Россия. Великая судьба

В наши дни ни у кого не остается сомнений, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. И тогда встает вопрос: зачем явился в мир русский народ? Ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей он объединил в одном государстве разные народы?
Книга "Россия. Великая судьба" является попыткой осмысления исторического развития России и русского народа. В книге представлен весь ход российской истории с древнейших времен до наших дней, подкрепленный цитатами из русских летописей, историческими документами, свидетельствами современников. Но это не простое изложение событий и фактов русской истории. Читатель найдет ответы на самые главные вопросы русской истории.
Богатое иллюстрирование книги раскрывает перед читателем прекрасный мир русской иконописи и живописи. "Россия. Великая судьба" - книга об истории, культуре и судьбе великой страны, великого народа, несущего свет и спасение человечеству. Автор книги Перевезенцев Сергей Вячеславович (род. в 1960) - русский историк и философ, писатель, публицист, доктор исторических наук, секретарь Правления Союза писателей России. Лауреат литературной премии им. Э.Ф. Володина. Родился в Подмосковье. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина. Опубликовал 14 книг, в том числе "Отечества пользы для" (1990), "Практикум по истории западноевропейской философии" (1997), "Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв." (1999), "Нам это надо? Повести и рассказы" (1999), "Москва. Грани веков" (2001), "Тайны русской веры. От язычества к империи" (2001), "Москва. Фотоальбом" (2002), "Москва - Санкт-Петербург: величие России" (2003). В издательстве "Белый город" вышло пять книг в серии "История России": "Древняя Русь. История русского народа в I-IX веках", "Иван Грозный", "Время фаворитов и дворцовых переворотов", "Михайло Ломоносов", "Александр II Освободитель". В своих работах С.В. Перевезенцев обосновывает своеобразие и самостоятельность русской цивилизации. В последние годы С.В. Перевезенцев занимается вопросами методологии православного понимания истории. Участвует в теоретической разработке принципов современного русского консерватизма.

Зачем на земле существует Россия?
Вместо предисловия

Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. И эта особость определяется несколькими основными факторами. Во-первых, геополитический фактор. Россия находилась, да и находится до сих пор на границах двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только Западным, ни только Восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияния и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей.Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. В России столкнулись две разные культуры, два разных миропонимания. Столкнулись и своеобразно переплелись на основе уже собственно русской культуры. И интересно, что Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток - как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская культура, не западная и не восточная. Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде монголо-татарских орд, а затем три столетия противостояла Турецкой империи. С другой стороны, Россия оказалась одним из барьеров на пути католической экспансии Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему евразийскому континенту. В XIX веке Россия встала стеной перед армией Наполеона, а в ХХ столетии - перед фашистской агрессией. Во-вторых, этнополитический фактор. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и просуществовавшая у славян до XX века территориальная община (гораздо более долго, по сравнению с Западом) определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию. В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским. Наиболее простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово "русский" - вовсе не славянского происхождения. Это самоназвание нескольких народов, живших когда-то рядом со славянами. Позднее из этих народов сформировался княжеский род у славян - "род русский". Но "русский род", хотя и был правящим родом среди славян, в конце концов был теми же славянами ассимилирован. И оставив славянам свое имя, "русы" исчезли, растворились в историческом небытии. А вообще в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение вроде бы несоединимого. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. И все это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов, сумевших "переварить", ассимилировать другие этносы. В-третьих, религиозный фактор.
Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с X в., сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и свою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому Западу, и единому мусульманскому Востоку. Православие стало православием благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Но, закрепившись в виде одной из основных форм русского национального самосознания, в дальнейшем православие уже само активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Больше того, именно благодаря православию и возник тот русский народ, который создал великое Русское государство и освоил огромные пространства Евразии. И тогда встает вопрос - а зачем явился в мир русский народ? Ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей он объединил в одном государстве разные народы? Вполне понятно, что более чем тысячелетняя история русского народа и России не могла быть бессмысленной, иначе теряется нить, теряется связь времен, прошлое отрывается от настоящего и будущего. В самом деле, если в истории нет смысла, то какое нам дело до свершений и подвигов предков? А если нет смысла в нашей собственной жизни, то какая нам забота о том, как там будут жить наши потомки. Мы кое-как прожили, авось и потомки как-нибудь проживут отведенные им пять-семь десятилетий. А вот если в истории народа есть смысл, если у народа есть цель исторического развития - тогда все встает на свои места. Тогда сохраняется и действует связь времен. Тогда подвиги предков - это наши подвиги, а мы сами творим деяния для будущего, чтобы наши потомки, помня о нас и о более далеких пращурах, воспользовались тысячелетним опытом народа и продолжили общее тысячелетнее народное дело. Для всякого русского человека в отдельности и для русского народа в целом очень важно видеть и эту связь времен, и этот смысл исторического действия. Ведь самый главный вопрос, который задает русская душа, выражается всего лишь одним словом - "зачем?" И если русский человек знает ответ на этот вопрос, то тогда ему любое дело по плечу, ему ничего не страшно, он способен своротить горы. то следует обязательно помнить и понимать: русские - исторически очень активный народ. Миф о русской лени, который нам всячески навязывают, не имеет под собой никакого основания. Повторимся, русские - исторически очень активны. Более того, русский народ исторически очень результативный народ! Иначе говоря, русские очень быстро добиваются тех целей, которые ставят перед собой! Но так случается только в том случае, когда русским открыт смысл поступка и ясна, духовно и душевно, сердцем и разумом принята цель исторического движения. Однако, как только смысл этого исторического движения теряется, как только цель исторического развития скрывается в дымке непознанности, то и сам русский народ оказывается в разладе и распаде. Ибо незачем жить Ибо нет смысла жизни Значит, и для отечественной истории, и для нашего настоящего самым глобальным вопросом оказывается вопрос о смысле бытия. И этот смысл нужно искать в глубинных, архитипических свойствах русского национального сознания, которое не может жить просто так, но только во имя четко сформулированных целей и ясно осознанного, сердцем и разумом принятого смысла бытия, , которую читатель держит в руках, и посвящена тому, чтобы показать смысл исторического развития России и русского народа. Именно поэтому в этой книге, пусть и в кратком изложении, представлен практически весь ход российской истории от самых-самых начал до наших дней. Но помимо изложения событий и фактов русской истории, здесь читатель найдет попытку осмысления, попытку объяснения этих фактов и событий. Говоря другими словами, в этой книге осуществляется поиск смыслового содержания русской истории, т.е. предпринята попытка ответить не только на вопросы "как?" и "почему?", но и на главный вопрос - "зачем?". Конечно, одному человеку не под силу охватить всю многовековую историю России. Поэтому автор хотел бы принести слова искренней благодарности друзьям и коллегам, которые помогли в создании этой книги своими материалами и советами: профессору А.Г. Кузьмину, А.Ю. Карпову, В.А. Волкову, К.Р. Конюхову, А.С. Королеву, И.В. Воронину, В.Е. Воронину, М.Б. Смолину, С.М. Сергееву, Е.С. Галкиной и многим другим.

Вместо заключения
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" - так говорится в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:1). Давно известно, хотя, может быть, не всегда на это обращается внимание, что с древних времен первые переводчики Священного Писания на славянский язык Святые Равноапостольные Константин-Кирилл Философ и его брат Мефодий понятием "Слово" переводили знаменитое греческое понятие "Логос". А что такое Логос? В древнегреческом языке значение Логоса настолько многомерно! Это и собственно слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека. И, конечно же, некая Высшая Сила, управляющая миром, - Бог. Позднее, в трудах ранних христианских мыслителей, сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим, Иисусом Христом, сошедшим на Землю для спасения человечества. Ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир. Но! Всю эту бесконечность значимости, которая скрывается в Логосе, славянский, а позднее уже собственно и русский язык, оказывается, передает тоже одним только понятием - "Слово". А, следовательно, для русского сознания, русского мировосприятия само Слово - это ВСЁ, чем живет человек, да и человечество. Да что там человечество - всё мироздание! Ибо - "И Слово было Бог. Оно было в начале у Бога" (Ин. 1:1,2). В Слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные, "проклятые" вопросы. В Слове же ответы он и находил. Нет, конечно же, кроме Слова было еще и Дело - иногда веселое и легкое, чаще трудное и трагическое. И слишком часто, может быть, намного чаще, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь Слово - это исток, начало Дела. А дальше-то Дело живет само по себе. Но для русского человека Слово - это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело не приходило к намеченному ему Словом итогу, когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь - все то же Слово. Великие славянские братья-просветители, "учителя словенские", как называют их древние памятники, Константин-Кирилл Философ и Мефодий принесли славянам свет великой Истины - Благую весть Христова Учения, единство Слова и Бога. И тем самым на тысячу лет определили судьбы всех славянских народов, в том числе и русского народа. Уже потом, много столетий спустя, появятся учение "Третьего Рима" и стремление Руси к идеалу "Нового Иерусалима", возникнет знаменитый идеал-образ "Святая Русь". Уже потом русский народ создаст великое Российское государство, ставшее со временем Российской империей, и просветит Истиной иные народы, вошедшие в состав единого Российского государства. И на протяжении нескольких столетий Российское государство будет удерживать мир от окончательного духовного падения в антихристову бездну. Уже потом, начиная примерно с XVIII века, Слово начнет утрачивать свой божественный смысл в человеческом сознании. Видимо, это был объективный процесс, когда человек вдруг почувствовал, что может жить, может строить мир без Бога. Так возникла наука - или отодвигающая Бога на второй план, или же вообще отрицающая Его. В последние три столетия Слово превратилось всего лишь в форму общения или в предмет изучения. Слово стали препарировать - так и сяк, этак и разэтак. Его разложили на части, внесли в сравнительные таблицы, разложили по ящичкам и каталогам. И вроде бы всё о Слове познали, поняли механизм его образования, его структуру и морфологию. Только вот собрать расчлененное Слово обратно, вернуть Слову его единственный и великий духовный смысл не смогли. Мы, люди, достигли великих высот в научном знании, мы расщепляем атом, делаем атомные бомбы, летаем в космос, создаем искусственный разум, вот взялись уже и за клонирование себе подобных Но интересно, что ни один ученый в мире, ни одно научное направление не может решить простую и в то же время единственно главную проблему - откуда взялось человеческое сознание и человеческое слово? А современные психологи, физиологи и философы все чаще и чаще утверждают: происхождение сознания - это великая тайна, которая может быть объяснена только через понятие Творца. И встает вопрос - а что, с развитием науки мы стали лучше? Добрее? Справедливее? Наука сделала нас счастливыми? Наука помогла обойтись XIX и XX столетиям без войн, без страданий, внесла в мир полную гармонию? Да, мы создали себе гораздо более комфортные условия жизни, нежели пятьсот лет назад. Мы напридумывали кучу бытовых приборов, мы сильно облегчили свою повседневную жизнь. Мы общаемся друг с другом через тысячи километров, а новости получаем в ту же секунду, когда произошло какое-то событие. Мы бесконечно и судорожно "делаем прогресс" (если вспомнить слова В.В. Розанова). Вот это и замечательно, скажут многие. И нас убеждают в том, что это замечательно. Ну, в самом деле, мы можем смотреть голливудский фильм раньше, чем он появится в прокате в самой Америке. Мы надеваем новые ботинки или штаны через день после того, как их сконструировали в Париже, Лондоне или Милане. Мы читаем книги по Интернету, не заходя, даже не показывая носа в библиотеку. Ух, какие мы прогрессивные и современные! Ну, а все-таки, стали мы от этого счастливее? Ведь нет. А "самые цивилизованные" народы, как ни странно, начинают потихоньку вымирать. К примеру, население Западной Европы (уж "цивилизованнее" некуда!) за 2001 год сократилось на два миллиона человек. Надежды на науку, на всесилие человеческого разума не оправдались. Больше того, именно с помощью науки человечество создало самые страшные в своей истории средства уничтожения - начиная с атомного оружия и заканчивая химическим. Понятно, что сама по себе наука в этом не виновата, ибо она является порождением разума человеческого и само использование науки в тех или иных целях - это дело человеческих рук. Но отчего зависит то или иное использование научных достижений? Прежде всего, от нравственного состояния того или тех, кто принимает решения об использовании научных открытий, об их применении. И вот здесь никак, ну, никак нам не обойтись без веры, без Бога, а, значит, и без Слова. Того самого Слова, которое принесли нам на славянском языке Кирилл и Мефодий. Того самого Слова, которое спасает Впрочем, и это очень древняя мудрость. Еще в VI веке до нашей эры знаменитый Гераклит Эфесский, тот самый, которому приписывается афоризм "В одну реку нельзя войти дважды", высказал и не менее глубокую, хотя и менее известную мысль: "Многознание уму не научает " А апостол Павел переосмыслил эту истину в христианском духе: "Мудрость мира сего есть безумие перед Богом " Сегодня нам всем очень важно поменять оценочную шкалу, изменить сложившуюся в последние триста-пятьсот лет систему ценностей и вернуться к Великим истинам православия. Именно вернуть и вдохнуть новую жизнь в систему традиционных православных русско-славянских ценностей. Тех ценностей, на основе которых веками созидались общества и государства, росли и множились народы. Иначе говоря, вернуть в нашу жизнь Истину, привнесенную когда-то Словом. И если наука, с помощью человека, вернется на путь Истины, если поймет, что "в начале было Слово", то и сама наука, и сам человек неожиданно, а вернее, закономерно откроет для себя безграничные просторы познания и понимания главного, что только и должен знать и понимать человек, - смысла жизни. Все остальное ведь - это наносное, вторичное Вообще, стоило бы выдвинуть парадоксальный лозунг - "Наука против прогресса!" Думается, что умудренные (не "многознающие", а именно "умудренные"!) мужи науки этот лозунг бы поддержали. Ибо нет сегодня ничего хуже, глупее и опаснее, нежели бездумное, радостно-щенячье превознесение "прогресса" - прогресса как такового, без нравственного совершенствования. Но мы нынче живем в удивительное время! Сегодня, при всех существующих в России тягостях и разлившихся по нашим просторам страданиях, возник уникальный исторический момент, какового не было на Руси в последние триста лет, когда наука и вера, литература и вера только расходились, разрывая Святоносную силу Слова. Нынче мы можем вернуть Слову его истинный смысл, можем соединить веру и науку, веру и литературу, веру и нашу жизнь. Эта настоятельная потребность уже понята обществом, пусть еще и не всеми, но многими. Подобная работа идет в науке, в образовании, в журналистике. Эти идеи нынче оказались близки и отдельным государственным деятелям, как федерального, так и областного и районного масштабов. Главное - не упустить время. Не в том отношении, что больше такого времени уже не будет, а мы, такие, мол, "уникальные", что кроме нас этого никто не сделает. Нет, дело в другом. Нам самим надо успеть принять посильное, душевное и честное участие в реализации этой общественной потребности по воссоединению веры и жизни. Иначе будет просто стыдно и больно оттого, что мы оказались в стороне, не помогли, не поддержали. Ведь выстраивая, по крупицам, по бревнышку собирая наш общий русский духовный дом, мы выстраиваем и собственные души. Возвращая Слову его Святоносный смысл - мы возвращаем этот смысл и в собственные души. И в этом есть великая радость, в этом есть великое счастье. Трудное, но счастье.

Книга "Россия. Великая судьба" является попыткой философского осмысления исторического развития России и русского народа при взгляде из современной эпохи. В книге представлен весь ход российской истории с древнейших времен до наших дней. Нестандартные гипотезы и выводы автора подкреплены многочисленными цитатами из русских летописей, малоизвестными историческими документами, красочными свидетельствами современников. Книга содержит сотни цветных иллюстраций, включая произведения живописи.
Кожаный переплет, декоративный элемент (литье), трехсторонний золотой обрез.