Родителям о детях. Учим ребенка читать. Как? Когда? Зачем?

КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

 

Одни родители сознательно стараются как можно раньше научить читать ребенка, чтобы к школе он уже умел читать,"поскольку это положительно скажется на общей успеваемости и самооценке малыша. Другие начинают обучение вследствие выдающихся успехов знакомых детей. Действительно, от этого трудно удержаться, если соседский Вовка в три года уже знает все буквы, а наша Машенька в ее-то четыре знает только две. Она что — глупее? Да ничего подобного! Мы его догоним и еще перегоним! А третьих этот вопрос вообще не волнует — в школе научат!
Авторы разных методик обучения отвечают на этот вопрос по-разному; от рождения до восьми лет, Некоторые школьные учителя вообще не рекомендуют родителям заниматься с ребенком чтением, потому что им проще научить ребенка, чем переучивать его после неправильного обучения, И для такого ответа у них есть вполне серьезные основания, с которыми вы ознакомитесь в последующих главах этой книги.
Я бы посоветовал начинать обучение чтению, когда и ребенок, и родители к этому готовы. Если ребенок плохо говорит, значит, у него недостаточный словарный запас. То есть он не знает еще многих слов родного языка. Обучать чтению в этом случае нельзя, потому что малышу приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать слово, а затем еще запомнить его значение. Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребенка сразу и навсегда, Если ребенок не умеет произносить некоторые звуки, то это также создает дополнительные сложности. Эти «Р» и «С», которые у него не получаются, почему-то имеют противное свойство встречаться почти в каждом слове! Начинать обучение с таким произношением также нежелательно. Лучше подождать, пока ребенок сам научится, либо обратиться к логопеду. Чтобы малыш занимался легко и с удовольствием, он должен уметь хорошо говорить и произносить все звуки.
Вот главные признаки, по которым вы можете определить готовность вашего ребенка к обучению чтению.
Большинство детей достигают этих умений в возрасте от четырех до шести лет, Авторы некоторых методик рекомендуют начинать обучение в возрасте одного-двух лет. Совершенно с ними не согласен. Дело в том, что у ребенка в этом возрасте есть гораздо более важные занятия, чем учиться чтению. Он должен научиться разговаривать, играть, общаться, бегать, прыгать, плавать, то есть — осваивать окружающий мир.
Кроме того, занятия чтением в таком возрасте просто неэффективны. То, чему его научат за два года занятий, в пять лет он легко осилит всего за одну-две недели! Спрашивается — зачем два года мучить малыша и мучиться при этом самим? Гораздо лучше направить свои усилия на физическое и духовное развитие ребенка. А когда он подрастет, сможет хорошо говорить и произносить все звуки — тогда можно и чтением заняться.
Важное уточнение: когда я здесь говорю об обучении чтению, я имею в виду упражнения на чтение слов и предложений. А вот просто учить буквы, не пытаясь складывать их в слова, — вполне возможно. Однако не все, а только те, которые малыш хорошо выговаривает. Иногда это правило можно нарушать, но только после разрешения логопеда. Он должен проверить, насколько хорошо развит у малыша фонематический слух — то есть правильно ли он слышит трудный звук, не путает ли с другими, похожими на него. Если фонематический слух у ребенка развит плохо, то с изучением букв следует повременить, иначе в будущем возможны очень серьезные проблемы, В любом случае перед тем, как вы начнете учить с ребенком буквы, обязательно сходите на прием к логопеду. Это совсем не страшно.
Что происходит, если ребенок готов заниматься, а родитель не подготовлен, чтобы учить? Через три дня после начала обучения либо ребенок, либо учитель отказываются от участия в этом процессе, Поскольку родители очень хорошо умеют читать, то им кажется, что они так же хорошо могут и учить читать. К сожалению, это не так. Уметь читать и уметь учить читать — это, как говорят в Одессе, две большие разницы, Вы поймете это, когда прочитаете книгу, Если вы решите заниматься с ребенком раньше, чем в четыре года, то желательно не ставить перед собой цель научить его читать. Вы должны организовать игровой процесс, который позволял бы неторопливо, весело и интересно проходить все стадии обучения чтению, описанные в последующих главах этой книги. Постарайтесь при этом не допускать тех ошибок, что перечислены в главе «Изучение букв». Если что-то упорно не получается, следует несколько дней отдохнуть, а затем попытаться еще раз. Если снова не получается, значит, ребенку еще рано учиться читать, Не беспокойтесь — чуть подрастет и всему научится.
К сожалению или к счастью, но я не могу повлиять на ваше решение — когда начинать обучение. Могу лишь высказать рекомендации и ознакомить вас с мнением других авторов. Принять же окончательное решение можете лишь вы сами, поскольку только вы лучше всех на свете знаете и себя, и своего ребенка.
О терминологии
Не стоит пассивно ожидать того момента, когда малыш сам хорошо научится говорить и произносить звуки. С ним надо заниматься — готовить к обучению чтению через развитие речи.
Звук мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Она нужна нам для обозначения звука — посмотрели на букву и произнесли соответствующий ей звук.
Главное — объяснить ребенку различие между звуком и буквой.




РАЗВИТИЕ РЕЧИ



Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
К. И. Чуковский


КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ СПРАВИТЬСЯ С РЕЧЬЮ


Очень просто — надо с ним разговаривать: ежедневно усваивая от родителей всё новые и новые образцы родной речи, он в какой-то момент начнет говорить.
С рождения и до трех лет больше всего времени малыш проводит с мамой, Поскольку именно в этот период формируются области мозга, отвечающие за речь, то развитие речи ребенка зависит только от мамы. Как она научит, так он и будет разговаривать. Очень важно не упустить это время, поскольку задержки в речевом развитии впоследствии очень тяжело исправить. Следующие советы помогут вам в достижении этой цели.


Это поможет ему освоить родную речь, поскольку таковой она для него еще не является. Он воспринимает ее пока примерно так, как вы, когда слушаете сумасшедшую трескотню бразильского комментатора во время чемпионата мира по футболу — абсолютно ничего не понимая, кроме того момента, когда бразильцы или бразильцам забивают гол.


Это ничего, что он пока не может ответить. Придет время — заговорит. Но, чтобы этого достичь, он должен сначала слышать и видеть, как говорят другие, — чтобы подражать, надо иметь образец для подражания. Как правило, почти все мамы это прекрасно понимают, и поэтому все, что происходит с ребенком и возле него, сопровождают подробным речевым описанием: «Берем шапочку, надеваем шапочку. А ручки замерзли? Замерзли. Надеваем варежки». Папы в большинстве своем, к сожалению, так не умеют. Не беда, зато они умеют хорошо читать — так пусть читают малышу сказки. Но только рядом с ним, чтобы ребенок мог видеть его лицо и следить за артикуляцией. И не бубнить монотонно, а говорить эмоционально, с выражением, в лицах, с понижением и повышением голоса. Но читайте сказку недолго — двух раз в день по две минуты вполне достаточно и для малыша, и для папы.
Ребенок гораздо лучше запоминает слова, если слышит их из разных источников. Дело в том, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, отличается тембром голоса, его высотой, интонацией и другими характеристиками. Поэтому, например, слово КАША, произнесенное мамой, звучит несколько иначе, чем сказанное папой. Это одно и то же слово или разные? Малыш должен научиться различать любое слово независимо от его звуковых характеристик. Именно поэтому ребенку просто необходимы небольшие, но регулярные папины чтения.


Формирование правильного звукопроизношения заканчивается лишь к 5-6 годам. А до этого времени пусть говорит, как он может. Главное, чтобы вы его понимали. В этот период важно обращать внимание ребенка не на произношение, а на то, как правильно строить предложения. Не одергивайте и не поправляйте его. А просто спокойно повторите его фразу, но правильно, перестроив ее в соответствии с требованиями русского языка. И не просите его повторять за вами. Это скучно и неприятно. Если же малыш еще не говорит предложениями, а только называет отдельные слова, то поступаем аналогично — повторяем их за ним правильно, как бы демонстрируя, подсказывая ему верное произношение. Например, показывает на мишку: «Мика!» — отвечаем: «Мишка».
Если в 4-5 лет ребенок не умеет гак про износить фразы и так строить предложения, чтобы его могли понимать не только вы, но и другие, следует обратиться к логопеду.
Я бы советовал посещать логопеда регулярно — хотя бы раз в год. В вашем присутствии он осмотрит ребенка и определит, соответствует ли речевое развитие возрасту Если нет, то подскажет, как лучше справиться с тем или иным звуком. Иногда для этого достаточно всего лишь нескольких упражнений. Поэтому не оставляйте малыша одного в борьбе с тяжелыми звуками — зовите на помощь логопеда.
Речевой материал для занятий с малышом должен соответствовать его возрасту и раз витию.
Не перегружайте ребенка, заставляя учить сложные и непонятные ему слова, длинные стихотворения, постоянно правильно повторять звуки, которые еще недоступны его возрасту, и так далее. Вместо достижений могут неправильно сформироваться некоторые звуки, появиться заикание, неврозы.
Терпеливо и внимательно слушайте ребенка, когда он вам что-то рассказывает.
Помните, что в это время он работает над развитием своей речи, а вы просто помогаете ему в этом.



«ДАЙТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ!»


Когда-то Архимед, пребывая в восхищении от возможностей рычага, которые он открыл, сказал: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю
Хотя задача вашего ребенка — научиться говорить — и не поражает вселенскими масштабами, но для него она именно таковой и является. Для ее выполнения ему просто необходима точка опоры. И она у него есть — это ваша любовь, выражение которой в виде объятий, ласк, улыбок и нежных слов он должен видеть и чувствовать ежедневно и ежечасно. Иначе точка опоры зашатается и ему будет сложно справиться с поставленной задачей, В этой связи хотелось бы прокомментировать ситуации из реальной жизни, которые вы сами наверняка наблюдали, Мама гуляет с двух-трехлетним малышом, Он балуется, а мама говорит: «Будешь баловаться — отдам дяде». Еще и обращается, шутя, к случайному прохожему: «Дядя, забирайте этого мальчика». Малыш не понимает, что это шутка, — для него это серьезная угроза. А вдруг действительно отдаст? Это не смешно и не весело. Это ужасно — мама сама, собственными руками разрушает в ребенке уверенность в ее любви, Так шутить нельзя — с подобных высказываний начинаются детские неврозы, Кроме точки опоры, у малыша еще должен быть «рычаг» — игра с родителями, Если ребенок играет сам, то у него нет потребности называть вещи своими именами и комментировать выполняемые действия. Она возникает лишь в процессе игры с разнообразными предметами при активном участии родителей: «Где машинка? Вот машинка. Кого посадим? Мишку? Хорошо. А зайку тоже возьмем? Нет, зайка останется дома. Хорошо. Куда поедем?» Сначала это будет только монолог с вашей стороны, но затем, потихонечку, полегонечку, по чуть-чуть, ребенок начнет активнее включаться в игру, и со временем это уже будет полноценный диалог.
Итак, для овладения чтением малышу необходима та же точка опоры — ваша любовь — и тот же рычаг — игра. Только не с игрушками, а с буквами, Как видите, любое обучение ребенка имеет две главные составляющие — вашу любовь и совместную игру.

Представляем новую серию для родителей!
Книги этой серии написаны известными специалистами-практиками в области популярной психологии и педагогики. Они расскажут о проблемах воспитания и общения с ребенком и помогут их решить. Советы по развитию и воспитанию, примеры из жизни, уникальные авторские методики, анализ типичных ошибок родителей, тесты и упражнения, ответы на самые распространенные вопросы - все это делает книги серии максимально информативными. Живой и современный язык повествования, легкий стиль изложения делают книги доступными как для тех, кто проводит с детьми целые дни, так и для занятых родителей.
Знакома ли вам такая ситуация: смышленый ребенок давным-давно знает все буквы, а вот складывать из них слоги у него почему-то никак не получается? Почему так происходит и, главное, что делать? Автор объясняет причины и предлагает выход - собственную методику обучения чтению в игровой форме. В книге подробно рассказано как, когда и во что играть с ребенком, как постепенно, шаг за шагом, двигаться к намеченной цели, не отбить охоту слишком сложными, пока непосильными заданиями, но и не сделать занятия скучными из-за того, что упражнения слишком примитивны. В приложении вы найдете авторское пособие по обучению чтению - "Спутник букваря".
Художники-иллюстраторы: Н. Воробьева, С. Грищук, А. Калишевский, Е. Кузнецова.