Современное католическое богословие. Хрестоматия

Содержание

Энциклопедия христианской жизни [Юрий Маслов]
Предисловие [Джон Росторн, епископ Хэлламский]
Введение [Майкл А. Хейз и Лайам Джирон]

Сокращения

Часть I. Писание

Введение

Глава 1
Церковь и Библия: новое понимание [Рэймонд Э. Браун]
Конец XIX века
Первая треть XX века
Период перемен: 1940­1965
От 1965 года до сегодняшнего дня: консолидация и новые задачи
Приложение: Историческая истинность Евангелия.
Инструкция Папский библейской комиссии (1964)
Вступительное слово
Текст инструкции
Стадия первая: служение Иисуса
Стадия вторая: проповедь апостолов
Стадия третья: писания евангелистов (составление Евангелий)

Глава 2
Откровение (Dei Verbum) [Роберт Муррей]
Основные черты и акценты Dei Verbum
Двадцать пять лет спустя
Библиография

Глава 3
Историко-­критическое толкование Библии в католичестве [Рэймонд Э. Браун]
Неприятие историко­критического подхода
I. Ревизионисты буквалистского, или фундаменталистского, направления
II. Ревизионисты от герменевтики

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Глава 4
Возвращение к истокам: Еврейская Библия [Дэниел Л. Смит­Кристофер]
Древнееврейские источники
Древняя история евреев
Книги Еврейской Библии
Пятикнижие и Второзаконническая история: история и Закон
Пророки
Апокалиптическая литература и ее отношение к пророческой
Писания
Поэзия
Писания мудрецов
Библеистика
Документальная гипотеза
Вера и Еврейская Библия
Вопросы для самостоятельного изучения

Глава 5
Ветхозаветный канон [Дж. Х. Хейз]
А. Ранние упоминания о формировании канона
Б. Закрытие иудейского канона
В. Ветхий Завет в ранней церкви
Г. Протестанты и древнееврейский канон
Д. Канон и современные исследования
Библиография

Глава 6
Кто такой пророк? [Жан­Пьер Прево]
Введение
Пророки на свободе
Исайя
Иеремия
Иезекииль
Осия
Амос
Иона
Что есть пророк?
Пророки в Библии
Значения терминов
Люди Слова
Люди своего времени
Люди прозрения
Люди духа?
Свидетельства и знамения для людей
Возмутители
Люди безусловной надежды
Пророчество по-­женски

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Глава 7
Введение в изучение Нового Завета [Джеффри С. Сайкер]
Книги Нового Завета
Евангелия
Послания
Павловы послания
Послание к Евреям
Соборные послания
Другие послания
Формирование канона Нового Завета
История традиции
Историческое событие/историческая критика
Устное предание/метод анализа форм
Письменное предание/критика источников
Редактирование предания/метод анализа редакций
Окончательная литературная форма/литературная критика
Множественные копии конечной литературной формы/ текстуальная критика
Евангелия и Павел: отличительные аспекты
Евангелия
Послания Павла
Выводы
Вопросы для изучения

Глава 8
Евангельские повествования [Гидеон Гусен и Маргарет Томлинсон]
Евангелие от Марка – Евангелие, написанное второпях
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский подход и основные вопросы
Евангелие от Матфея: Иисус как новый Моисей
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский уклон и основные вопросы
Евангелие от Луки – сострадающий Спаситель
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский уклон и основные вопросы
Повествования о детстве
Евангелие от Иоанна – на крыльях орла
Автор
Дата написания
Место написания
Предполагаемая аудитория
Общественная обстановка
Источники
Структура
Стиль
Богословский уклон и основные вопросы
Библиография

Глава 9
Духовный путь апостола Павла [Джозеф А. Фицмайер]
1. Имя Павла
2. Иудейское наследие Павла
3. Культурное наследие Павла
4. Призвание Павла к апостольству
5. Последствия событий, связанных с Христом, в зрелом восприятии апостола

Часть II. Богословие

ЛИЧНОСТЬ ИИСУСА

Глава 10
Современное состояние христологии [Джон Ф. О’Грейди]
Библеистика
Образы церкви
Заботы церкви
Научная деятельность
Множество образов Христа
Модели церкви
Иисус и модели
Тайна
Образы Иисуса в искусстве
Иисус Нового Завета
Знаки и символы
Кризис образов
Новые образы Иисуса
Образы и анализ
Модели в науке и богословии
Использование моделей
Подтверждение истинности моделей
Различение
Иисус­властитель
Парадигма
Темы для дальнейшего изучения и вопросы

Глава 11
Учение о воплощении: человеческое и космическое измерения [Дермот А. Лэйн]
Учение о воплощении: человеческое и космическое измерения
Образ Божий и человеческая личность в классической христологии
Потребность в новых перспективах
Историческая драма воплощения
В поисках космического измерения воплощения
Попытка диалога между космологией и христологией
Новая история вселенной
Христологическая сторона диалога

Глава 12
Иисус, Спаситель и Сын Божий [Моника Хеллвиг]
Материал по теме

Глава 13
Свободная личность или марионетка Божья? [Энда Лайонз]
Отношение Иисуса к Богу
Иисус: свобода пред лицом Божьим
Иисус: автор сценария собственной жизни
Иисус и искушения
"… во всем, кроме греха"
Примечание

ЦЕРКОВЬ

Глава 14
Церковь и собор [Томас Рауш]
Католичество до II Ватиканского собора
Модернизм
Течения обновления
Современное библеистское движение
Литургическое движение
Новое богословие
Пий XII
Иоанн XXIII
II Ватиканский собор: 1962 – 1965
Подготовка
Работа собора
Церковь
Откровение
Литургия
Экуменизм
Религиозная свобода
Нехристианские религии
Церковь и современный мир
Заключение

Глава 15
Церковь (Lumen Gentium) [Ричард П. Макбрайен]
История и содержание
Содержание и структура
(а) Методологические принципы
(б) Общие экклезиологические принципы
(в) Экклезиологические выводы
(г) Недостатки
Заключение
Библиография

Глава 16
Церковь в современном мире (Gaudium et spes) [Энда Макдонах]
История и истоки
Метод и связь
Структура
Название
Вступление и вводная часть
Часть I: О церкви и о призвании человечества
Часть II: О некоторых наиболее насущных проблемах
Брак и семья
Необходимое содействие прогрессу культуры
Экономика [учебник для вузов]а и мир
Утверждение и настороженность
Библиография
Комментарии
Богословие после собора

Глава 17
Церковь, в которую мы верим [Фрэнсис Салливан]
В каком смысле мы "верим" в церковь?
Церковь как тайна веры
Церковь как "своего рода таинство"
Церковь как действие Троицы
Церковь и Царство Божье
Библейские образы церкви
Церковь как тело Христово
Церковь как "одна сложная реальность"
Где сегодня церковь нашей веры?

Глава 18
Оценка и интерпретация документов II Ватиканского собора [Фрэнсис Салливан]
Уникальность II Ватиканского собора
Оценка документов II Ватиканского собора
Оценка различных уровней авторитетности документов
II Ватиканского собора
Оценка "пастырских" утверждений собора
Интерпретация текстов II Ватиканского собора

Глава 19
Экуменизм [Кристофер Батлер]

ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ

Глава 20
Что "особенного" в христианской морали? [Дэнис Ф. О’Каллахан]

Глава 21
Основы изучения христианской морали [Винсент Макнамара]
Два важных фактора
(а) Суждение о хорошем и плохом поведении
(б) Чувство долга
Мораль – установление человека
Автономия морали
Человек в поисках нравственности
Неверные истолкования

Глава 22
История нравственного богословия [Тимоти Э. О’Коннелл]
Эпоха отцов церкви
VI столетие
XI – XIII столетия
XIV – XVI столетия
XVII и XVIII столетия
XIX и XX столетия
Заключение

Глава 23
Сексуальная мораль и социальная справедливость [Томас Рауш]
Сексуальная мораль
Развитие морального богословия
Контроль за рождаемостью
Аборты
Мастурбация
Добрачные половые отношения
Гомосексуальные отношения
Veritatis splendor
Социальная справедливость
Социальные энциклики
Церковь и охрана окружающей среды
Документы епископских конференций
CELAM
Конференция католических епископов США
Принципы католического социального учения
Совесть и авторитет
Совесть
Авторитет
Воспитание совести
Заключение

ТАИНСТВА

Глава 24
От символа к таинству [Тэд Гьюзи]

Глава 25
Литургия (Sacrosanctum Concilium) [Айдан Каванах]
Библиография

Глава 26
Развитие католических таинств [Джозеф Мартос]
1. Семь литургических таинств
2. Знамение и реальность
3. Печать таинства
4. Аристотель, Аквинат и таинства
5. Легализм, номинализм и магия
Для дальнейшего прочтения
Для дальнейшего изучения

Глава 27
Таинства в истории церкви [Филипп Бегери и Клод Дюшено]
Как все начиналось
Вера
Обряд
Памятование
Таинства – до появления термина
Развитие таинственной жизни
Ход истории
Поиск соответствующей терминологии
Sacramentum
"Тайна" у св. Павла
Потребность в точном определении функций и числа таинств
Тайна и таинство у Пасхазия Радберта
Тайна у св. Иоанна Златоуста
Знак у св. Августина
Структура таинств
Назначение таинств
Иерархия таинств
Некоторые моменты учения Фомы Аквинского о таинствах
Деятели Реформации
Тридентский собор
Современное богословие таинств

Благодарности
Тематический указатель

Энциклопедия христианской жизни

По чисто внешним, формальным признакам предлагаемая вниманию читателя книга может быть отнесена к антологиям, или сборникам статей. Но при более глубоком ознакомлении с работой становится ясно, что это не так: удачно "встроенные" в четкую, логически обоснованную структуру, представленные в книге произведения различных авторов столь органично связаны между собой и единой тематикой, и общей для них целевой установкой, что воспринимаются уже не как самостоятельные научные эссе, а как разделы коллективной монографии, посвященной истории становления и развития церкви и к тому же стремящуюся еще и оценить объективно, насколько это возможно на сегодняшний день, перспективы дальнейшего ее роста. Хотя книга обязана своим появлением известным католическим богословам, опиравшимся в первую очередь на опыт Католической церкви и ориентированным в основном на католическую аудиторию, большинство проблем, рассматриваемых в ней, касаются не только католичества, но и христианской церкви в целом.

Учитывая проявляемый в различных кругах современного общества огромный интерес к самому широкому спектру вопросов, связанных с природой церкви, ее историей и характером ее деятельности в наше время, а также в целом недостаточно высокий уровень знаний о религии как таковой и специфических особенностях выполняемых церковью функций, нередко демонстрируемый даже теми, кто считают себя истинными христианами, авторы рассматриваемой нами научной монографии, – назовем книгу так, ибо она вполне заслуживает этого, – сочли своим долгом осветить многообразные аспекты "церковной" проблематики и внести тем самым свой вклад в ликвидацию отдельных пробелов в духовном образовании общественности.

Важную роль в освещении различных этапов в истории церкви играют критический обзор основных произведений Священного Писания, сущностный анализ содержащихся в них отдельных положений и характеристика социально­политических условий, в которых происходило формирование христианского канона.

При рассмотрении обрядовой практики, этого неотъемлемого атрибута духовного и общественного института, определяемого как "церковь", большое внимание уделялось назначению, или смыслу, тех или иных таинств, призванных ввести принимающих их людей в христианскую жизнь или, если они уже пребывают там, укрепить их дух, с тем чтобы они и впредь продолжали следовать предначертанным еще Иисусом из Назарета путем.

Самой положительной оценки заслуживает и социальная ориентированность работы. В книге подвергаются суровой критике как "марксистский коллективизм" (коммунизм в "советском исполнении"), так и либеральный капитализм, отрицается абсолютизация права частной собственности и признается правомерность введения ограничений на данный вид собственности в том случае, если она вступает в конфликт с "общим", то есть общественным, благом. Авторы считают недопустимыми неуклонное увеличение разрыва в уровнях дохода различных слоев современного общества, безработицу и иные проявления социальной и экономической несправедливости, ущемляющие достоинство человеческой личности, и видят одним из назначений церкви в социальной области мобилизацию народа Божьего на борьбу за переустройство общественной жизни.

Но социальные стороны нашей жизни неразрывно связаны не только с общественным устройством, но и с нравственным состоянием общества в целом и духовным обликом составляющих его граждан, в частности. Соответственно, в книге однозначно говорится о том, что христианину должно быть присуще чувство ответственности не только за свои поступки, но и за образ мыслей, ибо, как справедливо отмечают ее авторы, в мире все взаимосвязано, и дух и материя, личность и общество не являют собой исключения из этого правила. Подобная позиция, занимаемая авторами, побуждает их выступить с решительным осуждением любых отклонений от приличествующего христианскому образу жизни пути и отрицания всех и всяческих нравственных норм (в частности, и в области взаимоотношения полов, чему в книге также отводится немало страниц), поскольку, как утверждается в монографии, конечным итогом аморального поведения, коль скоро оно примет подлинно массовый характер, может стать лишь духовная гибель человечества.

Однако, несмотря на столь пессимистические прогнозы в случае сохранения и развития наметившихся в обществе отрицательных тенденций, книга в целом пронизана оптимизмом. Жизнеутверждающая позиция авторов сказалась и на данной ими оценке дальнейших судеб христианской церкви. Одной из важнейших предпосылок позитивного подхода к этому вопросу явился глубокий, всесторонний анализ результативности работы II Ватиканского собора (1962–1965), не только оказавшего поистине революционизирующее влияние на собственно Католическую церковь и католический мир, но и сыгравшего существенную роль в смягчении международной обстановки и внесшего живую, умиротворяющую струю в духовную атмосферу, царившую в то время в мире. Как отмечается в книге, этой великой, вселенской ассамблее удалось наглядно продемонстрировать заложенные в христианстве и, соответственно, в церкви неизбывные потенции дальнейшего роста и развития и тем самым нанести поражение консервативным кругам, жившим лишь прошлым и пытавшимся преградить путь в завтрашний день.

Невозможно в небольшом очерке, которым по сути и является данное предисловие, перечислить все вопросы, поднимаемые или анализируемые в книге. Отметим только, что по широте охвата проблематики она носит поистине энциклопедический характер. К сказанному выше следует также добавить и то, что в общей тональности изложения представленного в ней материала нашел яркое отражение дух экуменизма – знамения нашего времени, давно уже поставившего на повестку дня вопрос о достижении христианского единства в подлинном значении этих слов.

Юрий Маслов
Москва, ноябрь 2006

Предисловие

Когда в 70-­х годах я работал в сфере религиозного образования, более всего мне нравилось заниматься с теми, кто готовился получать Сертификат католического преподавателя (ныне – Католический сертификат по религиеведению, CCRS). Я потерял счет тем из этих людей, кто осознал в процессе обучения, что занимается чем­то куда большим, нежели просто получением квалификации: что это поворотный пункт для их собственного возрастания в вере.

Католический сертификат по религиеведению находится в ведении Совета по религиеведению Епископской конференции Англии и Уэльса и сейчас является самым распространенным начальным курсом в Католической церкви Англии и Уэльса. Он привлекает не только преподавателей в университетах и аспирантурах, но и многих других христиан, как членов церковной иерархии, так и тех, кто учится ради личного духовного роста.

Многие наши студенты – ненасытные читатели, других же можно уговорить читать! Однако мы постоянно занимаемся поиском доступных и адекватных материалов по важнейшим вопросам. Я ни на миг не сомневаюсь, что эта новая хрестоматия, подготовленная Майклом Хейзом и Лайамом Джироном, будет принята с радостью и воодушевлением. Все авторы, статьи которых собраны в хрестоматии, – широко известные и уважаемые богословы; они излагают материал доступно и увлекательно, и я надеюсь, что их труды пробудят у наших студентов желание читать больше, может быть, даже расширять свои познания на более высоком уровне.

Согласуясь с требованиями CCRS и приспосабливая новую хрестоматию к нуждам наших студентов, составители добились того, что эта книга по католическому богословию несомненно будет интересна и более широкому кругу читателей.

Сердечно благодарю составителей за искусный подбор материала и за терпение, с которым они уговаривали авторов на сотрудничество.

Джон Росторн,
епископ Хэлламский

Введение

Эта книга предлагает читателю общий обзор католического богословия. Она не претендует на всеохватность, это обычная хрестоматия, многие из авторов которой заслужили международную известность в своей сфере. Для нас, составителей, основная сложность состояла не в том, чтобы выбрать, какие работы заслуживают включения в хрестоматию, а в том, чтобы решить, что именно следует из нее исключить. Мы обнаружили огромное количество превосходного материала, значительную часть которого с радостью использовали бы в работе. Изначально эта хрестоматия предназначалась в помощь студентам, изучающим религиеведение для получения Католического сертификата по религиеведению (CCRS), который выдает Епископская конференция Англии и Уэльса. В хрестоматии рассматриваются шесть основных тем, изучение которых входит в курс для получения сертификата. Мы надеемся, что наша книга послужит полезным подспорьем в изучении шести тем, соответствующих следующим разделам: "Ветхий Завет", "Новый Завет", "Личность Иисуса", "Церковь", "Христианская мораль" и "Таинства". Хотя изначально книга задумывалась именно в таком качестве, мы надеемся, что она представляет интерес и для более широкой аудитории. Сама хрестоматия состоит из двух частей: "Писание" и "Богословие". Такая структура книги соответствует учению Католической церкви о том, что единый источник откровения имеет два канала – Писание и Предание.

Первая часть начинается со вступления, говорящего о Писании. Глава Рэймонда Брауна "Церковь и Библия: новое понимание" представляет собой обзор перемен, произошедших в Католической церкви с середины XX века, в области восприятия Писания. Сюда же мы включили параграфы из инструкции Папской библейской комиссии "Об исторической истинности Евангелий", говорящие о формировании Евангелий. Параграфы снабжены пояснительными примечаниями Брауна. Глава Роберта Муррея посвящена анализу документа II Ватиканского собора "О Божественном откровении" (Dei Verbum). Муррей с богословской точки зрения рассматривает основное значение этого документа, обращая внимание на то, как он "и подытоживает большинство соборных документов, и соотносится с ними". Автор задается вопросом, насколько влияние этого документа пропорционально его огромному значению. В начале главы Муррей в общих чертах описывает документ, затем набрасывает "основные моменты различных богословских откликов на него и переходит к вопросам литургического, практического и экуменического развития; далее он рассматривает особенности развития и проблемы – как в области практики, так и богословского ее отражения». Еще одна глава авторства Рэймонда Брауна – «Историко-критическое толкование Библии в католичестве" – показывает нам, насколько распространено такое явление, как историко­критический подход к толкованию Библии. Особенное внимание Браун уделяет энциклике Пия XII Divino afflante Spiritu (1943) и деятельности Римской папской библейской комиссии Павла VI, созданной в 1964 году, считая их наиболее важными шагами в развитии этой тенденции. Также он рассматривает "ревизионистскую" критику в библейском богословии.

Глава Дэниела Смит-Кристофера "Возвращение к истокам: Еврейская Библия" написана именно как введение для изучающих данный предмет. Автор настаивает на предпочтительном употреблении термина "Еврейская Библия" вместо более устоявшегося "Ветхого Завета", так как первый "отсылает нас к языку и культуре истоков – семитской культуре, Древнему Ближнему Востоку, а также напоминает, что эти писания "священны" как для христиан, так и для иудеев – важнейший момент, который мы, к сожалению, склонны упускать из виду". Объединяющая богословская тема этих текстов, по мнению автора, – это отношения между Богом и Его народом. Он отдельно рассматривает каждую из трех секций иудейского канона: Тору, Пророков и Писания, а также освещает некоторые вопросы библейского анализа. В заключение читателю в помощь предлагаются тематические вопросы. "Ветхозаветный канон" – эту тему разрабатывает в своей главе Дж. Х. Хейз. В ней освещается долгая история формирования канона Писания, а также приводится этимология самого слова, в семитских языках имеющего значение "тростник", "мерная палочка", "мера длины", "правило", "норма", и рассказывается, как в течение IV века н. э. это слово постепенно входило в обиход. Понятие канона относится к писаниям, которые признаны авторитетными, неизменяемыми и нормативными для религиозной веры и практики. Глава Ж.-П. Прево "Кто такой пророк?" начинается с библейского определения и предлагает обзор книг как великих, так и малых пророков.

Новозаветные главы открываются "Введением в изучение Нового Завета" Джеффри Сайкера. Эта глава прекрасно объясняет, что новозаветные книги являются выражением завета веры раннехристианских общин. Автор использует термин "коллаж" как способ восприятия частично совпадающих, но отличных друг от друга образов Иисуса и значения христианской веры. Глава начинается с обзора Нового Завета в целом, затем повествует о складывании новозаветного канона. Далее рассматриваются различные формы критицизма, призванные помочь читателю глубже вникнуть в богатство текстов. Сайкер также анализирует некоторые характерные черты Евангелий и Павловых посланий. Гидеон Гусен и Маргарет Томлинсон в главе "Евангельские повествования" предлагают нам обзор четырех евангельских повествований, в особенности обращая наше внимание на истории о детстве Иисуса в изложении Матфея и Луки. Также рассказывается о происхождении каждого Евангелия, освещаются вопросы авторства, датировки, места, общины, для которой оно писалось, истории общин, источников, структуры, стиля и богословского уклона. "Духовный путь апостола Павла" Джозефа Фицмайера исследует этимологию имен "Савл" и "Павел", рассматривает иудейское и культурное наследие, на которое опирался Павел. Далее предлагается анализ наиболее важного события в духовном пути Павла – того, что произошло по дороге в Дамаск. Фицмайер завершает главу обзором десяти разных образов, имеющих иудейскую или эллинистическую подоплеку, которые Павел использует в попытке объяснения значения Христовой жертвы.

Часть II открывается главами о личности Иисуса. Первая из них – доскональный анализ "Современного состояния христологии" Джона О’Грейди. Там не только предлагается полный обзор нынешних течений в этой области, но и раскрываются критические связи между христологией, современной католической библеистикой и экклезиологией. О’Грейди утверждает, что поскольку современное богословие включает различные модели церкви, нам также следует помнить о различных моделях личности Иисуса, в то же время удерживая в фокусе зрения парадигматический статус Иисуса как второго лица Троицы. Дермот Лэйн в главе "Учение о воплощении: человеческое и космическое измерения" предлагает читателю весьма полезное сопоставление классического и современного богословия вопло­щения. В его главе рассматриваются христологические учения, ведущие происхождение от ранних соборов, таких как Никейский, Эфесский и Халкидонский, и их место в современных понятиях о судьбах мира. В особенности убедительно Лэйн доказывает, что нашим христологическим течениям необходима переоценка в свете современных космологических открытий. Критический обзор раннего периода церковной истории христологических концепций содержится в главе Моники Хеллвиг, где также говорится об определяющем значении Халкидонского собора для христологии, начиная с VI века. Работа Энды Лайонз "Свободная личность или марионетка Божья?" ставит перед читателем основные вопросы христологии, до сего времени имеющие огромное значение для христиан. Наибольшее внимание уделяется центральному христологическому вопросу соотношения человеческой и божественной природ Иисуса.

Раздел "Церковь" включает главы, в основании которых лежит учение II Ватиканского собора, выражающее важнейшие цели богословского поиска Церкви в данный исторический период, а именно – ее самоопределения и ее взаимоотношений с миром. Раздел открывается общим обзором ситуации, представленным в работе Томаса Рауша "Церковь и cобор". Далее следует более детальный и критический анализ Ричарда Макбрайена и Энды Макдонах, в котором разбирается то, что Ричард Макбрайен именует "двумя равными столпами" экклезиологии церкви: документы "О Церкви" и "О Церкви в современном мире". Две главы Фрэнсиса Салливана дополняют работы Макбрайена и Макдонах, анализируя оценки и интерпретации документов II Ватиканского собора. Глава Кристофера Батлера предлагает читателю обзор влияния "Декрета об экуменизме" на развитие экклезиологии.

"Что “особенного” в христианской морали?" – короткая статья Дэниса О’Каллахана, служащая своего рода введением ко главам, касающимся христианской нравственности. Винсент Макнамара в главе "Основы христианской морали" рассматривает отличительные черты восприятия мира в свете христианской нравственности. "История нравственного богословия" Тимоти О’Коннелла являет краткий и удобочитаемый обзор важнейших периодов развития христианского морального богословия. Прогрессивная и отчасти вызывающая глава Томаса Рауша "Сексуальная мораль и социальная справедливость" продолжает дискуссию об отличительных чертах христианской нравственности. Предлагая чрезвычайно успешный обзор учений церкви по вопросам сексуальной морали и социальной справедливости, эта статья в то же время освещает спорные моменты и взаимосвязь между указанными областями учения церкви. В заключение Рауш приводит некоторые проницательные соображения по вопросам совести и нравственности.

Тед Гьюзи в своей статье рассматривает концептуальные и в особенности языковые вопросы изучения таинств путем исследования всем известных, но имеющих сложное богословское происхождение слов. Комментарий Айдана Каванаха к документу II Ватиканского собора о литургии рассматривает проблему современного богословия таинств в рамках традиции этого документа. Главы, написанные Джозефом Мартосом, Филиппом Бегери и Клодом Дюшено повествуют о развитии таинств в традиции Католической церкви.

Майкл А. Хейз и Лайам Джирон

Книга представляет читателю всесторонний обзор современного католического богословия. В хрестоматию включены ключевые тексты крупнейших современных богословов по шести основным темам: Ветхий Завет, Новый Завет, личность Иисуса, церковь, христианская этика и таинства. Большинство тем и вопросов, затрагиваемых в этой книге, касаются не только католичества, но и христианства в целом.