Глава 1
Королева Марго
Дождь, дождь, дождь. Вода и сумерки заполнили собой весь город, соединили небо и землю полупрозрачным занавесом, размыли чёткие очертания домов и деревьев, настраивая людские души на печальные, унылые ноты.
Но люди ненавидят печаль и уныние! Лишь только очутившись в спасительном укрытии, под родным кровом, они закрывают наглухо форточки, задёргивают занавески, включают искрящийся теплом и радостью свет и окунаются в повседневные заботы, в общение с родными и друзьями или в простое времяпрепровождение у экранов телевизоров. В этом их спасение от печали.
Но было всё-таки в Москве окно, за которым страдала, тосковала совершенно одинокая в этом мире. Шестнадцатилетняя рыжеволосая девушка сидела, облокотившись на подоконник, и угрюмо смотрела, как капли дождя медленно скользят по оконному стеклу, рисуя на нём извилистые пути-дорожки.
Чужая квартира, которую Рита снимала, в этот час казалась особенно мрачной и неуютной. Девушку всегда пугало одиночество. А сейчас оно особенно безжалостно терзало ее измученную душу, доводило до изнеможения, отбирало последние крупицы надежды на счастье.
«
Как странно! Неужели это юное прекрасное создание никто не может утешить, развеселить? Неужели ей не с кем развеять печаль, не с кем хотя бы просто поболтать по телефону? — спросите вы. А где же её родственники, друзья, просто знакомые? Ведь каждого человека обязательно окружают люди, к которым можно обратиться в трудную минуту!»
Увы. Эта девушка, действительно, совершенно одинока в этом мире.
Нет, у неё, конечно, есть мать. И отец тоже есть. И даже сестра. Но так получилось, что Рита поругалась с матерью и сбежала из дома. А отец не считает себя таковым по отношению к ней. Ну, а сестра, в общем-то, хорошая девушка, но в силу обстоятельств она никогда не встречалась с Ритой и не знает о её несчастьях. Вообще-то они не совсем родные.
Кристина — дочь Вадима Николаевича, так называемого отца Риты.
У Риты была и бабушка, единственный родной человек, который очень её любил. Но её уже нет...
. И совсем недавно у девушки был друг, двенадцатилетний мальчишка-беспризорник Рыжик, который
мечтал стать клоуном и выступать вместе с Ритой в цирке. Но он тоже погиб.
И любимый человек у Риты тоже был когда-то. Женька, её детский закадычный друг, её большая юношеская любовь, предал, променял их отношения на свою мечту стать капитаном. Он, наверное, сейчас где-то плавает на большом корабле по морям и океанам. Какое ему дело до того, что Рита осталась совершенно одна в этом мире, и некому ей помочь, некому позаботиться о ней?! Какое ему дело до того, что Рите пришлось стать карманной воровкой, чтобы не умереть с голоду, не замёрзнуть на улице?! Он и не подозревает, что Рита сидит сейчас совершенно одна в чужой квартире, смотрит с тоской на дождь за окном и думает: "Эх, что за жизнь! Неужели я обречена на одиночество?! Что ожидает меня в будущем? Что ещё покинет мне злодейка судьба? Буду ли я хоть когда-нибудь счастлива? Это лишь одному
Богу известно».
Рита тяжело вздохнула, задёрнула шторы и отошла от окна.
А на улице льёт дождь, дождь, дождь...
Лето пыхнуло в лицо жаром, закружило пыльными ветерками, поманило прохладой рощиц. Рите так хотелось, как и раньше, когда была ещё жива бабушка, уехать из
Москвы на дачу, где их уютный домик спрятался за кустами сирени и жасмина, лечь в гамак, грызть травинку, читать книжки, слушать пение птиц и вдыхать пряный дурманящий запах летних цветов. Как же было тогда хорошо! Но всё это было в той, прошлой, сейчас уже кажется, что в такой давней и почти нереальной жизни. Увы, теперь Рите некуда деться из душного пыльного города.
Но больше всего угнетало Риту одиночество. Видно, от матери ей достался панический страх
остаться в этом огромном мире одинокой, никому не нужной песчинкой. Рита старалась весь день гулять, быть среди людей и лишь поздно ночью возвращалась в пустой дом, чтобы скорее уснуть, а проснувшись, опять идти к людям.
Рита шла по рынку и уже профессиональным взглядом выискивала «жертву». Пару раз она уже протягивала руку, но «жертвы» «срывались с крючка». Наконец Рита подошла вплотную к женщине с тряпичной сумкой. Одно ловкое движение — и кошелёк перекочевал из сумки к Рите в руки. Ещё пара движений — и вот уже пустой кошелёк валяется под прилавком. Но тут Рита боковым зрением почувствовала на себе чей-то взгляд. Резко обернувшись, она встретилась глазами с очень красивым парнем.
«Он всё видел! Сейчас он устроит скандал!» — запаниковала Рита.
Она испуганно стала искать
путь к бегству, а когда опять повернулась, парня уже не было.
Фу, померещилось. Он просто посмотрел в мою сторону, а я уже от страха затряслась! Да и как он, если даже и захочет, докажет, что я украла кошелёк? За руку-то он меня не поймал. Так что всё уже шито-крыто.
Рита успокоилась. Она купила кулёк клубники и, лакомясь на ходу ягодами, пошла домой. Но на выходе с рынка она даже не успела опомниться, как тот самый парень откуда-то возник прямо перед ней. На вид ему было лет около двадцати пяти. Он был высок, очень
красив, одет не по-советски шикарно и вместе с тем слегка небрежно: бежевые брюки без заутюженных стрелок, в тон им туфли из мягкой замши, такого же цвета батник с закатанными до локтей рукавами. Воротник был расстёгнут аж на три пуговицы, а на шее был повязан голубой с бежевой каёмкой шёлковый платок. Голубые мечтательные глаза, мягкая линия рта, тонкий прямой нос и длинные, до плеч, шелковистые светлые волосы — принц из
сказки «Золушка», да и только!
— Привет! — улыбнулся он.
Рита попыталась его обойти. Но он не пропускал. Девушка запаниковала.
— Пропустите. Что вам от меня надо? — дрожащими губами произнесла она.
Парень грациозным жестом откинул прядь со лба.
— О, милое создание, я просто очарован вашей красотой! Вы как рубиновый кристалл чистейшей пробы возникли среди этого скопища щебёнки. Ваши утончённые черты лица, должно быть, выписал гениальный художник
Брюллов. Хотя нет, глаза нарисовал Врубель. Да-да, именно Врубель! А эти волосы! — он дотронулся до её кудрей. — Это огненный водопад! Я видел такие локоны только на картинах
Боттичелли. О, прелестная незнакомка, вас, случайно, не Венера зовут? — вкрадчивым голосом произнёс он.
— Да пошёл ты! — огрызнулась Рита.
Он либо шизанутый, либо издевается надо мной.
Парень расхохотался.
— Такой прелестный ротик не должен так грубо выражаться!
— Отвяжись!
Рита попыталась уйти, но парень схватил её за руку.
— Я вас чем-то обидел?
— Слушай, что ты ко мне прицепился? Чего ты надо мной насмехаешься?
— Я? У меня и в мыслях не было над вами насмехаться. Я действительно восхищён вами, а особенно вашими ловкими ручками.
Вот оно! Он всё-таки заметил, как я украла кошелёк!
Рита вырвала руку и, уронив кулёк с клубникой, побежала. Но парень её быстро догнал и схватил. Рита отчаянно забилась в его стальных объятиях.
— Послушайте, я не знаю, на что вы намекаете, но всё это чушь. Это плод вашего больного воображения. И если вы меня сейчас не отпустите, я закричу и позову милицию. И вам придётся долго объяснять им, почему вы на улице пристаёте к незнакомым девушкам.
— Успокойся, я не причиню тебе вреда. Конечно, если ты хочешь, то можешь перенести наш разговор в милицейский участок. Но я предлагаю начать мирные переговоры в более приятном месте. Пошли в кафешку? Я приглашаю.
Рита посмотрела в его насмешливые глаза и, подумав, согласилась. Действительно, милицию впутывать незачем.
Но вместо кафе он привёл её в ресторан.
— Не люблю дешёвые забегаловки, — объяснил парень, раскладывая на коленях салфетку, — там либо отравишься, либо столкнёшься с хамством обслуживающего персонала. А скорее всего и то, и другое. Этот ресторан тоже не ахти, кормят здесь средненько, но зато обслуживание более-менее приличное, да и публика солидная.
... Рита обвела взглядом зал. Посетителей было мало, но все они отличались дорогими одеждами и самодовольным видом. Рита почувствовала себя неуютно в простеньком ситцевом сарафанчике среди этой разряженной публики. Она уже ловила на себе насмешливые взгляды дам. Ведь с тех пор, как она стала зарабатывать себе на жизнь воровством, она не баловала себя красивой одеждой, а старалась купить что подешевле, чтобы лишний раз не ходить на «промысел».
Официант принёс закуски. Рита так соскучилась по изысканной пище, что с удовольствием стала есть. Парень с интересом наблюдал, как она ловко управляется с ножом и вилкой, как изящно промокает уголки рта салфеткой, как грациозно держит бокал с красным вином.
— Я в тебе не ошибся. Ты не простушка. В тебе видна порода. Я уверен, в тебе течёт благородная, возможно, даже дворянская кровь.
Рита поперхнулась.
— Опять издеваешься?
— Нисколько. Я восхищаюсь тобой. — Парень вальяжно откинулся на спинку стула. — Видишь ли, я делю людей на «быдло», «работяг» и «голубую кровь». «Быдло» — это быдло. По-другому и не скажешь. «Работяги» — это люди-муравьи, которые всю свою жизнь копошатся, копошатся, копошатся, строят «муравейники», плодят таких же муравьишек, чтобы и они всю жизнь так же копошились и строили «муравейники». И так всю жизнь одна тупая нудная возня, лишь бы продлить свою ничтожную жизнь. Они, правда, в отличие от «быдла», очень нужный элемент мироздания. Это благодаря их идеям и трудолюбию людям «голубой крови» с каждым годом жить становится всё комфортнее. А «работяги» из-за этого своего фанатичного трудолюбия даже не успевают насладиться плодами своего труда. Им некогда. Все их помыслы направлены лишь на то, чтобы воплотить в жизнь ещё одну идею, сделать ещё одну деталь. И так всю жизнь. А когда их, старых и больных, вышвыривают на пенсию, они быстро подыхают, не выдержав испытания бесполезностью. Это ведь для них самое страшное!
— А ты, я так понимаю, «
голубая кровь», — усмехнулась Рита, — раз ты себя ни к «быдлу», ни к «работягам» не относишь, да?
— Разумеется. Мы, люди «голубой крови», впитываем в себя красоту мира, умеем наслаждаться жизнью, брать от неё всё самое лучшее. Мы живём комфортно, вкушаем только самую изысканную пищу. Это для нас художники рисуют потрясающие картины, для нас режиссёры ставят великолепные спектакли и фильмы, для нас актёры выворачивают наизнанку свои души, для нас музыканты в кровь раздирают пальцы о струны! И всё это для того, чтобы нам угодить, чтобы сделать нашу жизнь ещё более интересной. Кстати, не было бы нас, людей, способных по достоинству оценить их каторжный труд, не было бы и их, деятелей искусства. Кто может так восхищаться и трепетать при соприкосновении с шедеврами? «Быдло»? Ха-ха! Они, кроме ковриков с лебедями на стене, ничего и не видели. «Работяги»? Да, они ходят в театры, посещают концертные залы, музеи, но всё это лишь для того, чтобы хоть чуть-чуть отличаться от «быдла». Выйдя из храма искусств, они тут же об этом забывают, чтобы переключиться на свою работу. Даже актёры, музыканты и художники не «голубая кровь», а всего лишь «работяги». Актёр всю жизнь по сто раз долдонит одни и те же роли, музыкант целыми днями «пилит» и «пилит» свой инструмент, а художник малюет полотно за полотном. У них нет времени даже просто наслаждаться жизнью. Они тратят свою жизнь на страдания из-за недостаточного признания их таланта, на зависть к другим, более успешным коллегам по творчеству и на закулисные интриги. Почти все они несчастливы. Каждый из них фанатеет только от своего поприща. Оценить других он не в состоянии. И только мы, люди «голубой крови», способны до слёз, до внутренней дрожи испытывать восторг от истинных произведений искусства, от окружающей нас великолепной природы, от комфорта, в котором мы живём, от стильной одежды, в которую мы облачаемся, от изысканной пищи, которую мы потребляем, короче, от всего прекрасного в этой жизни! Мы жаждем этого, в этом великий смысл нашей жизни! Ради этого мы и живём на земле. Так-то вот.
— А кто я по твоей классификации? «Быдло»?
— Ни в коем случае! У тебя взгляд не тупой. Ты не сводишь своё существование к простому перевариванию пищи. А ведь «быдло» — это ходячий агрегат по переработке продуктов. Некоторые из них продукты заменяют водкой, а кто-то наркотиками. Но смысл жизни у них один — достать и опрокинуть в своё бездонное чрево желанное топливо. И всё. И даже на смертном одре у них единственное
последнее желание — это скушать хотя бы ещё один кусочек колбаски или выпить ещё одну стопку водки.
— А на «работягу» я тоже не похожа?
— Судя по тому, как ты добываешь деньги, — нет, — рассмеялся парень.
Рита покраснела.
— Я вынуждена так добывать деньги. Если бы меня взяли на работу, я бы честно их зарабатывала. Легко вам рассуждать, сытым и богатым. У вас есть работа, есть родители, которые о вас заботятся. У вас есть друзья, которые могут помочь. А у меня нет ничего: ни родителей, ни друзей, ни работы, ни даже дома, — неожиданно для себя разоткровенничалась Рита. — Что ты мне предлагаешь: лечь и помереть от голода?
— Нет. Я тебе предлагаю быть со мной.
Рита опешила.
— С тобой?! Но зачем я тебе?
— Ты мне очень понравилась. Ты, конечно, ещё не совсем «голубая крювь». Живёшь ты пока, извини, как «быдло». Но всё поправимо. Ведь в тебе генетически заложено быть одной из нас. Все твои жесты, манеры и даже внешность выдают в тебе человека высшего сословия. Посмотри на свои руки, — он взял её руку и стал поглаживать, — какие они изящные, какая нежная бархатистая кожа, какие длинные аристократические пальчики. Разве могут эти ручки трудиться? Нет! Это было бы кощунственно. Они созданы лишь для того, чтобы их украшали колечками с бриллиантами, чтобы их гладили и целовали.
Он прикоснулся губами к её руке. Рита стыдливо вырвала руку. Она была смущена. Этот красивый мужчина с приятным вкрадчивым голосом так необычно рассуждал. Но, как ни странно, Рита уже не чувствовала к нему враждебности. Наоборот, ей, шестнадцатилетней девчонке, было приятно, что этот человек делает ей комплименты, целует её руку. Она ещё не могла понять, прав он или нет. Да это было и не важно. Главное, он обратил на неё внимание, она ему понравилась! А это уже приятно.А это уже приятно. Она — Лягушка, Гадёныш, как её все называли в детстве, дочь алкоголички и подлеца, её участью было быть уборщицей подъездов, а потом работать на заводе, а теперь волею судьбы она стала воровкой, и вдруг она смогла понравиться такому красивому холёному мужчине! Это невероятно! Да Женька по сравнению с этим мужчиной всего лишь сопливый пацан. И пусть этот пацан продолжает играть в свои кораблики. А она, Рита, наконец-то встретила такого мужчину, который смог оценить её по достоинству. Вот он, её суженый!
Рита посмотрела ему в глаза и улыбнулась. Парень улыбнулся в ответ.
— Ну что? Будем знакомиться? Разрешите представиться, — он встал и наклонил голову. — Максим. Можно просто Макс.
Рита тоже грациозно чуть склонила голову.
— Рита.
— Великолепно! Я знал, что не ошибся в тебе. Ты восхитительна! Ты не Рита. И не Маргарита. Ты Марго. Ты королева Марго!
Рита рассмеялась.
— Да уж, королева, — сказала она с усмешкой, — без королевства.
— Вот увидишь, скоро весь мир будет у твоих ног. Люди — они же примитивные
животные. Они преклоняются только перед более богатыми или более сильными. Если ты беднее их и если ты слабее, они будут смотреть на тебя свысока. Ты для них пыль на дороге. Но стоит встать на ступеньку выше них, как тут же их глазки льстиво засверкают, спинки почтительно прогнутся. Они будут шаркать перед тобой ножками, заискивающе заглядывать в твои глаза и ждать возможности угодить тебе. И всё это лишь для того, чтобы приблизиться к тебе, подружиться, хоть на мгновение приподняться на твою ступеньку. — Он закурил сигарету. — Ты обратила внимание, как презрительно на тебя поглядывает эта расфуфыренная публика? А всё потому, что ты бедно одета, а следовательно, ты на несколько ступенек ниже их. И не важно, что ты в тысячу раз красивее всех этих женщин. Ты нищая! Значит, для них ты никто. В лучшем случае ты сможешь приблизиться к ним, если тебя какой-нибудь из этих мужчин использует как проститутку. На большее не рассчитывай. — Он стряхнул пепел в хрустальную пепельницу. — Но всё изменится, как только ты встанешь на ступеньку выше их.
— А я что, стану богаче их? — засмеялась Рита.
— Нет. Это довольно трудно. Ты просто станешь сильнее их.
— Сильнее?! Это как?
— Об этом мы поговорим в следующий раз. А сейчас поехали домой.
Рита струхнула.
— Домой? К тебе?
— Ну да. Ты же согласилась быть со мной.
Вообще-то Рита не помнила, чтобы давала на это согласие. Но Максим ей понравился. Кроме того, Рита так устала от одиночества, что готова была на многое, лишь бы чувствовать себя кому-то нужной.
— Вообще-то мне шестнадцать лет. Тебя это не смущает?
— А тебя это смущает?
— Меня? Нет.
— Так почему меня это должно смущать? Ты, несмотря на возраст, как я уже понял, сама зарабатываешь деньги, сама распоряжаешься своей жизнью. Значит, ты уже взрослая самостоятельная женщина. А данные паспорта меня не интересуют. Ну так что, идём?
— А как я могу быть уверена, что не произойдёт то, чем ты меня пугал: ты меня используешь как проститутку, а потом выгонишь?
— Я ничего не могу тебе гарантировать. Я могу лишь сказать, что давно искал такую, как ты, которая достойна была бы стать моей подругой, моей помощницей, моей музой, моей любовью. Я хочу тебе посоветовать: не слушай свой разум, он труслив, доверься лучше своим чувствам. В жизни иногда надо совершать сумасбродные поступки.
Он расплатился с официантом и протянул Рите руку. Она, немного подумав, положила на его ладонь свою ладошку. Так они и вышли из ресторана, взявшись за руки.
Да, он не Женька, для которого разум и долг превыше всего. Эх, Женька, я так хотела подарить тебе всю себя, но ты испугался, стал нудно рассуждать о последствиях. Так теперь меня получит другой мужчина, для которого главное — это чувства ко мне, а не мнение общества. Так-то вот!