Психоаналитические теории развития: Учебное пособие

Содержание

Предисловие .... 11
Благодарности .... 17
Введение .... 19

Часть первая ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ

Глава 1 ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ .... 25
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о РАЗВИТИИ .... 25
ТЕОРИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ .... 33
Жан Пиаже .... 34
РенеШпиц .... 35
Анна Фрейд .... 36
ОБСУЖДЕНИЕ .... 37

Глава 2 ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ .... 39
ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ .... 40
ПЕРЕЖИВАНИЯ .... 43
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ .... 45
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ .... 47
ПРЕДЛАГАЕМАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ .... 49

Часть вторая ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬ

Глава 3 ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР .... 59
ТЕОРИИ ЛИБИДО .... 60
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ .... 65
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬ .... 67

Глава 4 СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .... 69
ОРАЛЬНАЯ ФАЗА .... 70
АНАЛЬНАЯ ФАЗА .... 73
ИНФАНТИЛЬНАЯ ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА .... 75
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД .... 79
ПРИМАТ ГЕНИТАЛИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ .... 80
Доподростковый возраст .... 80
Подростковый возраст .... 81

Часть третья ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 5 ОБЗОР ТЕОРИЙ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ .... 87
РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИИ ФРЕЙДА .... 87
МЕЛАНИ КЛЯЙН .... 89
АННА ФРЕЙД .... 93
ДЖОН БОУЛБИ .... 94
БРИТАНСКАЯ ШКОЛА .... 96
РЕНЕ ШПИЦ .... 97
РАБОТА ЭГО-ПСИХОЛОГОВ .... 99
ХАЙНЦ КОХУТ .... 105
ОТТО КЕРНБЕРГ .... 107
ГАНС ЛЁВАЛЬД .... 108
МАРГАРЕТ МАЛЕР .... 109
ДАНИЕЛЬ ШТЕРН .... 112
РЕЗЮМЕ .... 114

Глава 6 РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ .... 115
ПЕРВИЧНАЯ РЕЦИПРОКНОСТЬ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ К ОБЪЕКТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ .... 116
НАЧАЛЬНЫЕ СТАДИИ ДИАЛОГА .... 117
СТАДИЯ СЕПАРАЦИИ -ИНДИВИДУАЦИИ .... 119
Дифференциации либидинозного объекта .... 119
Фаза упражнения .... 121
Примирение .... 122
Начальная стадия константности либидинозного объекта .... 124
РОЛЬ ОТЦА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ .... 126
ТРИАДИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ .... 127
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД .... 130
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ .... 132
РЕЗЮМЕ .... 135

Глава 7 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА САМОСТИ .... 136
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ .... 136
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧУВСТВА САМОСТИ .... 138
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА САМОСТИ .... 141
Начальные стадии .... 141
Начальные стадии диалога и формирование ядра самости .... 141
Телесная самость или первичное самоощущение .... 143
Чувство себя - реальное и психически репрезентированное .... 144
Либидинозная константность самости .... 145
Интегрированная идентичность и ответственность за себя .... 146
Подростковый возраст и стабильная идентичность .... 148
РЕЗЮМЕ .... 148

Часть четвертая АФФЕКТ

Глава 8 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕОРИИ АФФЕКТОВ .... 151
ИСТОРИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ АФФЕКТОВ .... 152
ФРЕЙДОВСКАЯ ТЕОРИЯ АФФЕКТОВ .... 154
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АФФЕКТЕ .... 157
Аффекты и влечения .... 158
Аффекты и Эго .... 161
Аффекты и объектные отношения .... 164
РЕЗЮМЕ .... 166

Глава 9 ЭВОЛЮЦИЯ АФФЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ .... 167
УЛЫБКА .... 168
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ и ПАМЯТЬ .... 170
НЕГАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ НА ПОСТОРОННЕГО .... 171
АФФЕКТЫ КАК МНОГОГРАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ .... 173
СИГНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ .... 175
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ .... 177
РЕЗЮМЕ .... 178

Часть пятая КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Глава 10 КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИИ ПСИХОАНАЛИЗА.... 183
ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕССЫ .... 185
ОБСУЖДЕНИЕ .... 186
Теория энергии или когнитивная теория? .... 187
Смешение первичного и вторичного процессов .... 189
Дальнейшая корректировка базисной теории .... 190
РЕЗЮМЕ .... 192

Глава 11 СТАДИИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ .... 194
СЕНСОМОТОРНАЯ ФАЗА .... 194
СИМВОЛИЗАЦИЯ И ИСТОКИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ .... 198
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД .... 204
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ .... 207
РЕЗЮМЕ .... 211

Часть шестая СУПЕР-ЭГО

Глава 12 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР .... 215
РАЗВИТИЕ ФРЕЙДОМ ПОНЯТИЯ СУПЕР-ЭГО .... 215
ПОНЯТИЙНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ТЕОРИИ ФРЕЙДА .... 218
КОМПОНЕНТЫ СУПЕР-ЭГО .... 221
Интроекты .... 221
Идеалы .... 222
ФУНКЦИИ СУПЕР-ЭГО .... 224

Глава 13 РАЗВИТИЕ СУПЕР-ЭГО .... 228
САМЫЕ РАННИЕ СТАДИИ .... 228
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТРОЕКТОВ И ИДЕАЛОВ .... 229
СОГЛАСИЕ с ОБЪЕКТОМ .... 230
ИНТЕРНАЛИЗИРОВАННЫЙ КОНФЛИКТ и СОГЛАСИЕ с ИНТРОЕКТОМ .... 235
ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ КОНФЛИКТ: НЕСОВМЕСТИМЫЕ ИДЕАЛЫ И ИНТРОЕКТЫ .... 236
ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ИНТРОЕКТАМИ И ИДЕАЛАМИ - ЧУВСТВО ВИНЫ .... 238
РАЗРЕШЕНИЕ ЭДИПОВА КОНФЛИКТА И СПАЯННОСТЬ СУПЕР-ЭГО .... 241
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД И СУПЕР-ЭГО КАК ВНУТРЕННИЙ АВТОРИТЕТ .... 243
СУПЕР-ЭГО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ .... 246
РЕЗЮМЕ .... 249

Глава 14 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ СУПЕР-ЭГО .... 251
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ СУПЕР-ЭГО У ЖЕНЩИНЫ .... 251
ОБСУЖДЕНИЕ .... 257
РАЗВИТИЕ СУПЕР-ЭГО У МУЖЧИНЫ .... 264
РЕЗЮМЕ .... 267

Часть седьмая ПОЛ

Глава 15 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР .... 271
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ .... 272
ПОЛО-РОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ .... 276
СЕКСУАЛЬНО-ПАРТНЕРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ .... 277
ОБСУЖДЕНИЕ .... 278
РЕЗЮМЕ .... 279

Глава 16 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: ДЕВОЧКИ .... 280
ЯДРО ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ .... 280
НАРЦИССИЗМ И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ .... 282
РАННЯЯ ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА И УСИЛЕНИЕ ЧУВСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ .... 286
ПОЛО-РОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ .... 288
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И ОСНОВА СЕКСУАЛЬНО-ПАРТНЕРСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ . 290
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД .... 293
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ .... 294
РЕЗЮМЕ .... 299

Глава 17 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: МАЛЬЧИКИ .... 301
ЯДРО ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ .... 301
ФАЛЛИЧЕСКИЙ НАРЦИССИЗМ И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ .... 305
ПОЛО-РОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ .... 306
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ .... 308
СЕКСУАЛЬНО-ПАРТНЕРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ .... 311
ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ОТЦОМ .... 312
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД .... 313
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ .... 314
РЕЗЮМЕ .... 316

Часть восьмая ЭГО

Глава 18 РАЗВИТИЕ ЭГО .... 321
НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ФАЗА .... 324
СОЦИАЛЬНАЯ УЛЫБКА .... 326
НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ НА ПОСТОРОННЕГО .... 328
НЕГАТИВИЗМ В ЖЕСТАХ И В РЕЧИ .... 329
ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА: ФОРМИРОВАНИЕ СУПЕР-ЭГО .... 330
КОНСТАНТНОСТЬ ЛИБИДИНОЗНОГО ОБЪЕКТА И СИГНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ АФФЕКТОВ .... 333
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ: ЧУВСТВО вины .... 335
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД И УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ УСЕРДИЯ .... 337
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: АФФЕКТИВНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ И РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ психики .... 340
ПОЗДНИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ВЕРХОВЕНСТВО ЭГО И СТАБИЛЬНОСТЬ НАСТРОЕНИЯ .... 345
РЕЗЮМЕ .... 346

ЭПИЛОГ .... 349

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ .... 351
На основе вдумчивого и скрупулезного анализа разнообразных психоаналитических и других теорий детского развития предпринята попытка проследить взаимосвязь всех выделяемых этими теориями аспектов развития, предлагаемых ими метапсихологических конструкций, а также клинических феноменов и эмпирических фактов. Авторам удалось показать, что разные индикаторы развития можно интегрировать в единую систему понимания, что открывает путь к созданию научно обоснованной общей теории психоанализа.
Книга будет интересна не только как учебное пособие, в котором систематически изложены разные взгляды на проблему развития, но как адресованный специалистам фундаментальный труд, ценный своим глубоким эвристическим подходом к одной из наиболее трудных проблем психологии.
Перевод с английского А.М. Боковикова.