Социология: Учебное пособие

1. Генезис современной мировой
социологической науки

Предпосылки становления социологии как науки.
Этимология и герменевтика понятия "социальное".
Определение социологии как науки и ее место в системе общественных наук.
Развитие социологии как науки и ее структура.
Отличительные черты научных парадигм социологического знания.
Структура современного социологического знания.
Основные направления, научные школы, концепции и дисциплины в современной социологии.

1.1. Предпосылки становления социологии как науки

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире природы, техники, человека и общества. Она ставит своей целью выявление законов, в соответствии с которыми объекты познания могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.
С одной стороны, социологические знания имеют древние корни, уходящие в область социальной философии как предшественницы социологической науки, а с другой стороны — социология относительно молодая наука, ей нет еще и двухсот лет.
Впервые термин "социология" употребил в 1839 г. в 47-й лекции шеститомного "Курса позитивной философии" французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857). Изначально введенный им в научный оборот термин "социология", образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), был тождественен выражению 'социальная физика". Согласно О. Конту, социальная физика — это часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям.
'Биография' социологии начинается с О. Конта, но идея социологии как самостоятельной науки возникла объективно под воздействием целого ряда условий, которые способствовали созданию предпосылок возникновения социологии. К ним следует в первую очередь отнести:
1) влияние промышленной революции, материально-экономического положения людей на социальные отношения, которые объясняются в контексте идеи "естественного" социального порядка (обладая собственной рациональностью он не может быть подчинен "государству" как политически институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него);
2) альтернативность конструирования социальной практики в контексте коллективизма (авторитаризма) и индивидуализма (либерализма) в рамках развития рыночной экономики, носителем которой является не государство, а "гражданское общество";
3) культивирование идей историзма как основы интереса к смыслу и направленности общественно-исторического процесса, то есть к антропо-социокультурогенезу (возникновению, функционированию и развитию человека, общества и культуры);
4) формирование научного сознания под воздействием немецкой классической философии, английской политической экономии, французского обществоведения, что обусловило разработку современной концепции науки и научного прогресса.
Научная область — социологические знания — в XIX и начале XX в. формировались под влиянием социального окружения. К социальным силам, повлиявшим на развитие общей социологической теории, от носят:
• политические революции, начавшиеся с Французской революции в 1789 г. и продолжающиеся в других странах в XIX в. Они актуа лизи рова ли вопрос социального порядка в обществе, что стало предметом исследований классических теоретиков социологии;
• промышленный переворот и подъем капитализма. Превращение западного мира из сельскохозяйственной в преимущественно индустриальную систему, идеалом которой выступал свободный рынок, где можно обмениваться продуктом труда, обусловило возникновение радикального (рабочего) движения, нацеленного на низвержение капиталистической системы. Социальные проблемы функционирования и развития западных обществ и разработка программ их разрешения были приоритетными;
• подъем социализма. Преодоление издержек промышленной системы и капитализма нашло научное обоснование в трудах ученых, прославляющих социализм как средство решения индустриальных проблем или критикующих капиталистическую систему;
• феминизм. Женщины, находясь в подчиненном положении, в той или иной форме всегда протестовали против сложившейся социальной ситуации. Расширение прав характерно для эпохи перемен, что и было предпринято женщинами. Однако теоретики-мужчины консервативно реагировали на рассмотрение вопросов пола или вообще его игнорировали. Это только усиливало тенденцию к тому, что "женщины становились мужественнее, а мужчины — женственнее";
• урбанизацию. Промышленный переворот в экономике обусловил перераспределение численности жителей деревень и городов. Массовая миграция, стремительное разрастание городов повлекли за собой бесчисленные проблемы, которые явились предметом социологического объяснения в рамках изучения урбанизации;
• изменения в религии. Тенденции отделения церкви от государства оказали влияние на религиозность населения западных государств. Но так как классики социологии имели религиозные истоки своего становления, то они преследовали те же цели, что и религия, а именно — хотели улучшить жизнь людей;
• рост науки. Всплеск открытий в области физики, биологии и химии обусловил их престиж и уважение в обществе. Это обусловило моделирование социологических теорий об обществе по образцу физики, биологии.
Таким образом, социология как наука сформировалась под воздействием объективных предпосылок и социальных сил, инициирующих необходимость научного объяснения конструирования социального мира в обществе.

1.2. Этимология и герменевтика понятия "социальное"

В процессе своей жизнедеятельности при достижении определенных личных целей человек вступает в три типа взаимодействий:
1) он взаимодействует с природой, изучая ее мир, что является объектом изучения естествознания;
2) он взаимодействует с техникой (орудиями и предметами труда), постигая ее мир, который изучают технические науки;
3) он взаимодействует с себе равными, то есть другими людьми, что является объектно-предметной областью изучения взаимно переплетенных между собой гуманитарных и социальных наук — наук о мире человека и мире общества.
Третий тип взаимодействия принято называть социальным. В русский язык слово "социальный" пришло через немецкое слово sozial, из французского social. Однако корни данного слова уходят в латинский язык.
Латинское слово socialis обозначает товарищеский, приятельский, дружеский, союзный, союзнический. В настоящее время английское слово social, французское слово social, немецкое sozial обозначают социальный, общественный.
Понятие "социальный' указывает на объектно-предметное поле объективной действительности — социальную реальность1.
Именно этот вид реальности связан с человеческими взаимодействиями в процессе совместного проживания и труда, то есть жизнедеятельности человечества и входящих в него обществ, социальных общностей и групп индивидов.

1 Здесь и далее даны сноски на источники, в которых приводится информация о выделенных понятиях. См.: Учебный социологический словарь / Сост. С. А. Кравченко. — М.: АНКИЛ, 1997. — С. 131.

Учебное пособие состоит из восьми лекций, в которых раскрываются научные положения социологии, излагается методология социологического исследования, представлено социологическое объяснение общества, его стратификационной и институциональной структур, даны основы социологического понимания индивида как личности, описываются социальные изменения и движения, анализируются социальный конфликт, технология управления взаимодействиями социальных субъектов и социальный контроль в обществе.
Основанием для разработки курса лекций для курсантов военных институтов выступил Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Требования к минимуму содержания военно-профессиональной составляющей учебной дисциплины "Социология".
Пособие предназначено для курсантов высших военно-учебных заведений, а также может быть использовано преподавателями социологии и адъюнктами гуманитарного и социально-экономического направлений.
2-е издание.