри одной страны? Если говорить кратко, внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы. Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие:

  • в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон;
  • существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством. В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудноразрешимой проблемой для международных менеджеров;
  • между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны;
  • для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов. Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны.

В большинстве случаев базовые навыки и знания, необходимые для успешной работы менеджера в сфере международного бизнеса и внутренних деловых операций, не отличаются по своей сути. Например, менеджеры по маркетингу должны осуществлять анализ нужд и пожеланий целевых потребителей независимо от того, заняты ли они в сфере международного или национального бизнеса. Тем не менее, несмотря на тождественность общего подхода к ведению бизнеса, не подлежит сомнению тот факт, что степень сложности работы менеджера, занятого в сфере международного бизнеса, намного выше по сравнению с аналогичной работой, выполняемой в рамках одной страны. Специалисты, занимающиеся международным бизнесом, должны быть хорошо осведомленными в вопросах культурных, законодательных, политических и социальных различий между странами. В круг обязанностей таких специалистов входит правильный выбор стран, где будет продаваться продукция компании, и стран, где будут приобретаться необходимые ресурсы. Кроме того, в обязанность специалистов, работающих на международные компании, входит координация деятельности зарубежных дочерних предприятий компании в соответствии с нормами, принятыми налоговыми и другими контролирующими органами соответствующей страны, а также других стран, где они ведут свои деловые операции.

Зачем изучать международный бизнес?

Существует ряд причин, по которым современным студентам необходимо более глубоко изучать международный бизнес. Одна из основных причин состоит в том, что практически все крупные компании, на которые студенты будут работать в будущем, либо осуществляют деловые операции в других странах мира, либо вовлечены в процесс глобализации экономики другими способами. Следовательно, чтобы иметь возможность сделать хорошую карьеру, а также поддерживать полезные контакты с другими менеджерами, будущий специалист должен хорошо разбираться в вопросах международной коммерческой деятельности, приобретающей все большее значение в мире. Например, первым рабочим заданием менеджера может быть участие в работе команды, занимающейся реализацией одного из проектов. В состав этой команды могут входить специалисты из Мексики, Уругвая, Канады и Соединенных Штатов Америки. Понимание основ международного бизнеса помогло бы этому менеджеру более глубоко разобраться в причинах формирования этой команды, в целях, поставленных перед ней, а также найти способы более эффективного взаимодействия с коллегами. Кроме того, необходимость в изучении международного бизнеса может быть обусловлена тем, что будущему специалисту, возможно, придется работать на фирму, принадлежащую корпорации, штаб-квартира которой находится в другой стране. Например, 6,4 млн американцев работают на иностранные компании, дочерние предприятия которых расположены на территории США. С другой стороны, работой на зарубежных дочерних предприятиях американских корпораций заняты 8,1 млн жителей стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки, а также граждан Канады.

Мелкие компании также все больше вовлекаются в сферу международного бизнеса. В случае открытия новой компании предприниматель может столкнуться с необходимостью использования заграничных материалов или оборудования, произведенного в другой стране, либо с необходимостью вести конкурентную борьбу с иностранными компаниями, либо даже с возможностью продавать свою продукцию на зарубежных рынках сбыта (что вполне возможно). Бурное развитие торговли с использованием электронных средств коммуникации открыло новые возможности для мелких компаний. В прошлом, для того чтобы выйти на внешний рынок, компании приходилось кропотливо заниматься созданием сети центров распределения продукции, а также обеспечивать признание торговой марки в каждой стране, — процесс, реализация которого так много раз ставила крупные компании в гораздо более выгодные условия по сравнению с мелкими фирмами. В современных условиях хорошо разработанный web-сайт позволяет любой компании, независимо от ее размера, расширить свой бизнес на сегмент рынка, охватывающий потребителей во всем мире, без необходимости физического присутствия в каждой отдельно взятой стране. Такая возможность существенно облегчает процесс выхода мелких компаний на мировой рынок. Кроме того, использование информационных технологий, в частности Интернета, предоставляет в распоряжение мелких фирм ряд способов сокращения издержек, что позволяет этим фирмам успешно конкурировать с более крупными компаниями. В качестве примера можно привести компанию Lee Hung Garment Factory, семейное предприятие по пошиву одежды, расположенное в Гонконге. Владельцам этого предприятия удалось в три раза сократить затраты на поддержание контактов со своими заказчиками, используя возможности Интернета вместо факсов и телефонных звонков. Вместо пересылки образцов своей продукции в адрес заказчиков по экспресс-почте сейчас для передачи фотографий образцов одежды используется Интернет. По оценкам менеджеров компании, использование новой технологии позволило компании сократить затраты на разработку моделей на 15–20%.

Еще одна причина, обусловливающая необходимость изучения международного бизнеса, заключается в том, что менеджер не должен допускать отставания от своих будущих конкурентов. Студенты, изучающие бизнес в странах Европы, обычно изучают несколько языков, много путешествуют, а также приобретают практический опыт, работая в разных странах. Во многих европейских университетах разрабатываются программы изучения менеджмента, многие из которых требуют, чтобы студенты проводили не менее одного семестра в других странах. Студенты, получающие образование в странах Азии, также энергично работают над тем, чтобы глубже изучить рынки и культуру других стран, в особенности стран Северной Америки и Европы. Эти студенты, готовящиеся стать менеджерами, очень скоро составят конкуренцию читателю данной книги, работая на конкурирующие компании или даже на компанию, где будет занят сам читатель. Это значит, что о своей карьере необходимо заботиться еще во время учебы, максимально развивая свои навыки и углубляя знания в сфере международного бизнеса. Не подлежит сомнению тот факт, что отсутствие таких знаний и навыков может стать серьезной помехой на пути карьерного роста.

Помимо всего прочего международный бизнес необходимо изучать для того, чтобы быть в курсе последних достижений в сфере технологий управления, многие из которых были разработаны за пределами Северной Америки. Например, в Японии был разработан и применен на практике метод управления материальными запасами, получивший название «точно вовремя» (JIT, just-in-time). Работая по системе «точно вовремя», поставщики обязаны обеспечивать доставку исходных ресурсов в адрес компании по мере возникновения необходимости в них. Такие компании, как Volvo, расположенная в Европе, и Honda, находящаяся в Японии, были в числе первых компаний, которые опробовали новые методы организации труда, такие как делегирование полномочий, кружки качества, автономные и многофункциональные рабочие группы. Цель внедрения этих методов состояла в повышении производительности труда работников и степени их удовлетворенности своей работой. Компании, менеджеры которых остаются безразличными к новаторским методам работы конкурирующих компаний из других стран мира, неизбежно потерпят неудачу на мировом рынке.

Последний аспект изучения международного бизнеса, имеющий немаловажное значение, — это повышение компетентности будущих менеджеров в вопросах культуры. По мере того как культурная жизнь и политические системы разных стран мира становятся все более и более взаимосвязанными, глубокое понимание сходных характеристик народов мира и различий, существующих между ними, будет приобретать все большее значение. Менеджеры все чаще будут поддерживать контакты с коллегами, потребителями, поставщиками и конкурирующими фирмами из стран с разным культурным наследием. Владение информацией о том, каким образом компании, с которыми менеджеру придется поддерживать контакты, приспосабливаются к ведению бизнеса в условиях глобализации, поможет этому специалисту заслужить уважение и доверие этих компаний, а также обеспечить своей компании конкурентные преимущества в процессе сотрудничества с ними (см. раздел «Глобальное обучение»). И наоборот, если менеджер знает мало или не знает ничего о мире, который его окружает, к нему могут отнестись как к заурядному, преувеличивающему свои возможности специалисту или даже как к специалисту, не пригодному к выполнению возложенных на него обязанностей. Это утверждение истинно независимо от того, к какой категории людей оно относится, — к менеджерам, к потребителям или всего лишь к обозревателям событий, происходящих в мире.

Формы международной предпринимательской деятельности

Исторически сложилось так, что первой формой международного бизнеса стали экспорт и импорт (см. раздел «Мир в фокусе»). Однако в сложных условиях современного мира широкое распространение получили и другие формы международного бизнеса.

Экспорт и импорт

Экспорт — это продажа продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории других стран. Импорт — это закупка продукции, произведенной в других странах, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории своей страны. Все экспортно-импортные операции подразделяются на две группы. Первая группа — это торговля товарами (материальными продуктами), такими как предметы одежды, компьютеры, а также сырье. В официальных документах правительства США такой тип торговли обозначается термином «merchandise exports and imports» («экспорт и импорт товаров»); в Великобритании для обозначения этого понятия используется термин «visible trade» («видимая торговля»). Вторая группа экспортно-импортных операций — это торговля услугами (нематериальными продуктами), такими как банковские, транспортные и бухгалтерские услуги. В Соединенных Штатах этот тип торговли имеет название «services exports and imports» («экспорт и импорт услуг»); британцы обозначают его термином «invisible trade» («невидимая торговля»).

Во многих случаях экспорт имеет решающее значение для финансового благополучия компании. Например, в компании Boeing 53% объема коммерческих продаж самолетов приходится на зарубежных заказчиков, что позволяет создать десятки тысяч рабочих мест на предприятиях самой компании и еще больше — на предприятиях поставщиков запасных частей и деталей. Зарубежные продажи достаточно часто играют важную роль и в деятельности менее крупных компаний, таких как Markel Corporation, производитель эластичных труб и изолированного провода, основные предприятия которого расположены в штате Пенсильвания. На долю экспортных операций приходится 40% от годового объема продаж компании, составляющего $26 млн.4 Торговля имеет большое значение и в жизни целых стран. Как показано на рис. 1.1, в Нидерландах на долю экспорта приходится более 60% валового внутреннего продукта (ВВП); в таких странах, как Канада, Германия, Франция и Великобритания, экспорт составляет четверть ВВП.

мб1

Зарубежные инвестиции

Вторая форма международной предпринимательской деятельности, имеющая такое же значение, как экспорт и импорт, — это зарубежные инвестиции, или передача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны. Такие инвестиции подразделяются на две категории: прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции. Прямые зарубежные инвестиции (foreign direct investments, FDI) — это вложение капитала с целью осуществления приобретения и реального контроля над объектами собственности, активами и целыми компаниями в других странах (страна, на территории которой находится штаб-квартира материнской компании, — это страна происхождения (home country), а страна, на территории которой эта компания ведет бизнес, — это страна, принимающая инвестиции, или страна пребывания (host country)). В качестве примера прямых иностранных инвестиций можно привести приобретение компанией Ford Motor Company всех обыкновенных акций шведской компании Volvo Corporation. После покупки этих акций из материнской компании Ford в компанию Volvo были направлены специалисты, задача которых состояла в осуществлении контроля над деятельностью компании, а также в интегрировании работы компании с программами закупок и маркетинга, реализуемыми корпорацией Ford в масштабах всего мира.

Портфельные инвестиции (portfolio investments) — это приобретение зарубежных финансовых активов (акций, облигаций и депозитных сертификатов), не ставящее целью осуществление контроля. Примером портфельных инвестиций может служить покупка тысячи обыкновенных акций компании Sony датским пенсионным фондом. Посредством такого вложения капитала пенсионный фонд предпринял попытку увеличить норму прибыли от своих основных средств, а не получить контроль над процессом принятия решений в компании Sony. По той же причине многие инвесторы в последние годы приобретают акции инвестиционных фондов открытого типа, которые специализируются на иностранных акциях и облигациях.

Другие формы международных деловых операций

Помимо перечисленных выше международный бизнес может осуществляться и в других формах. Важнейшие из них — это лицензирование, франчайзинг и управленческие контракты. Лицензирование (licensing) предполагает заключение договора, в соответствии с которым фирма, находящаяся в одной стране, выдает компании другой страны лицензию на использование своей интеллектуальной собственности (патентов, торговой марки, фирменного названия, авторских прав или секретов производства) в обмен на выплату роялти. Например, компания Walt Disney может выдать немецкой компании по пошиву одежды разрешение на выпуск детских пижам с изображением улыбающегося Микки Мауса на условиях выплаты этой компанией процента от продаж. Франчайзинг (franchising) — это особая форма лицензирования, суть которой состоит в том, что фирма, находящаяся в одной стране (франчайзер), выдает компании из другой страны (франчайзи) разрешение на использование своей технологии производства, а также бренда, торговой марки и логотипа в обмен на выплату роялти. Например, компания McDonald’s Corporation продает права на открытие ресторанов быстрого обслуживания во всем мире. Управленческий контракт (management contract) — это соглашение, в соответствии с которым компания в одной стране дает фирме, находящейся в другой стране, согласие на управление мощностями этой фирмы или оказание иных управленческих услуг за определенное вознаграждение (размер которого оговорен в контракте). Управленческие контракты получили широкое распространение среди наиболее крупных компаний, функционирующих в сфере гостиничного бизнеса. Многие компании, такие как Mariott и Hilton, далеко не всегда владеют дорогими отелями, которые носят имена этих брендов и которые можно встретить во всех странах мира, — они только управляют этими отелями на условиях, предусмотренных в соответствующих контрактах.

Компанию, которая использует деловые операции, перечисленные выше, можно назвать международной компанией. Более формальное определение компаний такого типа можно сформулировать следующим образом. Международная компания* — это любая организация, которая осуществляет свою деятельность на основании заключения коммерческих сделок с отдельными лицами, частными фирмами и/или государственными организациями зарубежных стран. Обратите внимание, что термин «international business» использовался ранее для обозначения деловых операций, пересекающих границу. В дальнейшем в книге значение этого термина будет определяться контекстом его использования.

Термин «многонациональная корпорация», сокращенно МНК (multinational corporation, MNC), используется для обозначения компаний, активно вовлеченных в международный бизнес. Более точное определение можно сформулировать таким образом: многонациональная корпорация — это компания, которая «осуществляет прямые зарубежные инвестиции, а также владеет предприятиями, расположенными в зарубежных странах, и контролирует процесс создания ценности на этих предприятиях». Помимо владения иностранными активами и осуществления контроля над ними, многонациональные корпорации, как правило, покупают ресурсы и производят товары и/или услуги во многих странах, а затем продают эти товары и услуги потребителям в разные страны мира. Многонациональные корпорации координируют свою деятельность через свои штаб-квартиры , однако они могут предоставлять своим аффилированным и дочерним компаниям, действующим на иностранных рынках, значительную свободу действий в вопросах адаптации своей деятельности к местным условиям. В табл. 1.1 перечислены самые крупные многонациональные корпорации мира.

Поскольку некоторые крупные международные компании, такие как британская страховая компания Lloyd’s of London, на самом деле не относятся к категории корпораций, некоторые авторы проводят различие между транснациональными корпорациями и многонациональными предприятиями (multinational enterprises, MNE). Кроме того, поскольку некоммерческие организации, такие как Международный олимпийский комитет и Международный Красный Крест, нельзя отнести к числу предприятий, для обозначения организаций такого типа, а также некоторых коммерческих организаций, можно использовать термин «многонациональная организация» (multinational organization). Поскольку в деловой прессе общепринятым является термин «многонациональная корпорация», именно этот термин будет использоваться в данной книге, даже несмотря на то, что сугубо формально его следовало бы использовать только применительно к компаниям, юридически зарегистрированным как корпорации.

Эпоха глобализации

За последнее десятилетие масштабы международного предпринимательства выросли настолько, что многие эксперты заявляют о наступлении эры глобализации. Глобализация — это «непрерывно продолжающийся, устойчивый процесс интеграции рынков, суверенных государств и технологий… который позволяет отдельным лицам, корпорациям и суверенным государствам быстрее, чем когда бы то ни было, с минимальными затратами устанавливать более глубокие контакты с партнерами, рассредоточенными по всему миру».

Существует ряд факторов, которые оказали влияние на усиливающуюся интеграцию мировой экономики и стран мира. Крах Советской империи в конце 80-х гг. позволил устранить разделение мира на два лагеря — коммунистический и капиталистический. В последующие годы активизировалась предпринимательская деятельность на открытых рынках, сократилось вмешательство государства в экономику, ускорился процесс приватизации. Достижения в сфере технологического прогресса также способствовали углублению интеграции. Самый яркий пример влияния передовых технологий на мировую экономику — это всемирная сеть Интернет. Кроме того, большую роль в глобализации экономики сыграли такие технологические новинки, как сотовые телефоны, персональные компьютеры, спутники связи и т. д. Все эти, а также другие прогрессивные технологии, ускорили процесс формирования мирового рынка капитала, развития электронной коммерции, создания цепочек снабжения, которые охватывают весь мир, а также беспрецедентного роста объемов международной торговли и международных инвестиций.

Многие эксперты с энтузиазмом говорят о том, что глобализация приведет в результате к созданию мира без границ, в котором суверенные государства все больше и больше будут терять свое влияние. Другие специалисты выражают сомнения по этому поводу. В книге «The Lexus and the Olive Tree» («Lexus и оливковое дерево») корреспондент «New York Times» Томас Л. Фридмен (Thomas L. Friedman) приводит доказательства в пользу того, что такие явления, как процесс глобализации и существование суверенных государств, будут оставаться основными, во многих случаях антагонистическими, факторами современной жизни.

В метафоре, использованной в книге, роскошный автомобиль «Lexus» символизирует глобализацию коммерческой деятельности, а также силы, которые усредняют стремления, возможности и убеждения людей во всем мире. И напротив, оливковое дерево

…олицетворяет все, что связывает нас с нашими истоками, что является нашей опорой, отождествляет нашу сущность и определяет наше место в мире… Оливковые деревья, дающие нам семейное тепло, радость бытия… Нет сомнения в том, что суверенные страны никогда не исчезнут, даже если их сила ослабнет, и причина этого заключается в том, что отечество — это то же оливковое дерево, которое в конечном итоге делает нас теми, кто мы есть.

Одна из сложнейших задач, стоящих перед политическими лидерами и крупными бизнесменами ближайших десятилетий, состоит в том, чтобы понять и, по возможности, согласовать противоречащие друг другу, во многих случаях несовместимые потребности глобальной экономики (которую символизирует «Lexus») и интересы стран мира (оливковое дерево), которые составляют основу этой экономики.

Кроме того, по мнению многих критиков, глобализация дает много преимуществ, но не обходится и без потерь. Общеизвестным является тот факт, что компании из развитых стран переносят производство на территорию развивающихся стран, где трудовое законодательство и законы об охране окружающей среды не настолько обременительны в плане требуемых затрат и отсутствуют строгие требования к их соблюдению. Активисты, борющиеся за права человека (в том числе за право на труд), а также специалисты по охране окружающей среды убеждены в том, что таким образом эти компании пренебрегают своими обязанностями перед трудоспособным населением своих государств. Другие оппоненты идеи глобализации утверждают, что господствующие институты эпохи глобализации (Всемирная торговая организация, Всемирный банк и Международный валютный фонд) антидемократичны по своей сути и поддерживают интересы богатых и влиятельных людей в ущерб бедным и неимущим.9 Необходимость разрешения этих, а также других противоречий ставит перед народами мира проблемы, которые предстоит решать в ближайшие годы. Другие проблемы, обусловленные глобализацей, анализируются во вставке «CultureQuest», представленной в конце главы.

Современные причины глобализации

Рост международного бизнеса в последние годы был вполне очевидным и весьма впечатляющим. Однако почему такое развитие стало возможным? Кроме того, почему так высока вероятность дальнейшей активизации международного бизнеса на протяжении следующего десятилетия? Существуют две основные причины этого явления: стратегические потребности компаний, которые дают импульс процессу глобализации, а также изменение среды международного бизнеса , способствующее этому процессу.

Стратегические императивы

Существует ряд базовых причин, заставляющих фирмы становиться более глобальными как в плане общего курса развития, так и в плане повседневной практической деятельности. В число таких стратегических императивов входит использование ключевой компетенции компании, приобретение ресурсов по более низкой цене, проникновение компании на новые рынки и необходимость конкурировать в своей отрасли.

Использование ключевой компетенции компании. Одним из важнейших оснований для глобализации является возможность более широкого использования ключевых компетенций, которые компании удалось развить на внутреннем рынке. Ключевая компетенция (core competency) определяет отличительную сильную сторону или преимущество, имеющее первостепенное значение для успешной работы компании. Применяя ключевую компетенцию на новых рынках, компания может увеличить свои доходы и прибыли. Например, в компании Nokia была разработана новейшая технология производства сотовых телефонов, которые были охотно приняты потребителями на внутреннем рынке Финляндии. Менеджеры Nokia быстро поняли, что компания могла бы увеличить свои доходы и прибыли, расширив производство и продажи в других странах. Точо так же компанией Singapore Airlines с момента основания в 1972 г. проводилась напряженная работа по формированию опережающих стандартов обслуживания потребителей и надежности полетов, которые позволили компании привлечь миллионы пассажиров из всех стран Азии в число своих клиентов. У руководства компании не было сомнений в том, что путешественники из стран других регионов обязательно оценят чуткую, преданную заботу о пассажирах, благодаря которой компании удалось добиться такой популярности. На основании этой уверенности было принято решение о расширении сферы услуг, предоставляемых компанией Singapore Airlines, на 90 больших городов в 40 странах мира.

Приобретение ресурсов. Еще одним важным основанием для ведения бизнеса в международных масштабах является необходимость приобретения за рубежом таких ресурсов, как материалы, рабочая сила, капитал или технология. В некоторых случаях компании испытывают острую потребность в том, чтобы воспользоваться зарубежными источниками ресурсов, так как на местном рынке соответствующие продукты или услуги либо полностью отсутствуют, либо их недостаточно для удовлетворения потребностей компании. Например, североамериканские компании, занимающиеся оптовой торговлей продовольственными товарами, покупают кофе и бананы в Южной Америке; японские фирмы покупают лесоматериалы и изделия из древесины в Канаде; компании всех стран мира покупают нефть в странах Ближнего Востока и Африки. В других случаях компаниям проще и дешевле покупать ресурсы в других странах. Например, многие рекламные агентства США снимают рекламные ролики за границей. Наиболее популярным местом для рекламных съемок стал южноафриканский город Кейптаун, поскольку в этом городе аренда оборудования и оплата труда членов съемочной группы обходится на 40% дешевле, чем в Лос-Анджелесе.

Поиск новых рынков сбыта. Необходимость поиска новых рынков сбыта — это также одна из распространенных причин выхода компаний на международные рынки. Когда внутренний рынок, на котором компания реализует свою продукцию, становится полностью сформированным, на этом рынке все труднее и труднее генерировать высокие доходы и обеспечивать рост прибыли. Например, рынок сбыта зубной пасты в Канаде, Соединенных Штатах и странах Европейского Союза можно считать сформировавшимся, поскольку большинство людей в этих странах понимает значимость правильного ухода за зубами, а также имеют в своем распоряжении необходимые финансовые ресурсы для того, чтобы регулярно покупать зубную пасту. Следовательно, такие компании, как Procter & Gamble, Unilever и Colgate-Pаlmolive, не могут рассчитывать на заметное увеличение объема продаж своей зубной пасты на этих рынках. В поисках возможностей увеличения объема продаж эти компании начали активно осваивать формирующиеся рынки таких стран, как Китай, Индия и Индонезия. Процессу освоения новых рынков сопутствуют еще два преимущества. Во-первых, у компании может появиться возможность получить экономию от масштаба на базе сокращения среднего объема издержек производства на единицу продукции при увеличении объема производства. Во-вторых, освоение новых рынков позволяет компании диверсифицировать пути поступления доходов. В таком случае компания, обслуживая большее количество стран, становится менее зависимой от продаж своей продукции в одной отдельно взятой стране, что позволяет компании защитить себя от возможных потрясений в экономике этой страны.

Необходимость конкурировать более эффективно. Еще одна из причин выхода компаний на зарубежные рынки сбыта состоит в стремлении повысить эффективность конкурентной борьбы в отрасли, где работает компания. Например, компания Coca-Cola чрезвычайно активно осваивает мировой рынок, поэтому у компании Pepsi-Cola не остается другого выбора, как делать то же самое, чтобы не отстать от своего главного конкурента. Если бы Pepsi-Cola позволила компании Coca-Cola получить господство над важнейшими рынками сбыта, Coca-Cola могла бы использовать прибыль, полученную на этих рынках, для того чтобы предпринять финансовую атаку на своего конкурента на оставшихся рынках. Такая ситуация складывается, например, на рынке оборудования для земляных работ, а также на рынке сбыта фотопленки и предоставления услуг по фотопечати. Компании, занимающие лидирующие позиции в этих областях, предпринимают друг против друга постоянные атаки и контратаки в каждом регионе мира, чтобы помешать своим конкурентам занять господствующие позиции в той или иной стране.

Изменение условий ведения бизнеса и глобализация

Рассмотренные выше стратегические императивы обусловливают стремление компаний интернационализировать свою деятельность. В то же время расширение международных деловых операций компаний до масштабов, которые были зафиксированы после Второй мировой войны, было бы невозможно без существенных изменений политических и технологических условий ведения бизнеса.

Изменение политической среды. В первой половине двадцатого столетия выходу компаний на новые рынки препятствовали барьеры на пути развития торговли, возведенные правительствами иностранных государств. После Первой мировой войны многие страны, в том числе Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания и Германия, ввели таможенные тарифы и квоты на ввозимые товары, а также создали благоприятные условия для ведения бизнеса отечественными фирмами, предоставляя им правительственные контракты на поставку продукции. В результате в 30-е гг. объем международной торговли и международных инвестиций существенно снизился. Однако после Второй мировой войны эта практика была полностью пересмотрена. Между основными странами, занимающимися торговлей, состоялись переговоры о сокращении таможенных тарифов и квот, а также об устранении ограничений на прямые иностранные инвестиции на территории этих стран. Многие из этих договоренностей были достигнуты в процессе работы по заключению Генерального соглашения о тарифах и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT), а также в результате усилий, предпринятых правопреемником этого договора — Всемирной торговой организацией (ВТО). Региональные соглашения, такие как Европейский Союз, Общий рынок стран Южной Америки (MERCOSUR) и Североамериканское соглашение о свободной торговле, НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA), также ослабили ограничения на инвестиционную деятельность и на торговлю между странами-участниками этих договоров.

Изменение технологической среды. Изменения в политике, проводимой правительствами стран мира, активизировали международные деловые операции. Новые технологии (в частности, в области систем связи, транспортных средств и средств обработки информации) сделали международный бизнес легко осуществимым и более прибыльным. Можно только представить себе, насколько трудным было ведение бизнеса в международных масштабах в условиях, когда основным транспортным средством был парусный корабль, основной формой обработки данных — карандаш и бумага, а основным способом передачи информации — доставка писем почтальоном, передвигающимся на коне. Развитие транспорта за последние 150 лет (от парусного корабля и парохода до гидросамолета и реактивного самолета) означает, что менеджеру, работающему в Лондоне, больше нет необходимости проводить в пути целые недели, чтобы обсудить дела со своими коллегами в Нью-Дели, Торонто или Нью-Йорке. Кроме того, развитие транспортных средств дало импульс развитию международного туризма, который является одной из важнейших составляющих международной коммерческой деятельности в сфере услуг. (Пример влияния международного туризма на местную экономику см. в разделе «Бизнес за границей».) Постоянное увеличение мощности компьютеров, обеспечивающее возможность быстрой обработки больших объемов информации, позволяет компаниям успешно управлять своими офисами и предприятиями, расположенными в любой стране мира. В компании Exxon Mobil, например, компьютерная сеть широко используется для адаптации объема производства на нефтеочистительных заводах и расписания рейсов танкеров к изменениям спроса на мировом рынке. Достижения в сфере информационных технологий, такие как изобретение факсимильного аппарата и электронной почты, позволяют менеджеру, находящемуся в Токио, получать сообщения от своих коллег из Амстердама, Абиджана и Окленда за несколько минут, а не за несколько дней. Такие технологические достижения делают процесс управления территориально удаленными компаниями намного более доступным в наши дни по сравнению с тем, о чем можно было только мечтать всего несколько десятилетий назад. Такая доступность новейших технологий еще больше стимулирует проникновение компаний на международные рынки.

Некоторые эксперты убеждены в том, что беспрецедентная результативность экономики США в 90-е гг. была обусловлена (по крайней мере, частично) активным внедрением информационных технологий в обычную и деловую жизнь. На протяжении большей части послевоенного периода страны Западной Европы и Япония медленно продвигались в своем развитии с помощью Соединенных Штатов, используя американские технологии и в то же время инициируя свои собственные технологические новшества. В 1971 г. доход на душу населения в США на 31% превышал соответствующий показатель в других ведущих промышленно развитых странах, но к 1990 г. этот разрыв сократился до 10%. В 90-е гг. этот разрыв снова начал увеличиваться и в конце 1999 г. составил 22%. Нет сомнения в том, что такая ситуация была обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, однако увеличение объема инвестиций в экономику страны наряду с использованием передовых информационных технологий сыграло в этом важную роль.

Существует, по меньшей мере, три аспекта влияния Интернета и других информационных технологий на международное предпринимательство. Во-первых, Интернет и другие информационные технологии поддерживают международную коммерческую деятельность в сфере услуг, в том числе в таких разных по своему характеру отраслях, как банковское дело, консультирование, образование, розничная торговля и даже игорный бизнес. Например, многие канадские и американские компании перевели свои подразделения, занимающиеся обслуживанием клиентов и обработкой данных, в другие страны Северной Америки и других континентов, где требуется меньше затрат на рабочую силу. Поскольку все операции можно выполнять с использованием электронной техники, территориальное расположение предприятия практически не имеет значения. В Индии, например, получил развитие такой бизнес, как организация информационно-справочных центров. Такие центры предоставляют услуги по урегулированию конфликтов и обеспечению интересов клиентов многонациональных корпораций из всех стран мира. В завершающем кейсе данной главы «Экономический бум в Бангалоре» анализируется влияние роста международной торговли услугами на экономику Индии.

Во-вторых воздействия информационных технологий на международный бизнес состоит в том, что Интернет позволяет хотя бы в какой-то степени выровнять условия ведения бизнеса для крупных и мелких компаний независимо от того, какие продукты или услуги продают эти компании. В прошлом проникновение на зарубежный рынок требовало от компаний больших инвестиций, однако в наши дни умелое использование возможностей Интернета может изменить такое положение дел. Небольшая компания, расположенная, скажем, в западной части штата Миссури, в северных районах Италии, в восточной Малайзии или на севере Бразилии, может создать эффективный web-сайт и соперничать с более крупными компаниями из любой страны мира.

Третий аспект состоит в том, что Интернет обладает громадными потенциальными возможностями для формирования заинтересованного сетевого сообщества коммерческих организаций. Так называемые сети типа «бизнес–бизнес» (сети, обеспечивающие межкорпоративную связь) позволяют объединить всемирные компании, их поставщиков, клиентов и стратегических партнеров в единую информационную систему, обеспечивающую более оперативный и более простой способ совместного ведения бизнеса. Например, в прошлом в штате промышленных компаний была специальная должность агента по материально-техническому снабжению, который занимался вопросами приобретения необходимых запасных частей, сырья и материалов. В обязанности такого специалиста входила подготовка необходимых бумажных бланков заказов, их тиражирование, заполнение и отправка в адрес поставщиков обычной почтой. После получения заказа поставщик должен был обработать содержащиеся в нем данные, принять заказ к исполнению, а затем переслать его назад, в адрес промышленного предприятия. Эта процедура могла длиться неделями. Организация компьютерной сети позволяет специалисту промышленного предприятия намного быстрее и эффективнее разместить заказ в режиме online. Полностью интегрированная информационная система позволяет поставщику отслеживать состояние материальных запасов промышленного предприятия, заблаговременно обнаруживать потребность в дополнительном количестве необходимых деталей и начать их производство еще до получения соответствующего заказа. Такой подход к размещению заказов и их выполнению позволяет получить громадную экономию. По оценкам специалистов компании General Motors, например, подготовка заказа на поставку традиционным способом обходится компании в $100; переход на размещение заказов в режиме online, по мнению менеджеров компании, позволит сократить эти затраты на 90%.

Краткий обзор содержания книги

При написании этой книги авторы опирались на предположение, что ее читатели со временем будут либо работать в международных компаниях, либо владеть собственными фирмами, так или иначе вовлеченными в международные деловые операции. Цель, на достижение которой направлены усилия авторов книги, заключается в том, чтобы помочь будущим менеджерам в сфере международного бизнеса стать компетентными специалистами, добивающимися больших результатов в своей работе на высококонкурентном мировом рынке.

Содержание книги структурировано таким образом, что изложение материала переходит от анализа крупномасштабных (общих) вопросов к изучению специальных (частных) проблем, решением которых менеджерам приходится заниматься в повседневной работе. Логическое обоснование, которым руководствовались авторы книги при ее написании, заключается в следующем. Для того чтобы эффективно работать в сфере международного бизнеса, менеджеры должны в полной мере понимать контекст ведения бизнеса в разных странах мира. Этот широкий, общий контекст формирует фон, на котором осуществляются все международные деловые операции. На каждом уровне детализации этого контекста менеджеры сталкиваются с необходимостью решения специфических вопросов, проблем, сложных задач, а также с необходимостью обнаружения и использования потенциальных возможностей ведения бизнеса.

В части I данной книги, в которую входят главы 1, 2, 3, 4 и 5, представлен общий анализ мировой экономики. В главе 1 приведены некоторые базовые определения, а также проанализирована современная глобальная инфраструктура предпринимательской деятельности. В главе 2 приведен большой объем экономической и географической информации об экономике самых важных стран и деловых центров мира. В главах 3 и 4 представлено описание местных условий международного бизнеса — более специфического, ограниченного масштабами одной страны контекста, который определяет суть деловой активности и возможности ведения бизнеса. В главе 5 основное внимание обращено на проблемы социальной ответственности, положительное решение которых является обязательным условием успешной деятельности международных компаний в эпоху глобализации.

мб2

В частях II, III и IV книги материал изложен в логической последовательности, с учетом перехода от общих проблем, возникающих в процессе международного бизнеса, к более специфическим, частным вопросам, с которыми менеджеры сталкиваются в повседневной работе (рис. 1.2). В части II приведен более подробный анализ международной деловой среды (в частности, анализ общего контекста международного бизнеса, а также многих глобальных факторов и условий, которые оказывают влияние на деятельность компаний и работу менеджеров). В части III представлен анализ работы отдельно взятой организации. В частности, особое внимание уделено общим вопросам менеджмента, таким как разработка международных стратегий, нахождение способов проникновения на зарубежные рынки, создание совместных предприятий и стратегических альянсов, формирование организационной структуры компании, а также осуществление контроля и вопросы организационного поведения в компании. Часть IV книги раскрывает вопросы управления конкретными функциями международной предпринимательской деятельности: управление маркетингом, финансами, операционный менеджмент, финансовый учет и анализ и управление человеческими ресурсами.

Резюме

Международный бизнес заключается в осуществлении любых деловых операций сторонами, представляющими более чем одну страну. Эти операции могут принимать самые разные формы и вовлекать отдельные компании, группы компаний и/или государственные организации. Международный бизнес отличается от деловой активности внутри страны из-за различий между валютами, правовыми системами, культурами, а также степени доступности ресурсов в разных странах мира.

Существует ряд причин, обусловливающих важность изучения международного бизнеса. Во-первых, любая компания, где работает тот или иной специалист (даже если это совсем небольшая компания), по всей вероятности, вовлечена в процесс глобализации экономики. Кто-то из нынешних студентов может в будущем работать на одну из фирм, принадлежащих иностранным владельцам. Кроме того, менеджер не должен допускать отставания от других специалистов, которые специально обучаются работе в сфере международного бизнеса. И наконец, каждый специалист должен повышать свою компетентность в вопросах культурного наследия современного мира.

Международный бизнес может принимать различные формы. Экспорт — это продажа продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории других стран. Импорт — это закупка продукции, произведенной в других странах, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории своей страны. Прямые иностранные инвестиции — это вложение капитала в иностранные компании с целью осуществления жесткого контроля над собственностью и активами этих компаний. Существуют и другие распространенные формы международной предпринимательской деятельности: лицензирование, франчайзинг и контракты на управление.

Международная компания — это организация, которая осуществляет свою деятельность на основании заключения коммерческих сделок с отдельными лицами, частными фирмами и/или государственными организациями зарубежных государств. Компании, которые активно участвуют в международном бизнесе, называются многонациональными корпорациями.

Международный бизнес интенсивно рос в последние годы из-за новых стратегических императивов и изменений в условиях ведения бизнеса. В число стратегических императивов входит необходимость более широкого использования ключевой компетенции компании, приобретение ресурсов, поиск новых рынков и учет политики конкурентов в отрасли. Стратегические императивы раскрывают причины стремления компаний к интернационализации своей деятельности. Однако основу бурного развития международного бизнеса, вне всякого сомнения, составляют изменения политических и технологических условий ведения бизнеса, имевшие место после Второй мировой войны. Развитие Интернета, а также других информационных технологий безусловно приведет в результате к очередному изменению условий конкурентной борьбы в масштабах всего мира, а также к появлению новых методов ведения международных деловых операций.

Контрольные вопросы

1.       Что такое международный бизнес? Чем международный бизнес отличается от деловой активности внутри страны?

2.       Почему изучение международного бизнеса имеет такое большое значение для современных студентов?

3.       Перечислите основные формы международных деловых операций.

4.       Чем экспорт и импорт товаров отличаются от экспорта и импорта услуг?

5.       Что такое портфельные инвестиции?

6.       Назовите основные причины значительного расширения масштабов международного бизнеса в последние годы.

Вопросы для обсуждения

1.       Почему некоторые отрасли экономики становятся глобальными, в то время как другие остаются местными или региональными?

2.       Какое влияние Интернет оказывает на международный бизнес? Какие компании и какие страны выиграют от более широкого использования Интернета во всем мире? Какие компании и страны проиграют?

3.       Реализуются ли в вашем колледже или университете какие-либо международные программы? Если реализуются — позволяет ли это отнести работу вашего учебного заведения к категории международного бизнеса? Обоснуйте свой ответ.

4.       Какие различия могут существовать между умениями и навыками менеджеров национальных и международных компаний?

5.       А вам хотелось бы работать на компанию, принадлежащую иностранному владельцу? Обоснуйте свой ответ.

Развитие навыков в международном бизнесе

Составьте список товаров, которые вы регулярно используете, таких как будильник, фотоаппарат, автомобиль, кофеварка, компьютер, кроссовки, телефон, телевизор, видеомагнитофон; можно включить в этот список даже любимый CD-диск, рубашку, фруктовый сок или тип магнитной ленты. Определите, какие компании выпустили эти товары. После составления списка посетите библиотеку и найдите ответы на следующие вопросы по каждому изделию:

1.       В какой стране расположен главный офис компании-производителя?

2.       Какой процент от годового объема продаж фирмы составляют продажи на внутреннем рынке? Какой процент составляют продажи на рынках других стран?

3.       Определите наиболее вероятное место изготовления данного изделия.

4.       Почему вы думаете, что оно было изготовлено именно в этой стране?

Продолжите работу, выполнив вместе с другими членами вашей группы следующие задания.

1.       Обсудите влияние международного бизнеса на вашу повседневную жизнь.

2.       Вместе с другими студентами составьте обобщенный список, включающий в себя 10 товаров, наиболее часто используемых студентами.

3.       Попробуйте идентифицировать торговую марку (бренд) каждого товара, выпущенного отечественной компанией.

4.       Попробуйте идентифицировать торговую марку каждого товара, выпущенного иностранной компанией.

5.       Есть ли в этом списке изделия, в состав которых входят компоненты, выпущенные как отечественными, так и иностранными компаниями?

Заключительный кейс

Экономический бум в Бангалоре

Самая быстроразвивающаяся отрасль экономики в Индии — это, безусловно, индустрия программного обеспечения. Компании по разработке программного обеспечения служат ярким примером успеха экономических реформ в Индии, а также преимуществ открытия возможностей для свободного предпринимательства в этой стране. На протяжении десятилетий индийские университеты заканчивали тысячи хорошо подготовленных инженеров, однако в условиях ориентации экономики на внутренний рынок способности этих специалистов использовались далеко не всегда. Тем не менее в 1991 г. правительство Индии ослабило контроль над экономикой. В частности, были сокращены торговые ограничения, открыты пути для прямых иностранных инвестиций, а также проведены реформы в финансовом секторе страны. Экономические реформы правительства в сочетании с расширением Интернета сделали индустрию программного обеспечения Индии мощным фактором развития экономики страны. Начало индийским экономическим реформам было положено в 1991 г.; по оценкам специалистов, с тех пор темпы роста этой отрасли экономики составляют 50% ежегодно. Программное обеспечение быстро становится основной статьей экспорта Индии. В 2002 г. доля программного обеспечения в общем объеме доходов от экспорта составила $7 млрд. Специалисты одного из правительственных органов убеждены в том, что к 2008 г. эта цифра возрастет до $50 млрд. Отрасль программного обеспечения активно привлекает прямые иностранные инвестиции; в 1999 г. в предприятия этой отрасли было вложено $300 млн иностранного венчурного капитала, в два раза больше, чем в 1998 г. По оценкам экспертов, к 2008 г. индустрия программного обеспечения Индии будет ежегодно привлекать $10 млрд венчурного капитала, вкладываемого иностранными фирмами, которые стремятся к тому, чтобы получить доступ к знаниям самых лучших и самых талантливых индийских специалистов.

Центром индустрии программного обеспечения в Индии является Бангалор. В Бомбее, Нью-Дели и Хайдерабаде также расположено большое количество компаний, занимающихся программным обеспечением и информационными технологиями (см. карту 1.2). В Бангалоре находятся компании Wipro Ltd. и Infosys Technologies Ltd., занимающие второе и третье место в Индии по рыночной капитализации. Обе компании задействовали большой сегмент высококвалифицированных индийских работников, владеющих английским языком. Компании Wipro Ltd. и Infosys Technologies Ltd. занимают разные ниши на рынке; обе компании уделяют особое внимание качеству своей продукции, а также необходимости глобального подхода к ведению бизнеса. Например, продукция обеих компаний признана высококачественной в соответствии с программой сертификации, которая выполняется в рамках Института по разработке программного обеспечения (Software Engineering Institute) и финансируется Министерством обороны США. В компании Infosys впервые в Индии было применено на практике поощрение служащих продажей акций, имевшее своей целью обеспечить лояльность специалистов и их приверженность делам компании. Кроме того, Infosys была первой индийской компанией, которая зарегистрировала свои акции на фондовой бирже США. Состояние приблизительно трети из 4000 работников компании на данный момент достигает миллионов рупий, и более 100 специалистов стали долларовыми миллионерами, — неслыханные показатели накопления богатства для развивающейся страны. Наблюдая за успехами своего основного конкурента, компания Wipro также начала реализацию программы поощрения своих работников продажей акций.

Однако не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Стремительное развитие индийской индустрии программного обеспечения стало возможно благодаря выгодной стоимости рабочей силы: в США труд программистов оплачивается почти в три раза дороже, чем в Индии. С другой стороны, заработная плата индийских программистов ежегодно возрастает на 25–30%, что объясняется повышенным спросом на их способности. Это означает, что преимущества Индии в плане затрат на рабочую силу будут постепенно уменьшаться. Кроме того, во многих регионах страны инфраструктура систем связи, так же как и электросеть, чрезвычайно перегружена. Находчивые руководители компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения, приобретают переносные генераторы, чтобы их специалисты могли продолжать работу в случае снижения напряжения в электросети. Однако это — только временный выход. Руководство индийских компаний пытается лоббировать в правительстве страны необходимость дальнейшего сокращения вмешательства государства в экономику, продолжения процесса приватизации, а также поощрения прямых иностранных инвестиций в инфраструктуру страны, что позволит индийской индустрии программного обеспечения увеличить свои возможности в плане соперничества со своими конкурентами из стран Азии, Европы и Северной Америки.

Еще более трудноразрешимой является проблема «утечки мозгов» из страны. По оценкам некоторых специалистов, около 100 000 инженеров, выпускаемых индийскими университетами и техническими институтами, ежегодно эмигрируют в США. Как утверждают эксперты правительства Индии, только очень немногие (менее 1%) из этих талантливых специалистов возвращаются в родную страну. Поскольку Соединенные Штаты Америки и страны Европы планируют ослабить ограничения на иммиграцию квалифицированных специалистов из других стран мира, существует вероятность того, что такая массовая утечка драгоценного человеческого капитала еще больше усилится, ухудшая перспективы дальнейшего развития Индии.

Вопросы к кейсу

1.       Почему Индии удалось создать преуспевающую индустрию программного обеспечения? Каковы преимущества страны на рынке программных средств? Каковы слабые стороны страны на этом рынке?

2.       Каким может быть влияние дальнейшего развития индустрии программного обеспечения на экономику страны?

3.       Насколько важным для Индии является сдерживание потока квалифицированных инженеров в такие страны, как Канада, Соединенные Штаты Америки и страны Европейского Союза? Следует ли индийскому правительству предпринять попытку ограничить «утечку мозгов»? Если да, каким способом это следует сделать?

Источники: «Indian IT Given Boost by Aviva Jobs Transfer», Financial Times, February 12, 2003, p. 17; «India’s IT Sector Spiced up by Weak Global Trading Conditions», Financial Times, January 22, 2003, p. 18; «America’s Pain, India’s Gain», The Economist, January 11, 2003, p. 57; «New Chapter in Success Story», Financial Times, February 5, 2003, p. VI; «Soaring Indian tech Salaries reflect the country’s brain drain», Wall Street Journal, August 21, 2000, p. A13; «Software Boosts India’s Fortunes», Financial Times, July 3, 2000, p. 1; «India Wired», BusinessWeek, March 6, 2000, pp. 82ff; «Investment in India’s Software Sector Doubles», Financial Times, February 7, 2000, p. 3; «India Software Capital Praised for Its Growth», Financial Times, January 20, 2000, p. 7; «New Corporate Gurus Tap India’s Brainpower to Galvanize Economy», Wall Street Journal, September 27, 1999, p. A1; «Silicon Subcontinent», Financial Times, March 15, 1999, p. 14.

Спор о глобализации

В первой главе книги изложена концепция глобализации, а также проанализировано значение этого процесса как для работы компаний, так и для людей всего мира. Дайте ответ на следующие вопросы, основываясь на сведениях, представленных в данной главе, а также воспользовавшись видеоматериалами, которые может подобрать для вас преподаватель.

1.       Выскажите свое мнение относительно неизбежности глобализации. Носят ли все аспекты процесса глобализации положительный характер?

2.       С какими внешними факторами сталкивается компания в процессе определения места и способов ведения бизнеса на международном рынке?

3.       Какие этапы развития проходит компания по мере все большего вовлечения в глобальную экономику?

 

 

В четвертом издании этого всемирно известного учебника Рикки У. Гриффин и Майкл У. Пастей демонстрируют, как успешные руководители должны действовать в конкурентном мире. В книге приведено много примеров, иллюстрирующих значение международного бизнеса для менеджеров. Этот дружественный по отношению к студенту учебник раскрывает концепцию управления международными компаниями; особое внимание уделяется развитию навыков управления и ознакомлению читателей с культурными аспектами ведения бизнеса.
Кроме того, в книгу включены географические карты, иллюстрирующие рассматриваемые темы. Книга предназначена для руководителей предприятий, менеджеров, студентов МВА. Рекомендовано Экспертным советом Министерства образования РФ по программам "Мастер делового администрирования" в качестве учебника для слушателей, обучающихся по программам "Мастер делового администрирования".