Брида (золото)

Ирландия

Август 1983-го - март 1984 года

Лето и осень

Я хочу научиться магии, — промолвила девушка.

Маг оглядел ее с ног до головы: одета в выцветшие джинсы и футболку и держится с тем обманчиво вы­зывающим видом, который чаще всего присущ людям застенчивым. «Я, наверно, вдвое старше ее», — поду­мал он. Но знал при этом, что перед ним — Иная Часть его самого.

— Меня зовут Брида, — продолжала девушка. — Простите, что не сразу представилась. Я очень долго ждала этой минуты и волнуюсь сильней, чем думала.

—Зачем тебе магия? — спросил он.

—Чтобы ответить на вопросы, которые ставит пе­редо мной жизнь. Чтобы овладеть потаенным могуще­ством. И, может быть, чтобы странствовать в прошлое и в будущее.

Он все это слышал уже не раз, и девушка эта была не первой, кто приходил к нему в этот лес. Некогда он был очень знаменитым и очень уважаемым Магом. В те времена он из множества учеников отбирал себе нескольких и верил, что мир будет меняться сообраз­но тому, как сумеет он изменить людей, которыми окружил себя. Но однажды была совершена ошибка. А маги, учащие Традиции, ошибаться не имеют права.

— Не слишком ли ты молода для этого?

— Мне 21 год, — ответила Брида. — Если бы захоте­ла учиться балету, мне сказали бы, что уже поздно.

Маг сделал ей знак следовать за ним. И вдвоем, в молчании, они двинулись по лесу. «Красивая, — думал Маг, глядя, как быстро удлиняются тени деревьев: солнце висело уже у самого горизонта. — Но я вдвое старше ее». И это значило, что вероятней всего он бу­дет страдать.

А Бриду раздражало, что человек, идущий рядом, все время молчит — на ее последнюю фразу он даже не соизволил отозваться. Влажная земля была устлана палой листвой; девушка тоже заметила, как удлини­лись тени, возвещая пришествие сумерек. Скоро ста­нет темно, а фонаря они с собой не взяли.

«Мне следует довериться ему, - думала Брида. -Если я верю, что сумею научиться у него магии, надо верить и тому, что он проведет меня по лесу».

Они продолжали путь. Он, казалось, шел наугад, ни стого ни с сего вдруг меняя направление, будто огибая невидимое и неведомое препятствие. Три или четыре раза они прокружились на одном месте.

«Быть может, он меня испытывает». Брида решила довести этот опыт до конца и постараться показать своему спутнику, что все происходящее - в том числе и топтание на одном месте —для нее вещь совершен­но обыденная.

Она приехала издалека и долго ждала этой встречи. От Дублина до этого крохотного городка было полтора­ста километров, автобусы были неудобные и ходили безо всякого расписания. Она рано поднялась, три часа была в дороге, расспрашивала жителей городка об этом странном человеке, объясняя, что ей от него нужно. И наконец ей показали тот лесок или рощу где он обык­новенно находился днем - но сначала предупредили, что он уже пытался соблазнить одну местную девушку.

«Интересный человек», - подумала Брида, боясь поскользнуться на влажных листьях, устилавших землю, и молясь про себя, чтобы солнце еще хоть немножко повисело над горизонтом — дорога теперь шла в гору.

- Так почему все-таки ты хочешь изучать магию?

Брида обрадовалась уже тому, что тягостное молчание прервапось. И повторила свой прежний ответ. Но он не устроил спрашивавшего.

— Потому ли, что она темна и таинственна? Потому ли, что отвечает на вопросы, которые не дают челове­ку покоя всю его жизнь? Или главным образом пото­му, что воскрешает в нашей памяти романтическое прошлое?

Брида промолчала. Она не знала, что сказать. И боль­ше всего ей хотелось, чтобы Маг вновь замкнулся в молчании, ибо она боялась дать ответ, который мог бы ему не понравиться.

Пройдя через лес, они наконец поднялись на вер­шину горы. Здесь земля была каменистой и голой, но зато ноги меньше скользили, и Брида без труда поспевала за Магом.

Он присел и попросил Бриду сделать то же.

— Здесь бывали и другие, - сказал Маг. - Они тоже просили меня научить их магии. Но я уже обучил лю­дей всему, что нужно, так что мой долг человечеству выплачен с лихвой. Сейчас я хочу только в одиночест­ве подниматься в горы, возделывать сад, общаться с Богом.

—Неправда, - сказала на это девушка.

—То есть как — неправда? — удивился Маг.

—Может быть, ты и вправду хочешь общаться с Бо­гом. Но не верю, что хочешь одиночества.

Брида тотчас пожалела о сказанном. Эти слова са­ми собой сорвались у нее с языка, а теперь было уже поздно исправлять свой промах. Может, и в самом де­ле есть люди, которым нравится одиночество? Может, и в самом деле женщины больше нуждаются в мужчи­нах, нежели мужчины — в женщинах?

Маг, однако, не рассердился на нее.

— Я задам тебе один вопрос, — сказал он. - Но отвечать надо не лукавя, совершенно чистосердечно. Если скажешь правду — исполню твою просьбу. Если солжешь — никогда больше не вернешься в этот лес.

Брида перевела дух. Всего лишь вопрос, на кото­рый надо ответить правдиво и искренне. Да она и не станет врать, зачем ей это?! Просто ей всегда каза­лось, что Наставники, выбирая, кого взять себе в уче­ники, требуют от них иного, чего-то гораздо более трудного.

Маг повернулся к ней всем телом. Глаза его заблес­тели.

— Предположим, я возьмусь обучать тебя всему, что знаю сам, — заговорил он, пристально глядя на девуш­ку. — Начну показывать тебе параллельные миры, ко­торые окружают нас, ангелов, открою тебе мудрость природы, таинства Традиции Луны и Традиции Солн­ца. И вот однажды, выйдя в город за покупками, ты повстречаешь посреди улицы человека, предназна­ченного тебе судьбой.

«Как я узнаю его?» - подумала Брида, но промол­чала: вопрос оказался трудней, чем она думала.

— И он тоже поймет это, увидит в тебе женщину своей жизни и сумеет приблизиться к тебе. Вы полю­бите друг друга. Мы продолжим наши занятия, и днем ты будешь открывать со мной мудрость Космоса, а ночью — познавать с ним мудрость Любви. Но наста­нет миг, когда одному с другим будет больше не по до­роге. Тебе придется сделать выбор.

Маг помолчал. Он, еще не успев задать вопрос, бо­ялся ответа. Ее сегодняшний приход к нему знамено­вал окончание некоего этапа в жизни обоих. Он точно знал это, потому что ему были известны традиции и предначертания Наставников. И он нуждался в ней так же, как она — в нем.Но в этот миг она должна была сказать правду — таково было единственное условие.

— Итак, отвечай прямо, — наконец произнес он, со­бравшись с духом. — Бросишь ли ты все, что познала, откажешься ли от тех таинственных возможностей, которые откроет перед тобой мир магии, чтобы соеди­ниться с мужчиной своей жизни?

Брида отвела глаза. Вокруг были горы и лес, внизу, в городке, уже засветились окна. Заструились дымки из печных труб — скоро люди всей семьей соберутся за столом, будут ужинать. Они трудолюбивы и богобояз­ненны, стараются помогать ближнему. И все это пото­му, что познали любовь. Жизнь их понятна и объясни­ма, они способны постичь все, что происходит во Все­ленной, хоть даже краем уха никогда не слышали ни о какой Традиции Луны или Солнца.

—А почему мои поиски должны противоречить мо­ему счастью? — спросила она.

—Отвечай на мой вопрос. — Маг смотрел ей прямо в глаза. — Согласишься ли ты все бросить ради своего избранника?

Брида почувствовала, как слезы подступают к горлу. Да, это был не просто вопрос — перед ней стоял выбор, трудней которого человеку в жизни еще не приходилось делать. Она и прежде уже размышляла над этим. Было время, когда ничто на свете не казалось ей важнее, чем она сама. У нее было много возлюбленных, и всякий раз она верила, что любит каждого из них, но неизменно приходил час, когда она начинала замечать, как иссякает и истощается любовь. Ничего мучительней любви ей до сих пор познать не пришлось. Вот сейчас Бриде каза­лось, что она любит одного человека: он был на не­сколько лет старше ее, изучал физику и мир восприни­мал совершенно не так, как она. В очередной раз Брила поверила в любовь, поставила все на свои чувства, но ей так часто и так горько приходилось разочаровываться, что теперь она уже ни в чем не была уверена. Тем не ме­нее в ее жизни не было пока ставки крупнее.

Она избегала взгляда Мага и смотрела туда, где из труб поднимались дымки. Только благодаря любви люди от начала времен пытаются постичь мироздание.

— Соглашусь, - наконец вымолвила она.

Сидевший напротив нее никогда не поймет, что же происходит в душе другого человека. Ибо, познав мо­гущество и превзойдя науку магии, он не научился постигать людей. Седеющие волосы, темное от загара лицо и повадка того, кто привык карабкаться по кру­тым горным тропам. Влекущая сила исходила от его глаз, где отражалась душа, которую истерзали сомне­ния и бесчисленные разочарования, причинённые чувствами простых смертных. Брида сама была разо­чарована своим поведением, но солгать не смогла.

—Погляди мне в глаза, — велел Маг. Преодолевая смущение, Брида повиновалась.

—Ты сказала правду И потому я буду учить тебя.

Стало совсем темно, на безлунном небе появились звезды. Через два часа Брида рассказала этому незнаком­цу всю свою жизнь. Она пыталась найти какие-нибудь объяснения своему интересу к магии — ну, например, детские видения, предчувствия, внутренние голоса — но ничего не находила. Просто ей хотелось познать и по­нять, вот и все. Это же стремление побудило ее заняться астрологией, гаданием на картах Таро, нумерологией.

—И то, и другое, и третье — это всего лишь языки, — сказал Маг. — Есть еще множество иных, магия же го­ворит на всех языках, внятных душе человеческой.

—Так что же такое магия? - спросила она.

Даже в темноте Брида заметила, что Маг повернул голову. Рассеянно поглядел на небеса, будто раздумы­вая над ответом.

Магия — это мост, — ответил он наконеи. — Мост, по которому можно из видимого мира перейти в мир незримый. Чтобы усвоить уроки того и другого.

—А как научиться пересекать этот мост?

—Надо отыскать собственный способ. У каждого че­ловека он — свой.

—Вот за этим я и пришла сюда.

— Существуют две формы познания, — сказал Маг. -чЕсть Традиция Солнца, имеющая дело с прост­ранством и открывающая тайны всего, что нас ок­ружает. И есть Традиция Луны — она занимается вре­менем и открывает тайны того, что заключено в его памяти.

Брида поняла эти слова. Традиция Солнца — это нынешняя ночь, деревья вокруг, ее озябшее тело, звез­ды на небе. Традиция Луны — вот этот сидящий перед нею человек, в глазах которого светится мудрость многих поколений.

—Я познал Традицию Луны, — продолжал Маг, словно читая ее мысли. — Но никогда никого не учил ей. Я — Наставник Традиции Солнца.

—Покажи мне Традицию Солнца, — попросила Брида не без опаски, ибо в голосе Мага ей почудилась нотка нежности.

—Я научу тебя всему, что знаю сам. Но помни: пути Традиции Солнца — различны и многообразны. Нуж­но только безоговорочно верить в способность каждо­го человека выучить себя самого.

Брида не ошиблась: в словах Мага и вправду звуча­ла нежность, но она не успокаивала, а вселяла в нее лишь большую тревогу.

— Я способна постичь Традицию Солнца, — молви­ла девушка.

Маг оторвался от созерцания звезд, перевел взгляд на нее. Он-то знал — она ошибается: Традицию Солнца ей пока постичь не под силу. Тем не менее он дол­жен и будет учить ее. Порою ученики выбирают себе наставников.

—Перед тем как мы начнем первый урок, запомни накрепко: тот, кто избирает себе путь, должен отре­шиться от страха. Должен обладать достаточной отва­гой, чтобы совершать шаги ложные и опрометчивые. Поражения, разочарования, неудачи суть орудия, с помощью которых Бог указывает нам путь.

—Странные, однако, орудия, - отвечала на это Брида. — Часто бывает так, что из-за них человек отка­зывается идти дальше.

Магу ли было этого не знать? Тело и душа его хра­нили следы этих странных орудий Бога.

— Научи меня Традиции Солнца, — настойчиво по­вторила девушка.

Маг попросил Бриду прислониться к выступу ска­лы и расслабиться.

— Глаза держи открытыми. Гляди на мир вокруг те­бя, старайся понять все, что сумеешь. Каждое мгновение, перед каждым человеком Традиция Солнца явля­ет свою вечную мудрость.

Брида повиновалась словам Мага, хоть ей и показа­лось, что он чересчур спешит.

— Это — первый и самый важный урок, — сказал он. — Его придумал один испанский мистик, сумев­ший постичь значение и смысл веры. Имя его — Хуан де ла Крус.

Хуан де ла Крус (Хуан де Йепес-и-Альварес, 1542-1591) - иеромонах, испанский католический мистик и поэт.

Он взглянул на девушку, слушавшую его доверчиво и самозабвенно. И из самой глубины души исторг мо­литву о том, чтобы она восприняла все, чему он соби­рался научить ее. Ведь, в конце концов, она была его Иной Частью, хоть пока и не знала об этом, хоть пока и была еще слишком молода, ослеплена людьми и яв­лениями мира сего.
"Брида" - ранее не издававшийся на русском языке роман одного из самых известных и читаемых в мире авторов. Удивительная и правдивая история молодой Бриды О'Ферн, будущей наставницы Традиции Луны. В основе романа - излюбленная для Коэльо идея поиска себя, своей цели и жизни. Коэльо устами своих героев рассуждает о вере и религии, колдовстве и магии и конечно о любви. В этой истории, рассказанной просто и радостно, волшебство говорит языком человеческого сердца.