Машины Леонардо да Винчи. Тайны и изобретения в рукописях ученого

Вращающийся мост

Рис.1Проектирование мостов, предназначенных прежде всего для использования в военных целях, – наиболее интересная глава в деятельности Леонардо. В письме, в котором он после отъезда из Флоренции в 1482 году представляется Лодовико Моро, Леонардо упоминает "о мостах, легких и прочных", которые он может построить. Мы не знаем, подверг ли испытанию Лодовико Моро молодого и амби- циозного тосканского инженера. Достоверными, однако, являются заметки Леонардо, в которых содержаться многочисленные рисунки, связанные со строительством мостов. Эти мосты обладают качествами, особенно полезными в военном деле: мобильностью (включая реконструированный здесь проект), легкостью конструкций, простотой и быстротой сборки и разборки. Интерес представляет и свидетельство Лука Пачиоли, выдающегося математика и друга Леонардо. В работе De viribus quantitatibus Пачиоли упоминает об одном "благородном инженере", который, находясь на службе у Чезаре Борджиа, изобрел переносные мосты, предназначенные для применения во время боя и легко собираемые без использования веревок и стальных крепежных деталей. Нет полной уверенности в том, что Пачиоли говорит о Леонардо, но это возможно, если принять во внимание, что последний работал на Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. На трех рисунках, помещенных на этом листе, представлены три варианта мостов: построенный из столбов (он быстро собирается и разбирается), вращающийся и плавающий (на лодках или бочках). Речь идет о беглых зарисовках некоторых идей, которые Леонардо фиксирует с целью их дальнейшей доработки. В Манускрипте B содержится много таких набросков, а на рассматриваемом листе "Атлантического кодекса", практически наверняка относящемся к этому же периоду, т. е. к первым годам пребывания Леонардо в Милане, мы видим законченный проект.

 

Рис.2Рис. 1

Лист 855r «Атлантического кодекса».

На трех рисунках, помещенных на этом

листе, представлены три варианта

моста: построенный из столбов (быстро

возводимый и быстро разбираемый),

вращающийся и плавающий

(на лодках или бочках).

Рис. 2

Вращающийся мост, вид сверху.

 

Как часто бывает с устройствами, предназначенными для использования в военном деле, Леонардо придерживается существующей традиции. Плавающий мост на лодках спроектирован в соответствии с античными вкусами. Это не свидетельствует о недостатке оригинальности: в этот период Леонардо старается утвердиться при миланском дворе, где, как и другие воинственные князья, Моро основывает искусство ведения войны на античных образцах. Включение в инновационные проекты идей античного происхождения могло сыграть в пользу Леонардо. Но оригинальные идеи, особенно в проекте подвижного моста, все же превалируют.

Прежде всего, большое значение имеют статические нова- ции: Леонардо обозначает термином "полюс" вертикальный шкворень, вокруг которого вращается мост. Использует он и другие изобретательские хитрости (большой ящик, служащий противовесом), которые отсылают нас к этому разделу механики.

Изучение статических и динамических свойств тел занимает первостепенное место в исследованиях Леонардо сразу же после его прибытия в Милан. Вклад Леонардо состоит прежде всего в том, что он использовал данные науки, которая до этого являлась предметом лишь чисто теоретических спекуляций, для решения конкретных задач практической механики.

Рисунок этого моста относится к начальному периоду пре- бывания Леонардо в Милане, и, по-видимому, о нем в числе прочих Мастер упоминал в рекомендательном письме Моро, в котором он предлагает себя в качестве гражданского и воен- ного инженера. Основной характеристикой этого моста является скорость его установки и демонтажа, что позволяло сдерживать нРис. 3аступление противника.

Рис. 3

Вращающийся мост, наложенный

на лист, к которому он относится,

«Атлантический кодекс», лист 855r

(рис.1 на предыдущей странице).

Рис. 4

Вращающийся мост, вид cнизу. Ясно

представлены некоторые структурные

компоненты и их работа.



Этот мост, состоящий только из одного пролета, закрепляется на берегу вертикальным шкворнем, обеспечивающим его вращение. При помощи системы веревок, лебедок и нескольких блоков, облегчающих их скольже- ние, мост вращается, позволяя проводить суда и препятствуя переправе противника на другой берег реки.

 

 

Открывающая лебедка: вращаясь, наматывает веревку, связывающую ее с мостом.

Система блоков, закрепленная на берегу, уменьшает трение при разводе моста.

Рис.5

 

Рис. 5

Функциональная схема вращающегося

моста в фазе его открытия.



За счет натяжения веревок мост вращается вокруг центрального пилона, освобождая таким образом проход для судов. Мост работает наподобие стрелки в весах.

Для возвращения моста в первоначальное положение и обеспечения движения по нему пешеходов приводилась в действие вторая лебедка, находившаяся дальше от пилонов. Наматывая веревку, эта лебедка при- тягивала тот конец моста, с которым была связана.

рис.6Рис. 6

Функциональная схема

вращающегося моста в фазе закрытия.



Конек моста соединяется со съездом, закрепленным на берегу, противо- положном тому, где был закреплен шкворень.

Для облегчения открытия моста Леонардо предусматривает большой ящик, заполненный камнями, который служит в качестве противовеса.

Великий Леонардо, намного опередивший свое время, оставил потомкам много тайн и загадок. Его рукописи содержат тысячи рисунков различных механизмов и их частей. Двое дизайнеров, увлеченных изучением виртуальных миров, много лет посвятили расшифровке этой тайны, сокрытой в переплетении знаков и рисунков. Путем цифровой компьютерной обработки они сумели впервые воспроизвести трехмерные изображения рисунков и описаний механизмов, сделанных гениальным ученым. Перед изумленными исследователями воочию предстали бронированные корабли, летательные аппараты, боевые орудия, гидравлические сооружения, музыкальные инструменты и многое другое. Узнать подробнее об этом сенсационном открытии вы сможете на страницах великолепно иллюстрированного издания.